Теория и практика ценообразования в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 22:32, курсовая работа

Описание

Цена – это сложная экономическая категория сформировалась в процессе разделения общественного труда, развития товарного производства и обмена товаров. Цена – один из элементов рынка. Всего их четыре: спрос, предложение, конкуренция и цена. Это основной, результативный показатель деятельности предприятия. Цена – это денежное выражение стоимости.
По теории трудовой стоимости цена определяется общественно необходимыми затратами труда (ОНЗТ) (Смит, Петти).

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………….3
1 Сущность цены и ее роль в рыночной экономике РБ……………….4
2 Цены в механизме функционировании экономики………………… 6
2.1 Система ценообразования в Республике Беларусь………………. .6
2.2 Структура механизма ценообразования в РБ……………………....8
2.3 Принципы ценообразования………………………………………. .9
3 Государственное регулирование цен и ценообразования………… 11
3.1 Цели и методы государственного регулирования цен………….. 11
3.2 Характеристика типов установления цен………………………... 14
3.3 Государственный контроль за ценами в РБ…………………….... 16
4 Формирование цен в Республике Беларусь………………………… 19
4.1 Порядок установления свободных отпускных цен………………. 19
4.2 Свободные розничные цены, их установление и применение….. 21
Заключение………………………………………………………………26
Список использованных источников…………………………………..28

Работа состоит из  1 файл

Курсавая.doc

— 238.50 Кб (Скачать документ)

    социально-экономический анализ формирования цен, их динамики, изменения структуры, соответствия реальным условия производства и реализации продукции;

    проверка соблюдения порядка формирования и применения свободных цен и тарифов, их экономической обоснованности, недопущения включения в них необоснованных затрат и прибыли;

    проверка правильности отражения улучшения потребительских свойств, качества продукции в ценах;

    внесение в соответствующие органы управления предложений о введении или отмене государственного регулирования цен на определенные товары или услуги;

    оказание методической помощи субъектам хозяйствования в вопросах ценообразования;

    выдача обязательных для исполнения указаний и предписаний об устранении нарушений дисциплины цен, причин и условий их порождающих;

    принятие решений о применении экономических санкций за нарушение дисциплины цен и о наложении штрафов, предусмотренных законодательством;

    проведение экспертизы цен на важнейшие социально значимые товары и продукцию базовых отраслей промышленности;

    определение условий расчетов и уровня цен на продукцию, поставляемую в государства-участники СНГ, на эквивалентной основе исходя из интересов республики.

Для осуществления контроля субъекты хозяйствования при реализации товаров обязаны указывать в товарно-сопроводительных, платежных документах свободную отпускную цену предприятия-изготовителя или импортера, ее количественные и качественные характеристики. При поставке продукции через оптовые или снабженческо-сбытовые предприятия в товарно-сопроводительных, платежных документах в обязательном порядке должен отражаться размер оптовой наценки.

В республике действует порядок применения экономических санкций за нарушение дисциплины цен, направленный на строгое соблюдение всеми предприятиями законов, правил и норм по ценообразованию. К нарушениям государственной дисциплины цен относятся:

    завышение или занижение государственных регулируемых цен и тарифов на товары и услуги (фиксированных или предельных цен, предельных уровней рентабельности или коэффициентов повышения цен и тарифов);

    завышение отпускных цен на продукцию предприятий-монополистов, зарегистрированных при декларировании в органах ценообразования;

    несоблюдение установленных предельных индексов изменения отпускных цен на товары без регистрации этих цен;

    завышение или занижение размеров налогов и неналоговых платежей или не включение их в состав цены, если это предусмотрено законодательством;

    отсутствие экономического обоснования цен, тарифов;

    применение цен, наценок, тарифов, установленных для предприятий общественного питания, сферы обслуживания, культуры, не соответствующих требованиям по отнесению предприятия к определенному разряду (категории);

    включение в стоимость услуг (в том числе туристских путевок) фактически

    невыполненных работ или выполненных не в полном объеме, предусмотренных их стоимостью;

    несоблюдение порядка купли-продажи товаров в посреднической деятельности;

    нарушение предприятиями-монополистами порядка декларирования цен и тарифов;

    использование завышенных оптовых и розничных торговых надбавок (скидок) при ограничении их уровня;

    реализация продовольственных товаров сверх нормативных сроков реализации (с разрешения специально уполномоченных государственных органов) без уценки.

Перечень нарушений дисциплины цен может меняться по мере сужения или расширения рамок государственного регулирования цен, изменения его форм и методов.

Контроль за ценами должен быть действенным. Это означает, что по выявленным в процессе проверки недостаткам в области формирования и применения цен должны быть приняты адекватные меры. Органы ценообразования имеют право принимать решения о применении экономических санкций за нарушение дисциплины цен и о наложении штрафов, предусмотренных законодательством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Формирование цен в Республике Беларусь.

 

4.1. Порядок установления свободных отпускных цены

 

 

Субъекты хозяйствования при определении уровня отпускных цен и тарифов обязаны обосновывать их экономическими расчетами.

Расчет цен производится с помощью калькуляции в расчете на единицу продукции с расшифровкой статей затрат. Калькуляционной единицей является единица измерения, принятая в стандартах или технических условиях на данный вид продукции и используемая в плане производства продукции в натуральном выражении.

В зависимости от полноты включения затрат существуют понятия производственной и полной себестоимости. В производственную себестоимость включаются цеховая себестоимость (затраты по производству продукции конкретного цеха) и общественные расходы. Общественные расходы – это затраты на содержание административно-управленческого персонала организации, охрану труда, соблюдение техники безопасности и т.п.

В расшифровке статей затрат должны выделяться материальные затраты (перечень сырья, материалов, комплектующих, необходимых для производства товаров, их количество, цена, стоимость), трудовые затраты, накладные расходы, коммерческие расходы.

Плановая калькуляция составляется на каждый вид выпускаемой продукции в белорусских рублях.

Следует учитывать, что помимо калькуляции на выпускаемую продукцию должны быть в наличии расчет себестоимости сырья (прилагается к калькуляции), прейскурант (утвержденная цена), техническая документация, образцы, эталоны товара. 

Свободные оптовые отпускные цены устанавливаются предприятием изготовителем по согласованию с потребителем. При установлении этих цен учитывается:

1)  Конъюнктура рынка;

2)  Качество, потребительские свойства продукции;

Себестоимость, косвенные налоги, прибыль, фактический размер прибыли определяется после согласования цены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 4 - Структура цены. Закупочная цена

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 5 - Свободная отпускная (оптовая цена)

 

Свободные отпускные цены фиксируются в протоколе  согласования цены в договорах на поставку товаров, а если нет такой возможности заранее оформить цены, то разрешается оформлять договоренность о ценах в других документах, подтверждающих согласие покупателя и подписанных руководителем предприятия производителя – это телеграммы, факсы, телефаксы и т.д. Свободные цены могут быть изменены по согласованию сторон в зависимости от изменения цен на сырье, материалы, заработную плату и т.д.

В настоящее время предусмотрена регистрация отпускных цен всеми субъектами хозяйствования на новые товары и услуги. Порядок регистрации отпускных цен определен рядом нормативных документов:

    Постановление об установлении регистрационной цены на экспортируемую продукцию собственного производства; /8/

    Постановление об утверждении порядка регистрации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями Республики Беларусь цен при невозможности соблюдения ими установленных предельных индексов изменения отпускных цен; /9/

    Инструкция о порядке определения и документального подтверждения цен на аналогичные товары;/10/

    Постановление об утверждении форм уведомлений об уровне цен на товары;\138\

    Постановление об утверждении порядка регистрации цен в системе потребительской кооперации. /11/

Для регистрации субъекты хозяйствования представляют в соответствующие органы уведомление об уровне сформированных цен с указанием информации об уровне цен на аналогичные товары. /10,12/ В десятидневный срок от даты получения уведомления органы управления регистрируют цены, а для организаций с иностранными инвестициями – в день получения уведомления.

К ценам конкретных товаров при формировании отпускных применяется установленный предельный индекс изменения цен в пределах установленной в соответствии с законодательством среднемесячной величины прогнозного показателя прироста потребительских цен на год.

Очень важное значение имеет правильное документальное оформление цен (указание основания цены в товарно-сопроводительных документах и т.п.), поскольку нарушение установленных требований влечет за собой экономическую ответственность субъектов хозяйствования. Отпускные цены, утвержденные руководителем организации-изготовителя, помещают в прейскуранты и применяются в расчетах со всеми покупателями на территории Республики Беларусь. Поскольку в настоящее время широко используются закупки на тендерной основе, организациями-изготовителями зачастую приходится для участия в тендере снижать цены ниже уровня цен, помещенных в прейскурант.

В товарно-транспортных накладных субъекты хозяйствования обязательно делают ссылку на документ, являющийся основанием цены.

Документами по обоснованию отпускной цены, на которую делается ссылка в товарно-транспортных накладных при поставке товара, могут быть прейскурант (у организации-изготовителя, у посредника, если осуществлялась фасовка или доработка товаров), при скидке с прейскурантной цены – договор на поставку продукции, протокол согласования цены; при поставке товаров по регулируемым ценам – номер и дата утверждения декларации цены; по товарам, подвергшимся уценке, - номер и дата акта уценки.

Если организацией-изготовителем предоставляется скидка в зависимости от условий договора, то в товарно-транспортных накладных указывается уменьшенная отпускная цена, по которой производятся расчеты, без указания размера предоставленной скидки.

Независимо от сроков изготовления продукции организации-изготовители имеют право реализовывать ее по ценам, утвержденным на момент продажи.

 

 

4.2.Свободные розничные цены, их установления и применение

 

 

Свободные розничные цены устанавливаются организацией розничной торговли с учетом конъюнктуры рынка. Розничная цена представляет собой цену приобретения товара без НДС плюс торговая надбавка, к этой сумме плюс НДС, плюс налог с продаж, если товар им облагается.

Структура свободной розничной цены, при условии прямых связей (производитель – розничная торговля) рис.6

На рисунке 7  показано формирование цены при условии, что товар от отечественно производителя поступает в оптовую торговлю, а затем  в розничную.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Рисунок 6 -  Структура розничной цены

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Рисунок 7 - структура розничной цены

 

Розничная цена формируется на основе отпускной цены производителя или первого оптового покупателя (импортера), осуществляющего ввоз товара в республику, с добавлением оптовой и торговой (либо только торговой, если товар поступает в розничную торговую сеть, минуя посредников) надбавки. Следовательно, модель розничной цены (РЦ) записывается в виде следующей формулы:

 

ОЦ+ОН+ТН=РЦ; РЦ+НДС=РЦ с НДС;

ОЦ+ОН+ТН=РЦ; РЦ+НДС+Нп=РЦ с Нп;

ОЦ+ТН=РЦ; РЦ+НДС=РЦ с НДС;

                  ОЦ+ТН=РЦ; РЦ+НДС+НП=РЦ с Нп,           (1)

 

Где: ОЦ отпускная цена без НДС производителя или импортера;

        ОН – оптовая надбавка;

ТН – торговая надбавка;

Нп – налог с продаж (установлен не по всем товарам)./1/

Таким образом, налог на добавленную стоимость и налог с продаж взимается с покупателя сверх розничной цены.

Если на товар установлена фиксированная прейскурантная цена, то в ее структуру входит вместо торговой надбавки торговая скидка (ТС), а модель цены будет следующей:

 

              ОЦ+ТС=РЦ; РЦ+НП=РЦ сНп.              (2)

 

К ценам оптовым, отпускным, закупочным и т.д. могут устанавливаться различные надбавки, которые выступают в качестве цены сферы услуг. /1/

Информация о работе Теория и практика ценообразования в Республике Беларусь