Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 12:50, курсовая работа
В связи с этим целью курсовой работы является выявление теоретических основ теневой экономики, а также развитие и совершенствование концептуально-теоретических подходов к минимизации теневого сектора экономическими мерами государственного регулирования и обоснование методических основ их реализации применительно к условиям Республики Беларусь на современном этапе.
Для реализации поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:
исследование причин возникновения и последствий функционирования теневого сектора в экономике на всех уровнях формирования и функционирования экономических отношений;
разработка и обоснование усовершенствованных теоретико-методических подходов к определению масштабов теневого сектора экономики, а также к уточнению основных макроэкономических показателей с учётом теневого сектора;
анализ методических подходов к определению масштабов теневой экономической деятельности, индуцируемой действующими и планируемыми мерами государственного регулирования экономики;
обоснование методических основ минимизации теневого сектора экономическими мерами в условиях повышения качества государственного регулирования в современных условиях.
исследование направлений по уменьшению теневой экономической деятельности в странах с развитой рыночной экономикой.
Введение 4
1 Теоретические аспекты теневой экономики 5
1.1 Понятие теневой экономики, структура и формы ее проявления 5
1.2 Причины, условия возникновения и последствия теневых экономических отношений 8
1.3 Методология оценки теневых явлений и процессов 10
2 Анализ масштабов теневой экономики в Республике Беларусь 13
3 Особенности проведения мероприятий по уменьшению теневой экономики 20
3.1 Основные направления борьбы с теневой экономикой в Республике Беларусь 20
3.2 Мировой опыт борьбы с теневой экономикой 23
Заключение 27
Список использованных источников 29
Примечание
– Источник: [18, с. 9].
Границы между легальными схемами по уменьшению налогов и теневым оборотом зачастую размыты, поэтому к интерпретации данных о теневом обороте следует подходить осторожно.
Согласно выводу, сделанному экономистом Исследовательского центра ИПМ Андреем Скрибой в дискуссионном материале «Коррупция и теневая экономика» на основании опросов, проведенных среди предпринимателей страны, теневой оборот в Беларуси растет, хотя и медленно.
В 2011 году возросла частота случаев теневого оборота. Наибольшее распространение теневой оборот получил в таких сферах как торговля, общественное питание и строительство. Так, о наличии подобного явления в более чем 75% случаев заявили 3,1%, 5,6% и 6,6% респондентов соответственно. Именно эти отрасли оказались наиболее подвержены влиянию экономического кризиса и растущей конкуренции с государственными предприятиями. Это и послужило причиной ведения практики теневого оборота. Как и в случае с распространением взяток и откатов, теневой оборот наиболее часто может наблюдаться на крупных предприятиях с численностью от 100 до 200 человек и свыше 200 человек. На предприятиях с меньшей численностью работников подобная практика менее распространена. Примечательно, что на предприятиях с численностью от 100 до 200 человек лишь 9,5% респондентов заявили, что такое явление, как теневой оборот, в их практике отсутствует [19].
Для
принятия управленческих решений на
макроуровне важно располагать
полной и достоверной информацией
о состоянии экономики и
Масштабы
корректировок
Таблица 3 – Корректировка основных макроэкономических показателей с учётом функционирования теневого сектора экономики Республики Беларусь в 2006–2010 гг., млрд. руб.
Примечание
– Источник: [20, с. 14].
Так,
теневая корректировка ВВП в 2010
году составляет более 17 % от зарегистрированного
государственной статистикой
Наличие теневого сектора в экономике оказывает влияние на производство конечного продукта легальным сектором путём девиации условий функционирования последнего. При наличии теневого сектора экономики легальный сектор, взаимодействуя с ним, несёт определённые потери, которые обусловлены следующими факторами: дополнительным предложением товаров и услуг со стороны теневого сектора, что негативно воздействует на спрос на продукцию субъектов легального сектора; конкуренцией со стороны продукции субъектов хозяйствования теневого сектора, что снижает финансовые результаты деятельности легальных организаций; дополнительным спросом на факторы производства со стороны теневого сектора, который обусловливает снижение производственных возможностей легального сектора. Произведённый в работе макроэкономический анализ взаимодействия теневого и легального секторов экономики позволил доказать, что чистые потери легального сектора от деятельности теневого являются функцией эластичности спроса и предложения продукции легального сектора по цене.
Потери
легального сектора экономики из-за
наличия теневого обусловливаются
не только переориентацией на последний
части факторов производства и платёжеспособного
спроса, но и некомпенсируемым влиянием
теневого сектора на условия функционирования
экономики в целом, что обусловлено
неравномерным развитием
3
Особенности проведения
мероприятий по
уменьшению теневой
экономики
3.1
Основные направления
борьбы с теневой
экономикой в Республике
Беларусь
Стратегией
борьбы с теневой экономикой становится
снижение ее размеров до минимально возможного
уровня. Это должно достигаться путем
создания условий для сокращения
теневых операций субъектов хозяйствования
и усиления борьбы с коррупцией госаппарата.
Поэтому стратегическими
Для
снижения трансакционных издержек и
повышения
Актуально создание системы антикоррупционной экспертизы принимаемых нормативных актов. Требуется узаконить практику широкого публичного обсуждения принимаемых нормативных документов, регулирующих хозяйственную деятельность и налогообложение [10, с. 63].
Кроме того, можно предложить дополнительные меры, направленные на минимизацию теневой деятельности, к основным из которых относятся:
Предлагаемые
мероприятия, направленные на стимулирование
предпринимательской
В
таблице 4 приведён расчёт эффекта от
предлагаемых мер по либерализации
экономической деятельности, который
выражается в приросте ВВП, созданного
в легальном секторе, и поступлений
в бюджет от легализации теневой
экономической деятельности, а также
в улучшении ряда показателей, критически
важных для макроэкономической стабильности
в экономике Республики Беларусь.
Таблица 4 – Расчёт эффекта от мер по либерализации экономики Республики Беларусь в русле минимизации теневого сектора экономики
Показатель | 2011 год
без учёта эффекта от мер по либерализации экономики |
2011год
с учётом эффекта от мер по либерализации экономики |
Изменение |
Соотношение теневого и легального ВВП, % | 17,2 | 10,0 | -7,2 |
Легальный ВВП, млрд. руб. | 179260,0 | 192167,0 | 12907 |
Прирост легального ВВП к 2010 году благодаря эффекту, % | 0,0 | 7,2 | 7,2 |
Налоговая нагрузка на ВВП | 0,16747 | 0,16747 | 0 |
Налоговые поступления, млрд. руб. | 30021,0 | 32 182,0 | 2161 |
Сальдо консолидированного бюджета к ВВП, % | -3,0 | -2,8 | 0,2 |
Внутренний государственный долг к ВВП, % | 1,4 | 1,3 | -0,1 |
Валовой внешний долг к ВВП, % | 68,8 | 64,2 | -4,6 |
Внешний государственный долг к ВВП, % | 27,9 | 26,0 | -1,9 |
Платежи
по обслуживанию внешнего государственного
долга к доходам |
9,4 | 8,8 | -0,6 |
Примечание – Источник: [20, с. 18].
Глубинной
причиной вступления субъектов хозяйствования
в теневые экономические
Оптимальный
инструментарий ограничения теневого
сектора экономики мерами государственного
регулирования определяется в зависимости
от конкретного состояния
Общее
правило определения наиболее эффективных
мер по ограничению теневого сектора
заключается в зависимости
Сутью
задачи по ограничению теневой
Информация о работе Теневая экономика: сущность, структура, субъекты и методы борьбы с ней