Теоретических подходов и методического инструментария оценки конъюнктуры рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 16:40, курсовая работа

Описание

Цели и задачи исследования. Цель исследования заключается в разработке теоретических подходов и методического инструментария оценки конъюнктуры рынка.
Достижение указанной цели предопределяет постановку следующих задач исследования:
1)рассмотреть цели и задачи анализа конъюнктуры рынка и значение ее изучения;

Содержание

Введение
1.1 История формирования русской кухни
1.2 Национальные особенности русской кухни
1.3 Ассортимент блюд и технология приготовления
1.4 Физико-химические процессы, происходящие при тепловой обработке
1.4.1 Изменение структуры и свойств мяса
1.4.2 Изменение цвета мяса при тепловой обработке
1.4.3 Изменение содержания витаминов в мясе при тепловой обработке
1.4.4 Формирование вкуса и аромата мяса, подвергнутого тепловой кулинарной обработке
1.4.5 Размягчение овощей
1.4.6 Изменение крахмала
1.4.7 Изменение массы овощей при варке и жарке
1.4.8 Изменение цвета овощей
1.4.9 Изменение витаминов в овощах и плодах
1.4.10 Физико-химические процессы, происходящие при тепловой обработке круп
1.5 Контроль качества
1.5.1 Сроки хранения
1.5.2 Методика расчета технико-технологических карт
Заключение
Литература

Работа состоит из  1 файл

курсовая экономика.doc

— 580.50 Кб (Скачать документ)

Закон спроса - чем ниже цена товара, тем большее его количество покупатели хотят и в состоянии  приобрести.

Факторы спроса и предложения

1) Изменение объема  спроса (предложения)

2) Изменение функции  спроса (предложения)

Определенные условия, при которых приобретаются товары:


1. Располагаемый доход

2. Цены товаров, которые  обслуживают сходную потребность,  так называемых товарозаменителей.

3. Цены товаров, увеличивающих  удовлетворение или выгоду от  потребления данного товара.

4. Условие ожидания  изменения цен в будущем


5. Численность населения

6. Вкусы и предпочтения  потребителей

Согласуется с предпосылкой о поведении индивидуума, что  означает, что потребители стремятся  максимизировать чистый доход или  выигрыш от потребления товаров.

Зависимость спроса от его факторов называется функцией спроса.

Неценовые факторы, влияющие на изменение спроса:

1. Изменение в полезности  вещи

2. Изменение доходов  (можно больше купить за такую  же цену)

3. Изменение цены на  товарозаменители (при снижении  цен спрос переключается)

Конфигурации кривой спроса и закономерности потребительского поведения.

Эффект дохода - показывает, как изменяется реальный доход потребителя  при изменении цен, данный доход  показывает за счет какого понижения  цены на товар человек стал богаче.

Эффект замещения - демонстрирует  взаимосвязь между относительными ценами товаров и зависимостью спроса потребителей.

Взаимодействие эффекта  дохода с эффектом замещения возникает  в ситуации с нормальными товарами, то есть товарами, спрос на которые  увеличивается при увеличении доходов потребителя.

Эффект дохода и эффект замещения действуют в противоположных  направлениях, с одной стороны  изменение цен на низкокачественные  товары будет вести к увеличению спроса на них (эффект замещения), с  другой стороны из-за эффекта дохода потребитель станет богаче, а богатый человек не будет приобретать низкокачественные товары.

Если низкокачественные  товары занимают незначительное место  в общем объеме потребительского дохода, то эффект замещения больше эффекта дохода и потребитель покупает большее количество низших

товаров.


Но в экономической теории может  возникнуть ситуация, когда понижение  цены на товар приводит к понижению  спроса на него и наоборот. Такой  эффект называется эффектом Гиффена. «Парадокс  Гифена» заключается в том, что с ростом цены на какой либо товар первой необходимости, лица с низким уровнем доходов увеличивают его закупки, отказываясь от других видов потребления и сводя свое потребление в основном к потреблению данного товара. «Эффект Веблена» предполагает понижение спроса на престижные товары в силу падения цен на них.

В нормальных условиях существует зависимость между ценой и  величиной спроса, которая приводит к отрицательному наклону кривой спроса.

Предложение - это количество товара, которое продавцы готовы предложить на рынке по каждой возможной цене в единицу времени. Объем предложения - это максимальное количество товара, которое продавцы готовы предложить на рынке в единицу времени, при определенных условиях:

1. Цена данного товара.

2. Цены на исходные ресурсы .

3. Цены на другие  товары

4. Наличие необходимых  ресурсов.

5. Характер применяемой  технологии.

6. Инфляционные ожидания.

7. Налоги и дотации.

8. Природно-климатические  условия.

9. Количество продавцов.

В развитии рынков может  появляться определенная повторяемость, цикличность, вызванная сезонным изменением спроса и предложения, жизненными циклами товаров (выведение товаров на рынок, рост, зрелость, упадок), сдвиги в воспроизводственной структуре, колебаниями

 

инвестиционной активности, сменой экономической политики.


Итак, конъюнктура рынка - это совокупность условий, при которых в данный момент протекает деятельность на рынке. Она характеризуется определенным соотношением спроса и предложения на товары данного вида, а также уровнем и соотношением цен.

 

 

Глава 2. Методические аспекты оценки показателей конъюнктуры


2.1. Система показателей конъюнктуры и источники конъюнктурной информации

 

При изучении конъюнктуры  рынков необходимо рассматривать показатели, которые могут дать количественную оценку различным изменениям, которые происходят в экономике исследуемой отрасли.

Методы исследования конъюнктуры любого товарного рынка, хозяйства или отрасли разрабатываются  на основе показателей, которые могут  помочь в определении направления  развития производства, торговли и финансов в будущем. При этих исследованиях проводится оценка соотношения предложения и спроса за необходимый отрезок времени, изучение колебаний цен, продажи товаров и услуг, товарных запасов, оценка устойчивости развития рынка.

Методы исследования конъюнктуры любого товарного рынка, хозяйства или отрасли разрабатываются на основе показателей, которые могут помочь в определении направления развития производства, торговли и финансов в будущем. При этих исследованиях проводится оценка соотношения предложения и спроса за необходимый отрезок времени, изучение колебаний цен, продажи товаров и услуг, товарных запасов, оценка устойчивости развития рынка.

Показатели сферы производства.

Измеряется объём и  динамика производства в целом, размер инвестиций, уровень занятости, размеры заработной платы, данные о заказах;

 Показатели внутри региональной торговли

 

 

 

 

Платёжеспособный спрос, размеры реализации товаров в  кредит, данные о розничной и оптовой  торговле;

 Показатели межрегиональных  и внешнеэкономических связей.

Объёмы, динамика, географическое распределение межрегиональных  связей, объёмы импорта и экспорта, объемы грузоперевозок;

 Показатели кредитно-денежного  обращения.

К этой группе оценки относятся  курсы акций и других ценных бумаг, процентные ставки, размеры банковских депозитов, валютные курсы.

Изучение конъюнктуры  рынков включает в себя обработку, анализ и систематизацию количественных показателей  и качественной информации, характеризующей  развитие рынка в данный период времени. Выбор системы показателей определяется целями конкретного исследования, например, анализ развития рынка, анализ ситуации на рынке за определённый период времени, изменение технико-экономических характеристик производства.

Для реализации поставленных перед изучением конъюнктуры рынка задач строится соответствующая система показателей, характеризующих ее проявления:

1. Предложение товаров  (продуктов и услуг): в целом  и в распределении по отдельным  товарам, продавцам (производителям, торговым посредникам и другим  участникам рыночного процесса), регионам характеризуют показатели:


1.1. объем, структура и динамика  предложения;

1.2. производственный  и сырьевой потенциал предложения;

1.3. эластичность предложения.

2. Покупательский спрос  на товары (продукты и услуги): в целом и в распределении по отдельным товарам, покупателям (массовым и личным потребителям), регионам характеризуют показатели:

2.1. спрос в дифференциации  по следующим признакам: степени  удовлетворения, вектору изменения,  формам образования, 


покупательским намерениям, состоянию рынка и месту покупки;

2.2. потребительский потенциал  (в целом и по отдельным товарам  и услугам): емкость рынка средств  производства, емкость рынка предметов  потребления и емкость рынка  услуг;

2.3. эластичность спроса.

3. Пропорциональность рынка характеризуют показатели:

3.1. соотношение спроса  и предложения;

3.2. соотношение рынков  средств производства, потребительских  продуктов и услуг;

3.3. товарная структура  товарооборота (продажи, услуг):

3.4. раздел рынка между  производителями, оптовыми и розничными продавцами;

3.5. структура продавцов  по формам собственности;

3.6. структура покупателей  (оптовых - по формам собственности,  розничных - по социально-демографическим  и другим потребительским признакам);

3.7. региональная структура  рынка.

4. Тенденция развития  рынка характеризуют показатели:

4.1. темпы роста, векторы  и параметры трендов продажи,  цен и товарных запасов, инвестиций  и прибыли.

5. Колеблемость, устойчивость  и цикличность рынка характеризуют  показатели:

5.1. коэффициенты вариации продажи, цен и товарных запасов во времени и в пространстве (экономическом и географическом);

5.2. параметры моделей  сезонности развития и цикличности  развития рынка.

6. Региональные различия  состояния и развития рынка  характеризуют показатели:

 

 

6.1. региональная вариация соотношения спроса и предложения и других пропорций рынка;


6.2. региональная вариация уровня  спроса (в расчете на душу населения)

6.3. региональная вариация  темпов динамики параметров развития  рынка.

7. Деловая активность  характеризуется показателями:

7.1. портфель заказов,  его состав, заполненность и динамика;

7.2. число, размер, частота  и динамика сделок;

7.3. степень загруженности  производственных (торговых) мощностей.

8. Коммерческий (рыночный) риск оценивается показателями:

8.1. инвестиционный риск;

8.2. риск принятия маркетинговых  решений;

8.3. риск случайных  рыночных колебаний.

9. Масштаб (размер) рынка,  уровень монополизации и конкуренции  характеризуют показатели:

9.1. число фирм, выступающих  на рынке каждого товара, их  распределение по формам собственности, организационным формам и специализации;

9.2. общий объем реализации  товаров (продуктов и услуг)  на рынке и распределение фирм  по размеру (объему сбыта и  продажи);

9.3. уровень приватизации: число и доля приватизированных  предприятий, их организационные формы, их доля в общем объеме рынка;

9.4. раздел рынка (группировка  фирм по доле, занятой ими в  общем объеме сбыта и продажи);

9.5. доля малых, средних  и крупных фирм в общем объеме  рынка.

 

 

 

Данная система показателей  включает в себя не только специфические показатели конъюнктуры, но и ряд показателей статистики рынка из других блоков. Хотелось бы еще раз подчеркнуть связь или корреспонденцию конъюнктурных показателей с характеристиками маркетингового исследования.


Особенностью показателей конъюнктуры является использование в их качестве параметров статистических моделей, отражающих тенденции и цикличность рынка.

Результаты анализа  прогнозируемых показателей конъюнктуры  рынка в сочетании с отчетными  и плановыми данными дают возможность заблаговременно выработать меры, направленные на развитие позитивных процессов, устранение имеющихся и предотвращение возможных диспропорций и могут быть предоставлены в виде различных аналитических документов.

Основной характеристикой  конъюнктуры рынка является степень сбалансированности спроса и предложения. Она проявляется в поведении цен, скорости оборачиваемости товаров. Эта оценка позволяет определять тип конъюнктуры, Типы конъюнктуры различают на благоприятный или неблагоприятный. При благоприятной конъюнктуре достигается сбалансированность спроса и предложения, цены удерживаются на стабильном уровне.

При неблагоприятной  конъюнктуре спрос отстает от предложения, что приводит к росту  товарных запасов, замедлению оборачиваемости  товаров, наблюдаются затруднение в сбыте товаров.

Успех конъюнктурных исследований зависит от скорости получения объективной  и полной информации о причинах, характере и размере колебаний  соответствия спроса и предложения  на различных рынках.

Главные требования к информации - оперативность и достоверность. Информация состоит из трёх этапов:

1)Определение круга показателей;

2) Разработка схемы передачи информации во времени и пространстве;

3) Объём и форма представления информации.

Информация о работе Теоретических подходов и методического инструментария оценки конъюнктуры рынка