Теоретические и правовые основы развития лесопромышленного комплекса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 16:49, реферат

Описание

Лесопромышленный комплекс (ЛПК) – это совокупность видов хозяйственной деятельности (лесное хозяйство и лесопереработка), базирующихся на неистощительном использование лесных ресурсов, различных видах собственности, экономической, социальной и экологической эффективности.

Работа состоит из  1 файл

Глава I Теоретические и правовые основы развития лесопромышленного комплекса.docx

— 56.74 Кб (Скачать документ)

Глава I Теоретические и правовые основы развития лесопромышленного комплекса

1.1. Основные понятия  о лесопромышленном комплексе,  его цель, задачи и роль в  развитии экономики страны и  внешнеэкономических связей

 

Лесопромышленный комплекс (ЛПК) – это совокупность видов хозяйственной деятельности (лесное хозяйство и лесопереработка), базирующихся на неистощительном использование лесных ресурсов, различных видах собственности, экономической, социальной и экологической эффективности.

Необходимость такого понимания  ЛПК обусловлена тем, что в  основе его деятельности лежит использование  возобновляемых лесных ресурсов.

Региональный лесопромышленный комплекс определяется как территориально локализованная совокупность видов  экономической деятельности, базирующихся на использовании, охране, защите, воспроизводстве  лесных ресурсов, а также взаимосвязанных  с ним производственных предприятий, государственных и общественных организаций в процессе хозяйственной  деятельности.

На долю России приходится 22% мировых лесных ресурсов – 1,1 млрд га – 45% всей территории страны. Запасы древесины - 82 млрд кубометров, что превосходит  суммарные запасы США и Канады в 3,5 раза. Леса размещаются по территории страны неравномерно. В западной зоне (европейский север) сосредоточено 30% площади, покрытой лесом. В восточной  зоне (Северный Урал, Западная и Восточная  Сибирь, Дальний Восток) - 70% территории покрыто лесом - территории за исключением  тундры и лесотундры. Первое место  в лесозаготовке занимает европейский  север (республика Коми и Карелия, Вологодская  и Архангельская области) - 20%. Второе место занимает Восточно-Сибирский  район (юг Иркутской области, Красноярского  края). Урал занимает третье место (Свердловская и Пермская области) - 18%.

В отрасли работают более 22 тысяч предприятий. Общая численность  занятых в отрасли свыше 1 млн  человек. Доля в объеме ВВП – 3%. Отрасль  характеризуется ярко выраженной сырьевой направленностью, обеспечивая ресурсной  базой зарубежные лесопромышленные предприятия. В стране ежегодно заготавливается 180-190 млн кубометров леса. Как минимум, 10% от общего объема заготовок характеризуются  как незаконные. Экспорт необработанной древесины в 2007 году составил свыше 120 млн. куб. В настоящее время, лесопромышленный сектор экономики переживает период серьезных преобразований. Здесь  можно отметить ввод в действие новой  Лесного кодекса и подготовку целого комплекса сопутствующих  нормативно-правовых актов; действия Правительства  РФ по ужесточению таможенно-тарифной политики в сфере вывоза необработанной древесины; попытки региональных и  федеральных властей стимулировать  развитие глубокой переработки древесины  внутри страны; активизацию в отрасли  иностранных и непрофильных российских инвесторов.

Целями развития лесного  хозяйства и совершенствования  управления лесным фондом и не входящими  в лесной фонд лесами являются создание условий, обеспечивающих устойчивое управление лесами при соблюдении требований непрерывного, рационального и неистощительного пользования лесным фондом, повышение  доходов от использования лесных ресурсов, своевременное и качественное воспроизводство лесов, сохранение их ресурсного, рекреационного, экологического потенциала и биологического разнообразия.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие  задачи:

- урегулирование отношений  собственности на лесной фонд, леса, не входящие в лесной  фонд, и древесно-кустарниковую растительность  на землях других категорий;

- определение и четкое  разграничение полномочий органов  государственной власти Российской  Федерации и органов государственной  власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в сфере лесных отношений;

- обеспечение дальнейшего  совершенствования и развития  рыночных отношений в лесопользовании;

- повышение интенсивности  ведения лесного хозяйства с  учетом экологических и экономических  факторов;

- совершенствование экономического  механизма в лесном секторе  в целях увеличения лесного  дохода и введения в действие  эффективной системы финансирования  лесохозяйственных мероприятий;

- совершенствование системы  управления лесным фондом и  лесами, не входящими в лесной  фонд.

На первом этапе (2003 - 2005 годы) необходимо сформировать эффективную  структуру по управлению лесным фондом, находящимся в федеральной собственности, осуществить разработку новых и  совершенствование действующих  нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения, обеспечить условия  дальнейшего развития рыночных отношений  в лесопользовании.

На втором этапе (2006 - 2010 годы) предусматривается осуществить  планомерное развитие лесного хозяйства  на основе внедрения достижений науки  и техники, широкого использования  геоинформационных систем и технологий (ГИС-технологий) для обеспечения  интенсивного, комплексного использования  лесных ресурсов при сохранении экологического и генетического потенциала лесов  России.

Немаловажным направлением в структурной перестройке лесопромышленного  комплекса является развитие малого предпринимательства. Создание малых  предприятий по переработке древесины  в районах основных лесозаготовок, использование и переработка  древесных отходов для переработки  собственных энергетических ресурсов, добыча и реализация не древесной  продукции леса в виде грибов, ягод и т.д. всё  это создаёт условия, для развития малого бизнеса. Однако в настоящее время без поддержки федеральной программы это крайне затруднительно.

Стратегии развития лесопромышленного  комплекса в условиях общей стабилизации экономики народного хозяйства  России позволит обновить производительный потенциал лесной, целлюлозно-бумажной  и деревообрабатывающей  промышленности, преодолеть кризисное состояние  отрасли и обеспечить её дальнейшее функционирование, улучшить социально-экономическое  положение работников и экологическую  обстановку в России.

 

1.2. Законодательно-правовые  основы функционирования лесопромышленного  комплекса

 

Право строится и функционирует  на определенных принципах, выражающих сущность и социальное назначение права, отражающих его главные свойства и особенности. Принципами права  должны руководствоваться все участники  экологических отношений — органы законодательной, исполнительной, судебной власти, предприятия, общественные формирования, граждане. Соблюдение принципов может  служить мерилом правового и  социального характера государства, эффективности всей деятельности по обеспечению рационального природопользования и охраны окружающей среды, защите экологических  прав и законных интересов человека и гражданина.

Экологическое право основано как на общих принципах российского  права, так и на принципах данной отрасли (отраслевых). Общими принципами, определяющими сущность права в  целом, являются принципы социальной справедливости и социальной свободы, равноправия (равенства перед законом), единства юридических прав и обязанностей, ответственности за вину, законности и некоторые другие.

Отраслевые принципы экологического права могут быть выражены как  в специальных нормах-принципах, так и выведены из анализа правовых норм. Поскольку экологическое право  включает в себя в качестве подотраслей  земельное, водное и иные отрасли  права, соответственно такие принципы содержатся как в законодательстве об окружающей среде, так и в актах  отраслевого законодательства.

Принимая во внимание сложность  предмета экологического права, заметим, что относительно охраны окружающей среды принципы данной отрасли определены в ст. 3 Закона об охране окружающей среды. Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной  власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических  и физических лиц, оказывающая воздействие  на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:

·          соблюдение права человека на благоприятную  окружающую среду;

·          научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов  человека, общества и государства  в целях обеспечения устойчивого  развития и благоприятной окружающей среды;

·          охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения  благоприятной окружающей среды  и экологической безопасности;

·          ответственность органов государственной  власти Российской Федерации, органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной  окружающей среды и экологической  безопасности на соответствующих территориях;

·          платность природопользования и  возмещение вреда окружающей среде;

·          независимость контроля в области  охраны окружающей среды;

 

·          презумпция экологической опасности  планируемой хозяйственной и  иной деятельности;

·          некоторые другие принципы.

Развитие экологического права на современном этапе весьма динамично. Соответственно развиваются  и его принципы. Анализ действующего законодательства и экологического права России позволяет выделить ряд общих для отрасли принципов.

Формируемое экологическое  законодательство и право основываются на следующих принципах:

1. Сохранение или восстановление  благоприятного состояния окружающей  среды как основы жизни и  деятельности человека. Вытекает  из ст. 9 Конституции РФ. Обеспечивается  посредством экологического нормирования, экспертизы, сертификации, применения  мер юридической ответственности  и иных мер;

2. Предотвращение вреда  окружающей среде в процессе  социально-экономического развития. Лицо, осуществляющее или планирующее  деятельность, которая окажет или  может оказать неблагоприятное  воздействие на окружающую среду,  обязано заранее принять и  реализовать необходимые меры  в соответствии с требованиями  законодательства для того, чтобы  предотвратить возможный вред. Уполномоченные  государственные органы в пределах  своей компетенции обязаны обеспечивать  предупреждение экологического  вреда;

3. Экосистемный подход  к правовому регулированию охраны  окружающей среды и природопользования. Этот принцип обусловлен диалектической  взаимосвязью предметов, явлений  и процессов в природе. Реализуется  посредством установления требований  по охране других природных  объектов и окружающей среды  в процессе землепользования, лесопользования,  недропользования, водопользования,  пользования иными природными  богатствами. Включает обеспечение  выработки и оcуществления мер по охране окружающей среды и природопользованию с учетом взаимозависимости явлений и процессов в экологической системе. Он может быть реализован в рамках развивающейся отрасли права окружающей среды. Инструментами его реализации являются экологическое нормирование, оценка воздействия планируемой деятельности на окружающую среду, экологическая экс­пертиза, лицензирование охраны окружающей среды и природопользования. Данный принцип не получил пока должного нормативного регулирования и обеспечения, поскольку в развитии права окружающей среды до последнего времени господствовал отраслевой подход к правовому регулированию охраны и использования отдельных природных ресурсов - земель, недр, вод, лесов и др. В рамках отраслевого подхода недооценивались и со­ответственно не учитывались в необходимой степени факторы взаимосвязи явлений и процессов в природе как интегрированном объекте;

4. Комплексный подход  к правовому регулированию экологических  отношений. Содержание этого важнейшего  принципа включает всестороннее  регулирование всех отношений,  склады­вающихся в сфере взаимодействия  общества и природы, всех видов  вредных воздействий на природу,  всех субъектов права, оказывающихся  в сфере взаимодействия с природой;

5. Охрана жизни и здоровья  человека. По существу, это - принцип  экологической безопасности человека. В соответствии с ним при  планировании и ведении хозяйственной  и иной деятельности должны  быть приняты такие решения  и осуществлены такие варианты  деятельности, которые позволили  бы обеспечить сохранение жизни  людей, предотвратить или снизить  воздействие неблагоприятных факторов  окружающей природной среды на  здоровье человека;

6. Гуманность. В соответствии  с этим принципом законодательство  предусматривает меры по предупреждению  нанесения вреда растительному  и животному миру, всем формам  жизни. Он вытекает также из  ст. 137 ГК РФ, устанавливающей, что  при осуществлении гражданских  прав не допускается жестокое обращение с животными, противоречащее принципам гуманности. Данный принцип позволяет противостоять антропоцентристским позициям в охране окружающей среды;

7. Охрана окружающей среды  — дело каждого. Основой этого  принципа является ст. 58 Конституции  РФ, в соответствии с которой  каждый обязан сохранять природу  и окружающую среду, бережно  относиться к природным ресурсам. Его содержание — не только  обязанность каждого охранять  природу, но и обязанность государства  последовательно решать вопросы  экологического воспитания и  образования;

8. Участие граждан в  процедурах подготовки и принятия  экологически значимых решений.  Этот принцип вытекает из положения  ст. 1 Конституции РФ, в соответствии  с которой Россия — демократическое  государство. Может быть наиболее  последовательно реализован посредством  урегулирования процедур предоставления  природных ресурсов в пользование  и охраны окружающей среды  от деградации с учетом участия  в таких процедурах граждан;

9. Свобода реализации  полномочий собственника по владению, пользованию и распоряжению землей  и другими природными ресурсами,  если это не наносит ущерба  окружающей среде и не нарушает  прав и законных интересов  иных лиц;

Информация о работе Теоретические и правовые основы развития лесопромышленного комплекса