Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 00:54, курсовая работа
Как известно, государственные объекты не могут функционировать без какого-либо финансирования, а так как большинство этих объектов являются не коммерческими, обеспечить себя с финансовой стороны они не в состоянии. В связи с этим, пожалуй, единственный способ существования этих объектов лежит через налоговую систему – единственный способ финансирования данных объектов.
Реферат…………………………………………………………………………….3
Введение…………………………………………………………………………..4
Глава 1. Теоретические основы налогообложения……………………………..5
1.1 Экономические функции налогов и их сущность…………………………..5
1.2 Элементы налогов и налоговая терминология……………..……………...10
1.3 Классификация налогов……………………………………………………..14
Глава 2. Общая характеристика налоговой системы РБ……………………....20
Глава 3. Анализ налоговой системы РБ. Направления ее дальнейшего развития……………………………………………………………………….….25
Заключение…………………………………………………………………...…..36
Список использованной литературы…………………………………………...37
Приложение
Весь комплекс принципиальных положений для системы налогообложения разграничивается на две подсистемы:
подсистема, построенная на основе классических, или меж
национальных, принципов, если налоговая система строится на
основе их использования, то ее можно считать оптимальной;
подсистема, построенная на основе организационно-экономических, или внутринациональных, принципов, на основе этих принципов создаются налоговые концепции и задаются условия действия налогового механизма применительно к типу государства, политическому региону и возможностям экономики, сложившимся социальным условиям развития общества.
С развитием национальных экономик меняются и системы их налогообложения, все больше приближаясь к классическим принципам. Вместе с тем национальные системы налогообложения не теряют своей индивидуальности. Определяемые наукой в настоящее время принципы налогообложения можно разделить на две группы.
Первая группа включает всеобщие, или функциональные принципы, которые, так или иначе, используются в налоговых системах стран мира. О них писали в своих трудах А. Смит Д. Рикардо и А Вагнер. Позже эти принципы были развиты видными русскими налоговедами И. Тургеневым, А. Соколовым, М. Алексеенко, В. Твердохлебовым и др. Сегодня эти принципы считаются основой межнациональных принципов не строения системы взаимоотношений налогоплательщиков государства.
Развивая сферу классических принципов, следует отметить, что практика налогообложения, исчисляемая столетиями, раз работала основные принципы построения налоговой системы не устаревшие до нашего времени. Эти принципы или правила впервые были сформулированы А. Смитом еще в XVIII классическом сочинении «Исследование о природе и причина богатства народов».
Первый принцип - принцип равномерности - требует, чтобы граждане каждого государства принимали материальное участие в обеспечении правительства соразмерно своим доходам, которые они получают под покровительством правительства. Часто данное правило называют принципом справедливости требующим, чтобы обложение было достаточно жестким для богатых лип и щадящим для социально слабо защищенных слоев населения.
Второй принцип - принцип определенности - требует, чтобы
сумма, способ и время платежа были совершенно точно заранее известны плательщику.
Третий принцип - принцип удобства - предполагает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые составляют наибольшие удобства для плательщика, т. е. государство должно устранить формальности и упростить акт уплаты налога, а также приурочить налоговый платеж ко времени получения дохода.
Четвертый принцип - принцип экономности – предполагает сращение издержек взимания налогов, расходы по сбору налогов должны быть минимальными.
Кроме этих классических принципов со временем сложился комплекс принципов, выделенных как государством, так и плательщиками:
1)принцип всеобщности, выражающий единый подход к налогоплательщикам независимо от источника дохода;
2)принцип однократности обложения одного и того же объекта
за определенный период;
3)принцип стабильности налоговой системы в течение длительного времени;
4)принцип оптимальности налоговых изъятий, т.е. обеспечение государства налоговыми доходами при относительно небольшом количестве налогов и справедливой тяжести обложения юридических и физических лиц.
Вторая группа принципов налогообложения включает в себя экономические и организационно-правовые принципы построения налоговой системы в конкретных условиях общественно-политического и социально-экономического развития страны. Данная совокупность принципиальных требований относится к подсистеме внутринациональных принципов, на основании которых принимается закон о налоговой системе конкретной страны на определенный период времени. Эта система демонстрирует какие фундаментальные принципы налогообложения в полной мере применимы в этой стране, какие применимы лишь частично, а какие вовсе не вписываются в систему налоговых отношений налогоплательщиков с государством.
Примером построения подсистемы на национальных принципах может служить Германия.
Экономическое развитие Германии в послевоенный период связано с именем видного экономиста профессора Людвигага Эрхарда, государственного деятеля, министра, а затем канцлера ФРГ, со времен которого в Германии укоренились важнейшие принципы построения системы налогообложения актуальные и сегодня: налоги по возможности минимальны; минимально необходимы и затраты на их взимание; налоги не могут препятствовать конкуренции, изменять чьи-либо шансы; налоги соответствуют структурной политике; нацелены на более справедливое распределение доходов; максимальное уважение к частной жизни человека; в cвязи с налогообложением человек должен по минимуму открывать государству свою частную жизнь; налоговый работник не имеет права давать кому-либо сведения о налогоплательщике; соблюдение коммерческой тайны гарантировано; налоговая система исключает двойное налогообложение; величина налогов соответствует размеру государственных услуг, включая защиту человека и все, что гражданин может получить от государства.[13, 15]
Что касается Республики Беларусь, то и в ней имеются особенности налогообложения, характерные для экономики республики внутринациональные принципы, отвечающие мировым стандартам и получившие свое развитие в свете сложившихся социально-экономических отношений в государстве. В частности, не допускается: установление налогов, нарушающих единое экономическое пространство и единую налоговую систему государства; установление налогов, которые прямо или косвенно ограничивают свободное перемещение в пределах республики капитала, товаров, денежных средств или ограничивают законную деятельность налогоплательщиков; установление дополнительных налогов или использование повышенных либо дифференцированных ставок налогов в зависимости от форм собственности, организационно-правовой формы хозяйствующих субъектов, гражданства физического лица. Одним из важнейших принципов построения налоговой системы является эффективность налогообложения. Реализация этого принципа состоит в соблюдении следующих требований:
1) налоги должны оказывать влияние на принятие экономических решений;
2)налоговая структура должна содействовать проведению политики стабилизации и развития экономики страны;
3)налоговая система не должна допускать произвольного толкования, должна быть понятной налогоплательщикам и принята большей частью общества;
4)административные расходы по управлению налогами и
соблюдению налогового законодательства должны быть минимальными.
Налоговые системы, построенные и функционирующие на основе вышеназванных принципов, способны стать мощным стимулом развития экономики. Нынешний этап развития промышленно развитых стран с социально ориентированной экономикой ставит перед собой новые целевые установки и принципы налогообложения, отвечающие особенностям и уровню развития:
- создание условий инвестирования сбережений корпораций
и частных лиц для формирования новых рабочих мест и
борьбы с безработицей;
- обеспечение конкурентоспособности продукции путем стимулирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, новейших технологий и фундаментальных исследований;
- проведение протекционистской политики и способствование отраслевому и территориальному переливу капитала:
- стимулирование накопления капитала и сбережений, сдерживание личного потребления капитала;
- обеспечение социальных потребностей всех слоев населения.[5, 6]
Характерным признаком научной обоснованности и устойчивости национальных систем налогообложения является совпадение провозглашенных в законе и реально действующих налоговых форм. В налоговых законодательствах такого соответствия пока не достигнуто, что связано с трудностями перехода к рынку. Провозглашенные принципы налогообложения остаются пока не реализованными на практике. Не соблюдается принцип однократности налогообложения, эластичности налоговых ставок, равнонапряженности налоговых изъятий. Допускается избирательный подход к определению системы налоговых льгот и санкций для отдельных налогоплательщиков. Определение целесообразности состава и структуры перераспределения финансовых ресурсов от центра к регионам требует, в свою очередь, тщательной ревизии государственных расходов. Оптимизация этих расходов - одно из объективных условий для создания рационального налогообложения.
Принцип стабильности налоговой системы характеризуется не только длительным постоянством состава налогов, условий сбора, но и закреплением за звеньями (уровнями) бюджетной системы в качестве их собственной доходной базы. Во многих зарубежных налоговых системах законодательно определены полномочия центральной и территориальных властей и установлена система их налоговых взаимоотношений. Практически во всех странах, где действует устоявшаяся десятилетиями налоговая система, межтерриториальные налоговые отношения формируются в зависимости от государственного устройства. В унитарных государствах налоговая система централизована, в федеративных - отдельные налоги закреплены за уровнями власти, но действует механизм их перераспределения, в конфедерациях – каждая структурная единица государства имеет собственную систему налогов.[5, 12]
Налоговое устройство в любом государстве предполагает сохранение принципа единства налоговом системы в качестве определяющего при ее изначальной организации и в процессе дальнейшего ее реформирования. Этот принцип предполагает выработку единой стратегии налогообложения, унификацию национальных подходов к организации налоговых отношений их соответствие требованиям, широко применяемым в зарубежных странах.
Таким образом, налоговая система любого государства создается сообразно общественно-политическому устройству общества, типу государства, его задачам, принятым конечным целям и проводимой экономической политике. При построении налоговой системы особо важен выбор видов налогов, методов и способом их взимания.
Налоговая система Республики Беларусь включает общереспубликанские и местные налоги и сборы. В налоговой структуре основную долю доходов бюджета (60-65%) составляют косвенные налоги (налог на добавленную стоимость, акцизы, оборотные налоги, налог с продаж и т.п.).
Основа налоговой системы – Закон «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь», а также специальные акты налогового законодательства в разрезе видов налогов.
Налоговая политика в Республике Беларусь на современном этапе и непосредственно работа по совершенствованию действующей системы налогообложения в Республике Беларусь проводится в соответствии с целями и приоритетами, определенными Программой социально–экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 8 августа 2006 г. № 427. Согласно данному документу основными задачами бюджетно–налоговой политики являются снижение налоговой нагрузки и уровня дефицита бюджета, расширение экспорта и повышение конкурентоспособности белорусских товаров на внешних рынках.[6, 9]
Эффективная мобилизация финансовых ресурсов в доходную часть бюджета непосредственно зависит от налогового потенциала экономики страны. В свою очередь, налоговый потенциал определяется объемом уплачиваемых в бюджет налоговых платежей и формируется под влиянием множества факторов: количества и структуры налогоплательщиков, их отраслевой принадлежности, финансовой стабильности, численности занятых и др.
В настоящее время в республике на налоговом учете состоит 90 тысяч юридических лиц и более 3 млн. граждан. При этом вклад каждой группы налогоплательщиков в доходную часть бюджета существенно различается, что обусловлено целым рядом объективных факторов.[7]
ГЛАВА 3. Анализ налоговой системы РБ. Направления ее дальнейшего развития
В 2006 году реализован комплекс мер, направленных, в первую очередь, на:
- расширение базы налогообложения действующих платежей в бюджет за счет сокращения льгот по налоговым платежам. В республике должно быть минимальное количество экономически обоснованных, доказавших свою эффективность льгот, и наличие контролируемой системы целевой и адресной финансовой поддержки юридических и физических лиц, действительно нуждающихся в такой поддержке;
- установление моратория на введение в течение года новых налогов, а также изменение их ставок и увеличение базы налогообложения действующих доходных источников. Это позволит укрепить доверие к налоговой системе Республики Беларусь со стороны отечественных налогоплательщиков и иностранных инвесторов, повысить ее прозрачность и стабильность.
- упорядочение взимания местных налогов и сборов;
- сохранение дефицита бюджета на уровне не более 1,5% ВВП и повышение роли государственных ценных бумаг в качестве источника его финансирования;
- не превышение предельного уровня внутреннего государственного долга, упорядочение предоставления и погашения правительственных гарантий, бюджетных ссуд и займов;
- дальнейшую оптимизацию структуры государственных расходов, включая поэтапное сокращение перекрестного субсидирования и упорядочение системы социальных льгот населению, а также увеличение государственных инвестиций;
- совершенствование бюджетного процесса для улучшения итоговых результатов по всем его стадиям.
По итогам работы за первое полугодие 2007г. уровень налоговой нагрузки на экономику, характеризующий удельный вес налоговых доходов в валовом внутреннем продукте (далее – ВВП), с учетом отчислений в Фонд соцзащиты населения Минтруда и соцзащиты РБ (далее – ФСЗН) составил 48,3% и по сравнению с первым полугодием 2006 г. снизился на 0,3% процентных пункта. (Табл. 1)
Таблица 1.
Информация об уровне централизации и налоговой нагрузке
на экономику Республики Беларусь в первом полугодии 2006 – 2007 гг.
Наименование показателя | Первое полугодие 2006 г. | Первое полугодие 2007 г. | Отклонение, +/- |
Налоговая нагрузка на экономику без отчислений в ФСЗН, в % к ВВП | 48,6 | 48,3 | - 0,3 |
Отчисления в ФСЗН, в % к ВВП | 12,7 | 12,6 | - 0,1 |
Косвенные налоги, в % к ВВП | 18,6 | 16,8 | - 1,8 |
Прямые налоги, в % к ВВП | 9,8 | 9,5 | - 0,3 |
Смешанные налоги, в % к ВВП | 4,2 | 2,7 | - 1,5 |
Прочие налоговые доходы, сборы, пошлины | 3,3 | 6,7 | +3,4 |