Таможенное дело

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 12:54, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является исследование таможенно-тарифного регулирования ВЭД как фискально-регулирующего инструмента защиты экономической безопасности РФ.
Для достижения данной цели необходимо выполнить ряд задач:
 раскрыть сущность таможенно-тарифного регулирования ВЭД;
 определить цели, особенности и элементы таможенно-тарифного регулирования;

Содержание

Введение 3
1. Роль, функции таможенного тарифа 5
1.1 Сущность и особенности таможенно-тарифного регулирования ВЭД 5
1.2 Нормативно-правовая база, регулирующая таможенно-тарифное регулирование ВЭД 10
1.3 Функции таможенного тарифа, их значение 15
2. Таможенный тариф, как фискальный и регулирующий инструмент ВЭД 17
2.1 Анализ ставок таможенных пошлин Единого таможенного тарифа таможенного союза (ЕТТ ТС) 17
2.2 Оценка влияния таможенных пошлин на импорт и экспорт товаров 26
3. Совершенствование структуры таможенного тарифа, как фискально-регулирующего инструмента защиты экономической безопасности РФ 33
Заключение 37
Список использованных источников 39

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа ттр.doc

— 389.50 Кб (Скачать документ)

    73 группа «Изделия из черных  металлов» ЕТТ ТС

Всего Кол-во адвалорных ставок Средняя величина ставки Максимальная  величина ставки Минимальная величина ставки Количество  специфических ставок Количество  комбинированных  ставок
333 332:

 2 –  20%;

 261 –  15%;

 7 –  10%;

 42 –  5%;

 20 –  0%.

12,76% 20% 0% 1 0

    В данной товарной группе преобладают 15%-ные ставки таможенных пошлин, две максимальные ставки в 20% установлены на трубы для нефте- и газопроводов из каррозионностойкой стали и прочие наружным диаметром более 406,4 мм в целях защиты национального производителя таких труб. Минимальные нулевые ставки ввозных таможенных пошлин установлены на комплектующие и некоторые виды сырья для производства авиационных двигателей (по сравнению с 5-20% ставками). Данное снижение таможенных тарифов было направлено на стимулирование производства современных авиадвигателей в России. Также снижены ставки таможенных пошлин в отношении автомобильных компонентов предназначенных для промышленной сборки моторных транспортных средств товарных позиций 8701-8705, их узлов и агрегатов до 5%, что стимулирует российскую сборку иностранных транспортных средств. Специальная ставка в размере 30 евро за 1000 штук консервных банок, закрывающихся пайкой или отбортовкой для консервирования напитков вместимостью не более 1 литра (код 7310 21 190 1) также выполняет защитную функцию, так как производство таких консервных банок налажено в нашей стране.

    В России экспортные таможенные пошлины действуют только в отношении минерального топлива, руд и других необработанных сырьевых товаров, электроэнергии, металлов, драгоценных камней и изделий из них, пополняя бюджет государства. Экспортные пошлины могут применяться в фискальных целях, для выравнивания низких внутренних цен и более высоких иен на внешнем рынке, с целью сохранения национальных ресурсов. [12]

    Анализ  таможенно-тарифного регулирования РФ c точки зрения пополнения государственного бюджета показывает, что:

    1. Фискальная  функция реализуется  в полной мере. О чем свидетельствует  размер ставок на товары не  первой необходимости.

    2. Защитная (протекционистская) функция  таможенного тарифа также реализуется на достаточном уровне. В 73 группе ставки в основном защитные, так как доля экспорта черных металлов из России составляет 16,4% (второе место), то есть в стране производство изделий из черных металлов должно быть налажено, должна развиваться металлообрабатывающая промышленность и производство изделий. Установлены высокие комбинированные ставки на крахмал и солод (11 группа) для защиты национального производителя донных товаров, высокая 15% защитная пошлина на подсолнечное масло плюс комбинированная фискальная ставка (15 группа) направлены на развитие отечественного производства, ослабления иностранной конкуренции и сбора дополнительных доходов в бюджет.

2.2 Оценка влияния  таможенных пошлин  на импорт и  экспорт товаров

 

    В современных условиях таможенно-тарифное регулирование внешней торговли играет исключительно важную роль в торгово-политическом механизме, поскольку оно применяется в целях защиты национальной экономики.

    Внешнеторговый  оборот РФ в 2010 г. составил 625,6 млрд долл. США и по сравнению с 2009 г. возрос на 33,4%, доля импорта составила 63,4% (сборник «Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации» за 2010 года). Динамика объема внешнеторгового оборота показывает дальнейшее увеличение экспорта и импорта товаров (рис. 3.1).

    

    Источник: Таможенная статистика [20]

    Рис. 3.1 Динамика объема внешнеторгового  оборота в 2006-2010 г.г.

    В 2010 году увеличение импорта отражало повышение внутреннего спроса не только на потребительские, но и на инвестиционные товары. В структуре импорта возросла доля машин, оборудования и транспортных средств, а также промышленного сырья и полуфабрикатов. Увеличение спроса на импортные потребительские товары массового спроса подрывает конкурентоспособность отечественных товаров широкого потребления, которая ухудшается не только в связи с их недостаточным качеством, но и вследствие неуклонной утраты ценовых преимуществ из-за постоянного роста тарифов естественных монополий.

    Наиболее  остро в настоящее время стоит  проблема развития в России импортозамещающих производств, решение которой позволило бы снять критическую зависимость страны от импорта продовольствия и потребительских товаров. А это уже вопрос не только экономической, но и национальной безопасности, например, в 2010 г. уровень зависимости от импорта по продукции легкой промышленности, бытовой технике и бытовой химии составлял 45-50 %, по медикаментам – 65%, продовольствию – 35%.

    Экспорт России представлен следующими группами товаров (табл. 3.1). 
 
 

    Таблица 3.1

Экспорт России важнейших  товаров за январь-октябрь 2010 года
Код ТН ВЭД Наименование  товара Всего
тыс. тонн млн. долларов
1001 Пшеница и меслин 8803,9 2308
2208601100 Водка, дал 100% спирта 1265324 107,8
2701 Уголь каменный 81236,1 6179,9
2709 Нефть сырая 184543,1 136700,8
2710 Нефтепродукты 96182,9 70152,9
2710114100-2710115900 Бензин автомобильный 3826,8 2937,7
2710193100-2710194900 Дизельное топливо 29768,7 29039,4
2711210000 Газ природный, млрд. куб. м. 147,5 55020,9
2716 Электроэнергия, млн. кВт-ч 15312 822,7
4403 Лесоматериалы необработанные 31756 3034,7
4407 Лесоматериалы обработанные 7553,2 2428,5
7201 Чугун 4585,5 2255,9
8703 Автомобили  легковые, 1000 шт. 115 818,7
8704 Автомобили  грузовые, 1000 шт. 35,3 667,9

    Источник: Таможенная статистика [20] 

    Наиболее приоритетными группами товаров для иностранных потребителей являются: нефть сырая, нефтепродукты, бензин автомобильный, газ природный, лесоматериалы необработанные.

    В соответствии с постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2008 г. № 876 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе» с 1 декабря 2008 года ставки ввозных таможенных пошлин снижены до 192,1 доллара США.

    Ставка  вывозной таможенной пошлины на природный  газ составляет 30% от таможенной стоимости  товара.

    Относительно  необработанных лесоматериалов наблюдается  повышение ставок таможенных пошлин. С 1 июля 2008 года она была повышена с 6 до 10 евро за кубический метр, с 1 апреля 2009 года составила 25%, но не менее 15 евро за кубический метр, с 1 апреля 2010 года она составляет 80% от таможенной стоимости, но не менее 50 евро за кубический метр. Повышение пошлин обусловлено необходимостью стимулировать глубокую переработку российских лесоматериалов на территории РФ.

    Проанализируем  таможенный тариф России с той  точки зрения, насколько он способствует выполнению задач обеспечения защиты экономической безопасности России при осуществлении внешней торговли товарами (табл. 3.1).

    Таблица 3.1

    Реализация  регулирующей функции таможенной пошлины

Функция Позиция товаров Размер  ставки
Регулирующая 1602 5%
  1702, 1703 5%
  1801 0%
  1802-1806 5%
  1901 10 000 0 5%
  2005 10 001 0 5%
  2009 5%
  2301, 2304 0%
  2302-2308 5%
  2401 5%
  3301, 3302 5 %
  4101-4103 5%
 

    Рассмотрим  ставки ввозных таможенных пошлин 33 группы ТНВЭД «Эфирные масла и  резиноиды; парфюмерные, косметические  или туалетные средства» (табл. 3.2).

    Таблица 3.2

33 группа «Эфирные масла и резиноиды; парфюмерные, косметические или туалетные средства» ЕТТ ТС

Всего Кол-во адвалорных ставок Средняя величина ставки Максимальная  величина ставки Минимальная величина ставки Количество  специфических ставок Количество  комбинированных ставок
49 49:

 21 –  15%;

 28 –  5%

9,3% 15% 5% 0 0

    Стимулирующие 5% ставки установлены на эфирные  масла и смеси для производства напитков и в качестве промышленного  сырья, а защитные 15% ставки установлены  на готовую продукцию (духи, шампуни  и т. д.). Тем самым стимулируется национальное производство этих товаров путем низкой пошлины на сырье и материалы (эфиры и смеси), а также защищается посредством высоких 15% ставок.

    Рассмотрим  ставки ввозных таможенных пошлин 41 группы ТНВЭД «Необработанные шкуры (кроме натурального меха) и выделанная кожа» (табл.3.3).

    Таблица 3.3

41 группа  «Необработанные шкуры (кроме  натурального меха) и выделанная  кожа» ЕТТ ТС

Всего Кол-во адвалорных ставок Средняя величина ставки Максимальная  величина ставки Минимальная величина ставки Количество  специфических ставок Количество  комбинированных  ставок
77 77:

 60 –  5%;

 17 –  0%

3,9% 5% 0% 0 0

Информация о работе Таможенное дело