Теория и практика ценообразования в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 22:32, курсовая работа

Описание

Цена – это сложная экономическая категория сформировалась в процессе разделения общественного труда, развития товарного производства и обмена товаров. Цена – один из элементов рынка. Всего их четыре: спрос, предложение, конкуренция и цена. Это основной, результативный показатель деятельности предприятия. Цена – это денежное выражение стоимости.
По теории трудовой стоимости цена определяется общественно необходимыми затратами труда (ОНЗТ) (Смит, Петти).

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………….3
1 Сущность цены и ее роль в рыночной экономике РБ……………….4
2 Цены в механизме функционировании экономики………………… 6
2.1 Система ценообразования в Республике Беларусь………………. .6
2.2 Структура механизма ценообразования в РБ……………………....8
2.3 Принципы ценообразования………………………………………. .9
3 Государственное регулирование цен и ценообразования………… 11
3.1 Цели и методы государственного регулирования цен………….. 11
3.2 Характеристика типов установления цен………………………... 14
3.3 Государственный контроль за ценами в РБ…………………….... 16
4 Формирование цен в Республике Беларусь………………………… 19
4.1 Порядок установления свободных отпускных цен………………. 19
4.2 Свободные розничные цены, их установление и применение….. 21
Заключение………………………………………………………………26
Список использованных источников…………………………………..28

Работа состоит из  1 файл

Курсавая.doc

— 238.50 Кб (Скачать документ)


1.Сущность цены и ее роль в рыночной экономике РБ

 

 

Цена – это сложная экономическая категория сформировалась в процессе разделения общественного труда, развития товарного производства и обмена товаров. Цена – один из элементов рынка. Всего их четыре: спрос, предложение, конкуренция и цена. Это основной, результативный показатель деятельности предприятия. Цена – это денежное выражение стоимости.

По теории трудовой стоимости цена определяется общественно необходимыми затратами труда (ОНЗТ) (Смит, Петти).

ОНЗТ – затраты живого и овеществленного труда, который требуется для изготовления какой-либо потребительной стоимости, при наличных нормальных условиях производства и при среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда.

ОНЗТ измеряются в человеко-часах или тредах.

Эта теория стоимости не смогла ответить на вопросы:

1). Как, с помощью каких коэффициентов можно сопоставить затраты простого и сложного труда?

2).  Как затраты труда связаны с полезностью, а полезность связана с ценой?

По теории австрийской школы стоимость определяется предельной полезностью. Покупателя не интересует, сколько труда затрачено на этот продукт.

Недостатки этой теории:

Не дает ответы на вопросы зависимости полезности товара от затрат.

По теории Маршала стоимость определяется спросом и предложением. Полезность связана со спросом, а предложение с затратами.

Цена – сумма денег, которую покупатель уплачивает продавцу в обмен на товар.

Цена – характеристика товара на рынке.

Цена – рыночный инструмент конкуренции.

Роль цены проявляется в ее функциях.

Функции цен – это наиболее общие свойства, объективно присущие ценам и характеризующие их назначение:

    учетная (измерительная);

    стимулирующая;

    распределительная (перераспределительная);

    функция спроса и предложения.

Учетная функция – определяется сущностью цены как денежного выражения стоимости. Цены показывают, во что обходится обществу удовлетворение потребностей в той или иной продукции. Цены показывают насколько эффективно используются труд, инвестиции, инновации, на сколько эффективен весь процесс производства.

Стимулирующая функция – проявляется в поощрительном или сдерживающем воздействии на производство и потребление. Экономически обоснованные цены могут стимулировать производство, распределение и обновление ассортимента, улучшение качества продукции, рациональное распределение производственных сил, рациональную структуру потребления.

Распределительная (перераспределительная) роль цены проявляется в том, что она участвует в распределении и перераспределении национального дохода, дохода между сферами и отраслями экономики, хозяйствующими субъектами, группами населения.

Функция спроса и предложения позволяет осуществлять через цены связь между производством и потреблением, предложением и спросом. Цена является гибким механизмом для соответствующего равновесия. Равновесия между спросом и предложением достигается путем роста или снижения цен, либо путем изменения объемов производства, либо одновременно за счет изменения цен и объема производства.

Действующие в экономике страны различные виды цен образуют единую систему цен. Виды цен классифицируются в зависимости от различных признаков:

В зависимости от масштабов обслуживаемого рынка, цены бывают:

    Национальные или внутренние цены, то есть цены, которые обслуживают национальную экономику,  формируются с учетом отраслей национального хозяйства и наиболее полно отражают конъюнктуру внутреннего рынка;

    Мировые цены обслуживают международный рынок, наиболее полно отражают конъюнктуру товаров, услуг в масштабе общего рынка;

    Цены международных региональных рынков, является конкретной формой реализации мировых цен, обслуживают международные региональные рынки, на которых сосредоточено наибольшее количество международных центров купли-продажи товаров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Цены в механизме функционирования экономики

2.1 Система ценообразования в Республике Беларусь

 

В рыночных условиях производственные отношения и хозяйственные связи между отраслями экономики и отдельными организациями опосредованы товарно-денежными отношениями.

Система ценообразования включает систему цен и механизм ценообразования. Она призвана обеспечивать эквивалентный обмен результатами труда товаропроизводителей с учетом общественной потребности в их продукции и платежеспособного спроса потребителей на нее (схема 1).

 

 

Схема 1 – Система ценообразования

Механизм ценообразования – совокупность взаимосвязанных процессов формирования и изменения цен под воздействием множества экономических и иных факторов, протекающих с участием различных хозяйствующих субъектов – производителей, потребителей, посредников, - при регулирующей роли государства.

Субъектами ценообразования в Республике Беларусь могут выступать: юридические лица и предприниматели; республиканские органы государственного управления; областные и Минский городской исполнительные и распорядительные органы.

Ценообразование в ст.3 Закона Республики Беларусь «О ценообразовании» трактуется как процесс по установлению, регулированию цен (тарифов) и контролю за применением установленного законодательством порядка ценообразования юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими свою деятельность без образования юридического лица, и другими субъектами ценообразования.

Под ценой в соответствии с Законом принимается денежная оценка стоимости товара, под тарифом – денежная оценка стоимости единицы работы, услуги.

В систему цен включают их классификацию по видам, разновидностям и типам установления. Наиболее важными, с точки зрения управления являются признаки систематизации цен по видам и типам установления. Традиционно цены делятся на такие виды, как отпускные, розничные, закупочные, тарифы.

Оптовая (отпускная) цена – это цена, используемая в расчетах с покупателями, кроме населения. Она устанавливается в результате переработки, обработки и иной трансформации сырья (материалов) в Республике Беларусь, а также на импортированный товар и применяется в расчетах между субъектами хозяйствования на территории Республики Беларусь.

Розничная цена – это фиксированная или свободная цена, используемая в расчетах с населением. Она отражает цену реализации товара из розничной торговой сети гражданам для личного, семейного, домашнего или иного потребления, не связанного с предпринимательской деятельностью, а также субъектам хозяйствования в случаях, разрешенных законодательством. По своей структуре она включает отпускную цену организации-изготовителя, оптовую надбавку (если в товародвижении участвует посредник), торговую надбавку.

Закупочная цена – это цена на производимую с/х продукцию, применяемая в расчетах между субъектами хозяйствования.

Тариф – денежная оценка стоимости единицы услуги (работы).

Цены классифицируются также по типу установления. На современном этапе становления и развития рынка можно делить следующие типы установления цен:

- регулируемые (фиксированные и предельные);

- свободные.

В Законе Республике Беларусь «О ценообразовании» регулируемая цена трактуется как цена, устанавливаемая соответствующими органами, осуществляющими регулирование ценообразования, или определяемая субъектом ценообразования (юридическим лицом, предпринимателем) с учетом установленных этими органами определенных ограничений.

Свободная цена – цена, складывающаяся под воздействием спроса и предложения в условиях свободной конкуренции. Она формируется субъектом хозяйствования в соответствии с установленным порядком.

Выделяются также разновидности цен в зависимости от стадии товародвижения (отпускная цена изготовителя, отпускная цена оптового посредника, розничная цена), размеров включаемых транспортных расходов (франко), рынка, на который поставляется продукция (цена внутреннего рынка, цена на импортируемый товар, цена для внешнего рынка на экспортируемый товар).

 

 

2.2. Структура механизма ценообразования в Республике Беларусь

 

 

В механизме ценообразования выделяются механизм государственно-общественного управления ценообразованием и рыночного самоуправления и саморегулирования ценовых процессов.

Суть государственно-общественного управления ценообразованием состоит в целенаправленном воздействии общества и государства с помощью различных экономических и организационных рычагов на уровни и соотношения разных видов и типов цен, а через них – на интересы производителей и потребителей товаров с целью приведения структуры и эффективности общественного производства в соответствии с общественными потребностями. Объект регулирования в этом механизме – фиксированные и предельные цены.

Государственно-общественное управление ценообразованием предполагает реализацию таких управленческих функций, как планирование, регулирование, контроль и организация.

Планирование (прогнозирование) цен включает: разработку фиксированных общегосударственных цен на важнейшие виды продукции (энергоносители, водку белую и др.); планирование поэтапного ввода свободных цен на конкретные товары с отменой фиксированных цен; разработку прогноза важнейших параметров социально-экономического развития (изменения индексов цен на товары, тарифов на услуги и т.д.).

Регулирование ценообразования – воздействие на процессы установления и применения цен (тарифов) со стороны государственных органов путем принятия законодательных, административных, бюджетно-финансовых и других мер с целью стабилизации и стимулирования развития экономики республики.

Контроль цен в период становления и развития рыночных отношений сочетает в себе государственный контроль, статистический контроль и социальный контроль со стороны потребителей. Специальный государственный контроль сводится к выборочным проверкам дисциплины цен и ценообразования.

Механизм ценообразования в условиях рыночной экономики гибко реагирует на изменение параметров, определяющее денежное выражение общественной стоимости и ее движение: налогов, доходов, процентных ставок. При их относительной стабильности цены изменяются незначительно. При росте доходов закономерен рост цен, обесценивание денег, инфляция.

Неотъемлемой частью процесса создания рыночного механизма является либерализация цен. Указ президента Республики Беларусь №72 от 01.03.11г «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь», предусматривает сохранение государственного регулирования цен (тарифов) на отдельные товары (работы, услуги), имеющие наиболее важные значения для обеспечения экономической безопасности страны, на продукцию организаций-монополистов, а также на социально значимые товары (услуги). Был определен конкретный перечень товаров (работ, услуг), в отношении которых осуществляется государственное регулирование цен (тарифов), а также органы государственного управления, на которые возлагают функции по их регулированию. Цены (тарифы) на товары (работы, услуги), не вошедшие в перечень регулируемых, будут формироваться субъектами предпринимательской деятельности самостоятельно с учетом конъюнктуры рынка.  

 

 

2.3.Принципы ценообразования

 

 

В ходе осуществления своей деятельности субъекты ценообразования должны соблюдать принципы ценообразования. В Республике Беларусь ими являются:

    Определение основ государственной политики в области ценообразования;

    Сочетание свободных и регулируемых цен (тарифов);

    Разграничение полномочий субъектов ценообразования по установлению и регулированию цен (тарифов);

    Установление регулируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги) на уровне, обеспечивающем нормально работающим субъектам хозяйствования покрытие экономически обоснованных затрат и получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли с предоставлением при необходимости государственных субсидий и других мер государственной поддержки;

    Государственный контроль за соблюдением законодательства о ценообразовании, формированием и применением цен (тарифов).

Главные составляющие политики цен определены в «Концепции ценообразования в Республике Беларусь». Она утверждена в 2005 г. и определяет главные составляющие государственной политики в области ценообразования на ближайшую и долгосрочную перспективу, исходит из необходимости ориентации на создание рыночного механизма ценообразования в сочетании гибким государственным регулированием. Целью  совершенствования системы ценообразования является повышение обоснованности системы цен и усиление их воздействия на повышение эффективности национальной экономики.

 

 

 

 

 

Информация о работе Теория и практика ценообразования в Республике Беларусь