Теория налообложения. Пути совершенствования налоговой системы республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 00:54, курсовая работа

Описание

Как известно, государственные объекты не могут функционировать без какого-либо финансирования, а так как большинство этих объектов являются не коммерческими, обеспечить себя с финансовой стороны они не в состоянии. В связи с этим, пожалуй, единственный способ существования этих объектов лежит через налоговую систему – единственный способ финансирования данных объектов.

Содержание

Реферат…………………………………………………………………………….3
Введение…………………………………………………………………………..4
Глава 1. Теоретические основы налогообложения……………………………..5
1.1 Экономические функции налогов и их сущность…………………………..5
1.2 Элементы налогов и налоговая терминология……………..……………...10
1.3 Классификация налогов……………………………………………………..14
Глава 2. Общая характеристика налоговой системы РБ……………………....20
Глава 3. Анализ налоговой системы РБ. Направления ее дальнейшего развития……………………………………………………………………….….25
Заключение…………………………………………………………………...…..36
Список использованной литературы…………………………………………...37
Приложение

Работа состоит из  1 файл

Курсовая итог.doc

— 324.50 Кб (Скачать документ)


Министерство образования Республики Беларусь

 

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

Кафедра экономической теории и истории экономических учений

             

 

 

                                              КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ТЕМЕ:

«ТЕОРИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ»

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка I курса,

Савко А. М.

 

 

 

Руководитель:

Петров О.И.

 

 

 

 

 

                                                  Минск, 2007

СОДЕРЖАНИЕ

Реферат…………………………………………………………………………….3

Введение…………………………………………………………………………..4

Глава 1. Теоретические основы налогообложения……………………………..5

1.1   Экономические функции налогов и их сущность…………………………..5

1.2   Элементы налогов и налоговая терминология……………..……………...10

1.3   Классификация налогов……………………………………………………..14

Глава 2. Общая характеристика налоговой системы РБ……………………....20

Глава 3. Анализ налоговой системы РБ. Направления ее дальнейшего развития……………………………………………………………………….….25

Заключение…………………………………………………………………...…..36

Список использованной литературы…………………………………………...37

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

Курсовая работа содержит: 37 страниц,  1 рисунок, 4 таблицы, 15 источников, 6 приложений.

Налоги, налоговая система, налогообложение, налоговое законодательство, сборы, пошлины.

Тема курсовой работы: «Теория налогообложения. Пути ее совершенствования в Республике Беларусь»

Предметом исследования является налоговая система Республики Беларусь.

Цель курсовой работы: рассмотреть налоговую систему Республики Беларусь и определить направление ее совершенствования.

Задачи курсовой работы:

- в общем рассмотреть налоги и налоговую систему;

- охарактеризовать основные виды налогов;

- проанализировать роль налоговой системы в регулировании экономики;

- рассмотреть налоговую систему Республики Беларусь;

- проанализировать налоги, уплачиваемые в Республике Беларусь;

- определить основные направления совершенствования налоговой системы в Республике Беларусь.

Автор работы подтверждает, что приведенные в ней расчётно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературы и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Как известно, государственные объекты не могут функционировать без какого-либо финансирования, а так как большинство этих объектов являются не коммерческими, обеспечить себя с финансовой стороны они не в состоянии.       В связи с этим, пожалуй, единственный способ существования этих объектов лежит через налоговую систему – единственный способ финансирования данных объектов. Однако налоговая система в Республике Беларусь не совершенна и нуждается в доработке и преобразовании, поэтому данная тема в настоящее время является актуальной.

Я считаю, что налоги являются необходимым звеном экономических отношений в каждом государстве. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов любого государства. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Именно налоговая система на  сегодняшний  день  является,  пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.

В настоящее время существует масса всевозможной литературы по налогообложению, в западных странах накоплен огромный многолетний опыт по налогообложению. К сожалению этого мы не можем сказать о нашей отечественной налоговой системе, так как она все еще находится в стадии разработки. Но за последние годы наметились положительные тенденции в ее реорганизации и развитии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Теоретические основы налогообложения

1.1Экономическая сущность налогов и их функции

 

Необходимость налогов вытекает из классических функций государства, которое выполняет разнообразную деятельность (политическую, экономическую, внешнеэкономическую, обо­ронную, социальную и др.), требующую финансовых средств. Кроме налогов у государства, по существу, нет иных источников средств для финансирования своих нужд. Оно может использовать для покрытия своих расходов государственные займы, но их необ­ходимо возвращать и уплачивать проценты, что также требует дополнительных расходов по их обслуживанию. При особых обстоятельствах государство прибегает к выпуску денег в обра­щение. Однако это связано с тяжелыми экономическими по­следствиями для страны - инфляцией. В результате для госу­дарства налоги являются основной статьей доходов бюджета. В настоящее время во всех развитых странах на долю налогов- приходится 80 - 90 % всех бюджетных поступлений.[5, 12]

Экономическая сущность налогов вытекает из сущности финансов. Началом и исходным историческим условием воз­никновения финансовых отношений является созданный в сфере производства прибавочный продукт. Одна часть приба­вочного продукта в результате первичного распределения направляется на расширенное воспроизводство израсходованной части средств производства и рабочей силы, другая его часть направляется в доход государства.[9, 12]

Таким образом, прибавочный продукт выражает сущност­ные черты, свойства, природу и функции финансов в широком смысле как исходного звена финансовой системы; налог опре­деляет сущностные черты государственных финансов и его ос­новной категории - государственного бюджета. Налоги в ка­честве перераспределительной категории являются средством и источником образования централизованного фонда финансо­вых ресурсов государства. Именно с появлением государства возникает такая финансовая категория, как налоги. По мере развития государства и товарно-денежных отношений сформи­ровалась группа более сложных категорий - государственные доходы и расходы, а на их основе - категории государственно­го бюджета. Финансовые отношения в этих звеньях финансо­вой системы носят характер перераспределения созданного в сфере производства прибавочного продукта и являются произ­водными и зависимыми по отношению к финансам сферы ма­териального производства.[8]

Налоги, подобно государственному кредиту, расходам госу­дарства и т.д., являются одним из элементов системы финансо­вых отношений и находятся во взаимосвязи и взаимозависи­мости с другими финансовыми категориями. Они выражают общие свойства, присущие другим финансовым категориям, и дают ключ к пониманию финансовой системы в целом. В то же время налоги имеют отличительные признаки, которые выде­ляют их из всей совокупности финансовых категорий.

Во-первых, движение стоимости в налоговых отношениях носит безвозмездный характер, а во-вторых, односторонний. При уплате налогоплательщиком налогов государству отсут­ствует встречное движение эквивалентной стоимости, как это бывает в классическом акте купли-продажи.

Используемые и регламентируемые государством  налоги, функционируя в фазе распределения через разнообразные спо­собы налогового изъятия, оказывают решающее влияние на другие фазы движения совокупного общественного продукта: на производство, обмен и потребление, ускоряя процессы об­щественного производства или замедляя их.

Налог как специфическая форма производственных отно­шений оказывает влияние на основные факторы общественного производства и различные социальные группы. Работники, получив заработную плату, расходуют ее преимущественно на потребление товаров и услуг, уплату налогов. В связи с этим налоги воздействуют на экономику в зависимости от уровня оплаты труда.

Во-первых, размер налога определяет уровень оплаты труда, которая включает налоговые платежи.

Во-вторых, они влияют на уровень и структуру совокуп­ного спроса, а через механизм рынка содействуют развитию производства или тормозят его.

В-третьих, налоги определяют соотношение между из­держками производства и ценой товаров и услуг.[6, 9, 12]

Влияние налогов распространяется и на владельцев капита­ла, хотя оно своеобразно: налоги нейтральны к личному по­треблению предпринимателя, поскольку его прибыль, как пра­вило, превышает затраты на удовлетворение его потребностей. В то же время налоги воздействуют на собственника капитала через другие рычаги.[8]

Мобилизация части прибавочного продукта в денежной форме осуществляется государством принудительно в форме налоговых платежей, взимаемых как с хозяйствующих субъек­тов, так и с населения страны.       Отчужденная и присвоенная принудительно часть новой стоимости превращается в центра­лизованный фонд финансовых ресурсов государства. Весь про­цесс, связанный с образованием государственного денежного фонда, выступает как содержание финансов.

Таким образом, исследуя сущность налогов с учетом специ­фических черт, можно дать следующее определение налогов. Налоги - это обязательные платежи юридических и физиче­ских лиц в бюджет, устанавливаемые и принудительно изыма­емые государством в ходе перераспределения части обществен­ного продукта.

Финансовые отношения между государством и хозяйству­ющими субъектами и населением по формированию центра­лизованного денежного фонда называются налоговыми от­ношениями.

Сущность любой экономической категории раскрывается посредством ее функций. Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Фун­кция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.

Конкретная формулировка функций налогов вытекает из самого понятия налогов. В числе налоговых функций обычно выделяются: фискальная, стимулирующая, распределительная, регулирующая, контрольная.

Фискальная функция налогов проявляется в бесперебой­ном обеспечении государства финансовыми ресурсами, необхо­димыми для осуществления его деятельности. Это основная функция, характерная для всех государств на различных этапах их развития. Последние десятилетия в мировой практике ха­рактеризуются резким увеличением налоговых поступлений в бюджет государства, что связано с ростом объемов производства, развитием научно-технического прогресса, реальным увеличением национального дохода.

Рост налогов в ряде стран мира привел к увеличению издержек производства, росту цен и удорожанию товаров. Следствием этого стало снижение темпов экономического роста. Чрез­мерное налогообложение населения отрицательно отразилось на материальном положении отдельных социальных групп. По этим причинам с середины 80-х годов XX в. заметно снижение налоговых поступлений. Однако, несмотря на некоторое сниже­ние налоговых поступлений, их доля в национальном доходе остается высокой.[5]

Фискальная функция налогов отражает форму принуди­тельного лишения принадлежащей юридическому или физи­ческому лицу собственности в форме капитала или заработка и может рассматриваться как своеобразный вид эксплуатации со стороны государства.

Для этой функции характерно лишь одно свойство: макси­мальная мобилизация финансовых ресурсов в доходы государственного бюджета, что позволяет бесперебойно обеспечивать его расходы.

Сформированные преимущественно налоговым методом бюджетные ресурсы предназначены для развития непроизводственной сферы, обеспечения потребностей науки, здравоохранения, культуры и других общественных потребностей. Разумное целевое использование бюджетных ресурсов стимулирует общественный прогресс.

Отсюда следует, что налоговые отношения включают стимулирующую функцию, которая реализуется через систему льгот, исключений, преференций (предпочтений), увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Оно проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки и др.

Существуют  следующие виды льгот: необлагаемый минимум объекта; изъятие из обложения определенных элементов объекта; освобождение от уплаты налогов отдельных лиц и категорий плательщиков; понижение налоговых ставок; целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты в форме отсрочки взимания налогов; прочие налоговые льготы.

Информация о работе Теория налообложения. Пути совершенствования налоговой системы республики Беларусь