Таможенное дело

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 12:54, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является исследование таможенно-тарифного регулирования ВЭД как фискально-регулирующего инструмента защиты экономической безопасности РФ.
Для достижения данной цели необходимо выполнить ряд задач:
 раскрыть сущность таможенно-тарифного регулирования ВЭД;
 определить цели, особенности и элементы таможенно-тарифного регулирования;

Содержание

Введение 3
1. Роль, функции таможенного тарифа 5
1.1 Сущность и особенности таможенно-тарифного регулирования ВЭД 5
1.2 Нормативно-правовая база, регулирующая таможенно-тарифное регулирование ВЭД 10
1.3 Функции таможенного тарифа, их значение 15
2. Таможенный тариф, как фискальный и регулирующий инструмент ВЭД 17
2.1 Анализ ставок таможенных пошлин Единого таможенного тарифа таможенного союза (ЕТТ ТС) 17
2.2 Оценка влияния таможенных пошлин на импорт и экспорт товаров 26
3. Совершенствование структуры таможенного тарифа, как фискально-регулирующего инструмента защиты экономической безопасности РФ 33
Заключение 37
Список использованных источников 39

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа ттр.doc

— 389.50 Кб (Скачать документ)

    В соответствии со ст. 12 Федерального закона «Об основах государственного регулирования  внешнеторговой деятельности» на практике применяются следующие механизмы  регулирования: тарифного и нетарифного  регулирования, запреты и ограничения  внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью, меры экономического и административного характера, способствующих развитию ВЭД. Иные методы регулирования путем вмешательства и установления различных ограничений органами государственной власти РФ и ее субъектов не допускаются. В таможенном праве закреплен принцип приоритетности использования экономических методов при осуществлении внешнеторговой политики, что соответствует логике рыночного регулирования, выражающийся в разумной минимизации использования административных инструментов. [3]

    Таможенный  кодекс ТС определяет таможенные платежи, страну происхождения товаров и  основные положения, касающиеся таможенной пошлины.[1]

    Глава 6 «Единая товарная номенклатура внешнеэкономической  деятельности Таможенного союза. Классификация товаров» отражает понятие Единой товарной номенклатуры ВЭД ТС, правила ее ведения и классификация товаров, а также порядок и условия принятия предварительного решения.

    Глава 7 «Страна происхождения товаров» - общие положения о стране происхождения товаров, а также порядок подтверждения страны происхождения товаров.

    Раздел 2 «Таможенные платежи» - общие положения  о таможенных платежах (глава 9), исчисление таможенных пошлин, налогов (глава 10), сроки  и порядок уплаты таможенных пошлин, налогов (глава 11), обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов (глава 12), возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств (глава 13), взыскание таможенных пошлин, налогов (глава 14).

    Решение межгосударственного совета ЕврАзЭС от 12 декабря 2008 г. № 4 «О формировании правовой базы таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества». Решение отражает перечень нормативно-правовых актов (НПА), принятых межгосударственным Советом Евразийского сообщества, к тем НПА, которые регулируют ТТР ТС относятся:

  • Протокол об условиях и порядке применения в исключительных случаях ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа;
  • Протокол о единой системе тарифных преференций таможенного союза;
  • Протокол об обеспечении единообразного применения правил определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза и т.д.

    Решение межгосударственного совета ЕврАзЭС  от 27 ноября 2009 г. №18 «О едином таможенно-тарифном регулировании ТС Республики Беларусь, Республики Казахстан и РФ» -  отражает решения, которые были приняты межгосударственным Советом Евразийского экономического сообщества на уровне глав государств. К таким решениям относятся:

  • вступление в силу с 1 января 2010 года

    Соглашения  о едином таможенно-тарифном регулировании,

    Соглашения  об условиях и механизме применения тарифных квот,

    Протокола об условиях и порядке применения в исключительных случаях ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа,

    Протокола о предоставлении тарифных льгот,

    Протокола о единой системе тарифных преференций  таможенного союза;

  • утверждение со сроком вступления в силу 1 января 2010 года:

    единую  Товарную номенклатуру ВЭД ТС и Единый таможенный тариф ТС,

    перечни развивающихся и наименее развитых стран – пользователей системы  тарифных преференций ТС,

    перечень  товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции, перечень товаров и ставок, в отношении которых в течение переходного периода одним из государств-участников ТС применяются ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок ЕТТ ТС,

    перечень  чувствительных товаров, в отношении которых решение об изменении ставки ввозной таможенной пошлины Комиссия ТС принимает консенсусом;

  • установили, что применение ставок ЕТТ ТС в зависимости от страны происхождения ввозимых товаров и условий их ввоза регулируются национальным законодательством, если иное не предусмотрено Соглашением о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 года и решениями Комиссии ТС;
  • установили, что в период 2010-2019 года допускается ввоз сахара-сырца для промышленной переработки на территории Республики Казахстан, а также прописаны все условия такого ввоза;
  • таможенное оформление по позициям ЕТТ «для промышленной сборки моторных транспортных средств товарных позиций 8701-8705, их узлов и агрегатов» осуществляется в государстве – участнике ТС при прописанных условиях;
  • установление новых тарифных льгот;
  • предоставление Комиссии ТС полномочий по ведению ЕТТ ТС;
  • обеспечение внесения соответствующих изменений в НПА Республики Беларусь, Республики Казахстан и РФ в соответствии с вступившими в силу договорами и решениями о ТС.

    Решение межгосударственного совета ЕврАзЭС  от 27 ноября 2009 г. №130 «О едином таможенно-тарифном регулировании ТС Республики Беларусь, Республики Казахстан и РФ» -  отражает решения, которые были приняты Комиссией ТС. Эти решения аналогичны решениям, принятым Решением межгосударственного совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 г. №18 «О едином таможенно-тарифном регулировании ТС Республики Беларусь, Республики Казахстан и РФ». Отличия:

  • установить в странах-участницах ТС применение единой товарной номенклатуры ВЭД ТС и  ставок ввозных таможенных пошлин ЕТТ ТС;
  • ставки ввозных таможенных пошлин ЕТТ ТС применяются в зависимости от страны происхождения ввозимых товаров и условий их ввоза в соответствии с законодательством государств-участников ТС, если иное не предусмотрено Соглашениями;
  • странам-участницам предоставлять тарифные преференции в отношении товаров, происходящих из стран, включенных в Перечни развивающихся и наименее развитых стран-пользователей системы тарифных преференций ТС, и включенных в Перечень товаров, происходящих и ввозимых  из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции, утвержденных Решением Межгоссовета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года № 18;
  • утверждение Перечня товаров, в  отношении которых с 1 января 2010 года устанавливаются тарифные квоты, а также объемы тарифных квот для ввоза этих товаров на территории стран – участниц ТС.

    Соглашение  «О единых правилах определения страны происхождения товаров»  от 25 января 2008 года. Соглашение принято в целях:

  • упрощения и гармонизации таможенных процедур в торговле с государствами, не являющимися странами- участниками ТС
  • создания благоприятных условий для развития торговли на основе взаимной выгоды и международного права;
  • стремления к укреплению многосторонней торговой системы.

      Данное  Соглашение особый акцент делает на том, что  при возникновении споров. Связанных с применением или толкованием положений данного Соглашения, разрешаются путем консультаций и переговоров.

    В практической деятельности таможенные органы и декларанты, а также другие участники таможенных правоотношений в значительной мере руководствуются подзаконными актами: указами Президента РФ; постановлениями федерального Правительства; нормативными правовыми актами ФТС.

    Указы Президента РФ по таможенным вопросам принимаются, как правило, в исключительных случаях – когда конкретная ситуация не урегулирована таможенным законом, но интересы государства требуют ее немедленного нормирования.

    Постановления федерального Правительства регулируют наиболее важные вопросы таможенно-тарифного  регулирования. Так, таможенный тариф принимается в форме постановлений Правительства РФ.

    Нормативные акты ФТС обязательны для исполнения всеми таможенными и иными  государственными органами. Приказ ГТК РФ от 25.12.2003 N 1539 (ред. от 03.08.2011) "О предоставлении тарифных преференций" (25 декабря 2003 г.) определяет случаи предоставления тарифных преференций и особенности их применения.

      1.3 Функции таможенного тарифа, их значение

 

    Таможенный  тариф является наиболее традиционным инструментом государственного регулирования  внешнеэкономической деятельности (ВЭД). В его состав входят два элемента – товарная номенклатура и ставки таможенных пошлин.

    Единый таможенный тариф таможенного союза (ЕТТ ТС) — свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из третьих стран, систематизированный в соответствии с единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности таможенного союза (ТН ВЭД ТС). Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС (высшего органа таможенного союза) от 27 ноября 2009 г. № 18 установлено, что Единая товарная номенклатура и Единый таможенный тариф таможенного союза применяются в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации с 1 января 2010 г.

    В основе формирования таможенного тарифа лежат следующие принципы:

  • эскалация ставок таможенных пошлин – повышение ставок таможенных пошлин по мере роста степени технической обработки продукции (сырье – полуфабрикаты – готовая продукция);
  • эффективного тарифа – установление низких ставок пошлин на товары, необходимые для развития производства с высокой долей вновь созданной стоимости.

    Среди функций таможенного тарифа выделяют:

  • протекционистская – связана с защитой национальных товаропроизводителей. Взимание таможенных пошлин с импортных товаров увеличивает стоимость последних при их реализации на внутреннем рынке страны – импортера и тем самым повышает конкурентоспособность аналогичных товаров, производимых национальной промышленностью и сельским хозяйством;
  • фискальная – обеспечивает поступление средств от взимания таможенных пошлин в доходную часть бюджета страны;
  • балансировочная – относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых;

    регулирующая  – оказывает определенное влияние  на формирование страны производства, на механизм ценообразования, поощряет развитие одних отраслей и сдерживает развитие других.

    Выполняя фискальную функцию, таможенный тариф аккумулирует часть национального дохода для осуществления государством своих важнейших функций, в частности:

  • обеспечения национальной безопасности и обороноспособности страны;
  • охраны общественного порядка;
  • содержания социальной сферы;
  • развития фундаментальной и прикладной науки и так далее.

    Говоря  о фискальной функции, следует иметь  в виду, что здесь существуют пределы: ведь высокие ставки таможенных платежей в настоящем подрывают основу для их взыскания в будущем.

    В современный период с теоретических  позиций значительно более важной функцией таможенного тарифа является его косвенное государственное  регулирование внешнеторгового  обмена товарами. Однако, и это особенно актуально для современной экономической  ситуации в России, таможенные платежи продолжают нести фискальную направленность.

    Две функции таможенного тарифа –  фискальная и регулирующая не всегда находятся в гармоническом единстве.

    Регулирование внешнеэкономических связей при  помощи снижения либо повышения таможенных пошлин носит стратегический характер и направлено на насыщение внутреннего рынка импортными товарами в случае отсутствия на нем качественных российских аналогов, либо на защиту высокими ввозными пошлинами национальной промышленности, если она, хотя бы в более-менее приближенной перспективе, способна создать товары, не уступающие по качеству иностранным.

    В то же время практика показывает, что  использование фискальной функции  таможенного тарифа по большей части  связано с решением сиюминутных  задач и порой расходится с долгосрочными перспективами государственного развития экономики. Единственная и совершенно очевидная цель резкого повышения ставок пошлин на несколько процентов — желание срочно пополнить государственный бюджет в условиях экономического кризиса и роста социальной напряженности в стране.

    Реализация  разнообразных функций таможенного  тарифа в рамках государственного регулирования  внешнеэкономической деятельности должна обеспечить главное – увеличение эффективности национальной экономики. В сложившейся ситуации одной из основных задач таможенной политики является разработка механизма оперативного применения мер тарифного регулирования с целью восстановления реального сектора экономики, то есть разработка сбалансированной таможенно-тарифной политики, особое место в которой занимают таможенная пошлина и таможенные платежи. Исключительная роль таможенного тарифа в регулировании ВЭД определена тем, что тарифное регулирование должно быть направлено преимущественно на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Введение унифицированного таможенного тарифа РФ позволяет найти компромиссный, оптимальный уровень ставок и дает возможность, с одной стороны, повысить сбор таможенных платежей, с другой – обеспечить благоприятный предпринимательский климат. 

Информация о работе Таможенное дело