Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 12:54, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование таможенно-тарифного регулирования ВЭД как фискально-регулирующего инструмента защиты экономической безопасности РФ.
Для достижения данной цели необходимо выполнить ряд задач:
раскрыть сущность таможенно-тарифного регулирования ВЭД;
определить цели, особенности и элементы таможенно-тарифного регулирования;
Введение 3
1. Роль, функции таможенного тарифа 5
1.1 Сущность и особенности таможенно-тарифного регулирования ВЭД 5
1.2 Нормативно-правовая база, регулирующая таможенно-тарифное регулирование ВЭД 10
1.3 Функции таможенного тарифа, их значение 15
2. Таможенный тариф, как фискальный и регулирующий инструмент ВЭД 17
2.1 Анализ ставок таможенных пошлин Единого таможенного тарифа таможенного союза (ЕТТ ТС) 17
2.2 Оценка влияния таможенных пошлин на импорт и экспорт товаров 26
3. Совершенствование структуры таможенного тарифа, как фискально-регулирующего инструмента защиты экономической безопасности РФ 33
Заключение 37
Список использованных источников 39
В
соответствии со ст. 12 Федерального закона
«Об основах государственного регулирования
внешнеторговой деятельности» на практике
применяются следующие
Таможенный кодекс ТС определяет таможенные платежи, страну происхождения товаров и основные положения, касающиеся таможенной пошлины.[1]
Глава 6 «Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза. Классификация товаров» отражает понятие Единой товарной номенклатуры ВЭД ТС, правила ее ведения и классификация товаров, а также порядок и условия принятия предварительного решения.
Глава 7 «Страна происхождения товаров» - общие положения о стране происхождения товаров, а также порядок подтверждения страны происхождения товаров.
Раздел 2 «Таможенные платежи» - общие положения о таможенных платежах (глава 9), исчисление таможенных пошлин, налогов (глава 10), сроки и порядок уплаты таможенных пошлин, налогов (глава 11), обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов (глава 12), возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств (глава 13), взыскание таможенных пошлин, налогов (глава 14).
Решение межгосударственного совета ЕврАзЭС от 12 декабря 2008 г. № 4 «О формировании правовой базы таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества». Решение отражает перечень нормативно-правовых актов (НПА), принятых межгосударственным Советом Евразийского сообщества, к тем НПА, которые регулируют ТТР ТС относятся:
Решение межгосударственного совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 г. №18 «О едином таможенно-тарифном регулировании ТС Республики Беларусь, Республики Казахстан и РФ» - отражает решения, которые были приняты межгосударственным Советом Евразийского экономического сообщества на уровне глав государств. К таким решениям относятся:
Соглашения о едином таможенно-тарифном регулировании,
Соглашения об условиях и механизме применения тарифных квот,
Протокола об условиях и порядке применения в исключительных случаях ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа,
Протокола о предоставлении тарифных льгот,
Протокола о единой системе тарифных преференций таможенного союза;
единую Товарную номенклатуру ВЭД ТС и Единый таможенный тариф ТС,
перечни развивающихся и наименее развитых стран – пользователей системы тарифных преференций ТС,
перечень
товаров, происходящих и ввозимых из
развивающихся и наименее развитых
стран, при ввозе которых
перечень чувствительных товаров, в отношении которых решение об изменении ставки ввозной таможенной пошлины Комиссия ТС принимает консенсусом;
Решение межгосударственного совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 г. №130 «О едином таможенно-тарифном регулировании ТС Республики Беларусь, Республики Казахстан и РФ» - отражает решения, которые были приняты Комиссией ТС. Эти решения аналогичны решениям, принятым Решением межгосударственного совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 г. №18 «О едином таможенно-тарифном регулировании ТС Республики Беларусь, Республики Казахстан и РФ». Отличия:
Соглашение «О единых правилах определения страны происхождения товаров» от 25 января 2008 года. Соглашение принято в целях:
Данное Соглашение особый акцент делает на том, что при возникновении споров. Связанных с применением или толкованием положений данного Соглашения, разрешаются путем консультаций и переговоров.
В практической деятельности таможенные органы и декларанты, а также другие участники таможенных правоотношений в значительной мере руководствуются подзаконными актами: указами Президента РФ; постановлениями федерального Правительства; нормативными правовыми актами ФТС.
Указы Президента РФ по таможенным вопросам принимаются, как правило, в исключительных случаях – когда конкретная ситуация не урегулирована таможенным законом, но интересы государства требуют ее немедленного нормирования.
Постановления федерального Правительства регулируют наиболее важные вопросы таможенно-тарифного регулирования. Так, таможенный тариф принимается в форме постановлений Правительства РФ.
Нормативные акты ФТС обязательны для исполнения всеми таможенными и иными государственными органами. Приказ ГТК РФ от 25.12.2003 N 1539 (ред. от 03.08.2011) "О предоставлении тарифных преференций" (25 декабря 2003 г.) определяет случаи предоставления тарифных преференций и особенности их применения.
Таможенный тариф является наиболее традиционным инструментом государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД). В его состав входят два элемента – товарная номенклатура и ставки таможенных пошлин.
Единый таможенный тариф таможенного союза (ЕТТ ТС) — свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из третьих стран, систематизированный в соответствии с единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности таможенного союза (ТН ВЭД ТС). Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС (высшего органа таможенного союза) от 27 ноября 2009 г. № 18 установлено, что Единая товарная номенклатура и Единый таможенный тариф таможенного союза применяются в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации с 1 января 2010 г.
В основе формирования таможенного тарифа лежат следующие принципы:
Среди функций таможенного тарифа выделяют:
регулирующая – оказывает определенное влияние на формирование страны производства, на механизм ценообразования, поощряет развитие одних отраслей и сдерживает развитие других.
Выполняя фискальную функцию, таможенный тариф аккумулирует часть национального дохода для осуществления государством своих важнейших функций, в частности:
Говоря о фискальной функции, следует иметь в виду, что здесь существуют пределы: ведь высокие ставки таможенных платежей в настоящем подрывают основу для их взыскания в будущем.
В
современный период с теоретических
позиций значительно более
Две
функции таможенного тарифа –
фискальная и регулирующая не всегда
находятся в гармоническом
Регулирование внешнеэкономических связей при помощи снижения либо повышения таможенных пошлин носит стратегический характер и направлено на насыщение внутреннего рынка импортными товарами в случае отсутствия на нем качественных российских аналогов, либо на защиту высокими ввозными пошлинами национальной промышленности, если она, хотя бы в более-менее приближенной перспективе, способна создать товары, не уступающие по качеству иностранным.
В то же время практика показывает, что использование фискальной функции таможенного тарифа по большей части связано с решением сиюминутных задач и порой расходится с долгосрочными перспективами государственного развития экономики. Единственная и совершенно очевидная цель резкого повышения ставок пошлин на несколько процентов — желание срочно пополнить государственный бюджет в условиях экономического кризиса и роста социальной напряженности в стране.
Реализация
разнообразных функций