Свободные экономические зоны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 12:16, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является анализ особых экономических зон, существующих или планирующихся в Российской Федерации, насколько целесообразно их создание в условиях экономики нашей страны.
К задачам, решаемым для достижения поставленной цели, относятся изучение сущности и типов свободных экономических зон, а так же анализ опыта стран, в которых функционируют свободные экономические зоны.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Свободные экономические зоны: сущность, типы и цели создания……………………………………………………………………………5
1.1 Сущность и цели создания свободных экономических зон………………..5
1.2 Типы свободных экономических зон………………………………………12
1.3 Мировой опыт создания и функционирования свободных экономических зон………………………………………………………………………………...16
2. Свободные экономические зоны Российской Федерации: история создания и анализ современного состояния……………………………………................27
2.1 Специфика создания свободных экономических зон в Российской Федерации………………………..........................................................................27
2.2 Проблемы и перспективы развития свободных экономических зон в Российской Федерации………………………………………………………….43
Заключение……………………………………………………………………….50
Список литературы………………………………………………………………55
Приложение 1………………………………………………………………….....56
Приложение 2…………………………………………………………………….57

Работа состоит из  1 файл

kursovaya_2.doc

— 289.50 Кб (Скачать документ)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

НОУ «Академия права  и управления (институт)»

Челябинский филиал

Факультет государственного и муниципального управления

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

Дисциплина: «Региональная экономика и управление»

Тема: «Свободные экономические зоны».

 

 

 

Выполнил (а):

Белова Ольга Анатольевна

Группа: ГМУ – 456

Проверил (а): к.э.н. Тимофеев В.П.

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск

2011 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Свободные экономические зоны: сущность, типы и цели создания……………………………………………………………………………5

1.1 Сущность и цели создания  свободных экономических зон………………..5

1.2 Типы свободных экономических  зон………………………………………12

1.3 Мировой опыт создания и  функционирования свободных экономических  зон………………………………………………………………………………...16

2. Свободные экономические зоны  Российской Федерации: история  создания и анализ современного  состояния……………………………………................27

2.1 Специфика создания  свободных экономических зон  в Российской Федерации………………………..........................................................................27

2.2 Проблемы и перспективы развития свободных экономических зон в Российской Федерации………………………………………………………….43

Заключение……………………………………………………………………….50

Список литературы………………………………………………………………55

Приложение 1………………………………………………………………….....56

Приложение 2…………………………………………………………………….57

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Создание свободных  экономических зон – действенное  направление развития экономики  отдельных территорий и регионов, ориентированное, как правило, на решение конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов. При этом система льгот, устанавливаемых в свободных экономических зонах, должна быть в достаточной степени индивидуальна и тесно связана с реализуемыми на ее территориями программами.

В последнее время  свободные экономические зоны стали  неотъемлемой частью мировой экономики.

В мировой практике существует множество разновидностей свободных  экономических зон. В зависимости  от поставленных задач они могут  быть ориентированы на расширение экспортного производства, стимулирование производства для внутреннего рынка, в том числе импортозамещения, или же на внедрение и развитие каких-либо новых разработок. В соответствии с этими задачами укрупнено их можно подразделить на зоны торгового, производственного и технико – внедренческого типа, а также комплексные.

Свободные экономические  зоны существуют в более 120 странах  мира, стимулируя в этих странах  рост экспорта, занятости населения. По оценкам специалистов, к 2020 г. на свободные экономические зоны будет приходиться от 20 до 25% мирового товарооборота. Их роль в мировой экономики постоянно растет.

Цели создания свободных (особых) экономических зон многообразны: привлечение инвестиций для повышения  конкурентоспособности отдельных производств, развитие экспорта, стимулирование инновационной активности национальных компаний. В последние годы пришло осознание того, что общий режим регулирования хозяйственной деятельности в России (сохраняющаяся неопределенность прав собственности, недоступность или высокая цена долгосрочных финансовых средств для большинства компаний, диспропорционально высокое налоговое бремя в секторах, производящих несырьевую продукцию) настолько неблагоприятен для инноваций и развития сложных видов услуг, что отдельными мерами их поддержки обойтись нельзя. Необходимы комплексные улучшения в законодательной, административной и регуляторной сферах, которые на сегодняшний день могут быть в полном объеме реализованы только в рамках зон с особым экономическим режимом.

Механизм особых экономических зон предполагает преференции по трем ключевым для бизнеса направлениям: налоговые и таможенные льготы, государственное финансирование инфраструктуры, снижение административных барьеров. Именно сочетание этих факторов делает режим особой экономической зоны достаточно привлекательным для инвесторов, хотя каждый из них в отдельности не так и велик. На сегодняшний день в России созданы или планируются к созданию свободные экономические зоны почти всех основных типов, распространенных в мире: промышленно – производственные, технико – внедренческие, туристско – рекреационные, портовые.

Объект курсовой работы – свободные (особые) экономические зоны, как важный экономический институт интеграции национальной экономики в мировую.

Предмет – экономические отношения производства и распределения необходимого и прибавочного продукта между хозяйствующими субъектами, различных организационно – правовых форм.

Целью данной работы является анализ особых экономических зон, существующих или планирующихся в Российской Федерации, насколько целесообразно их создание в условиях экономики нашей страны.

К задачам, решаемым для достижения поставленной цели, относятся изучение сущности и типов свободных экономических зон, а так же анализ опыта стран, в которых функционируют свободные экономические зоны.

 

 

1. Свободные  экономические зоны: сущность, виды

и цели создания

    1. Сущность и цели создания свободных экономических зон

Понятие «свободная экономическая зона» собирательно и условно. По подсчетам экспертов Центра ООН по транснациональным корпорациям, в настоящее время существует, по крайней мере, 30 различных определений этого понятия. Все они отражают беспошлинный или льготный режим ввоза и вывоза товаров в зоне, ее определенную обособленность в хозяйственном, торговом, валютно – финансовом отношениях от остальной территории страны, а также тесную связь с мировым рынком.

«Большой экономический словарь» определяет свободную экономическую зону как ограниченную часть национально – государственной территории, на которой действуют особые льготные экономические условия для иностранных и национальных предпринимателей (льготы таможенного, арендного, налогового, визового, трудового режима и т.д.), что создает условия для развития промышленности и инвестирования иностранного капитала. [22]

Свободные экономические  зоны (СЭЗ) – важный институт мирового хозяйства, особая форма международной  экономической интеграции. [8, c.27]

Предлагается следующая  классификация свободных экономических  зон с учетом особенностей каждой зоны, которая позволяет выявить следующую их типизацию, но уже на уровне самых существенных характеристик. При этом наиболее важные черты свободных экономических зон рассматриваются в следующих аспектах:

  • с точки зрения конкретной экономики – организационных форм хозяйственной деятельности, имеющих преимущества в ее пределах;
  • с точки зрения размещения производительных сил на территории страны;
  • с точки зрения экономических отношений производства и распределения необходимого и прибавочного продукта, произведенного в свободной экономической зоне;
  • с точки зрения способности к диффузному расширению и распределению ее границ на другие, связанные с нею хозяйственные сферы, отрасли, территории.

В первом аспекте свободные  экономические зоны можно определить как составную часть хозяйственного комплекса страны, специально выделяемую на данном этапе из общего экономического контекста в качестве приоритетной, обеспечивающей производство и распределение общественного продукта, включая иностранный продукт для достижения при этом определенной конкретной цели в социально – экономическом развитии страны. Под это определение подходит все существующее многообразие свободных экономических зон. На что бы они ни были ориентированы в своей деятельности, зона всегда решает одну или несколько социально – экономических задач, специально поставленных перед ней.

Интересно отметить, что  при создании любого типа свободных экономических зон в них создаются такие условия, в которых довольно быстро вызревает производственная инфраструктура, адекватная современной мирохозяйственной сфере. В экономической зоне, как утверждает Э.Г. Кочетов, создаются не только предпосылки для технической восприимчивости, согласованности инфраструктур с импортным оборудованием, привнесенными компонентами, но и условия для технической оснащенности, то есть в данной инфраструктуре прививается вся технологическая цепочка.

Для свободных экономических зон характерно развитие международного экономического сотрудничества практически во всех возможных формах, что дает импульс не только к постоянному достраиванию необходимых для данного уровня развития частей инфраструктуры в свободной экономической зоне, но и к ликвидации омертвевших управленческих звеньев, технологических цепей и т.д. Это означает последовательную, неуклонную оптимизацию экономического комплекса свободных экономических зон и его встраивание, как в национальную, так и в мировую экономику.

Рассматривая свободные экономические зоны с точки зрения размещения производительных сил следует иметь ввиду, что, определяя ту или иную часть территории страны в качестве свободной экономической зоны для достижения конкретной цели, государство достигает ее, развивая там конкретные отрасли производства. При этом оно использует имеющиеся там факторы производства и привлекает недостающие как со своей территории (например, рабочую силу), так и из других стран (капитал, технологии). Результатом такой деятельности государства неизбежно являются изменения в размещении производительных сил, экономических потенциалов отдельных регионов и всей страны в целом.

Эта характеристика, как  и предыдущая, присуща всем разновидностям свободных экономических зон.

Для свободной экономической зоны характерны особые, по сравнению со всей страной, экономические отношения производства и распределения необходимого прибавочного продукта, произведенного на его территории. Эти отношения могут быть определены как преднамеренно видоизмененные в сравнении с господствующими в данной стране.

Однако, данная характеристика менее универсальна, чем две предыдущие. Она приложима только к тем зонам, которые создаются в переходных экономиках. Но при этом не важно, от какой экономике к какой происходит переход.

На первое место ставятся отношения распределения, а не производства, поскольку именно они присущи  всем без исключения типам свободных экономических зон. Именно в таком контексте такой признак присущ любой разновидности свободных экономических зон. В основе любого вида зоны обязательно лежат экономические отношения, связанные с распределением и производством необходимого и прибавочного общественного продукта, причем такие отношения, которые отличаются от общего экономического контекста данной страны. И это отличие осуществлено государством преднамеренно для достижения определенных целей – будь то привлечение иностранного капитала или товарной массы, увеличение валютных поступлений или повышение степени занятости, стимулирование экспорта или развитие производства в целом и т.д.

Еще одна, общая для  всех свободных экономических зон, черта, характеризующая их, - это способность к диффузному расширению и распространению своих границ на другие связанные с нею, непосредственно или опосредовано, хозяйственные сферы, отрасли, территории.

Эта черта проистекает  из того, что, несмотря на определенную обособленность, свободные экономические зоны всегда остаются неотъемлемой частью национального хозяйственного организма. Поэтому все последствия их должны отразиться и отражаются на национальной экономике. В частности, стихийность, отсутствие проработки динамики (этапности) в формировании экономических зон могут приводить к негативным последствиям в самой зоне и в экономике всей страны. Положительное диффузное воздействие свободных экономических зон проявляется в преобразовании территории зоны и отраслей, на них развивающихся, подтягивании их к мировому уровню не только в техническом плане, но и в других отношениях. Тем самым, способствуя интернационализации воспроизводственных процессов в других сферах хозяйства, экономических регионах и даже друг их странах.

Практически во всех определениях свободной экономической зоны содержится признак, характеризующий их границу. Этот признак является одним из существенных. Поскольку, как бы не организовывалась экономическая зона, она всегда отделена от остальной страны (прежде всего, от ее экономики) таможенной границей. Это зафиксировано в широко признанном определении свободной зоны (или зоны – франко), данном в VIII приложении к Киотской конвенции 1973г, где она понимается как часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории (принцип «таможенной экстерриториальности») и потому не подвергающиеся обычному таможенному контролю и налогообложению. Причем главным является не наличие границы, а то, ради чего она создается, а именно – ради предоставления льгот инвесторам зоны. Из этого определения видно, что свобода обособленной части государственной территории является не абсолютной, а относительной. Свободной эта территория является лишь в том отношении, что ввезенные в нее товары освобождаются от таможенных пошлин и налога на импорт, которые в соответствии с национальным таможенным законодательством применяются в отношении ввозимых товаров на других территориях страны. Таким образом, местные законы не освобождают товаровладельцев от соблюдения соответствующего экономического правопорядка, а лишь облегчают его.

Обобщив выше изложенные принципы можно определить свободную экономическую зону как суверенную территорию государства (государств), являющуюся составной частью хозяйственного комплекса страны (группы стран), где обеспечивается производство и распределение общественного продукта для достижения конкретной общенациональной интегрированной, корпоративной цели с использованием специальных механизмов регулирования общественно – экономических отношений производства и распределения, способных к диффузному расширению и распространению ее границ. [5, c.6]

Информация о работе Свободные экономические зоны