Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 12:50, курсовая работа
В связи с этим целью курсовой работы является выявление теоретических основ теневой экономики, а также развитие и совершенствование концептуально-теоретических подходов к минимизации теневого сектора экономическими мерами государственного регулирования и обоснование методических основ их реализации применительно к условиям Республики Беларусь на современном этапе.
Для реализации поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:
исследование причин возникновения и последствий функционирования теневого сектора в экономике на всех уровнях формирования и функционирования экономических отношений;
разработка и обоснование усовершенствованных теоретико-методических подходов к определению масштабов теневого сектора экономики, а также к уточнению основных макроэкономических показателей с учётом теневого сектора;
анализ методических подходов к определению масштабов теневой экономической деятельности, индуцируемой действующими и планируемыми мерами государственного регулирования экономики;
обоснование методических основ минимизации теневого сектора экономическими мерами в условиях повышения качества государственного регулирования в современных условиях.
исследование направлений по уменьшению теневой экономической деятельности в странах с развитой рыночной экономикой.
Введение 4
1 Теоретические аспекты теневой экономики 5
1.1 Понятие теневой экономики, структура и формы ее проявления 5
1.2 Причины, условия возникновения и последствия теневых экономических отношений 8
1.3 Методология оценки теневых явлений и процессов 10
2 Анализ масштабов теневой экономики в Республике Беларусь 13
3 Особенности проведения мероприятий по уменьшению теневой экономики 20
3.1 Основные направления борьбы с теневой экономикой в Республике Беларусь 20
3.2 Мировой опыт борьбы с теневой экономикой 23
Заключение 27
Список использованных источников 29
В этой связи для Беларуси большой интерес представляет опыт борьбы с теневой экономикой в других странах с развитой рыночной экономикой.
3.2
Мировой опыт борьбы
с теневой экономикой
Проблема существования теневого сектора экономики остро стоит для любой страны. По-видимому, полностью искоренить теневую экономику невозможно, как, впрочем, и судить о ее реальных масштабах. Следовательно, при определении форм и методов борьбы с теневой экономикой речь может идти только о создании механизма, сводящего ее возможности до минимума.
Рассмотрим основные стратегии и тактики борьбы с теневой экономикой следующих стран:
Германия
Согласно данным Тюбингского института прикладной экономики (IAW), доля теневого сектора европейского лидера – Германии – упала в 2010 г. до 15-летнего минимума. По прогнозам, снижение продолжится и в 2011 г. Подобная благоприятная тенденция отмечается и в других странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Как говорится в докладе IAW, в 2010 г. оборот теневой экономики Германии составил 347,6 млрд евро, или 13,9% от ВВП страны. В 2009 году этот показатель составлял 351,8 млрд евро (14,6%). Понижению доли теневого сектора до 15-летнего минимума способствовал активный рост ВВП страны и создание большого количества новых рабочих мест. Уровень официальной занятости является одним из важнейших показателей для теневой экономики, под которой принято понимать нелегальный труд, а также криминальную деятельность (наркоторговля, мошенничество и т.д.).
Согласно опросу, проведенному немецкой газетой Suddeutsche Zeitung, 27 из 30 концернов, входящих в индекс DAX, намерены создать в этом году новые рабочие места. В первую очередь нанимать новых сотрудников планируют автоконцерны, заметно урезавшие расходы на персонал во время кризиса. Так, Volkswagen намерен в ближайшие три-пять лет создать в Германии до 5 тыс. новых рабочих мест. О необходимости увеличить число сотрудников заявили также BMW и Daimler. Новые специалисты потребуются также химическим и телеком-компаниям. Так, концерн Siemens уже принял на работу в прошлом году 1 тыс. человек на новые вакансии и намерен продолжить набор персонала.
Согласно прогнозу IAW, если ВВП Германии в этом году вырастет, как ожидается, на 2%, то оборот теневого сектора упадет на 1,8 млрд евро, до 345,8 млрд евро, и составит, таким образом, 13,7% от ВВП страны. Снижение оборота теневой экономики могло быть еще более существенным, если бы не введение минимального уровня заработной платы для работающих неполный день, а также увеличение взносов в фонд медицинского страхования и страхования по безработице [21].
Латвия
На сегодняшний день Латвия является абсолютным лидером в Прибалтике по объему "теневой экономики". По крайней мере, об этом свидетельствуют результаты исследований Рижской высшей экономической школы, представленные широкой общественности в мае 2011г.
В качестве сравнительной величины исследователи использовали индекс соотношения объема неучтенных доходов бизнесменов и работников к внутреннему валовому продукту страны. По итогам 2010 года в Латвии данный показатель составил 38,1%, в Эстонии - 19,4%, в Литве - 18,8%.
В Латвии процесс увеличения
теневого сектора происходит
наиболее динамично: по
Исследование консультационной компании глобального менеджмента A.T. Kearney свидетельствует, что уровень "теневой экономики" в Латвии составляет 39,4% от ВВП – это самый высокий показатель в ЕС. В нелегальной экономике вращается 5,127 миллиарда евро, и эти деньги проходят мимо госказны.
Правительство
Латвии еще в 2010 г. утвердило план
мер по борьбе с "теневой экономикой".
Разработанный Министерством
Авторы документа подчеркивали,
что для борьбы с "теневой
экономикой" необходимы не репрессивные
меры, а новые комплексные решения,
чтобы изменить отношение
Одной из таких мер стало ограничение использования наличных денег при заключении сделок. Для этого были внесены изменения в закон о налогах и пошлинах. Сумма сделок наличными, после превышения которой налогоплательщики должны подавать декларацию о наличных сделках, была уменьшена с 4268,62 евро до 1422,87 евро. Правительство также одобрило поправки к закону, предусматривающие восстановление в нем нормы, согласно которой в оптовой торговле разрешены только безналичные расчеты.
Началось информирование
Минфин пересмотрел и
Литва
В правительстве Литвы полагают, что единственная возможность определить масштабы теневой экономики – ориентироваться на официально зарегистрированное количество преступлений и нарушений в финансовом секторе.
В
январе-июне 2008 года зарегистрировано
430 экономических преступлений и
нарушений порядка по занятию
предпринимательской
Эксперты
Института свободного рынка Литвы
полагают, что четыре человека из десяти
работают исключительно в интересах
"теневой" экономики, еще один
– в ее серой зоне. Литва находится
в зоне действия нерядовых отрицательных
экономических факторов, порожденных
увеличением налогового бремени
и неверной фискальной политики, избранной
правительством в 2008 году ради минимизации
воздействия финансово-
Полемизируя с подобными выводами, кабинет министров ссылается на исследования экспертов Deutsche Bank, утверждающих, что страны с большей долей теневой" экономики легче переживают рецессию, поскольку заработанные в "тени" деньги не ложатся на банковские счета, а сразу пускаются в оборот, что увеличивает покупательную способность населения.
Большинство экономистов отмечают, что менталитет литовцев пока не позволяет им цивилизованно платить налоги. Жители Литвы не принимают взгляда, что уплата налогов – обязанность гражданина и предпочитают любыми способами уклоняться от встреч с налоговыми инспекторами [22].
Казахстан
В Казахстане, как и в других странах СНГ, проблема борьбы с теневой экономикой и стремление оценить ее статистически является одной из актуальнейших. И этой проблеме уделяется большое внимание.
Основными
направлениями уменьшения теневых
экономических отношений
Российская Федерация
Рассмотрим основные направления предотвращения развития теневого сектора на региональном уровне.
Согласно оценкам Всемирного Банка, теневая экономика в России составляет 49% ВВП.
Преобладание теневого сектора экономики в регионе оказывает негативное влияние на его развитие, так как налоги не выплачиваются, бизнес-структуры не выполняют своих социальных функций и самое главное – снижаются доходы бюджета. Статус незаконного бизнеса провоцирует появление коррупции, вымогательства и взяток, что подвергает регион к риску и снижает его инвестиционную привлекательность.
Для недопущения увеличения сектора теневой экономики региональной власти:
Следует
признать, что особо эффективной
модели регулирования теневой
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Информация о работе Теневая экономика: сущность, структура, субъекты и методы борьбы с ней