Теневая экономика: сущность, структура, субъекты и методы борьбы с ней

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 12:50, курсовая работа

Описание

В связи с этим целью курсовой работы является выявление теоретических основ теневой экономики, а также развитие и совершенствование концептуально-теоретических подходов к минимизации теневого сектора экономическими мерами государственного регулирования и обоснование методических основ их реализации применительно к условиям Республики Беларусь на современном этапе.
Для реализации поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:
исследование причин возникновения и последствий функционирования теневого сектора в экономике на всех уровнях формирования и функционирования экономических отношений;
разработка и обоснование усовершенствованных теоретико-методических подходов к определению масштабов теневого сектора экономики, а также к уточнению основных макроэкономических показателей с учётом теневого сектора;
анализ методических подходов к определению масштабов теневой экономической деятельности, индуцируемой действующими и планируемыми мерами государственного регулирования экономики;
обоснование методических основ минимизации теневого сектора экономическими мерами в условиях повышения качества государственного регулирования в современных условиях.
исследование направлений по уменьшению теневой экономической деятельности в странах с развитой рыночной экономикой.

Содержание

Введение 4
1 Теоретические аспекты теневой экономики 5
1.1 Понятие теневой экономики, структура и формы ее проявления 5
1.2 Причины, условия возникновения и последствия теневых экономических отношений 8
1.3 Методология оценки теневых явлений и процессов 10
2 Анализ масштабов теневой экономики в Республике Беларусь 13
3 Особенности проведения мероприятий по уменьшению теневой экономики 20
3.1 Основные направления борьбы с теневой экономикой в Республике Беларусь 20
3.2 Мировой опыт борьбы с теневой экономикой 23
Заключение 27
Список использованных источников 29

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 330.97 Кб (Скачать документ)

Примечание  – Источник: [18, с. 9]. 

     Границы между легальными схемами по уменьшению налогов и теневым оборотом зачастую размыты, поэтому к интерпретации  данных о теневом обороте следует  подходить осторожно.

     Согласно  выводу, сделанному экономистом Исследовательского центра ИПМ Андреем Скрибой в дискуссионном материале «Коррупция и теневая экономика» на основании опросов, проведенных среди предпринимателей страны, теневой оборот в Беларуси растет, хотя и медленно.

     В 2011 году возросла частота случаев  теневого оборота. Наибольшее распространение  теневой оборот получил в таких  сферах как торговля, общественное питание и строительство. Так, о  наличии подобного явления в  более чем 75% случаев заявили 3,1%, 5,6% и 6,6% респондентов соответственно. Именно эти отрасли оказались  наиболее подвержены влиянию экономического кризиса и растущей конкуренции  с государственными предприятиями. Это и послужило причиной ведения  практики теневого оборота. Как и  в случае с распространением взяток и откатов, теневой оборот наиболее часто может наблюдаться на крупных  предприятиях с численностью от 100 до 200 человек и свыше 200 человек. На предприятиях с меньшей численностью работников подобная практика менее распространена. Примечательно, что на предприятиях с численностью от 100 до 200 человек лишь 9,5% респондентов заявили, что такое явление, как теневой оборот, в их практике отсутствует [19].

     Для принятия управленческих решений на макроуровне важно располагать  полной и достоверной информацией  о состоянии экономики и динамике её основных параметров. Поэтому необходимо не только определить масштабы теневой  экономической деятельности, но и  скорректировать основные макроэкономические агрегаты с учётом теневого сектора  экономики.

     Масштабы  корректировок макроэкономических показателей с учётом теневого сектора  для экономики Республики Беларусь достаточно существенны (таблица 3). 

Таблица 3 – Корректировка  основных макроэкономических показателей с  учётом функционирования теневого сектора  экономики Республики Беларусь в 2006–2010 гг., млрд. руб.

Примечание  – Источник: [20, с. 14]. 

     Так, теневая корректировка ВВП в 2010 году составляет более 17 % от зарегистрированного  государственной статистикой уровня. Динамика теневых корректировок  объясняется следующим:

  • достаточно высокий удельный вес теневых операций в 2007 году объясняется большой разницей в ценах между внутренним и мировым рынками, что способствовало росту теневого импорта;
  • снижение масштабов теневых операций в 2008 году объясняется мерами по либерализации хозяйственной деятельности в сочетании с вышеупомянутой тенденцией изменения цен, сделавшими достаточно рентабельным легальный импорт, и введением ряда мер, включая маркировку некоторых товаров контрольными марками, их обязательную сертификацию и гигиеническую регистрацию, что повысило издержки теневых операций;
  • дальнейшее снижение масштабов теневой экономической деятельности в 2009–2010 годах обусловлено существенным снижением налоговой нагрузки (отмена оборотных налогов, включая сборы за услуги и налог с продаж, формирование инновационных фондов только за счёт государственных предприятий и предприятий с долей государственной собственности), в сочетании с существенной либерализацией административных и контрольных процедур.

     Наличие теневого сектора в экономике  оказывает влияние на производство конечного продукта легальным сектором путём девиации условий функционирования последнего. При наличии теневого сектора экономики легальный сектор, взаимодействуя с ним, несёт определённые потери, которые обусловлены следующими факторами: дополнительным предложением товаров и услуг со стороны теневого сектора, что негативно воздействует на спрос на продукцию субъектов легального сектора; конкуренцией со стороны продукции субъектов хозяйствования теневого сектора, что снижает финансовые результаты деятельности легальных организаций; дополнительным спросом на факторы производства со стороны теневого сектора, который обусловливает снижение производственных возможностей легального сектора. Произведённый в работе макроэкономический анализ взаимодействия теневого и легального секторов экономики позволил доказать, что чистые потери легального сектора от деятельности теневого являются функцией эластичности спроса и предложения продукции легального сектора по цене.

     Потери  легального сектора экономики из-за наличия теневого обусловливаются  не только переориентацией на последний  части факторов производства и платёжеспособного  спроса, но и некомпенсируемым влиянием теневого сектора на условия функционирования экономики в целом, что обусловлено  неравномерным развитием теневого сектора по отраслям, повышением уровня неопределённости и риска в экономической  системе и другими факторами, следствием которых является превышение потерь легального сектора над приростом  теневого сектора.

 

     

     3 Особенности проведения  мероприятий по  уменьшению теневой  экономики 

     3.1 Основные направления  борьбы с теневой  экономикой в Республике  Беларусь 

     Стратегией  борьбы с теневой экономикой становится снижение ее размеров до минимально возможного уровня. Это должно достигаться путем  создания условий для сокращения теневых операций субъектов хозяйствования и усиления борьбы с коррупцией госаппарата. Поэтому стратегическими направлениями  борьбы с экономической преступностью  следует считать:

  • Совершенствование правовой основы и формирование эффективно регулируемой рыночной экономики, условия которой стали бы невыгодными для теневого бизнеса;
  • Более либеральное налоговое законодательство; упрощение условий хозяйствования для малого и среднего бизнеса;
  • Ужесточение наказания за использование служебного положения в личных целях. При этом следует рассмотреть возможность ограничения разрешительно-распределительных функций чиновничества.

     Для снижения трансакционных издержек и  повышения конкурентоспособности  легального бизнеса необходимо устранить  противоречивость норм хозяйственного законодательства, допускающих неоднозначность  их толкования, усложненность административных и правоприменительных процедур. Законодательная неопределенность препятствует решению проблем уголовного преследования за легализацию доходов, полученных незаконным путем.

     Актуально создание системы антикоррупционной  экспертизы принимаемых нормативных  актов. Требуется узаконить практику широкого публичного обсуждения принимаемых  нормативных документов, регулирующих хозяйственную деятельность и налогообложение [10, с. 63].

     Кроме того, можно предложить дополнительные меры, направленные на минимизацию  теневой деятельности, к основным из которых относятся:

  • минимизация таможенных тарифов по товарным группам, по которым отечественные производители не нуждаются в конкурентных преимуществах или внутреннее производство таких товаров несущественно;
  • упрощение процедуры сокращения персонала на предприятиях всех форм собственности (отмена заблаговременного уведомления службы занятости, сокращение размера выходных пособий при отрицательных финансовых результатах и неудовлетворительном финансовом состоянии предприятия), изменение целевых установок руководству государственных (с долей государственной собственности) и приватизируемых предприятий с безусловного сохранения численности занятых на их оптимизацию;
  • сокращение отчислений на социальные нужды от фонда заработной платы с заменой их косвенным налогом или прямым налогом на доходы работников с соответствующим увеличением начислений самим работникам;
  • изменение процедуры обязательного подтверждения соответствия продукции и производственных процессов техническим нормам и требованиям (сертификация, гигиеническая регистрация) с разрешительного на регистрационный, с последующим информированием субъектов хозяйствования, осуществляющих соответствующую деятельность, о существующих регламентах и выборочной проверкой соблюдения этих регламентов;
  • организационные мероприятия по повышению прозрачности государственных доходов и расходов (публикация подробной информации: о распределении доходов бюджета, а также государственных предприятий, их источниках и направлениях расхода, включая закупаемые товары, услуги и закупочные цены; об участниках и результатах проводимых тендеров; о получателях бюджетной помощи) [20, с. 17].

     Предлагаемые  мероприятия, направленные на стимулирование предпринимательской активности, создают  институциональные условия и  стимулы для легализации теневых  экономических отношений.

     В таблице 4 приведён расчёт эффекта от предлагаемых мер по либерализации  экономической деятельности, который  выражается в приросте ВВП, созданного в легальном секторе, и поступлений  в бюджет от легализации теневой  экономической деятельности, а также  в улучшении ряда показателей, критически важных для макроэкономической стабильности в экономике Республики Беларусь. 

Таблица 4 – Расчёт эффекта  от мер по либерализации  экономики Республики Беларусь в русле  минимизации теневого сектора экономики

     
Показатель 2011 год

без учёта

эффекта от мер по либерализации экономики

2011год

с учётом

эффекта от мер по либерализации экономики

Изменение
Соотношение теневого и легального ВВП, % 17,2 10,0 -7,2
Легальный ВВП, млрд. руб. 179260,0 192167,0 12907
Прирост легального ВВП к 2010 году благодаря  эффекту, % 0,0 7,2 7,2
Налоговая нагрузка на ВВП 0,16747 0,16747 0
Налоговые поступления, млрд. руб. 30021,0 32 182,0 2161
Сальдо  консолидированного бюджета к ВВП, % -3,0 -2,8 0,2
Внутренний  государственный долг к ВВП, % 1,4 1,3 -0,1
Валовой внешний долг к ВВП, % 68,8 64,2 -4,6
Внешний государственный долг к ВВП, % 27,9 26,0 -1,9
Платежи по обслуживанию внешнего государственного долга к доходам государственного бюджета, % 9,4 8,8 -0,6

Примечание  – Источник: [20, с. 18].

     Глубинной причиной вступления субъектов хозяйствования в теневые экономические отношения  является стремление максимизировать  финансовый результат своей деятельности. Поэтому критерием целесообразности участия субъектов хозяйствования в теневых экономических операциях  является превышение выгоды от такого участия над приростом издержек.

     Оптимальный инструментарий ограничения теневого сектора экономики мерами государственного регулирования определяется в зависимости  от конкретного состояния экономической  системы и обусловливается следующими основными факторами: разницей в  ценах между различными рынками; характером и уровнем государственного регулирования экономики, включая  фискальную, финансовую и денежно-кредитную  политику; параметрами системы государственного контроля и управления; морально-этическими и психологическими факторами.

     Общее правило определения наиболее эффективных  мер по ограничению теневого сектора  заключается в зависимости характера  принимаемых мер от соотношения  общественных выгод от такого ограничения  и общественных издержек на создание и функционирование институциональной  основы этих мер. Превышение выгод над  издержками позволяет говорить об эффективности  планируемых мер, а обратное соотношение  требует дерегулирования экономической деятельности с целью легализации текущих параметров функционирования теневого сектора.

     Сутью задачи по ограничению теневой экономической  деятельности является создание такой  ситуации, при которой ожидаемая  прибыль субъектов хозяйствования от теневых экономических операций с учётом субъективно-психологических  факторов выражалась бы величиной, близкой  к нулю. При этом основной целевой  функцией принимаемых экономических  мер государственного регулирования  будет являться максимизация выгоды от ограничения теневых экономических  отношений. Исходя из этого, в диссертационном исследовании была разработана система институциональных мер по повышению вероятности обнаружения теневых экономических операций путём создания контрагентских отношений в теневом секторе экономики, а также проведён сравнительный анализ экономических мер государственного регулирования по ограничению теневого сектора экономики, который может быть применён к условиям хозяйствования Республики Беларусь на современном этапе развития с целью получения макроэкономического эффекта в виде ограничения негативного влияния теневого сектора на экономическую систему в целом, а также повышения эффективности системы экономических мер регулирования в этой сфере.

Информация о работе Теневая экономика: сущность, структура, субъекты и методы борьбы с ней