Теневая экономика: сущность, структура, субъекты и методы борьбы с ней

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 12:50, курсовая работа

Описание

В связи с этим целью курсовой работы является выявление теоретических основ теневой экономики, а также развитие и совершенствование концептуально-теоретических подходов к минимизации теневого сектора экономическими мерами государственного регулирования и обоснование методических основ их реализации применительно к условиям Республики Беларусь на современном этапе.
Для реализации поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:
исследование причин возникновения и последствий функционирования теневого сектора в экономике на всех уровнях формирования и функционирования экономических отношений;
разработка и обоснование усовершенствованных теоретико-методических подходов к определению масштабов теневого сектора экономики, а также к уточнению основных макроэкономических показателей с учётом теневого сектора;
анализ методических подходов к определению масштабов теневой экономической деятельности, индуцируемой действующими и планируемыми мерами государственного регулирования экономики;
обоснование методических основ минимизации теневого сектора экономическими мерами в условиях повышения качества государственного регулирования в современных условиях.
исследование направлений по уменьшению теневой экономической деятельности в странах с развитой рыночной экономикой.

Содержание

Введение 4
1 Теоретические аспекты теневой экономики 5
1.1 Понятие теневой экономики, структура и формы ее проявления 5
1.2 Причины, условия возникновения и последствия теневых экономических отношений 8
1.3 Методология оценки теневых явлений и процессов 10
2 Анализ масштабов теневой экономики в Республике Беларусь 13
3 Особенности проведения мероприятий по уменьшению теневой экономики 20
3.1 Основные направления борьбы с теневой экономикой в Республике Беларусь 20
3.2 Мировой опыт борьбы с теневой экономикой 23
Заключение 27
Список использованных источников 29

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 330.97 Кб (Скачать документ)

     В этой связи для Беларуси большой  интерес представляет опыт борьбы с  теневой экономикой в других странах  с развитой рыночной экономикой.

 

     3.2 Мировой опыт борьбы  с теневой экономикой 

     Проблема  существования теневого сектора  экономики остро стоит для  любой страны. По-видимому, полностью  искоренить теневую экономику невозможно, как, впрочем, и судить о ее реальных масштабах. Следовательно, при определении  форм и методов борьбы с теневой  экономикой речь может идти только о создании механизма, сводящего  ее возможности до минимума.

     Рассмотрим  основные стратегии и тактики  борьбы с теневой экономикой следующих  стран:

     Германия

     Согласно  данным Тюбингского института прикладной экономики (IAW), доля теневого сектора европейского лидера – Германии – упала в 2010 г. до 15-летнего минимума. По прогнозам, снижение продолжится и в 2011 г. Подобная благоприятная тенденция отмечается и в других странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

     Как говорится в докладе IAW, в 2010 г. оборот теневой экономики Германии составил 347,6 млрд евро, или 13,9% от ВВП страны. В 2009 году этот показатель составлял 351,8 млрд евро (14,6%). Понижению доли теневого сектора до 15-летнего минимума способствовал активный рост ВВП страны и создание большого количества новых рабочих мест. Уровень официальной занятости является одним из важнейших показателей для теневой экономики, под которой принято понимать нелегальный труд, а также криминальную деятельность (наркоторговля, мошенничество и т.д.).

     Согласно  опросу, проведенному немецкой газетой  Suddeutsche Zeitung, 27 из 30 концернов, входящих в индекс DAX, намерены создать в этом году новые рабочие места. В первую очередь нанимать новых сотрудников планируют автоконцерны, заметно урезавшие расходы на персонал во время кризиса. Так, Volkswagen намерен в ближайшие три-пять лет создать в Германии до 5 тыс. новых рабочих мест. О необходимости увеличить число сотрудников заявили также BMW и Daimler. Новые специалисты потребуются также химическим и телеком-компаниям. Так, концерн Siemens уже принял на работу в прошлом году 1 тыс. человек на новые вакансии и намерен продолжить набор персонала.

     Согласно  прогнозу IAW, если ВВП Германии в  этом году вырастет, как ожидается, на 2%, то оборот теневого сектора упадет на 1,8 млрд евро, до 345,8 млрд евро, и составит, таким образом, 13,7% от ВВП страны. Снижение оборота теневой экономики могло быть еще более существенным, если бы не введение минимального уровня заработной платы для работающих неполный день, а также увеличение взносов в фонд медицинского страхования и страхования по безработице [21].

     Латвия

     На  сегодняшний день Латвия является абсолютным лидером в Прибалтике по объему "теневой  экономики". По крайней мере, об этом свидетельствуют результаты исследований Рижской высшей экономической школы, представленные широкой общественности в мае 2011г.

     В качестве сравнительной величины исследователи  использовали индекс соотношения объема неучтенных доходов бизнесменов  и работников к внутреннему валовому продукту страны. По итогам 2010 года в  Латвии данный показатель составил 38,1%, в Эстонии - 19,4%, в Литве - 18,8%.

       В Латвии процесс увеличения  теневого сектора происходит  наиболее динамично: по сравнению  с 2009 годом в Латвии индекс  вырос на 1,5%, в Литве - на 1,1%. В  свою очередь, в эстонском народном  хозяйстве вес "черной" экономики  за год, согласно анализу латвийских  исследователей, уменьшился на 0,8%.

     Исследование  консультационной компании глобального  менеджмента A.T. Kearney свидетельствует, что уровень "теневой экономики" в Латвии составляет 39,4% от ВВП – это самый высокий показатель в ЕС. В нелегальной экономике вращается 5,127 миллиарда евро, и эти деньги проходят мимо госказны.

     Правительство Латвии еще в 2010 г. утвердило план мер по борьбе с "теневой экономикой". Разработанный Министерством финансов документ нацелен на уменьшение возможностей легализации незаконно нажитых  средств и использование наличных денег при заключении сделок, а  также на содействие добровольной уплате налогов.

       Авторы документа подчеркивали, что для борьбы с "теневой  экономикой" необходимы не репрессивные  меры, а новые комплексные решения,  чтобы изменить отношение общества  к этой проблеме.

     Одной из таких мер стало ограничение  использования наличных денег при  заключении сделок. Для этого были внесены изменения в закон  о налогах и пошлинах. Сумма  сделок наличными, после превышения которой налогоплательщики должны подавать декларацию о наличных сделках, была уменьшена с 4268,62 евро до 1422,87 евро. Правительство также одобрило поправки к закону, предусматривающие восстановление в нем нормы, согласно которой в оптовой торговле разрешены только безналичные расчеты.

       Началось информирование налогоплательщиков  о том, как используются налоги  и какую выгоду получает человек  от уплаты налогов. Служба государственных  налогов получила доступ к  регистру кредитов, что позволило  ей более точно выявлять лиц,  расходы которых превышают доходы.

       Минфин пересмотрел и усовершенствовал  систему оповещения контролирующих  органов о нарушениях в сфере  уплаты налогов, что, опять  же по заявлению чиновников, увеличило  их раскрываемость и способствует  уменьшению "теневой экономики".

       Литва

     В правительстве Литвы полагают, что  единственная возможность определить масштабы теневой экономики –  ориентироваться на официально зарегистрированное количество преступлений и нарушений  в финансовом секторе.

     В январе-июне 2008 года зарегистрировано 430 экономических преступлений и  нарушений порядка по занятию  предпринимательской деятельности. За аналогичный период 2009 года было зарегистрировано 679 преступлений (рост на 63,3%). В финансовой системе в  первом полугодии 2008 года выявлено 1871 преступлений, в январе-июне 2009 г. – 3464 преступления (рост на 85%). Рост числа  возбужденных досудебных расследований  и выписанных протоколов административных правонарушений в 2009 году составил 73%. В 2008 году за семь месяцев было выявлено уходов от налогов на сумму 33,034 млн. литов (почти на 10 млн евро). В 2009 году за семь месяцев эта сумма выросла на 35%.

     Эксперты  Института свободного рынка Литвы  полагают, что четыре человека из десяти работают исключительно в интересах "теневой" экономики, еще один – в ее серой зоне. Литва находится  в зоне действия нерядовых отрицательных  экономических факторов, порожденных  увеличением налогового бремени  и неверной фискальной политики, избранной  правительством в 2008 году ради минимизации  воздействия финансово-экономического кризиса.

     Полемизируя с подобными выводами, кабинет  министров ссылается на исследования экспертов Deutsche Bank, утверждающих, что страны с большей долей теневой" экономики легче переживают рецессию, поскольку заработанные в "тени" деньги не ложатся на банковские счета, а сразу пускаются в оборот, что увеличивает покупательную способность населения.

     Большинство экономистов отмечают, что менталитет литовцев пока не позволяет им цивилизованно  платить налоги. Жители Литвы не принимают взгляда, что уплата налогов  – обязанность гражданина и предпочитают любыми способами уклоняться от встреч с налоговыми инспекторами [22].

     Казахстан

     В Казахстане, как и в других странах  СНГ, проблема борьбы с теневой экономикой и стремление оценить ее статистически  является одной из актуальнейших. И  этой проблеме уделяется большое  внимание.

     Основными направлениями уменьшения теневых  экономических отношений являются:

  • совершенствование налоговой системы;
  • легализация теневых капиталов;
  • пресечение коррупции;
  • совершенствование законодательной базы и государственной структуры;
  • мониторинг;
  • совершенствование статистических методов, применяемых для учета теневой экономики [23, с. 76].

     Российская  Федерация

     Рассмотрим  основные направления предотвращения развития теневого сектора на региональном уровне.

     Согласно  оценкам Всемирного Банка, теневая  экономика в России составляет 49% ВВП.

     Преобладание  теневого сектора экономики в  регионе оказывает негативное влияние  на его развитие, так как налоги не выплачиваются, бизнес-структуры не выполняют своих социальных функций и самое главное – снижаются доходы бюджета. Статус незаконного бизнеса провоцирует появление коррупции, вымогательства и взяток, что подвергает регион к риску и снижает его инвестиционную привлекательность.

     Для недопущения увеличения сектора  теневой экономики региональной власти:

  1. пересматриваются условия деятельности отдельных регионов на внешнем рынке, создавая равные возможности для всех регионов;
  2. укрепляется законодательная база регулирования налогообложения в регионах;
  3. развивается деятельность Центра по изучению нелегальной экономической деятельности (ЦИНЭД). Данный центр в России уже действует с 1997 г. Основными направлениями его исследований являются изучение и создание универсальной базы данных по проблемам теневой экономики, а также координация изучения теневой экономики в России и за рубежом;
  4. регулируется на федеральном уровне развитие регионов с целью увеличения стабильности и снижения негативного влияния ненаблюдаемой  экономики не только на региональном, но и на федеральном уровне [24, с. 156].

     Следует признать, что особо эффективной  модели регулирования теневой экономики  ни одна из стран, ориентирующаяся на использовании экономических методов управления, не создала. Несмотря на трудности борьбы с теневой экономикой, есть много направлений государственного и межгосударственного воздействия на размеры и состав теневой деятельности. В зависимости от формы проявления теневой экономики методы ее регулирования реализуются на международном и национальном уровнях.

 

     

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

     
  1. Теневая экономика  – это деятельность субъектов  хозяйствования, которая развивается  вне государственного учета и  контроля.
  2. Теневая экономика существовала всегда и во всех без исключения странах мира, но при этом она различается по содержанию и структуре. Ряд зарубежных и отечественных экономистов предпринимали попытки определить структуру теневой экономики, выделить ее типы. Но единая стройная классификация явлений теневой экономики пока не выработана.
  3. Причины возникновения теневой экономики можно разделить на шесть основных групп: антропологические; экономические; социальные; правовые; социокультурные; политические.
  4. Глубинной причиной вступления субъектов хозяйствования в теневые экономические отношения является стремление максимизировать финансовый результат своей деятельности.
  5. Прямые методы учета ненаблюдаемой экономики позволяют получить детальную и высококачественную информацию.
  6. Косвенные методы учета теневой экономики базируются на анализе сводных макроэкономических показателей официальной статистики, данных налоговых и финансовых органов.
  7. При оценке неформального сектора в Республике Беларусь используются косвенные методы, экспертные расчеты и прямые оценки, основанные на регулярно собираемых статистических данных.
  8. Министерством статистики и анализа Республики Беларусь при расчете ВВП в отраслевом разрезе оценивается неформальный сектор (сектор домашних хозяйств), он занимает примерно 10-12% в ВВП.
  9. Согласно многим исследованиям, теневая экономика в Республике Беларусь является реакцией на стремление государства усиливать административные методы управления народным хозяйством. И теневая экономика как социально-экономическое явление представляет собой одну из характеристик общества, один из параметров, отражающих состояние экономики и экономических интересов разных групп населения.
  10. При наличии теневого сектора экономики легальный сектор, взаимодействуя с ним, несёт определённые потери, которые обусловлены следующими факторами: дополнительным предложением товаров и услуг со стороны теневого сектора, что негативно воздействует на спрос на продукцию субъектов легального сектора; конкуренцией со стороны продукции субъектов хозяйствования теневого сектора, что снижает финансовые результаты деятельности легальных организаций.
  11. Оптимальный инструментарий ограничения теневого сектора экономики мерами государственного регулирования определяется в зависимости от конкретного состояния экономической системы и обусловливается следующими основными факторами: разницей в ценах между различными рынками; характером и уровнем государственного регулирования экономики, включая фискальную, финансовую и денежно-кредитную политику; параметрами системы государственного контроля и управления; морально-этическими и психологическими факторами.
  12. Отличительной чертой всех существующих оценок ненаблюдаемой деятельности является их явная заниженность. Это обусловлено преднамеренным искажением информации о доходах, расходах и занятости респондентами, получаемой в результате опросов населения и во многих случаях – малых предприятий, а также психологической неготовностью общества к анализу высоких оценок размеров теневой экономики.

Информация о работе Теневая экономика: сущность, структура, субъекты и методы борьбы с ней