Таможенное дело

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 12:54, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является исследование таможенно-тарифного регулирования ВЭД как фискально-регулирующего инструмента защиты экономической безопасности РФ.
Для достижения данной цели необходимо выполнить ряд задач:
 раскрыть сущность таможенно-тарифного регулирования ВЭД;
 определить цели, особенности и элементы таможенно-тарифного регулирования;

Содержание

Введение 3
1. Роль, функции таможенного тарифа 5
1.1 Сущность и особенности таможенно-тарифного регулирования ВЭД 5
1.2 Нормативно-правовая база, регулирующая таможенно-тарифное регулирование ВЭД 10
1.3 Функции таможенного тарифа, их значение 15
2. Таможенный тариф, как фискальный и регулирующий инструмент ВЭД 17
2.1 Анализ ставок таможенных пошлин Единого таможенного тарифа таможенного союза (ЕТТ ТС) 17
2.2 Оценка влияния таможенных пошлин на импорт и экспорт товаров 26
3. Совершенствование структуры таможенного тарифа, как фискально-регулирующего инструмента защиты экономической безопасности РФ 33
Заключение 37
Список использованных источников 39

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа ттр.doc

— 389.50 Кб (Скачать документ)

    Товары  данной группы, а именно необработанные шкуры различных животных облагаются нулевой ставкой, то есть стимулируют  национальную обрабатывающую промышленность и производство кожаных изделий. На дубленую кожу без дальнейшей обработки установлена ставка 5% (за счет первичной обработки – дубления), что также стимулирует дальнейшую обработку данных товаров и производство изделий.

    В соответствии с законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» правительство может вводить специальные защитные пошлины, антидемпинговые пошлины и компенсационные пошлины при импорте товаров для защиты экономических интересов российских производителей товаров, которые взимаются сверх базовых ставок таможенных пошлин. В практике регулирования импорта России защитные меры применялись очень редко (свыше 20 случаев).

    Правительство РФ приняло Постановление от 12 февраля 2011 г. N 68 «О специальной защитной мере в отношении крепежных изделий»,  в соответсвии с которым установится сроком на 3 года специальная пошлина в размере 282,4 доллара США за тонну в отношении крепежных изделий, ввозимых на территорию Российской Федерации,  классифицируемых кодами ТН ВЭД ТС 7318 15 810 0, 7318 15 890 0, 7318 15 900 9, 7318 16 910 9, 7318 16 990 0, 7318 21 000 9. Данное постановление направлено на реализацию регулирующей функции таможенного тарифа.

    Применение  гибкой системы ставок таможенных пошлин позволяет сохранить необходимое равновесие в конкурентоспособности импортных и отечественных товаров при связанных ставках таможенных пошлин при изменениях в определенных пределах рыночных цен ввозимых товаров с одной стороны, а с другой стороны при отклонениях заявляемой таможенной стоимости от ее реальной величины. Именно такая система ставок пошлин сформирована в таможенном тарифе Европейского Союза, где более широко применяются специфические и смешанные (комбинированные) ставки таможенных пошлин.

    По  данным рассмотренным группам товаров  таможенный тариф в полной мере выполняет  свои функции. Для стимулирования различных  отраслей и производств устанавливаются 0-5% ставки, в частности на товары для использования в промышленных и технических целях. Как было видно из динамики торгового оборота, увеличивается сборка иномарок на российских предприятиях, соответствующие ставки на товары для промышленной сборки моторных транспортных средств установлены в размере 5%, на товары для производства авиационных двигателей – 0%. Также из этих примеров видно соблюдение принципа эффективного тарифа – установлении низких ставок на товары, необходимые для развития производства страны.

    Принцип тарифной эскалации по рассмотренным группам реализуется в полной мере (33 группа), так как разница между ставками на сырье (эфирные масла и смеси для производства напитков и используемые в качестве промышленного сырья) и готовые изделия (косметические, парфюмерные и туалетные средства) составляет 1:3 (5%:15%).

    Правительство создает благоприятные условия  для ввоза наиболее необходимых  для различных целей товаров, оказывая влияние на различные производства страны путем установления временных сниженных ставок ввозных таможенных пошлин. Таковыми являются сезонные пошлины на ввоз белокочанной капусты, моркови и столовой свеклы, так как не хватает национальных продуктов, также временные сниженные ставки на различные виды технологического оборудования для развития технологических производств, где требуется данное оборудование.

    Таможенно-тарифный механизм как одна из составляющих государственного регулирования внешнеторговой деятельности стимулирует развитие национальной экономики по следующим основным направлениям:

  • рационализация товарной структуры российского импорта. Под рационализацией имеется в виду, что таможенные пошлины на товары, ввоз которых необходим для развития российской экономики, снижаются или полностью отменяются; в то же время сохраняются высокие ставки на те товары, которые могут составить конкуренцию отечественным производителям;
  • поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов. Таможенно-тарифное регулирование оказывает существенное воздействие на состояние расчетного и платежного баланса России, содействие прогрессивным изменениям в структуре производства и потребления товаров в РФ.

    На  данном этапе развития российской экономики  таможенно-тарифное регулирование  далеко не в полной мере выполняет свои функции, в первую очередь, защитные и регулирующие. За истекшие годы реформ главной задачей таможенной политики было выполнение заданий правительства по своевременному и в полном объеме сбору таможенных платежей в федеральный бюджет, т.е. в основном таможенный тариф выполнял роль фискального инструмента. Другие задачи, такие как содействие, ускорению развития внешней торговли, повышение эффективности функционирования механизма таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, применение таможенных тарифов в качестве защитных мер от недобросовестной иностранной конкуренции — отошли на второе место. Это является основной причиной отставания в развитии регулирующих и защитной функций таможенно-тарифного механизма. [14]

3. Совершенствование структуры таможенного тарифа, как фискально-регулирующего инструмента защиты экономической безопасности РФ

 

    Обеспечение стабильности в стране в целом  и в экономической сфере в  частности – это обязанность  государственных и правоохранительных органов, в том числе таможенных. Под экономической безопасностью понимается надежная и обеспечивающаяся всеми средствами и институтами государства защищенность национальных интересов в сфере экономики от внутренних и внешних угроз, экономических и прямых материальных ущербов. Экономическая безопасность предполагает устойчивость, развитие, самодостаточность экономики, что повышает ее выживаемость и приспособленность к внешним и внутренним негативным воздействиям.

    Решая задачу обеспечения экономической безопасности страны, таможенные органы используют две свои функции: фискальную и правоохранительную. Важнейшей составной частью экономического фактора таможенных органов является регулирование внешнеэкономической деятельности. Его конечная цель – способствовать росту национальной экономики и ее эффективности, повышению на этой основе благосостояния населения страны, пополнению ресурсов государственного бюджета непосредственно как за счет увеличения доходов от ВЭД, так и за счет повышения эффективности национальной экономики. [5]

    На  обеспечение экономической безопасности России оказывают влияние ряд  факторов, тесно связанных с внешнеэкономической  деятельностью. Среди них необходимо выделить следующие:

  • стремление зарубежных стран взять под контроль российский рынок стратегически важного сырья, современных технологий, финансов, информации, военной техники;
  • преобладание в российском экспорте продукции материалопроизводящих отраслей (черная металлургия, химия, нефтехимия) и утрата позиций на многих сложившихся рынках сбыта военной и машиностроительной продукции с одновременным созданием для российской продукции протекционистских барьеров;
  • обострившаяся и значительно возросшая зависимость России от импорта множества видов товаров потребительского назначения;
  • существенные утраты рынков реализации продукции обрабатывающей промышленности;
  • недостаточная мобильность современной финансовой информационной и организационной инфраструктуры, в частности поддержание конкурентоспособности российского экспорта и преемственности структуры импорта;
  • низкая конкурентоспособность национальной экономики, вызванная отсталостью технологической базы большинства отраслей, высокой энергоемкостью и ресурсоемкостью;
  • монопольное положение и недобросовестность действий многих хозяйствующих субъектов на рынках России, их низкая правовая дисциплина;
  • недостаточно высокая инвестиционная активность и неразработанность системы приоритетов в вопросе привлечения и использования иностранных инвестиций;
  • недостаточная действенность экспортного и валютного контроля и прозрачность таможенной границы со странами – членами СНГ, что способствует нелегальному вывозу капитала и товаров за рубеж;
  • широкое использование внешнеэкономических каналов России преступным бизнесом для своих целей.

    То  есть для того, чтобы обеспечить экономическую безопасность необходимо:

    1. Укрепить экспортный потенциал, расширить его структуру, увеличить объемы экспорта наукоемкой продукции и продуктов глубокой переработки сырья, а также вывоз информационных технологий. Но Россия пока еще не готова снизить экспортные ставки, не говоря уже об их устранении, так как собственная обрабатывающая и перерабатывающая промышленности не развиты на достаточном уровне, а основная доля экспорта приходится на сырьевые, необработанные товары или товары, первично обработанные. То есть необходимо перейти от сырьевого экспорта к экспорту готовой продукции, чему будет способствовать вступление в ВТО. Но для этого необходимо развить собственное производство.
    2. Для того чтобы развивать собственное производство, правительство в первую очередь должно поддерживать начинающих национальных производителей путем каких-либо налоговых льгот, субсидий, оптимальных кредитов. Для начала необходимо обеспечить внутренний рынок необходимыми товарами, которые могут производиться в нашей стране, а потом уже экспортировать продукцию в другие страны.
    3. Уменьшить зависимость от импорта или удержать его в разумных пределах, а также способствовать развитию импортозамещающих производств с помощью протекционистских мер. Необходимо глубже дифференцировать таможенный тариф в России и увеличить диапазон ставок.
    4. Выбирая географию экспорта, мы стремимся на рынки развитых стран, которые для нас закрыты. Российскими стратегическими партнерами должны быть страны, заинтересованные в продукции, способные платить, обладающие емким рынком, сотрудничество с которым имеет долгосрочные перспективы. Сейчас это Индия, Китай, многие страны АТР, страны Персидского залива и Латинская Америка. [4]
    5. Улучшить продовольственную безопасность, сократить импорт продовольствия, а также товаров широкого потребления, в результате активного осуществления экономической реформы аграрно-промышленного комплекса. Необходимо повысить уровень аграрного протекционизма (ставки – 200% и выше, как в других странах), а в России продукция сельского хозяйства облагается такими же пошлинами, как и другие товары – в среднем 15 % от таможенной стоимости. Таким образом, таможенный тариф РФ не способствует защите национальных интересов. [11]
    6. Соответственно в результате изменения структуры внешнеторгового оборота ослабится валютно-финансовая зависимость России от высокоразвитых стран мира.
    7. Для экономической безопасности России большое значение имеет контроль за вывозом из России новых технологий. Нужно исключить возможность утраты прав российских разработчиков на созданные ими современные технологии. При экспорте российских разработок следует применять принцип взаимности: любая сделка может состояться лишь в том случае, если страна-импортер готова поставлять свои национальные технологии на аналогичных условиях в Россию. В этой связи, возможно, придется создать специальные подразделения таможни, контролирующие ввоз и вывоз технологий.

    Таможенно-тарифная политика должна учитывать не только закономерности социально-экономического развития страны, но и закономерности развития международного разделения труда, формирования мировых цен и складывающихся экономических и политических интересов страны во взаимоотношениях с другими странами.

    Оптимизация, включая снижение таможенного тарифа, может идти постоянно, это нормально, ведь экономика не стоит на месте. Кроме того, отмечается общая тенденция к снижению налоговой нагрузки, а снижение налоговой нагрузки приводит, в том числе, к легализации импорта. Ввоз становится более законным, налоги – более «справедливыми», нарушений таможенных правил меньше.

    Развитие  и совершенствование таможенно-тарифной политики в России взаимообусловлено  развитием внешнеэкономической  деятельности. Эта политика направлена не только на получение прибылей от импорта и экспорта, но и на создание промышленно развитого государства. [5]

Заключение

 

    Возросшее влияние внешней торговли на экономику  России требует совершенствования  механизма таможенно-тарифного регулирования  и усиления его влияния на  структурные преобразования в национальном хозяйстве. Важнейшим инструментом таможенно-тарифного регулирования являются ввозные таможенные пошлины. Ввозные таможенные пошлины, являясь элементом цены на импортируемую продукцию, оказывают влияние на уровень цен импортируемых товаров и объемы ввоза.

    В российском таможенном тарифе в настоящее время просматривается тенденция укрупнения ставок таможенной пошлины, сокращения количества этих ставок и уменьшение разрыва между ними, что в значительной степени будет затруднять избирательную защиту отдельных производств.

    Одним из основных принципов формирования таможенных пошлин является принцип  установления и применения таких  видов ставок пошлин, которые максимально  способствуют достижению наибольшей полноты  начисления объема таможенных пошлин. Это направление в настоящее время представляется одним из важнейших в рационализации таможенного тарифа, и здесь имеются несомненные достижения в российской практике таможенно-тарифного регулирования.

    Несмотря  на все трудности и дискриминационные  меры, таможенно-тарифная политика активно реализуется во внешнеэкономической деятельности Российской Федерации.

Информация о работе Таможенное дело