Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 22:32, курсовая работа
Цена – это сложная экономическая категория сформировалась в процессе разделения общественного труда, развития товарного производства и обмена товаров. Цена – один из элементов рынка. Всего их четыре: спрос, предложение, конкуренция и цена. Это основной, результативный показатель деятельности предприятия. Цена – это денежное выражение стоимости.
По теории трудовой стоимости цена определяется общественно необходимыми затратами труда (ОНЗТ) (Смит, Петти).
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………….3
1 Сущность цены и ее роль в рыночной экономике РБ……………….4
2 Цены в механизме функционировании экономики………………… 6
2.1 Система ценообразования в Республике Беларусь………………. .6
2.2 Структура механизма ценообразования в РБ……………………....8
2.3 Принципы ценообразования………………………………………. .9
3 Государственное регулирование цен и ценообразования………… 11
3.1 Цели и методы государственного регулирования цен………….. 11
3.2 Характеристика типов установления цен………………………... 14
3.3 Государственный контроль за ценами в РБ…………………….... 16
4 Формирование цен в Республике Беларусь………………………… 19
4.1 Порядок установления свободных отпускных цен………………. 19
4.2 Свободные розничные цены, их установление и применение….. 21
Заключение………………………………………………………………26
Список использованных источников…………………………………..28
3. Государственное регулирование цен и ценообразования
3.1. Цели и методы государственного регулирования цен
Важнейшее место в экономических преобразованиях в условиях преобразованиях в условиях переходного периода занимают вопросы разумного сочетания свободного ценообразования с государственным регулированием цен. Опыт показывает, что практически все страны мира в той или иной степени вмешиваются в процесс ценообразования, ограничивая тем самым рыночное равновесие.
Государственное регулирование цен обычно осуществляется с помощью косвенного и прямого регулирования. Косвенное регулирование осуществляется через воздействие на ценообразующие факторы путем проведения мероприятий в области кредитно-денежной, налоговой, тарифной политики, разработку стандартов поведения в ценовой рекламе, препятствующих недобросовестной конкуренции.
Таким образом, государственное регулирование цен предполагает: введение или отмену ценовых и других лимитов по различным товарам (лимитов на электроэнергию, топливо и т.д.); непосредственное изменение уровня отдельных цен и нормативов, налоговых и кредитных ставок, платежей; фиксирование (замораживание) цен на определенный период и т.п.
Прямое регулирование цен осуществляется в основном тремя способами: путем установления "ценового потолка" (максимальных цен), "ценового пола" (минимальных цен) и "коридора цен". Наибольшее распространение получила политика "ценового потолка", которая используется в монополизированных отраслях (нефтегазовой промышленности, транспорте и др.), в кризисных ситуациях (во время войны, послевоенного периода), при установлении цен на социально значимую продукцию (хлеб, молочные продукты, медикаменты и т.п.). Выполняя важную роль, максимальные цены, устанавливаемые государством ниже уровня равновесия, создают ряд проблем в экономике (рис.1).
Рисунок 1 - Политика "ценового потолка"
Они формируют так называемый рынок продавца, диктующего свои условия покупателям, ведут к образованию дефицита продукции на рынке
(Q2 > Q1). Размер потребления на таком рынке оказывается ниже того уровня, который был бы в условиях равновесия (Q1<Q0) - В таких условиях государство часто вынуждено поддерживать производства, выпускающие продукцию по низким ценам путем выделения различных дотаций, субсидий, что в конечном счете ведет к усилению разбалансированности экономики, появлению новых проблем. Практика использования политики "ценового потолка" в экономике республики, кроме указанных последствий, порождала и такие явления, как очереди, черный рынок, коррупция на государственных предприятиях.
Рисунок 2 - Политика "ценового пола"
Политика "ценового пола", как показывает мировой опыт, используется обычно в интересах мелких фирм с целью недопущения монополизации рынка и поддержания определенного уровня конкуренции. Чаще всего она применяется на рынке сельскохозяйственной продукции по отношению к фермерским хозяйством. Однако установление минимальных цен также влечет за собой негативные последствия. Они заключаются в том, что в отличие от описанной выше ситуации формируется рынок покупателя (рис.2)
На таком рынке образуются излишки продукции (Q2 > q1), которые государство вынуждено скупать и каким-то образом затем ими распоряжаться (образовывать запасы, реализовывать на внешнем рынке и т.п.). Уровень потребления в условиях проведения политики "ценового пола" тоже оказывается ниже, чем в условиях равновесного рынка (Q1 < Q2).
Политика "коридора цен" заключается в том, что устанавливаются два предела цен: верхний и нижний. Цены, таким образом, одновременно ограничены максимальным и минимальным уровнями, что не позволяет им существенно отклоняться от положения равновесной цены (рис.3).
Рисунок 3 - . Политика "ценового коридора"
Такая система регулирования цен используется, например, в странах Европейского Союза (ЕС) на сельскохозяйственную продукцию. При этом устранение диспропорций между спросом и предложением достигается путем маневрирования буферными запасами. При этом если предложение превышает спрос настолько, что цены реальных сделок на рынке ЕС опускаются до их допустимого минимального предела, специальные органы начинают скупать излишки продукции в буферный запас. И наоборот, если спрос превышает предложение настолько, что цены реальных сделок повышаются до их допустимого максимального предела, специальные органы ЕС начинают продавать продукцию из буферных запасов. Таким образом, политика "ценового коридора" позволяет сочетать как прямые, так и в определенной степени косвенные формы регулирования цен, устраняет резкие колебания цен и изменения конъюнктуры рынка.
Эффективность системы государственного регулирования цен зависит от гибкого сочетания прямых и косвенных форм ценового регулирования. В Беларуси границы прямого государственного ценового регулирования являются более широкими. Разнообразные формы ценового регулирования используют страны с развитой рыночной экономикой.
Цели государственного регулирования цен заключаются в следующем:
Не допустить инфляционного роста цен в результате монополизма производителей;
Способствовать созданию нормальной конкуренции, ориентирующей на снижение затрат, не допустить разрушительной конкуренции;
Обеспечить относительный паритет цен во всех звеньях экономики;
Достигнуть определенных социальных результатов, в частности обеспечить поддержание прожиточного минимума, возможность приобретения в достаточном количестве товаров первой необходимости.
В Республике Беларусь государственное регулирование цен используется для продукции и услуг, жизненно важных для населения, а также организаций-монополистов, продукции критического импорта. Сохраняется необходимость регулирования цен (тарифов) на продукцию, обеспечивающую национальную, продовольственную, экологическую безопасность /2/
Оперативное решение наиболее актуальных проблем в области ценообразования осуществляет Комиссия по координации деятельности республиканских органов государственного управления по вопросам ценообразования при Совете Министров Республики Беларусь /3/
Степень государственного регулирования цен изменяется в зависимости от состояния экономики. Оно усиливается в периоды возрастания инфляции, роста дефицитности отдельных продуктов, при необходимости быстрой структурной перестройки экономики.
3.2.Характеристика типов установления цен
Фиксированные предельные цены отнесены к разряду регулируемых цен. Фиксированная цена – это регулируемая цена, устанавливаемая субъектом ценообразования в твердо выраженной денежной величине. Например, среди товаров народного потребления сохранена фиксированная цена на водку белую, табачные изделия, сахар, цемент и т.д. Предельная цена – это регулируемая цена, устанавливаемая по верхнему или нижнему пределу либо в виде интервальных цен.
Предельные цены определяются и контролируются различными органами и министерствами в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь № 285 от 19 мая 1999г. /4/
Министерство экономики регулирует цены на:
Нефть сырую собственной добычи для государственных нужд и вырабатываемые из них нефтепродукты; природный и сжиженный газ по специальному перечню, определяемому Советом Министров Республики Беларусь; электрическую и тепловую энергию, отпускаемую организациями Белорусского государственного производственного объединения электроэнергетики «Белэнерго»;
Кожевенное сырье и льноволокно;
Минеральные и известковые удобрения по согласованию с Министерством сельского хозяйства и продовольствия и Министерством финансов;
Спирт, водку и другую алкогольную продукцию крепость выше 280; табачные изделия по согласованию с Министерством торговли;
Товары (работы, услуги) организаций и индивидуальных предпринимателей, включенных в «Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь»;
Продукцию, поставляемую за пределы республики по перечням, определяемым Советом Министров Республики Беларусь; импортную продукцию, закупаемую за счет централизованных валютных средств, выданных под гарантию Правительства;
Перевозку пассажиров, грузов, багажа авиатранспортом, железнодорожным транспортом во внутриреспубликанском сообщении; услуги транспортных терминалов, аэропортов; услуги почтовой и электрической связи; услуги автомобильной инспекции; дополнительные платные услуги правового и технического характера государственной нотариальной конторы, по аккредитации, сертификации, поверке средств измерения; определению уровня радиоактивного загрязнения окружающей среды;
Социально значимые товары и производимые организациями Республики Беларусь лекарственных средств по определяемому Советом Министров Республики Беларусь перечню; деловую древесину в заготовленном виде.
Названным выше Указом дано право регулировать, цены по отдельным товарам и услугам также Министерству архитектуры и строительства, Министерству здравоохранения, Министерству лесного хозяйства, Государственному комитету по имуществу, Министерству промышленности (цены на лом и отходы черных и цветных металлов), Министерству финансов, Белорусскому государственному концерну по нефти и химии, Национальному банку, облисполкомам и Минскому горисполкому.
Перечень социально значимых товаров, на которые не устанавливаются и не применяются свободные цены, утвержден Постановлением Совета Министров Республики Беларусь №495 от 26 марта 2011г. /5/
Цены на товары не вошедшие в перечень регулируемых, формируется субъектами предпринимательской деятельности самостоятельно с учетом конъюнктуры рынка. Указом установлено, что в отношении товаров, не включенных в рассматриваемый перечень, не являются правонарушениями деяния, предусмотренных статьей 12.6 Кодекса РБ об административных правонарушений. /6/
Регулирование цен путем установления их предельных уровней предполагает декларирование цен, т.е. их регистрацию и утверждение в соответствующих по подчиненности органах ценообразования. В Законе Республики Беларусь «О ценообразовании» декларирование трактуется как регистрация цен юридическими лицами, занимающими доминирующее положение на товарных рынках республики, в соответствующих государственных органах, осуществляющих регулирование ценообразования.
Одной из разновидностей предельных цен являются так называемые предельные минимальные цены. Которые применяются при реализации товаров за пределы Республики Беларусь, которые периодически уточняются. /7/
Несоблюдение минимальных цен считается нарушением государственной дисциплины цен. Оно влечет изъятие у организации разницы между предполагаемой выручкой от реализации товаров по предельным минимальным ценам и фактической выручкой, полученной от их реализации, и штрафа в таком же размере в валюте./6/
Примером применения нижнего предела цен на отечественную продукцию являются минимальные отпускные цены на винно-водочные изделия, сахар-песок.
Составной частью общей системы регулирования цен является контроль за соблюдением законодательства о ценообразовании. Определяя общие правила и принципы ценообразования, вводя ограничения цен, специальные государственные органы призваны контролировать их соблюдение всеми субъектами хозяйствования. Последние несут ответственность за нарушение обязательных норм и правил в сфере ценообразования.
По мере расширения сферы формирования рыночных отношений контроль за ценами претерпевает существенные изменения. Если в условиях административного управления экономикой он заключался исключительно в выявлении нарушений законодательных актов по установлению цен и наказанию за их допущение, то с увеличением доли свободных рыночных цен функции контроля заметно расширяются. Они направлены прежде всего на получение информации о складывающихся тенденциях в изменениях цен, а также предупреждение, ограничение и пресечение нарушений действующей дисциплины цен.
Органы контроля за ценами действуют как на высшем республиканском, так и на местном уровнях управления. Высшим исполнительным органом, который определяет политику цен и осуществляет контроль за ее соблюдением, является Комитет государственного контроля, органами ценообразования, министерствами, другими республиканскими органами государственного управления, подчиненными правительству Республики Беларусь. Проверкой правильности установления и применения цен занимаются также Комитет государственного контроля, налоговые инспекции, органы статистики. В процессе контроля решается целый ряд задач, в числе которых:
Информация о работе Теория и практика ценообразования в Республике Беларусь