Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 22:32, курсовая работа
Цена – это сложная экономическая категория сформировалась в процессе разделения общественного труда, развития товарного производства и обмена товаров. Цена – один из элементов рынка. Всего их четыре: спрос, предложение, конкуренция и цена. Это основной, результативный показатель деятельности предприятия. Цена – это денежное выражение стоимости.
По теории трудовой стоимости цена определяется общественно необходимыми затратами труда (ОНЗТ) (Смит, Петти).
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………….3
1 Сущность цены и ее роль в рыночной экономике РБ……………….4
2 Цены в механизме функционировании экономики………………… 6
2.1 Система ценообразования в Республике Беларусь………………. .6
2.2 Структура механизма ценообразования в РБ……………………....8
2.3 Принципы ценообразования………………………………………. .9
3 Государственное регулирование цен и ценообразования………… 11
3.1 Цели и методы государственного регулирования цен………….. 11
3.2 Характеристика типов установления цен………………………... 14
3.3 Государственный контроль за ценами в РБ…………………….... 16
4 Формирование цен в Республике Беларусь………………………… 19
4.1 Порядок установления свободных отпускных цен………………. 19
4.2 Свободные розничные цены, их установление и применение….. 21
Заключение………………………………………………………………26
Список использованных источников…………………………………..28
На величину надбавок влияют:
Затраты в сфере обмена;
Соотношение между спросом и предложением;
Ценовая политика оптовых торговых организаций;
Политика правительства, субъектов Федерации, местных органов самоуправления в сфере обмена и другие факторы.
Надбавки на практике самостоятельно не функционируют, они включаются в цену товара, выступая в качестве одного из ее элементов. Надбавки тесно связаны с движением товара. В зависимости от звеньев товародвижения различают:
Оптовые надбавки (снабженческо-бытовые);
Торговые надбавки.
Что включают надбавки:
Издержки обращения (включают заработную плату, расходы по реализации и т.д.);
Прибыль.
Оптовые надбавки устанавливаются по согласованию сторон: с одной стороны торговый орган. Устанавливаются в процентах к отпускной цене производителя или импортера без НДС, а торговая скидка – в процентах к розничной.
Прейскурантные розничные цены сохранены на табачные изделия, водку белую, сахар-песок.
Например, фиксированные розничные цены на табачные изделия отечественного производства утверждаются по двум категориям: розничные цены с НДС, применяемые при расчетах поставщиков за поставленную и реализуемую продукцию со всеми покупателями; розничные цены с налогом с продаж, сбором за услуги ресторанов, кафе, баров, применяемых всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями для реализации населению. /13/ Торговая скидка на табачные изделия устанавливается дифференцированно (по отечественным и импортным табачным изделиям; для целей оптовой торговли с последующей реализацией в розничную торговую сеть, для целей розничной торговли). В соответствии с «Инструкциями об особенностях формирования и применения розничных цен на табачные изделия, реализуемые на территории Республики Беларусь» /14/
Размер скидки на сахар-песок устанавливаются в соответствии с «Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь «О ценах на сахар-песок» /15/
При продаже некоторых товаров введен налог с продаж товаров в розничной торговле. Объектом налогообложения являются операции по реализации в розничной торговле товаров, а также социально значимых товаров по определяемому Советом Министров Республики Беларусь перечню. /16/
Определение розничной цены с учетом налога с продаж (РЦНп) производится по формуле 3:
РЦНп=РЦсНДС *(100+%НП):100 (3)
Где: РЦс НДС – розничная цена с НДС, сформированная с учетом
действующего «Положения о порядке формирования
и применения цен и тарифов»;
НП – ставка налога с продаж в розничной торговой сети. /1/
Торговые надбавки устанавливаются организацией розничной торговли с учетом конъюнктуры рынка в данном регионе.
Торговые надбавки к отпускным ценам применяются:
На социально значимые товары и иные отдельные группы товаров в пределах, установленных областными исполнительными комитетами и Минским городским исполнительным комитетом в соответствии с законодательством;
Социально-значимые товары и иные отдельные группы товаров в пределах, устанавливаемых Министерством экономики Республики Беларусь;
Отдельные группы товаров с учетом конъюнктуры рынка.
Постановлением Совета министров №676, внесены дополнения в постановление правительства от 14 апреля 2011 года №495, которое утвердило перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Министерством экономики, Министерством здравоохранения, облисполкомами и Минским горисполкомом.
В перечень социально значимых товаров, цены на которые регулируются Министерством экономики на срок не более 90 дней, вошло 13 позиций потребительских товаров. Это основные потребительские товары, определяющие жизненный уровень населения. В соответствии с Постановлением №66 от 27.04.11 г. «О торговых надбавках» было принято решение об установлении максимальных торговых надбавок, который носит временных характер, на период выхода на единый равновесный курс белорусского рубля на всех сегментах валютного рынка. Документом установлены предельные размеры максимальных торговых надбавок (с учетом оптовой надбавки) к отпускным ценам белорусских производителей или ценам, сформированным субъектами предпринимательской деятельности, закупившими товар за пределами республики, на следующие социально значимые товары: субпродукты из говядины и свинины первой и второй категории; вареные колбасы и сосиски, кровяные и ливерные колбасы; субпродукты из мяса кур и цыплят; отдельные виды сыров из коровьего молока; овсяную, перловую, ячневую крупы и овсяные хлопья без добавок; поваренную пищевую соль; массовые виды свежей и свежемороженой рыбы; свежие огурцы, помидоры, яблоки, бананы, апельсины, лимоны; синтетические моющие средства, предназначенные для стирки. /17/
Розничные цены регистрируются в реестре или ином аналогичном документе, например в книге учета поступления товаров. В них отражается следующее: номер товарно-транспортной накладной и порядковый номер записи, дата получения товара, наименование и краткая характеристика товара, артикул, марка, тип, сорт, объем партии, согласованная отпускная цена за единицу изделия, оптовая надбавка, торговая надбавка, розничная цена за единицу изделия.
Конечная розничная цена с учетом налога с продаж подлежит округлению.
Изменение розничных цен в торговле может производится путем переоценки (уценки и дооценки).
Уценка товара может осуществляться в связи со снижением спроса на данный товар, частичной потерей потребительских качеств товара, истечением сроков реализации, использованием товара в качестве образца витрины и т.п.
Дооценка товаров может носить обязательный характер или добровольный.
Обязательная переоценка производится на основании нормативного акта об изменении уровня цен на товары, по которым осуществляется государственного регулирование или фиксирование розничных цен. Данный документ прилагается к акту проведения переоценки, на него делается ссылка./1/
Повышению эффективности проводимой ценовой политики в стране способствует также проведение ценового мониторинга, который осуществляется как органами ценообразования, так и службами государственной статистики.
Современный ценовой мониторинг включает наблюдение за ценами производителей продукции по отраслям промышленности, потребительских цен на товары народного потребления, тарифов на производственные и непроизводственные услуги, пропорции в ценах на промышленную и сельскохозяйственную продукцию (паритет цен), сопоставление национальных цен с ценами на аналогичную продукцию других государств и др. Собираемая информация крайне необходима для обеспечения сопряженности ценовой политики с внутренней и внешней государственной экономической политикой, политикой по социальным вопросам, направлениями развития агропромышленного и других комплексов страны и т.д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе курсовой работы были отслежены этапы формирования отпускных (оптовых) и розничных цен. Как осуществляется регулирование цен и контроль за соблюдением законодательства о ценах в Республике Беларусь, на уровне государственного управления. Рассмотрены возможные методы ценообразования. На основании проведенной работы сделали вывод:
1 Цена – это сложная экономическая категория на которую оказывает влияние множество факторов: спрос, предложение, конкуренция.
2 Цена обладает множеством функций: учетная, стимулирующая, распределительная, функция спроса и предложения, которые способны объективно характеризовать ее назначение.
3 На цену влияют экономическое состояние как государства в целом, так и хозяйствующего субъекта в частности.
В ходе работы определились те инстанций, которые отвечают за ценообразование Республики Беларусь принимают участие в решении многих вопросах: Президент Республики Беларусь, Совет Министров РБ, Министерство экономики РБ, Комиссия по координации деятельности республиканских органов государственного управления по вопросам ценообразования при Совете Министров Республики Беларусь. Которые должны решать наиболее актуальных проблем в области ценообразования:
Не допустить инфляционного роста цен в результате монополизма производителей;
Способствовать созданию нормальной конкуренции, ориентирующей на снижение затрат, не допустить разрушительной конкуренции;
Обеспечить относительный паритет цен во всех звеньях экономики;
Достигнуть определенных социальных результатов, в частности обеспечить поддержание прожиточного минимума, возможность приобретения в достаточном количестве товаров первой необходимости.
Составной частью общей системы регулирования цен является контроль за соблюдением законодательства о ценообразовании. Определяя общие правила и принципы ценообразования, вводя ограничения цен, специальные государственные органы призваны контролировать их соблюдение всеми субъектами хозяйствования. Последние несут ответственность за нарушение обязательных норм и правил в сфере ценообразования.
Проверкой правильности установления и применения цен занимаются также Комитет государственного контроля, налоговые инспекции, органы статистики. В процессе контроля решается целый ряд задач, в числе которых:
социально-экономический анализ;
проверка соблюдения порядка формирования и применения свободных цен и тарифов;
проверка правильности отражения улучшения потребительских свойств, качества продукции в ценах;
оказание методической помощи субъектам;
выдача обязательных для исполнения указаний и предписаний об устранении нарушений дисциплины цен;
принятие решений о применении экономических санкций за нарушение дисциплины цен и о наложении штрафов;
проведение экспертизы цен на важнейшие социально значимые товар;
определение условий расчетов и уровня цен на продукцию, поставляемую в государства-участники СНГ, на эквивалентной основе исходя из интересов республики.
Были определены составляющие свободных оптовых отпускных цен, в которую входит себестоимость, косвенные налоги, прибыль, фактический размер прибыли определяется после согласования цены. А также свободные цены могут быть изменены в зависимости от изменения цен на сырье, материалы, заработной платы и т.д.
Свободные розничные цены устанавливаются организацией розничной торговли с учетом конъюнктуры рынка. Розничная цена представляет собой цену приобретения товара без НДС плюс торговая надбавка, к этой сумме плюс НДС, плюс налог с продаж, если товар им облагается.
Структура свободной розничной цены, при условии прямых связей (производитель – розничная торговля). Розничная цена формируется на основе отпускной цены производителя или первого оптового покупателя (импортера), осуществляющего ввоз товара в республику, с добавлением оптовой и торговой. К ценам оптовым, отпускным, закупочным и т.д. могут устанавливаться различные надбавки, которые выступают в качестве цены сферы услуг. Надбавки на практике самостоятельно не функционируют, они включаются в цену товара, выступая в качестве одного из ее элементов. Надбавки тесно связаны с движением товара. В зависимости от звеньев товародвижения.
Были проанализированы нормативные документы, которые привели к множеству перемен, в ценообразовании Республики Беларусь. В результате изменены торговые надбавки, перечни социально значимых товаров, для выхода на единый равновесный курс белорусского рубля на всех сегментах валютного рынка.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Емельянова Т.В. Ценообразование: учеб. пособие / Т.В.Емельянова. – Минск: Выш.шк, 2008. – 303с.
2 Концепция ценообразования в Республике Беларусь: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 20 июля 2005г., №799 (в ред. От 28 февр. 2007г.)//Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2005. - №120.
3 О комиссии по вопросам государственного регулирования ценообразованя: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 26 июня 2001г., №928 (в ред. От 18 сент. 2001г.)//Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2001. - №63.
4 О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов): Указ Президента Респ. Беларусь, 19 мая 1999г., №285//Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь – Минск 2008.
5 Об утверждении перечня социально значимых товаров, на которые не устанавливаются и к которым не применяются свободные цены: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 26 марта 2008г., №454 //Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2008. - №81.
6 Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: Кодекс Респ. Беларусь, 21 апр. 2003 г., в ред. Закона Респ. Беларусь от 05.01.2008г., №194-З // Национальный реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2003. №63
7 Об утверждении перечня предельных минимальных цен на отдельные виды экспортируемых товаров, производимых в Респ. Беларусь: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 05 марта 2008г., №52 //Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2008. - №70.
8 Об установлении регистрационной цены на экспортируемую продукцию собственного производства: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 07 апр. 1999г., №478 (в ред. От 15 марта 2007г.) //Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 1999. - №5/564.
9 Об утверждении порядка регистрации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями цен (тарифов) при невозможности соблюдения ими установленных предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов): постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 18 июня 1999г., №944 (в ред. От 29 февр. 2007г.) Главный Бухгалтер. Ценообразование. – 2007. - №2.
10 Инструкция о порядке определения и документального подтверждения цен (тарифов) на аналогичные товары: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, Министерства по налогам и сборам Респ. Беларусь 24 янв. 2006г., №9/10//Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2005. - №36.
Информация о работе Теория и практика ценообразования в Республике Беларусь