Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 12:16, курсовая работа
Целью данной работы является анализ особых экономических зон, существующих или планирующихся в Российской Федерации, насколько целесообразно их создание в условиях экономики нашей страны.
К задачам, решаемым для достижения поставленной цели, относятся изучение сущности и типов свободных экономических зон, а так же анализ опыта стран, в которых функционируют свободные экономические зоны.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Свободные экономические зоны: сущность, типы и цели создания……………………………………………………………………………5
1.1 Сущность и цели создания свободных экономических зон………………..5
1.2 Типы свободных экономических зон………………………………………12
1.3 Мировой опыт создания и функционирования свободных экономических зон………………………………………………………………………………...16
2. Свободные экономические зоны Российской Федерации: история создания и анализ современного состояния……………………………………................27
2.1 Специфика создания свободных экономических зон в Российской Федерации………………………..........................................................................27
2.2 Проблемы и перспективы развития свободных экономических зон в Российской Федерации………………………………………………………….43
Заключение……………………………………………………………………….50
Список литературы………………………………………………………………55
Приложение 1………………………………………………………………….....56
Приложение 2…………………………………………………………………….57
На данный момент наиболее актуальными проблемами являются оформление земельных участков для застройки зон. Существуют пробелы в законодательстве, и пока не отлажены все процедуры предоставления земельных участков. Но соответствующие поправки в законы уже подготовлены. Разработаны подробные планы по всем промышленно – производственным и технико – внедренческим особым экономическим зонам. А короткую стратегию (до середины 2008 г.) превратили в тактический план в виде заданий министра экономического развития и торговли Германа Грефа. В них расписаны сроки проектирования и строительства объектов, указаны примерные объемы и источники финансирования. Например, в промышленно – производственной зоне в Липецке к 2010 году появится более 5 тысяч рабочих мест. В нее будет привлечено свыше 40 миллиардов рублей. Зарегистрировано более 20 резидентов. А всего в шесть зон к концу 2010 года рассчитывается привлечь не менее 100 миллиардов рублей частных инвестиций, зарегистрировать свыше 300 резидентов. Конечно, эти планы достаточно примерные. Наверняка они еще будут корректироваться с учетом прихода инвесторов. [14]
Эффект от создания особых экономических зон туристско – рекреационного типа (к 2016 году):
Свободные экономические зоны могут стать хорошим стимулом для притока инвестиций в российскую экономику, а так же для увеличения темпов экономического роста страны, посредством продуманных законопроектов и целенаправленным составлением и исполнением планов.
В настоящее время в Российской Федерации свободные экономические зоны находятся на стадии становления и насколько они будут успешными можно только предполагать.
Заключение
Создание особых экономических зон – действенное направление развития экономики отдельных территорий и регионов, ориентированное, как правило, на решение конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов.
Однако в России механизм особых экономических зон пока находится в стадии становления и отладки, поэтому имеются значительные возможности по его развитию и оптимизации. Можно отметить следующие основные моменты:
• агломерационная экономия в рамках самих особых экономических зон;
• позитивные внешние эффекты для предприятий, находящихся вне особых экономических зон.
В настоящее время в основном сформирована нормативная правовая база, необходимая для создания и функционирования особых экономических зон. Она включает в себя свыше 50 нормативно – правовых актов. В целом, создана и система управления данным процессом. Минэкономразвития России – главный стратегический орган, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в данной сфере, РосОЭЗ (со своими региональными управлениями) – главный орган исполнительной власти, организующий и отвечающий за эту работу. ОАО «Особые экономические зоны» – ведущая организация, непосредственно осуществляющая строительство объектов инфраструктуры в особых экономических зонах.
В направлении создания в Российской Федерации особых экономических зон сейчас практически завершен первый этап – этап формирования нормативной правовой базы и открытия зон. С 2008 г. мы начинается новая фаза деятельности – период активного проектирования и строительства объектов инфраструктуры во всех особых экономических зонах. В ближайшие годы результаты работы первых особых экономических зон покажут: насколько эффективным станет этот инструмент для диверсификации экономики и стоит ли его активно распространять по всей территории России. Однако первые результаты работы промышленно-производственных зон позволяют с оптимизмом смотреть на это направление.
Особые экономические зоны должны стать новым вектором развития российской экономики, действенным инструментом зарождения ее нового оздоровленного типа.
Список литературы
Приложение 1
Место расположения ОЭЗ |
Территория зоны |
Специализация ОЭЗ |
Государственные инвестиции в инфраструктуру зоны |
г. Санкт-Петербург |
Два земельных участка общей площадью 200 гектаров. |
Производство программного обеспечения, средств связи и бытовой электронной аппаратуры, автоматизированных систем управления технологическими процессами, медицинской техники. Разработка и производство аналитических приборов. |
Около 1,5 млрд. руб., в том числе 50 процентов из федерального бюджета. |
г. Дубна, Московская область |
Два земельных участка общей площадью 187,7 гектара. |
Электронное приборостроение, проектирование новых летательных аппаратов, разработка альтернативных источников энергии. |
2,5 млрд. руб., из них 65 процентов – за счет федерального бюджета. |
г. Зеленоград |
Два земельных участка общей площадью более 155 гектаров. |
Разработка и освоение
микросхем, изделий интегральной оптики,
оптоэлектроники и |
Около 5 млрд. руб., в том числе 50 процентов из федерального бюджета. |
г. Томск |
Два земельных участка общей площадью 197 гектаров. |
Информационно- коммуникационные,
электронные и медицинские |
Около 1,9 млрд. руб., из них 70 процентов – за счет федерального бюджета. |
г. Липецк |
10,3 квадратных километра. |
Производство бытовой техники и комплектующих к ней. |
Около 1,8 млрд. руб., в том числе из федерального бюджета - 42 процента. |
г. Елабуга, Татарстан |
20 квадратных километров. |
Выпуск автомобильных компонентов, автобусов, бытовой техники. Высокотехнологичное химическое производство. |
1,6 млрд. руб., из них 49 процентов – за счет федерального бюджета. |