Таможенное дело

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 12:54, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является исследование таможенно-тарифного регулирования ВЭД как фискально-регулирующего инструмента защиты экономической безопасности РФ.
Для достижения данной цели необходимо выполнить ряд задач:
 раскрыть сущность таможенно-тарифного регулирования ВЭД;
 определить цели, особенности и элементы таможенно-тарифного регулирования;

Содержание

Введение 3
1. Роль, функции таможенного тарифа 5
1.1 Сущность и особенности таможенно-тарифного регулирования ВЭД 5
1.2 Нормативно-правовая база, регулирующая таможенно-тарифное регулирование ВЭД 10
1.3 Функции таможенного тарифа, их значение 15
2. Таможенный тариф, как фискальный и регулирующий инструмент ВЭД 17
2.1 Анализ ставок таможенных пошлин Единого таможенного тарифа таможенного союза (ЕТТ ТС) 17
2.2 Оценка влияния таможенных пошлин на импорт и экспорт товаров 26
3. Совершенствование структуры таможенного тарифа, как фискально-регулирующего инструмента защиты экономической безопасности РФ 33
Заключение 37
Список использованных источников 39

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа ттр.doc

— 389.50 Кб (Скачать документ)

2. Таможенный тариф,  как фискальный  и регулирующий  инструмент ВЭД

    2.1 Анализ ставок  таможенных пошлин  Единого таможенного  тарифа таможенного  союза (ЕТТ ТС)

 

    Тарифное  регулирование - форма государственного регулирования ВЭД, применяемая  в целях регулирования импорта и экспорта, с помощью которой государство реализует свое исключительное право на установление таможенной пошлины на товары, перемещаемые через таможенную границу ТС.

    Таможенный  тариф - наиболее распространенный инструмент государственного регулирования внешней торговли, действующий через механизм ценообразования.

    В таможенном тарифе содержатся конкретные ставки таможенных пошлин, которые  прямо воздействуют на цены импортируемых  товаров, влияют на уровень внутренних цен в стране, непосредственно сказываются на результатах деятельности предприятий. Виды и размеры ставок, равно как и категории налогооблагаемых товаров, определяются Решением Комиссии таможенного союза.

    Проанализируем  таможенный тариф России с той  точки зрения, насколько он способствует выполнению задач обеспечения экономических интересов при осуществлении внешней торговли товарами. [4]

    Рассмотрим  структуру ставок таможенных пошлин единого таможенного тарифа таможенного  союза.

    Таблица 2.1

    Количество  ставок таможенных пошлин в ЕТТ ТС

разд. Название  раздела Количество адвалорных ставок Количество специфических ставок Количество комбинированных ставок Общее количество ставок
I Живые животные; продукты животного происхождения 492 0 68 560
II Продукты растительного

происхождения

468 37 60 565
III Жиры и масла  животного или растительного происхождения и продукты их расщепления; пищевые жиры; воски животного и растительного происхождения 147 0 95 242
IV Готовые пищевые  продукты; алкогольные и безалкогольные напитки и уксус; табак и его заменители 468 127 401 1153
V Минеральные продукты 244 0 0 244
VI Продукция химической и связанных с ней отраслей промышленности 1310 1 8 1319
VII Полимерные  материалы, пластмассы и изделия  из них; каучук, резина и изделия из них 355 0 19 374
VIII Необработанные  шкуры и кожа, натуральный мех и изделия из них 178 0 46 224
IX Древесина и  изделия из древесины; древесный уголь; пробка и изделия из нее 224 0 0 224
X Масса из древесины  или других волокнистых

целлюлозных материалов

229 0 7 236
XI Текстильные материалы и текстильные изделия 757 0 428 1185
XII 
Обувь, головные уборы, зонты, солнцезащитные

 зонты, трости

41 0 80 121
XIII Изделия из камня, гипса

цемента, асбеста, слюды или аналогичных материалов; керамические изделия; стекло и изделия из стекла

250 0 17 267
XIV Жемчуг природный  и культивированный, драгоценные  или полудрагоценные камни, драгоценные  металлы 59 0 5 64
XV Недрагоценные металлы и изделия из них 1112 1 14 1127
XVI Машины, оборудование и механизмы; электротехническое оборудование; их части; звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура 1131 4 67 1202
XVII Средства наземного  транс- порта, летательные аппараты, плавучие средства и относящие к транспорту устройства и оборудование 383 35 29 447
XVIII Инструменты и  аппараты оптические, фотографические, кинематографические измерительные, контрольные 356 1 23 380
XIX Оружие и  боеприпасы; их части и принадлежности 27 0 0 27
XX Разные промышленные товары 207 4 43 254
XXI Произведения  искусства, предметы коллекционирования

антиквариат

7 0 0 7

    В целом, соотношение ставок таможенных пошлин можно отобразить с помощью  следующей диаграммы:

    

    Источник: Таможенная статистика [23]

    Рис. 2.1 Соотношение ставок таможенных пошлин в ЕТТ ТС

    Адвалорные  пошлины наиболее распространены. Они  в наибольшей степени подходят для применения к готовым изделиям, машинотехнической и наукоемкой продукции. Недостатком адвалорных пошлин является необходимость правильного определения цены товара (таможенной стоимости), а это не всегда удается сделать.

    Преимуществом специфических пошлин является отсутствие необходимости точного определения цены товара (таможенной стоимости). Они более благоприятны для ввоза дорогих сортов и видов товара. Наиболее часто специфические пошлины применяются промышленно развитыми странами в отношении сельскохозяйственных товаров, а также в тарифах развивающихся стран, которые используют таможенный тариф как средство пополнения государственного бюджета и не обладают достаточно квалифицированной таможенной службой.

    Комбинированные пошлины могут действовать как адвалорные пошлины, пока цена товара высокая. В случае снижения цен или ввоза более дешевых сортов товара они начинают действовать как специфические пошлины. В целом комбинированные пошлины позволяют эффективно, как и специфические пошлины, ограничивать ввоз дорогих сортов товара и уменьшить риск негативных последствий занижения таможенной стоимости, который может возникнуть при применении адвалорных пошлин, и при этом в меньшей степени вносить искажения, характерные для специфических пошлин.

    К настоящему времени фискальная функция  таможенно-тарифного регулирования  в экономически развитых странах  в значительной степени утратила свое значение. В РФ фискальное значение таможенно-тарифного регулирования  выше, но и здесь наблюдается четко выраженная тенденция к снижению доли взимаемых пошлин. Тем не менее, государство заинтересовано в этих доходах.

    Фискальные  пошлины устанавливаются на определенную номенклатуру товаров (товары роскоши). Также большинство комбинированных  ставок таможенных пошлин выполняют фискальную функцию, так как выбирается та ставка, по которой платеж больше. Например, ставка пошлины на лосось копченый (код 0305 41 000 0) составляет 20%, но не менее 4 евро за 1 кг. Данная комбинированная пошлина выполняет и протекционистскую и фискальную функцию. Также на сигары, сигариллы и сигареты товарной группы 2402 установлена ставка 30%, но не менее 3 евро за 1000 штук. Эта ставка является фискальной. Ставка таможенной пошлины на золотые часы (код 7114 19 000 0) составляет 20% и является фискальной, так как товар является товаром роскоши, так же как и товары группы 2402.

    Влияние внешнеэкономических факторов на состояние государственного бюджета в 2010 году носило в основном благоприятный характер. Так, несмотря на снижение ряда таможенных тарифов общая сумма доходов от ВЭД, а также НДС и акцизов на импортные товары достигла 2910,3 млрд. руб., составив 46,4% всех поступлений в федеральный бюджет.

    Динамика  роста таможенных платежей, перечисленных в бюджет РФ в 2004-2010 гг. показана на рис.2.2.

Рис. 2.2 Динамика роста таможенных платежей, перечисленных в бюджет РФ в 2004-2010 гг.

    

    Источник: Таможенная статистика [20]

    Рис. 2.3 Структура таможенных платежей, перечисленных в федеральный бюджет в 2010 г.

    С 2004 г. по 2010 г. наблюдается значительный рост таможенных платежей, перечисленных в государственный бюджет. Большую долю платежей составляет вывозная пошлина (53,76%). Структура таможенных платежей, перечисленных в федеральный бюджет в 2010 году, представлена на рис. 2.3.

    Рассмотрим  реализацию фискальной функции, то есть пополнение бюджета РФ, в отношении различных групп товаров ЕТТ ТС (табл. 2.2).

    Таблица 2.2

    Реализация  фискальной функции таможенной пошлины

Функция Группа  позиция Размер  ставки
Фискальная 1507, 1514 15%, но не < 0,14 евро за 1 кг
  1512 15%, но не < 0,1 евро за 1 кг
  1516, 1517 20%, но не < 0,2 евро за 1 кг
  1511 15%, но не < 0,2 евро за 1 кг
  1601 20%, но не < 0,4 евро за 1 кг
  1604 20%, но не < 22 евро за 1 кг
  1605 20%, но не < 3,5 евро за 1 кг
  1704 20%, но не < 1,2 евро за 1 кг
  1902 15%, но не < 0,06 евро за 1 кг
  1905 15%, но не < 0,15 евро за 1 кг
  2001, 2002 15%, но не < 0,075 евро за 1 кг
  2207 100%, но не < 2 евро за 1 л
  2309 20%, но не < 0,16 евро за 1 кг
  4202, 4203 20%, но не < 5 евро за 1 кг
  2402 30%, но не < 3 евро за 1000 шт.
  7101-7118 20%
  7117 20%, но не < 4 евро за 1 кг
 

    Для того чтобы импорт способствовал  развитию экономики, его товарная структура  должна быть оптимальной. Оптимальной  является такая структура импорта, в которой преобладающую долю занимали бы продукция машиностроения, оборудование, технологии, и сырье для производства готовых изделий, а также потребительские товары, которые в нашей стране не производятся либо производство которых не выгодно. Как показывает анализ товарной структуры российского импорта, она достаточно далека от оптимальной. Значительное место в нем занимают продовольственные и сельскохозяйственные сырьевые товары, продукты химической промышленности и каучук, металлы, различная бытовая техника и изделия легкой промышленности. [11]Несмотря на то, что доля импорта машин, оборудования и транспортных средств равна 45% всего импорта в 2010 г. (сборник «Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации» за 2010 года), значительную его часть составляют легковые автомобили, бытовая техника, изделия непроизводственного назначения, что существенно понижает значимость импорта в качестве фактора технологического обновления отечественной экономики (рис. 2.4). Наиболее остро в настоящее время стоит проблема развития в России импортозамещающих производств, решение которой позволило бы снять критическую зависимость страны от импорта продовольствия и потребительских товаров.

    

    Источник: Таможенная статистика [20]

    Рис. 2.4 Товарная структура импорта в 2010 г.

    Рассмотрим  ставки ввозных таможенных пошлин 42 группы ТНВЭД «Изделия из кожи; шорно-седельные  изделия и упряжь; дорожные принадлежности, дамские сумки и аналогичные  им товары; изделия из кишок животных (кроме волокна из фиброина шелкопряда)».

    Таблица 2.3

42 группа  «Изделия из кожи; шорно-седельные  изделия и упряжь; дорожные принадлежности, дамские сумки и аналогичные  им товары; изделия из кишок  животных (кроме волокна из фиброина  шелкопряда)» ЕТТ ТС

Всего Кол-во адвалорных ставок Средняя величина ставки Максимальная  величина ставки Минимальная величина ставки Количество  специфических ставок Количество  комбинированных  ставок
5 5:

2 – 20%;

 3 –  5%

11% 20% 5% 0 32

    В данной товарной группе четко видны  защитные 20% ставки на шорно-седельные  изделия и упряжь, а также на прочие изделия, не указанные в товарных позициях. Также четко выделяются фискальные ставки на саквояжи, сумки, футляры, ранцы, предметы одежды и принадлежности к одежде из кожи в размере 20%, но не менее 5 евро за 1 кг. И только на прочие изделия, используемые в машинах и механических устройствах (ленты конвейерные), а также на изделия из кишок установлена ставка 5%. То есть на ввоз комплектующих изделий установлена стимулирующая ставка.

    Таблица 2.4

15 группа  «Жиры и масла животного или  растительного происхождения и продукты их расщепления; готовые пищевые жиры; воски животного или растительного происхождения» ЕТТ ТС

Всего Кол-во адвалорных ставок Средняя величина ставки Максимальная  величина ставки Минимальная величина ставки Количество  специфических ставок Количество  комбинированных  ставок
137  104:

 48 –  15%;

 4 –  10%

 52 –  5%.

9,8% 15% 5% 0 33

    Ставка на частично переработанные жиры и масла, маргариновую продукцию (товарные позиции 1516 и 1517) составляет 20% от таможенной стоимости, но не менее 0,2 за 1 кг, против 15% ставки. Данная мера направлена на защиту отечественных производителей масло-маргариновой продукции и обрабатывающую промышленность. При этом 5% ставки товарной позиции 1511 (масло пальмовое) установлены на масла, предназначенные для промышленного или технического применения, а на остальные виды установлена фискальная комбинированная ставка 15%, но не менее 0,2 евро за 1 кг. Для товарной позиции 1512 (масло подсолнечное) установлены защитные ставки в размере 15%, а также фискальные комбинированные ставки в размере 15%, но не менее 0,1 евро за 1 кг.

    Рассмотрим  ставки ввозных таможенных пошлин 73 группы ТНВЭД «Изделия из черных металлов». 
 
 
 

    Таблица 2.5

Информация о работе Таможенное дело