Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 12:54, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование таможенно-тарифного регулирования ВЭД как фискально-регулирующего инструмента защиты экономической безопасности РФ.
Для достижения данной цели необходимо выполнить ряд задач:
раскрыть сущность таможенно-тарифного регулирования ВЭД;
определить цели, особенности и элементы таможенно-тарифного регулирования;
Введение 3
1. Роль, функции таможенного тарифа 5
1.1 Сущность и особенности таможенно-тарифного регулирования ВЭД 5
1.2 Нормативно-правовая база, регулирующая таможенно-тарифное регулирование ВЭД 10
1.3 Функции таможенного тарифа, их значение 15
2. Таможенный тариф, как фискальный и регулирующий инструмент ВЭД 17
2.1 Анализ ставок таможенных пошлин Единого таможенного тарифа таможенного союза (ЕТТ ТС) 17
2.2 Оценка влияния таможенных пошлин на импорт и экспорт товаров 26
3. Совершенствование структуры таможенного тарифа, как фискально-регулирующего инструмента защиты экономической безопасности РФ 33
Заключение 37
Список использованных источников 39
Товары данной группы, а именно необработанные шкуры различных животных облагаются нулевой ставкой, то есть стимулируют национальную обрабатывающую промышленность и производство кожаных изделий. На дубленую кожу без дальнейшей обработки установлена ставка 5% (за счет первичной обработки – дубления), что также стимулирует дальнейшую обработку данных товаров и производство изделий.
В соответствии с законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» правительство может вводить специальные защитные пошлины, антидемпинговые пошлины и компенсационные пошлины при импорте товаров для защиты экономических интересов российских производителей товаров, которые взимаются сверх базовых ставок таможенных пошлин. В практике регулирования импорта России защитные меры применялись очень редко (свыше 20 случаев).
Правительство РФ приняло Постановление от 12 февраля 2011 г. N 68 «О специальной защитной мере в отношении крепежных изделий», в соответсвии с которым установится сроком на 3 года специальная пошлина в размере 282,4 доллара США за тонну в отношении крепежных изделий, ввозимых на территорию Российской Федерации, классифицируемых кодами ТН ВЭД ТС 7318 15 810 0, 7318 15 890 0, 7318 15 900 9, 7318 16 910 9, 7318 16 990 0, 7318 21 000 9. Данное постановление направлено на реализацию регулирующей функции таможенного тарифа.
Применение гибкой системы ставок таможенных пошлин позволяет сохранить необходимое равновесие в конкурентоспособности импортных и отечественных товаров при связанных ставках таможенных пошлин при изменениях в определенных пределах рыночных цен ввозимых товаров с одной стороны, а с другой стороны при отклонениях заявляемой таможенной стоимости от ее реальной величины. Именно такая система ставок пошлин сформирована в таможенном тарифе Европейского Союза, где более широко применяются специфические и смешанные (комбинированные) ставки таможенных пошлин.
По данным рассмотренным группам товаров таможенный тариф в полной мере выполняет свои функции. Для стимулирования различных отраслей и производств устанавливаются 0-5% ставки, в частности на товары для использования в промышленных и технических целях. Как было видно из динамики торгового оборота, увеличивается сборка иномарок на российских предприятиях, соответствующие ставки на товары для промышленной сборки моторных транспортных средств установлены в размере 5%, на товары для производства авиационных двигателей – 0%. Также из этих примеров видно соблюдение принципа эффективного тарифа – установлении низких ставок на товары, необходимые для развития производства страны.
Принцип тарифной эскалации по рассмотренным группам реализуется в полной мере (33 группа), так как разница между ставками на сырье (эфирные масла и смеси для производства напитков и используемые в качестве промышленного сырья) и готовые изделия (косметические, парфюмерные и туалетные средства) составляет 1:3 (5%:15%).
Правительство создает благоприятные условия для ввоза наиболее необходимых для различных целей товаров, оказывая влияние на различные производства страны путем установления временных сниженных ставок ввозных таможенных пошлин. Таковыми являются сезонные пошлины на ввоз белокочанной капусты, моркови и столовой свеклы, так как не хватает национальных продуктов, также временные сниженные ставки на различные виды технологического оборудования для развития технологических производств, где требуется данное оборудование.
Таможенно-тарифный механизм как одна из составляющих государственного регулирования внешнеторговой деятельности стимулирует развитие национальной экономики по следующим основным направлениям:
На данном этапе развития российской экономики таможенно-тарифное регулирование далеко не в полной мере выполняет свои функции, в первую очередь, защитные и регулирующие. За истекшие годы реформ главной задачей таможенной политики было выполнение заданий правительства по своевременному и в полном объеме сбору таможенных платежей в федеральный бюджет, т.е. в основном таможенный тариф выполнял роль фискального инструмента. Другие задачи, такие как содействие, ускорению развития внешней торговли, повышение эффективности функционирования механизма таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, применение таможенных тарифов в качестве защитных мер от недобросовестной иностранной конкуренции — отошли на второе место. Это является основной причиной отставания в развитии регулирующих и защитной функций таможенно-тарифного механизма. [14]
Обеспечение
стабильности в стране в целом
и в экономической сфере в
частности – это обязанность
государственных и
Решая задачу обеспечения экономической безопасности страны, таможенные органы используют две свои функции: фискальную и правоохранительную. Важнейшей составной частью экономического фактора таможенных органов является регулирование внешнеэкономической деятельности. Его конечная цель – способствовать росту национальной экономики и ее эффективности, повышению на этой основе благосостояния населения страны, пополнению ресурсов государственного бюджета непосредственно как за счет увеличения доходов от ВЭД, так и за счет повышения эффективности национальной экономики. [5]
На
обеспечение экономической
То есть для того, чтобы обеспечить экономическую безопасность необходимо:
Таможенно-тарифная политика должна учитывать не только закономерности социально-экономического развития страны, но и закономерности развития международного разделения труда, формирования мировых цен и складывающихся экономических и политических интересов страны во взаимоотношениях с другими странами.
Оптимизация, включая снижение таможенного тарифа, может идти постоянно, это нормально, ведь экономика не стоит на месте. Кроме того, отмечается общая тенденция к снижению налоговой нагрузки, а снижение налоговой нагрузки приводит, в том числе, к легализации импорта. Ввоз становится более законным, налоги – более «справедливыми», нарушений таможенных правил меньше.
Развитие
и совершенствование таможенно-
Возросшее
влияние внешней торговли на экономику
России требует совершенствования
механизма таможенно-тарифного
В российском таможенном тарифе в настоящее время просматривается тенденция укрупнения ставок таможенной пошлины, сокращения количества этих ставок и уменьшение разрыва между ними, что в значительной степени будет затруднять избирательную защиту отдельных производств.
Одним из основных принципов формирования таможенных пошлин является принцип установления и применения таких видов ставок пошлин, которые максимально способствуют достижению наибольшей полноты начисления объема таможенных пошлин. Это направление в настоящее время представляется одним из важнейших в рационализации таможенного тарифа, и здесь имеются несомненные достижения в российской практике таможенно-тарифного регулирования.
Несмотря
на все трудности и