Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 15:09, курсовая работа
Отечественная экономическая наука обратила внимание на теневую экономику только в конце 1980-х гг. И хотя сейчас немало литературы о проблемах теневой экономики, все же некоторое отставание от зарубежных исследований сохраняется. Главным отличием являются различия в методологии исследования данной проблемы. В европейских странах теневая экономика уже анализируется при помощи экономико-математических моделей («на языке графиков и формул»), а российские экономисты работают на эмпирически-описательном уровне.
институтов России.
Возникшие в основном после распада СССР и прекращения руководящей роли КПСС, новые теневые институты - неоднородны. В их состав входят две основные группы:
Первая группа – институты, которые возникли внутри тех или иных легальных структур – политических, правовых или хозяйственных, в ходе реализации экономических преобразований. Реформированию подверглись все сферы народного хозяйства. Поэтому сегодня есть все основания говорить о наличии «сквозных» теневых экономических институтов. Такими «сквозными» (для всех сфер народного хозяйства) институтами теневой экономики являются
а) теневое производство каких-то видов продукции (скажем, золота или водки);
б) теневой сбыт продукции;
в) нецелевое использование бюджетных средств;
г) обналичивание;
д) теневые доходы, в том числе - теневая зарплата;
е) теневые экпортно-импортные операции;
ж) теневой отток капитала;
з) теневое инвестирование;
и) теневая занятость;
к) теневая оплата услуг чиновников, коррупция.
Этот список в принципе можно продолжить. Но и он достаточен для показа того, что теневые институты образуются как «теневой нарост на теле» официальных, в том числе и государственных организаций. Остановимся подробнее на некоторых из вышеперечисленных институтов.
Нецелевое использование бюджетных средств – направление финансовых средств, полученных из государственного бюджета (федерального, регионального, местного) на цели иные, чем это было предусмотрено соответствующими бюджетными планами. Наиболее часто это происходит в случае передачи средств федерального бюджета из Москвы в регионы. Использование руководителями регионов не по назначению имеет два весьма различных направления:
а) решение неотложных хозяйственных нужд соответствующей территории
б) воровство государственных средств.
В первом случае деньги, выделенные, например, для выплаты зарплат учителям или врачам, направляются на покупку топочного мазута, чтобы отапливать жилые дома. Хотя это и нарушение закона, в принципе, такая деятельность не вызывает крупномасштабного социального недовольства и, как правило, ограничивается локальным протестом обделенных групп. Причина – в недостаточно высоком качестве бюджетного планирования и очень высоком уровне неопределенности и нестабильности в российском
обществе и экономике.
Во втором случае средства «отмываются» через целую систему подставных фирм, "дружественных" соответствующим чиновникам. Как правило, деньги переводятся за границу в оффшорные зоны, на них покупается недвижимость и т.п. Причина - в низком моральном уровне нынешнего российского правящего класса, разложении органов правопорядка, в теневых договоренностях между московскими чиновниками и местными руководителями.
Обналичивание - операция по переводу денег с банковского счета в наличные средства, как правило, с использованием фиктивных контрактов на выполнение каких-либо работ (строительных, научно- исследовательских, консультационных услуг, маркетинга и т.п.). Применяется обычно для выплаты теневой части заработной платы, закупки мелких партий комплектующих, других форм пополнения оборотного капитала, вывода прибыли из-под налогов, а также для различных нелегальных операций. Это широко распространенная операция, помогающая вывести деятельность фирмы из-под прямого государственного контроля. Обналичивание воплощает реакцию предприятий на чрезмерное государственное вмешательство в экономику. Оно осуществляется специализированными фирмами, часто работающими на основе неформальных договоренностей с банками и имеющими стабильные контакты с клиентами (частными предприятиями и государственными структурами). Наилучшее «место прикрепления» для таких фирм - общественные организации, имеющие государственные льготы, например, общества инвалидов.
Перечисленные выше теневые институты различаются по выполняемым функциям. У теневой зарплаты, например, одна функция, у теневой занятости – совсем другая. Наличие функционально разных теневых институтов приводит к тому, что они носят многоотраслевой, многосекторный, «сквозной» характер, т.е. пронизывают все сферы и отрасли экономики и социальной системы. Сегодня есть все основания говорить о наличии теневых «участков» не только в кредитно – финансовой сфере, в сфере таможенного контроля, в промышленности, торговле, на транспорте, в сельском хозяйстве, но и о существовании в России теневого образования, теневой медицины, теневой культуры, теневой науки, теневой деятельности в СМИ. Получается так: потребность в выполнении тех или иных функций толкает на создание соответствующих теневых институтов во всех отраслях экономики и общества; а удовлетворение этой потребности, т.е. возникновение таких институтов, приводит к распространению тени практически повсеместно в обществе
Вторая группа - теневые институты, которые возникли «в стороне» от таких структур, как бы «на чистом» месте. Об их возникновении вне каких–либо ранее существовавших легальных экономических организаций свидетельствуют сами их названия: «крыша», «рэкет», «наезд», «откат» и т.п. Данные об их деятельности исследователи, как правило, получают с помощью специальных глубоких интервью с руководителями предприятий и фирм, имеющих дело с такими институтами.
Крыша - криминальная группировка или орган власти, контролирующие деловую активность одной или многих фирм, изымающие определенную долю прибыли «в обмен» на представительство интересов в органах власти; защиту от «наездов» других криминальных группировок; получение государственных заказов; гарантии занятия определенной рыночной ниши; дополнительные средства давления на должников; предоставление гарантий от экспроприации со стороны государства и т.п. Фактически, крыша - это локальная монополия, которая контролирует определенную долю рынка и защищает фирму от давления рынка. Она ограничивает конкуренцию и увеличивает издержки входа на рынок.
Откат - плата за предоставление заказа (обычно - государственного), кредита (зачастую - льготного), субсидии, субвенции, бюджетной ссуды, гранта. Выражается в процентах от предоставляемой суммы и может достигать более половины от нее. С точки зрения формального права откат является разновидностью коррупции. В основном откат характерен для отношений внутри государственного сектора или между государственным и частным секторами экономики, но иногда встречается и в отношениях между частными фирмами.
Отметим, что обе группы теневых институтов имеют одну общую черту: они находятся «на стыке» легальности и нелегальности, то есть открытой и криминальной деятельности.
Произошедшая институционализация теневой экономики сделала ее неотъемлемым элементом российской модели капитализма. Очевидно, что в связи с ней общество в настоящее время несет множество социально-экономических издержек, главные из которых:
а) Возникшие институты теневой экономики привели к формированию особого стиля бизнеса – бизнеса «для своих», тогда как «не свои» не имеют реальной возможности войти на рынок. Это радикально ограничивает конкуренцию, со всеми хорошо известными негативными последствиями.
б) Малы инвестиции и крайне ограничены источники их привлечения.
в) Велики трудности взаимодействия страны с внешним миром, который
выстраивает различные барьеры на пути экономических и др. связей из-за несовместимости экономических систем, вызванной большим числом теневых правил ведения бизнеса, в которых не могут разобраться иностранцы.
г) Двойная мораль и неопределенность экономических, а значит, во многом и социальных норм поведения. Это самым отрицательным образом влияет на мораль общества, которая в реальности все дальше отходит от того, что принято называть «цивилизованными правилами поведения».4
2. 1 Становление теневой экономики в мировой истории
Едва возникло государство, налагающее на своих подданных определенные обязательства и ограничения, родилась и теневая экономика -внегосударственная деятельность лиц, игнорирующих «общественный договор». Теневая экономика существует в любых экономических системах с государственной организацией, однако в разных системах она имеет свою специфику.
В античных и средневековых обществах Европы, где государство не стремилось к тотальному контролю над обществом, теневая экономическая деятельность развивалась в заметно меньшей степени. Любопытным примером «беловоротничковой» теневой экономики стало ростовщичество в христианских странах: хотя согласно каноническому праву оно было запрещено, фактически им занимались, не афишируя этого, не только светские, но даже церковные феодалы. Трансформация доиндустриального общества в индустриальное вызвала в эпоху нового времени буквально взрыв теневой деловой активности во всех ее видах. Ранние формы капиталистического производства (например, рассеянная мануфактура) представляли «подпольную» оппозицию легальному цеховому ремеслу. Пиратство процветало в XVI — XVIII вв. в Средиземном и Карибском морях, в Индийском океане, нанося чувствительные удары по морским путям. Казнокрадство и коррупция поразили государственный аппарат всех абсолютистских держав. Эта теневая деловая активность была реакцией на наступление власти денежного богатства, которое, однако, еще не имело институционального фундамента. Капитализм в собственном смысле слова прочно стал на ноги лишь тогда, когда «протестантская этика» санкционировала погоню за богатством в форме «честного бизнеса», допускающего конкуренцию, но исключающего насилие.
Эпоха нового времени завершается узакониванием одних форм теневого бизнеса (например, банковской деятельности) и ужесточением борьбы с наиболее криминальными его формами (пиратством, коррупцией).
Новый взлет теневой экономики наблюдается во 2-й половине XX века, что связано с глобальной трансформацией хозяйства. В развивающихся странах разрастание теневой экономической деятельности вызвано приобщением этих стран к современному индустриальному обществу. Усиливающаяся с 1970-х годов криминализация экономики «социалистических» стран стала результатом поражения командной модели индустриального общества в соревновании с его рыночной моделью. Лаконичное объяснение основной причины тотальной криминализации «социалистического» хозяйства дал американский экономист М. Олсон: если отсутствует частная собственность, то все граждане материально заинтересованы в разворовывании государственного богатства, но никто не заинтересован лично в его сохранении. Развитые страны переживают переход к постиндустриальному обществу, для которого характерен качественный рост свободы индивида. Увеличение неформальной занятости, стремление обходить сковывающие государственные ограничения, тяга потребителей к «запретным плодам» являются закономерным побочным следствием системной модернизации общества.5
Современная организованная преступность, возникшая примерно век тому назад, имеет принципиальные отличия от преступных организаций доиндустриальных обществ.
Теневая экономика не является феноменом исключительно рыночной экономики с её либеральными правилами экономического поведения. В условиях жесткой командно-распределительной системы хозяйствования при социализме, с его ограничениями экономических свобод, существовал теневой сектор экономики.
Для более полного раскрытия проблемы теневой экономики в России, необходимо рассмотреть теневую экономику в СССР. В советское время теневая экономика охватывала такие виды хозяйственной деятельности, которые осуществлялись вне прямого контроля и санкций со стороны официальных органов управления партийных комитетов разного уровня, включая ЦК КПСС и его исполнительные органы; администрации предприятий; советов разного ранга и их исполнительных комитетов; министерств и ведомств; правительств страны и союзных республик. К числу распространенных теневых видов деятельности относились: бартерные обмены; несанкционированное совместительство (дополнительная занятость); поставки продукции «неприкрепленным» потребителям; неплановое строительство; выпуск неучтенной продукции помимо плановых заданий; запуск в коммерческий оборот материальных ресурсов, съэкономленных сверх официальных норм расходования сырья и материалов; деятельность «фарцовщиков»; оказание за плату или «по блату» услуг, которые должны были оказываться бесплатно; взятки при поступлении в вуз и за принятие любых других решений; валютные операции и т.п.
Теневая экономика включала в себя три части. Во-первых - «легкую», то есть хозяйственную деятельность, не контролировавшуюся властями, прямо не связанную с нарушением законов, но балансирующую на его грани, или же активность в сферах, которые закон не регламентировал вообще. Во-вторых - «среднюю», представлявшую собой нарушение советских законов, но легитимную в странах с рыночной экономикой. В-третьих - «тяжелую», связанную с прямым нарушением законов как советских, так и принятых в странах с рыночной экономикой. К «легкой» теневой экономике относились, например, широко распространенная несанкционированная дополнительная занятость (так называемые «подснежники» -люди, числящиеся на работе, но реально не работающие, большую часть зарплаты которых получали и распределяли руководители работодатели) или деятельность «толкачей»-работников, выбивающих для своего предприятия дефицитные ресурсы; к «средней»-частное предпринимательство, валютные операции, бартерные сделки, оказание услуг за плату в частном порядке; к «тяжелой» - торговля наркотиками, воровство, коррупция, мошенничество, рэкет.
В 70-е – начале 80-х годов теневая деятельность СССР стала элементом социально-экономической системы, превратилась в экономический институт советского общества.
Теневая экономика в
условиях административной экономики
являлась необходимым компенсатором.
Однако факт быстрого развития этого
сектора свидетельствует о нара
2.2 Детерминация (причины и условия) экономической деятельности
Причины и условия играют различную роль в процессе порождения криминального поведения в сфере экономики. Если причины собственно порождают его, то условия сами по себе не порождают данное явление, но влияют на процессы порождения, участвуют в его детерминации (причины и условия).
Область действия причин - это, прежде всего, мотивация и принятие решения, когда речь идет о формировании мотива, цели, определении средств ее достижения именно как преступных. Избрание же среди криминальных данных конкретных средств, выбор конкретного объекта преступного посягательства, причинение конкретного вреда в соответствующих условиях места и времени определяется в значительной мере условиями. Такими условиями могут быть обстоятельства, характеризующие состояние внешней среды при принятии и исполнении решения (например, слабость или отсутствие финансового контроля), а также те обстоятельства, которые характеризуют самого человека (например, обладание специальными знаниями, опытом).
Информация о работе Теневая экономика и ее эволюция в современном мире