Свободные экономические зоны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 12:16, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является анализ особых экономических зон, существующих или планирующихся в Российской Федерации, насколько целесообразно их создание в условиях экономики нашей страны.
К задачам, решаемым для достижения поставленной цели, относятся изучение сущности и типов свободных экономических зон, а так же анализ опыта стран, в которых функционируют свободные экономические зоны.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Свободные экономические зоны: сущность, типы и цели создания……………………………………………………………………………5
1.1 Сущность и цели создания свободных экономических зон………………..5
1.2 Типы свободных экономических зон………………………………………12
1.3 Мировой опыт создания и функционирования свободных экономических зон………………………………………………………………………………...16
2. Свободные экономические зоны Российской Федерации: история создания и анализ современного состояния……………………………………................27
2.1 Специфика создания свободных экономических зон в Российской Федерации………………………..........................................................................27
2.2 Проблемы и перспективы развития свободных экономических зон в Российской Федерации………………………………………………………….43
Заключение……………………………………………………………………….50
Список литературы………………………………………………………………55
Приложение 1………………………………………………………………….....56
Приложение 2…………………………………………………………………….57

Работа состоит из  1 файл

kursovaya_2.doc

— 289.50 Кб (Скачать документ)

Налоговая нагрузка на предприятия снижается  также за счет региональных (налог  на имущество организаций, транспортный налог) и местных (земельный) налогов, от уплаты которых резиденты всех особых экономических зон освобождаются в течение первых пяти лет (ст. 381, 395 НК РФ, а также законы субъектов Федерации). Льготный налоговый режим, устанавливаемый для резидентов особых экономических зон по новому порядку, закрепляется в специальном соглашении о создании особых экономических зон, заключаемом между Правительством РФ, органами государственной власти субъекта РФ и исполнительно – распорядительным органом муниципального образования.

В особых экономических зонах действует также режим свободной таможенной зоны, согласно которому иностранные товары размещаются и используются в пределах территории особой зоны без уплаты таможенных пошлин и НДС.

Налог на фонд оплаты труда существенно снижен – до уровня взносов в Пенсионный фонд РФ. Резиденты особых экономических зон, в свою очередь, могут изыскивать ресурсы для установления уровня заработной платы более высокой, чем на аналогичных предприятиях – нерезидентах.

Собственно, именно комплекс льгот и преференций, которые государство вводит в особой экономической зоне, делают их привлекательными для бизнеса, позволяют создавать высокооплачиваемые рабочие места. [9]

Согласно  ст. 10 Закона N 116 – ФЗ на территории особой экономической зоны осуществлять предпринимательскую деятельность вправе не только резиденты, но и индивидуальные предприниматели, а также коммерческие предприятия – нерезиденты. Подобное положение предоставляет последним такую льготу без заключения с органами управления особой экономической  зоны соглашения о ведении промышленно – производственной деятельности, что является обязательным для их резидентов.

Согласно ст. 10 Закона N 116 – ФЗ на территории особых экономических зон осуществлять предпринимательскую деятельность вправе не только резиденты, но и индивидуальные предприниматели, а также коммерческие предприятия – нерезиденты. Подобное положение предоставляет последним такую льготу без заключения с органами управления особой экономической зоны соглашения о ведении промышленно – производственной деятельности, что является обязательным для их резидентов. [10]

Промышленно – производственные особые экономические зоны могут занимать площадь не более 20 квадратных километров, а технико – внедренческие – лишь 2.

При этом особые экономические зоны будут созданы только на земельных участках, которые находятся в государственной и муниципальной собственности. Но они не должны включать в себя полностью территорию административно – территориального образования.

Особые экономические зоны не могут быть расположены на территории нескольких муниципальных образований.

Срок существования особых экономических зон – 20 лет. Продлению он не подлежит.

Резиденты промышленно  – производственных зон обязаны вложить в развитие бизнеса 10 млн. евро. При этом сумма обязательных инвестиций в течение первого года должна составлять не менее миллиона евро. Для резидентов технико – внедренческих зон минимальная сумма вложений не установлена.

В свою очередь, государство  гарантирует инвесторам защиту от неблагоприятных  изменений в российском законодательстве о налогах и сборах. [12]

Технико – внедренческая особая экономическая зона в г. Дубне создается для привлечения инвесторов и обеспечения условий для ведения исследований и разработок, создания опытных образцов и производства опытных партий высокотехнологичной продукции в соответствии с приоритетными направлениями научно – технической и инновационной деятельности, экспериментальных разработок, испытаний и подготовки кадров, закрепленными за г. Дубной как наукоградом Российской Федерации Указом Президента РФ от 21 декабря 2001 г. № 1472. Особое внимание при этом будет уделено развитию деятельности в сфере информационных технологий и ядерно – физических технологий.

Основными целями технико – внедренческой зоны являются:

  • увеличение доли России на мировых рынках высокотехнологичной продукции и в первую очередь в сфере информационных технологий;
  • создание современной российской модели научно-технологического парка, включающего Университет, исследовательские и инженерные центры, инновационные предприятия;
  • создание в г. Дубне центра развития и распространения культуры разработки и реализации программных продуктов.

В качестве отдельных  задач проекта будут решаться задачи отработки механизмов ипотеки  для обеспечения жильем привлекаемых специалистов, а также задачи градостроительства и инженерного обеспечения современных малых городов.

Особая экономическая зона промышленно – производственного типа «Алабуга» размещена на территории Елабужского района Республики Татарстан. Площадь особой экономической зоны 20 кв. километров. Это территория, ранее предназначавшаяся для строительства Камского тракторного завода.

Территория  Елабужского района и г. Елабуга по производству промышленной продукции на душу населения превосходит средний показатель по Республике Татарстан на 42,7%, а среднероссийский уровень   - в 3,1 раза.

Основными отраслями  специализации территориальной  экономики являются промышленность, сельское хозяйство, образование, туризм.

Территория особой экономической зоны «Алабуга» разделена на определенное число земельных участков, или модулей. Площадь модуля может составлять 5, 10, 20 и более га. К каждому модулю подведены все необходимые коммуникации: автодороги, инженерные сети, электричество, теплосеть, газ, вода, канализация, высокоскоростная линия связи и т.д., и резидент получает точку врезки возле своего земельного участка.

Особая экономическая зона технико – внедренческого типа, созданная в г. Санкт – Петербург, занимает территорию общей площадью 200 га в Петродворцовом районе (территория «Нойдорф» - пос. Стрельна) и в Приморском районе (территория севернее лесопарка Ново – Орловский) Санкт – Петербурга.

Зона создается  с целью локализации организаций  и наукоемких производств и создания условий для их развития, а также  развития сферы услуг в области  высоких технологий.

На территории особой экономической зоны г. Санкт – Петербурга, в соответствии с заявками потенциальных резидентов особой экономической зоны, планируется разработка программных продуктов; средств связи различного назначения и бытовой радиоэлектронной аппаратуры; автоматизированных систем управления технологическими процессами; медицинской техники, разработка аналитических приборов и другое.

Особая экономическая зона Томской области технико – внедренческого типа состоит из двух участков – Академгородок и Томскнефтехим.

В составе участка  Академгородок предусмотрено и  запроектировано: административно – выставочный комплекс для размещения административно – делового центра управления особой экономической зоны, гостиницы, университет подготовки специалистов высшей квалификации, и службы общего назначения по оказанию полного комплекса услуг (консалтинговых, телекоммуникационных, бухгалтерских, юридических, хозяйственных и т.п.) всем предприятиям – резидентам особой экономической зоны. Комплекс зданий для размещения резидентов, работающих в областях нанотехнологий и новых материалов, ИКТ технологий, биотехнологий и резидентов, реализующих прочие проекты.

Реализация  второго участка – Томскнефтехим – экономически оправдано, имеется необходимая инженерно – транспортная инфраструктура (подъездные пути; установки воздухоразделения, водоподготовки и водоснабжения; котельная с выработкой пара и горячей воды, склады приема и хранения химреагентов, сырья и готовой продукции).

Площадка обеспечена необходимыми площадями зданий и сооружений. В одном из корпусов имеется действующая пилотная установка полимеризации олефинов. Наличие опытного научно – технического и технологического персонала позволит организовать и выполнить работы по реализации проекта.

Федеральный закон  № 16 – ФЗ от 10.01.2006 г. «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон) вступил в силу с 1 апреля 2006 года.

В соответствии с Законом Особая экономическая  зона в Калининградской области – территория, на которой действует специальный правовой режим осуществления хозяйственной, производственной, инвестиционной и иной деятельности.

Создание и  функционирование Свободной экономической зоны закреплено Федеральным законом от 31.05.99 г. № 104 – ФЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области», законом Магаданской области от 29.06.99 г. № 75 – ОЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области» и законом Магаданской области от 05.07.99 г. № 80 – ОЗ «Об изменении административно – территориального устройства Магаданской области».

Получение свидетельства  участника Свободной экономической зоны возможно в соответствии со ст. 3 Федерального закона при соблюдении нескольких условий:

  • юридическое лицо или индивидуальный предприниматель должны быть зарегистрированы на территории Особой экономической зоны;
  • основная хозяйственная деятельность должна осуществляться непосредственно на территории Магаданской области;
  • на территории Магаданской области должны находиться 75 % основных фондов хозяйствующих субъектов, претендующих на льготы.

Основные направления  деятельности особой экономической  зоны «Зеленоград»:

  • информационно – телекоммуникационные системы;
  • программно – аппаратные комплексы передачи, обработки и защиты информации;
  • интеллектуальные системы навигации и управления;
  • компьютерное моделирование;
  • производство программного продукта;
  • радио- и акустоэлектроника;
  • лазерные и электронно – ионно – плазменные технологии;
  • биоинформационные технологии;
  • нанотехнологии и наноматериалы;
  • биосенсорные технологии;
  • технологии противодействия терроризму.

В соответствии с Федеральным законом «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22.07.2005 г. № 116 – ФЗ, Постановлением Правительства РФ от 21.12.2005 г. № 782 принято решение о создании на территории Липецкой области особой экономической зоны промышленно – производственного типа площадью свыше 10 кв. км.

Особая экономическая  зона создана в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологических отраслей и производства новых видов продукции.

Создание особой экономической  зоны регламентируется следующими основными  условиями:

  • срок действия зоны составляет 20 лет;
  • инвестиционный проект должен содержать капитальные вложения в рублях в сумме, эквивалентной не менее 10 млн. евро (в течение года с момента заключения соглашения – не менее 1 млн. евро) по курсу Центрального банка РФ;
  • создание инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджета Липецкой области, а также других привлеченных источников;
  • предоставление государственной поддержки для резидентов особой экономической зоны.

Особая экономическая  зона в Ставропольском крае расположена на 13 участках общей площадью до 17 кв. км.

Целью проекта является создание современного бальнеологического курорта, улучшение сервиса, достижение большей гибкости в оздоровительных программах, формирование широкого спектра развлекательных возможностей для отдыхающих и развитие смежных видов туризма.

На территории особой экономической зоны планируется  развивать следующие виды туризма: рекреационный, экологический; деловой; спортивный; познавательный.

На территории особой экономической зоны планируется строительство следующих объектов:

  • Гостиничные комплексы международного класса на 17 тыс. мест размещения;
  • Всероссийский детский оздоровительный центр;
  • Клиника инновационного лечения;
  • SPA – центры;
  • Спортивно – реабилитационный и спортивно – оздоровительный комплекс;
  • Горнолыжный комплекс;
  • Культурно – развлекательные объекты;
  • Прочие объекты сферы услуг.

До 2016 года объем внебюджетных инвестиций составит 49,0 млрд. руб.

Информация о работе Свободные экономические зоны