Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 12:54, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование таможенно-тарифного регулирования ВЭД как фискально-регулирующего инструмента защиты экономической безопасности РФ.
Для достижения данной цели необходимо выполнить ряд задач:
раскрыть сущность таможенно-тарифного регулирования ВЭД;
определить цели, особенности и элементы таможенно-тарифного регулирования;
Введение 3
1. Роль, функции таможенного тарифа 5
1.1 Сущность и особенности таможенно-тарифного регулирования ВЭД 5
1.2 Нормативно-правовая база, регулирующая таможенно-тарифное регулирование ВЭД 10
1.3 Функции таможенного тарифа, их значение 15
2. Таможенный тариф, как фискальный и регулирующий инструмент ВЭД 17
2.1 Анализ ставок таможенных пошлин Единого таможенного тарифа таможенного союза (ЕТТ ТС) 17
2.2 Оценка влияния таможенных пошлин на импорт и экспорт товаров 26
3. Совершенствование структуры таможенного тарифа, как фискально-регулирующего инструмента защиты экономической безопасности РФ 33
Заключение 37
Список использованных источников 39
Тарифное регулирование - форма государственного регулирования ВЭД, применяемая в целях регулирования импорта и экспорта, с помощью которой государство реализует свое исключительное право на установление таможенной пошлины на товары, перемещаемые через таможенную границу ТС.
Таможенный тариф - наиболее распространенный инструмент государственного регулирования внешней торговли, действующий через механизм ценообразования.
В таможенном тарифе содержатся конкретные ставки таможенных пошлин, которые прямо воздействуют на цены импортируемых товаров, влияют на уровень внутренних цен в стране, непосредственно сказываются на результатах деятельности предприятий. Виды и размеры ставок, равно как и категории налогооблагаемых товаров, определяются Решением Комиссии таможенного союза.
Проанализируем таможенный тариф России с той точки зрения, насколько он способствует выполнению задач обеспечения экономических интересов при осуществлении внешней торговли товарами. [4]
Рассмотрим структуру ставок таможенных пошлин единого таможенного тарифа таможенного союза.
Таблица 2.1
Количество ставок таможенных пошлин в ЕТТ ТС
разд. | Название раздела | Количество адвалорных ставок | Количество специфических ставок | Количество комбинированных ставок | Общее количество ставок |
I | Живые животные; продукты животного происхождения | 492 | 0 | 68 | 560 |
II | Продукты растительного
происхождения |
468 | 37 | 60 | 565 |
III | Жиры и масла животного или растительного происхождения и продукты их расщепления; пищевые жиры; воски животного и растительного происхождения | 147 | 0 | 95 | 242 |
IV | Готовые пищевые продукты; алкогольные и безалкогольные напитки и уксус; табак и его заменители | 468 | 127 | 401 | 1153 |
V | Минеральные продукты | 244 | 0 | 0 | 244 |
VI | Продукция химической и связанных с ней отраслей промышленности | 1310 | 1 | 8 | 1319 |
VII | Полимерные материалы, пластмассы и изделия из них; каучук, резина и изделия из них | 355 | 0 | 19 | 374 |
VIII | Необработанные шкуры и кожа, натуральный мех и изделия из них | 178 | 0 | 46 | 224 |
IX | Древесина и изделия из древесины; древесный уголь; пробка и изделия из нее | 224 | 0 | 0 | 224 |
X | Масса из древесины
или других волокнистых
целлюлозных материалов |
229 | 0 | 7 | 236 |
XI | Текстильные материалы и текстильные изделия | 757 | 0 | 428 | 1185 |
XII |
Обувь, головные
уборы, зонты, солнцезащитные
зонты, трости |
41 | 0 | 80 | 121 |
XIII | Изделия из камня,
гипса
цемента, асбеста,
слюды или аналогичных |
250 | 0 | 17 | 267 |
XIV | Жемчуг природный и культивированный, драгоценные или полудрагоценные камни, драгоценные металлы | 59 | 0 | 5 | 64 |
XV | Недрагоценные металлы и изделия из них | 1112 | 1 | 14 | 1127 |
XVI | Машины, оборудование и механизмы; электротехническое оборудование; их части; звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура | 1131 | 4 | 67 | 1202 |
XVII | Средства наземного транс- порта, летательные аппараты, плавучие средства и относящие к транспорту устройства и оборудование | 383 | 35 | 29 | 447 |
XVIII | Инструменты и аппараты оптические, фотографические, кинематографические измерительные, контрольные | 356 | 1 | 23 | 380 |
XIX | Оружие и боеприпасы; их части и принадлежности | 27 | 0 | 0 | 27 |
XX | Разные промышленные товары | 207 | 4 | 43 | 254 |
XXI | Произведения
искусства, предметы коллекционирования
антиквариат |
7 | 0 | 0 | 7 |
В целом, соотношение ставок таможенных пошлин можно отобразить с помощью следующей диаграммы:
Источник: Таможенная статистика [23]
Рис. 2.1 Соотношение ставок таможенных пошлин в ЕТТ ТС
Адвалорные пошлины наиболее распространены. Они в наибольшей степени подходят для применения к готовым изделиям, машинотехнической и наукоемкой продукции. Недостатком адвалорных пошлин является необходимость правильного определения цены товара (таможенной стоимости), а это не всегда удается сделать.
Преимуществом специфических пошлин является отсутствие необходимости точного определения цены товара (таможенной стоимости). Они более благоприятны для ввоза дорогих сортов и видов товара. Наиболее часто специфические пошлины применяются промышленно развитыми странами в отношении сельскохозяйственных товаров, а также в тарифах развивающихся стран, которые используют таможенный тариф как средство пополнения государственного бюджета и не обладают достаточно квалифицированной таможенной службой.
Комбинированные пошлины могут действовать как адвалорные пошлины, пока цена товара высокая. В случае снижения цен или ввоза более дешевых сортов товара они начинают действовать как специфические пошлины. В целом комбинированные пошлины позволяют эффективно, как и специфические пошлины, ограничивать ввоз дорогих сортов товара и уменьшить риск негативных последствий занижения таможенной стоимости, который может возникнуть при применении адвалорных пошлин, и при этом в меньшей степени вносить искажения, характерные для специфических пошлин.
К
настоящему времени фискальная функция
таможенно-тарифного
Фискальные
пошлины устанавливаются на определенную
номенклатуру товаров (товары роскоши).
Также большинство
Влияние внешнеэкономических факторов на состояние государственного бюджета в 2010 году носило в основном благоприятный характер. Так, несмотря на снижение ряда таможенных тарифов общая сумма доходов от ВЭД, а также НДС и акцизов на импортные товары достигла 2910,3 млрд. руб., составив 46,4% всех поступлений в федеральный бюджет.
Динамика роста таможенных платежей, перечисленных в бюджет РФ в 2004-2010 гг. показана на рис.2.2.
Рис. 2.2 Динамика роста таможенных платежей, перечисленных в бюджет РФ в 2004-2010 гг.
Источник: Таможенная статистика [20]
Рис. 2.3 Структура таможенных платежей, перечисленных в федеральный бюджет в 2010 г.
С 2004 г. по 2010 г. наблюдается значительный рост таможенных платежей, перечисленных в государственный бюджет. Большую долю платежей составляет вывозная пошлина (53,76%). Структура таможенных платежей, перечисленных в федеральный бюджет в 2010 году, представлена на рис. 2.3.
Рассмотрим реализацию фискальной функции, то есть пополнение бюджета РФ, в отношении различных групп товаров ЕТТ ТС (табл. 2.2).
Таблица 2.2
Реализация фискальной функции таможенной пошлины
Функция | Группа позиция | Размер ставки |
Фискальная | 1507, 1514 | 15%, но не < 0,14 евро за 1 кг |
1512 | 15%, но не < 0,1 евро за 1 кг | |
1516, 1517 | 20%, но не < 0,2 евро за 1 кг | |
1511 | 15%, но не < 0,2 евро за 1 кг | |
1601 | 20%, но не < 0,4 евро за 1 кг | |
1604 | 20%, но не < 22 евро за 1 кг | |
1605 | 20%, но не < 3,5 евро за 1 кг | |
1704 | 20%, но не < 1,2 евро за 1 кг | |
1902 | 15%, но не < 0,06 евро за 1 кг | |
1905 | 15%, но не < 0,15 евро за 1 кг | |
2001, 2002 | 15%, но не < 0,075 евро за 1 кг | |
2207 | 100%, но не < 2 евро за 1 л | |
2309 | 20%, но не < 0,16 евро за 1 кг | |
4202, 4203 | 20%, но не < 5 евро за 1 кг | |
2402 | 30%, но не < 3 евро за 1000 шт. | |
7101-7118 | 20% | |
7117 | 20%, но не < 4 евро за 1 кг |
Для того чтобы импорт способствовал развитию экономики, его товарная структура должна быть оптимальной. Оптимальной является такая структура импорта, в которой преобладающую долю занимали бы продукция машиностроения, оборудование, технологии, и сырье для производства готовых изделий, а также потребительские товары, которые в нашей стране не производятся либо производство которых не выгодно. Как показывает анализ товарной структуры российского импорта, она достаточно далека от оптимальной. Значительное место в нем занимают продовольственные и сельскохозяйственные сырьевые товары, продукты химической промышленности и каучук, металлы, различная бытовая техника и изделия легкой промышленности. [11]Несмотря на то, что доля импорта машин, оборудования и транспортных средств равна 45% всего импорта в 2010 г. (сборник «Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации» за 2010 года), значительную его часть составляют легковые автомобили, бытовая техника, изделия непроизводственного назначения, что существенно понижает значимость импорта в качестве фактора технологического обновления отечественной экономики (рис. 2.4). Наиболее остро в настоящее время стоит проблема развития в России импортозамещающих производств, решение которой позволило бы снять критическую зависимость страны от импорта продовольствия и потребительских товаров.
Источник: Таможенная статистика [20]
Рис. 2.4 Товарная структура импорта в 2010 г.
Рассмотрим ставки ввозных таможенных пошлин 42 группы ТНВЭД «Изделия из кожи; шорно-седельные изделия и упряжь; дорожные принадлежности, дамские сумки и аналогичные им товары; изделия из кишок животных (кроме волокна из фиброина шелкопряда)».
Таблица 2.3
42 группа «Изделия из кожи; шорно-седельные изделия и упряжь; дорожные принадлежности, дамские сумки и аналогичные им товары; изделия из кишок животных (кроме волокна из фиброина шелкопряда)» ЕТТ ТС
Всего | Кол-во адвалорных ставок | Средняя величина ставки | Максимальная величина ставки | Минимальная величина ставки | Количество специфических ставок | Количество комбинированных ставок |
5 | 5:
2 – 20%; 3 – 5% |
11% | 20% | 5% | 0 | 32 |
В данной товарной группе четко видны защитные 20% ставки на шорно-седельные изделия и упряжь, а также на прочие изделия, не указанные в товарных позициях. Также четко выделяются фискальные ставки на саквояжи, сумки, футляры, ранцы, предметы одежды и принадлежности к одежде из кожи в размере 20%, но не менее 5 евро за 1 кг. И только на прочие изделия, используемые в машинах и механических устройствах (ленты конвейерные), а также на изделия из кишок установлена ставка 5%. То есть на ввоз комплектующих изделий установлена стимулирующая ставка.
Таблица 2.4
15 группа «Жиры и масла животного или растительного происхождения и продукты их расщепления; готовые пищевые жиры; воски животного или растительного происхождения» ЕТТ ТС
Всего | Кол-во адвалорных ставок | Средняя величина ставки | Максимальная величина ставки | Минимальная величина ставки | Количество специфических ставок | Количество комбинированных ставок |
137 | 104:
48 – 15%; 4 – 10% 52 – 5%. |
9,8% | 15% | 5% | 0 | 33 |
Ставка на частично переработанные жиры и масла, маргариновую продукцию (товарные позиции 1516 и 1517) составляет 20% от таможенной стоимости, но не менее 0,2 за 1 кг, против 15% ставки. Данная мера направлена на защиту отечественных производителей масло-маргариновой продукции и обрабатывающую промышленность. При этом 5% ставки товарной позиции 1511 (масло пальмовое) установлены на масла, предназначенные для промышленного или технического применения, а на остальные виды установлена фискальная комбинированная ставка 15%, но не менее 0,2 евро за 1 кг. Для товарной позиции 1512 (масло подсолнечное) установлены защитные ставки в размере 15%, а также фискальные комбинированные ставки в размере 15%, но не менее 0,1 евро за 1 кг.
Рассмотрим
ставки ввозных таможенных пошлин 73
группы ТНВЭД «Изделия из черных металлов».
Таблица 2.5