Свободные экономические зоны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 12:16, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является анализ особых экономических зон, существующих или планирующихся в Российской Федерации, насколько целесообразно их создание в условиях экономики нашей страны.
К задачам, решаемым для достижения поставленной цели, относятся изучение сущности и типов свободных экономических зон, а так же анализ опыта стран, в которых функционируют свободные экономические зоны.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Свободные экономические зоны: сущность, типы и цели создания……………………………………………………………………………5
1.1 Сущность и цели создания свободных экономических зон………………..5
1.2 Типы свободных экономических зон………………………………………12
1.3 Мировой опыт создания и функционирования свободных экономических зон………………………………………………………………………………...16
2. Свободные экономические зоны Российской Федерации: история создания и анализ современного состояния……………………………………................27
2.1 Специфика создания свободных экономических зон в Российской Федерации………………………..........................................................................27
2.2 Проблемы и перспективы развития свободных экономических зон в Российской Федерации………………………………………………………….43
Заключение……………………………………………………………………….50
Список литературы………………………………………………………………55
Приложение 1………………………………………………………………….....56
Приложение 2…………………………………………………………………….57

Работа состоит из  1 файл

kursovaya_2.doc

— 289.50 Кб (Скачать документ)

Потребность в бюджетных  средствах до 2016 года – 3,06 млрд. руб.

Потенциальными резидентами являются следующие компании: «ЮМАКО», «Вимм – Билль – Данн Продукты Питания», «Мегаполис – Финанс», «Тирэль» (Africa Israel Hotel Investments Ltd.), «АльфаГрупп», «БЬЮТИ ТРЕЙД», «Домашний салон», Ассоциация «БИОТЕХ», Центр спортивной подготовки «Олимп» и другие.

Решение о создании особой экономической зоны туристско – рекреационного типа в Республике Бурятия было утверждено Постановлением Правительства РФ № 68 от 03.02.07 г.

19 октября 2007 г. было подписано дополнительное соглашение, определяющее границы пяти участков особой экономической зоны – «Турка», «Пески», «гора Бычья – вершина 1771», «бухта Безымянная», «Гремячинск». В качестве участков первой очереди развития были выбраны «Турка» и «Пески», с выходом на полную мощность которых ожидаемое количество туристических прибытий составит более 180 тыс. человек в год (с учетом однодневных туристов), а количество гостиничных номеров – 350.

Отработан список потенциальных резидентов, предполагаемый объем вложений, которых на все  участки особых экономических зон превышает 45 млрд. рублей. Ведется дальнейшая работа по привлечению инвестиций.

Особая экономическая  зона в Иркутской области расположена  на одном участке площадью до 4 кв. км.

Целью проекта особой экономической зоны является создание всесезонного курорта мирового уровня для различных сегментов туристов из России, стран СНГ, Европы и Азии, на побережье озера Байкал, а также горных территориях вблизи поселка Листвянка (Иркутский район).

На территории особой экономической зоны будут  развиваться следующие виды туризма: деловой, спортивный, экологический, лыжный, водный, экскурсионный.

Финансирование особой экономической зоны: до 2016 г. объем внебюджетных инвестиций составит 10,32 млрд. руб.

Потребность в  бюджетных средствах до 2016 года – 4,72 млрд. руб.

Планируется строительство следующих объектов:

  • Гостиничные комплексы круглогодичного действия (вместимость до 11 тыс. мест);
  • Конгресс – центры;
  • Горнолыжный комплекс;
  • Аквапарк;
  • Рекреационный центр.

Потенциальные резиденты особой экономической зоны:

Ассоциация «Байкальская Виза», ООО «Гранд Байкал», ЗАО «Россо Групп» компания «Наньтун» (КНР), ООО «Импекс» ООО «Реал Групп», «Национальный траст сохранения и развития национальных ландшафтов», компания «Эрлинхот» (КНР) и другие.

Особая экономическая  зона в Краснодарском крае расположена на 1 участке общей площадью 800 га.

Целью проекта особой экономической зоны является развитие инженерной и туристской инфраструктуры высокого мирового уровня, что будет способствовать перераспределению туристских потоков по сезонам года, доступности отдыха широким слоям граждан.

На территории особой экономической зоны в Краснодарском крае предполагается развивать следующие виды туризма: пляжный, деловой, оздоровительный, водный, спортивный.

До 2016 года объем  внебюджетных инвестиций в особой экономической зоне составит 147,42 млрд. руб.

Потребность в  бюджетных средствах до 2016 года – 28,96 млрд. руб.

Планируется строительство следующих объектов:

  • Гостиничные комплексы общей вместимостью 110 тысяч мест размещения (категории 3 – 5 звезд);
  • Спортивные, физкультурно – оздоровительные и культурно – развлекательные сооружения и центры;
  • Яхтклубы;
  • Аквапарки;
  • Заведения общественного питания;
  • Прочие объекты сферы услуг.

Потенциальные резиденты особой экономической зоны: ООО «Петра – Сочи», «Purchase Center China», ЗАО «Моспромстрой», ООО Инвестиционно-строительная компания «Модус», ООО «Кубаньтелеком», ООО «ВМК недвижимость».

На сегодняшний  день на территории уже созданных  особых экономических зон зарегистрировано 54 резидента, объем инвестиций, которых в этом году составил свыше 5 млрд. руб. [19]

2.2. Проблемы и перспективы развития российских свободных экономических зон

Существующие, в настоящее  время, в Российской Федерации свободные (особые) экономические зоны функционируют  с 2005 года, то есть с момента вступления в силу Федерального закона от 22.07.2005 №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Поэтому современные особые экономические зоны делают только первые шаги, согласно новым, разработанным нормативно – правовым актам и Федеральным законам, разработанным с учетом ошибок предшествующего периода.

Проблемы особых экономических зон, созданных в 90-х годах привели к их полной ликвидации. При этом специалисты говорят о следующих проблемах, которые были связанны с функционированием свободных экономических зон:

  • Программно – целевые проблемы:
  • отсутствие государственной концепции создания свободных экономических зон;
  • отсутствие законодательной и нормативной базы.

Недостаточность законодательного обеспечения деятельности иностранного капитала привела к низкому объему инвестиций в свободные экономические зоны – в 2004 г. 2% от общего объема прямых иностранных инвестиций в России.

  • Организационные проблемы состоят в том, что отсутствует эффективная система управления зонами на федеральном и местном уровнях.
  • Социально – экономические проблемы:
  • Разрыв и перераспределение хозяйственных связей предприятий;
  • Отсутствие защиты отечественных товаропроизводителей на международном рынке со стороны государства;
  • Наличие на пути развития свободного предпринимательства препятствий бюрократического характера;
  • Проблема уровня квалификации российских кадров, как рабочих, так и управленческих, недостаток опыта;
  • Проблема доверия к власти.

Правовое регулирование  создания и функционирования этих зон проводилось не законами, а подзаконными актами, что не смогло обеспечить надлежащий уровень правовой защиты инвестиций. Так, общие вопросы, касающиеся режима предыдущих экономических зон, находили отражение в правительственных распоряжениях и постановлениях, президентских указах, международных договорах и других нормативных актах.

По сути, созданные  в Российской Федерации свободные  экономические зоны трансформировались в оффшоры. Компании регистрировались на соответствующих территориях, пользовались предоставляемыми им привилегиями, а деятельность свою вели за ее пределами. Большинство из этих зон так и не стали функционировать в полной степени, а их деятельность во многом нарушала федеральное законодательство.

Таким образом, цели, поставленные при создании этих зон, не были достигнуты, вследствие чего зоны ликвидировали. [11]

Анализируя  предыдущий этап развития экономических  зон, эксперты отмечали, что общий  режим регулирования хозяйственной  деятельности в России, который отличается неопределенностью прав собственности, недоступностью или высокой ценой долгосрочных финансовых средств для большинства компаний, диспропорционально высоким налоговым бременем в секторах, производящих не сырьевую продукцию, продолжает оставаться неблагоприятным для инноваций. Поэтому отдельными мерами по их поддержке обойтись нельзя. Необходимы комплексные улучшения в законодательной, административной и регуляторной сферах.

Данный вывод  свидетельствует о том, что ошибки, допущенные на практике в ходе реализации положений нормативно-правовых актов, регулирующих функционирование прежних экономических зон, в определенной мере позволили ускорить переосмысление условий ведения промышленной политики страны. Стало очевидным, что эта политика не должна заключаться в простой раздаче бюджетных средств и поддержке неконкурентоспособных производств за счет протекционистских мер. Экономическая ситуация в России потребовала выработки иных подходов к проблеме государственного регулирования процесса создания особых экономических зон, основанных на конкретных задачах реформирования и развития и использующих накопленный мировой опыт.

Очевидно, что современная  промышленная политика должна представлять собой комплекс мер, направленных на повышение конкурентоспособности  национальных компаний на внутреннем и внешнем рынках путем создания благоприятных условий для их динамичного развития и реализации их фактических и потенциальных конкурентных преимуществ.

Механизм особых экономических зон предполагает преференции по трем ключевым для бизнеса направлениям: налоговые и таможенные льготы, государственное финансирование инфраструктуры, снижение административных барьеров. Именно сочетание этих факторов делает режим особой экономической зоны привлекательным для инвесторов, хотя каждый фактор в отдельности не так уж велик.

Для реализации этих факторов разрабатывался и принимался в 2005 г. указанный Закон об особых экономических зонах. Кроме этого законодательного акта в настоящее время действуют следующие Федеральные законы, регулирующие образование и деятельность особых экономических зон в Российской Федерации:

- от 22 июля 2005 г. №117 – ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»;

- от 10 января 2006 г. №16 – ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»;

- от 17 мая 2007 г. №84 – ФЗ «О внесении изменений в статьи 5 и 23 Федерального закона «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», статью 89 части первой Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 288.1 и 385.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».

По мнению ряда специалистов, Закон об особых экономических зонах действительно учитывает негативный опыт функционирования экономических зон начала 1990-х гг. Этим Законом не предусмотрено заключение индивидуальных соглашений, а установлены единые правила создания и функционирования зон. Иными словами, это закон прямого действия, не допускающий никакого торга вокруг механизмов и льгот. Тем более что зоны отбираются в результате конкурсов.

Было разработано три  стратегии по строительству и  созданию особых экономических зон: короткая – до середины 2008 г., среднесрочная – до 2010 г. и долгосрочная – до 2012 г.

Некоторые эксперты также  считают, что надо стремиться к тому, чтобы в зонах размещались, прежде всего, те производства, которые ориентированы  на экспорт продукции или на производство продукции, не имеющей аналогов на территории России. Это было бы оптимально с точки зрения не искажения конкурентной среды на российском рынке.

Так, на строительство  внутриплощадочной инфраструктуры особых экономических зон планируется выделить из федерального бюджета на три года (2008 – 2010 гг.) более 30млрд. руб., которые вносятся в уставный капитал ОАО «Особые экономические зоны» (100% акций ОАО принадлежат государству). Кроме того, предусмотрено выделение еще около 40 млрд. руб., которые пойдут на строительство аэропортов, автодорог, объектов водного хозяйства и т.д. Плюс бюджеты субъектов Федерации и муниципалитетов за три года выделят около 38 млрд. руб. на строительство инфраструктуры особых экономических зон.

Иными словами, серьезным стимулом для частных инвестиций в особых экономических зонах служат государственные вложения.

Потенциальные зарубежные инвесторы проявляют все больший  интерес к возможностям вкладывать ресурсы в создающиеся в России особые экономические зоны. Для закрепления положительной тенденции в данном вопросе необходимо принимать дальнейшие усилия по улучшению деятельности не только государственных структур в этой сфере, но и потенциальных инвесторов. Особые экономические зоны хотя и являются эффективным инструментом привлечения инвестиций в российскую экономику, они не могут решить все ее проблемы.

Эти и другие вопросы  создания и функционирования особых экономических зон в целом подтверждают актуальность дальнейшего продвижения законодательной базы. Отметим, что 14 июня 2007 г. Государственной Думой был принят в первом чтении правительственный законопроект №424303 – 4 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации и другие нормативные правовые акты Российской Федерации». Этот проект предусматривает создание портовых особых экономических зон.

Актуальность  принятия законопроекта обусловлена  усилением зависимости темпов экономического роста в России от степени развитости отечественной транспортной инфраструктуры, в том числе портовой. Принятые за последние годы меры (в том числе по реформе естественных монополий) оказались недостаточными для притока инвестиций в эти секторы экономики. Поэтому одной из возможных форм привлечения инвестиций и дальнейшего развития экономического потенциала производственной деятельности морских, речных портов и аэропортов может стать создание на их базе образований с особыми экономическими условиями функционирования – портовых особых экономических зон. [19]

Еще одна проблема состоит  в отсутствии четко сформулированных целей создания зон, не противоречащих как интересам регионов, так и Федерации в целом. Руководители регионов видят, как правило, в таких зонах лишь одну сиюминутную привлекательную сторону – перспективу получения льгот по полному или частичному освобождению от налогов. Многие полагают, что свободные экономические зоны помогут им избавиться от проблем, решить которые сами они не в состоянии: плохого состояния инфраструктуры, развала производства, безработицы, тяжелой социальной обстановки, экологических проблем. И при этом не думают о том, кто же тогда в такую «свободную зону» придет со своим капиталом? [22]

Информация о работе Свободные экономические зоны