Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 00:54, курсовая работа
Как известно, государственные объекты не могут функционировать без какого-либо финансирования, а так как большинство этих объектов являются не коммерческими, обеспечить себя с финансовой стороны они не в состоянии. В связи с этим, пожалуй, единственный способ существования этих объектов лежит через налоговую систему – единственный способ финансирования данных объектов.
Реферат…………………………………………………………………………….3
Введение…………………………………………………………………………..4
Глава 1. Теоретические основы налогообложения……………………………..5
1.1 Экономические функции налогов и их сущность…………………………..5
1.2 Элементы налогов и налоговая терминология……………..……………...10
1.3 Классификация налогов……………………………………………………..14
Глава 2. Общая характеристика налоговой системы РБ……………………....20
Глава 3. Анализ налоговой системы РБ. Направления ее дальнейшего развития……………………………………………………………………….….25
Заключение…………………………………………………………………...…..36
Список использованной литературы…………………………………………...37
Приложение
2). Вторым важным системным отличием являются существенные расхождения в налоговой структуре. Если в экономически развитых странах основная доля доходов бюджета (от 50 до 70%) приходится на прямые налоги (индивидуальный подоходный налог, налог на прибыль корпораций, взносы на социальное страхование и имущественные налоги), то в РБ, как и в других странах с переходной экономикой, основную долю доходов бюджета (60--65%) составляют косвенные налоги (НДС, акцизы, оборотные налоги, налог с продажи и т.д.), то есть налоги на потребление, многие из которых оказывают наиболее сильное искажающее давление на производство и инвестиции.
Учитывая способы и возможности переложения налогов, нельзя считать прямые налоги более эффективными или полезными для экономики, чем косвенные. Тем не менее прямые налоги позволяют сглаживать колебания экономической конъюнктуры без внесения изменений в налоговое законодательство. Их высокая доля в налоговой структуре как раз и делает налоговые системы экономически развитых стран высоко эластичными и более нейтральными по отношению к экономике.
Кроме того, применяемые в этих системах модели косвенных налогов (а это только НДС или идентичный ему налог с розничных продаж в США и акцизы) также построены таким образом, чтобы не мешать, а способствовать росту производства и инвестиций, и никогда не предусматривают в качестве объекта налогообложения общую стоимость продаж (выручку от реализации).
Преобладание в налоговых системах стран с переходной экономикой различных типов и моделей косвенных налогов связано в основном с тем, что их гораздо легче собрать, а возможности уклонения весьма ограничены. Следует также учитывать, что помимо значительных административных издержек по сбору налогов введение высокодоходных прямых налогов требует первоначального создания необходимой экономической структуры на основе рыночных преобразований: собственности, труда, капитала и т.д.
Одной из важнейших налоговых проблем является упрощение налоговой системы Беларуси. В будущем целесообразна отмена некоторых налогов, которые можно охарактеризовать как финансово неэффективные. Должны быть отменены налоги, затраты на взимание которых превышают сумму собранных налогов, а контроль за их уплатой затруднен или невозможен. Было бы логично также объединить налоги, имеющие сходную налоговую базу и аналогичный контингент налогоплательщиков.
Ряд налогов требует серьезного реформирования.
Требуют постоянного внимания, глубокого осмысления и практического применения вопросы льгот по налогам; введения дифференцированных налоговых ставок отдельно для производителей национального богатства и тех, кто его перераспределяет; дальнейшего совершенствования подоходного налога в условиях инфляции.
Главным остается усиление стимулирующей предпринимательство функции налогов, поощрение товаропроизводителей, осуществление региональной экономической политики и устранение противоречий в налоговом законодательстве. Особо важным направлением в налоговой политике является стабильность налогового законодательства.
Основные цели налоговой политики республики на предстоящие несколько лет определены в Программе социально–экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 годы. В целом — это дальнейшее совершенствование налоговой системы, снижение налоговой нагрузки и уровня дефицита бюджета, расширение экспорта и повышение конкурентоспособности белорусских товаров на внешних рынках, формирование единого налогового законодательства Союзного государства Беларуси и России.
Предстоит серьезная реформа не только всей системы применяемых налогов и сборов, но и законодательных основ налогообложения в рамках подготовки к введению в действие Налогового кодекса Республики Беларусь, унифицированного с Налоговым кодексом Российской Федерации и направленного на создание единого правового пространства и равных условий налогообложения для юридических и физических лиц Беларуси и России. С принятием Налогового кодекса Республики Беларусь будет обеспечена стабильность и предсказуемость применяемой налоговой системы, а также защищенность и гарантированность прав налогоплательщиков.
Достижение поставленных целей реализуется посредством:
1) введения в Республике Беларусь общепринятых в мировой практике правовых норм и правил налогообложения, понятийного и терминологического аппарата, принципов, методов и способов регулирования отношений, связанных с уплатой налогов и сборов;
2) совершенствования структуры налогов с ориентацией на значительное повышение роли прямого подоходного налогообложения, а также сокращения количества налогов за счет отмены малоэффективных сборов и отчислений во внебюджетные и целевые бюджетные фонды, объединения налогов, имеющих сходную налоговую базу;
3) существенной модернизации методов расчета, а также механизмов и принципов взимания таких основных налогов, как на добавленную стоимость, прибыль и доходы организаций, акцизы, подоходный налог с физических лиц. Эти налоги будут составлять основу налоговой системы республики, от прогрессивности применяемых способов их взимания фактически зависит эффективность всей системы. Особенно большое значение предполагается уделить реформе косвенных налогов и, в частности, переходу к принципу страны назначения в налогообложении внешней торговли с Россией и другими странами СНГ. Предстоит осуществить реформу налогообложения доходов граждан, предусматривающую переход к единой пропорциональной ставке подоходного налога с одновременным увеличением размера необлагаемого налогом минимума доходов и введением системы стандартных (социальных, имущественных и профессиональных) вычетов, например, на оплату обучения, медицинского обслуживания и лечения. В отношении налога на прибыль и доходы предприятий в первую очередь будет изменен порядок определения базы налогообложения с тем, чтобы максимально исключить из нее все обоснованные расходы, необходимые для осуществления экономической деятельности организаций;
4) выравнивания условий налогообложения для всех налогоплательщиков, в первую очередь, путем отказа от практики предоставления индивидуальных налоговых и таможенных льгот. С принятием Декрета Президента Республики Беларусь от 19 апреля 2002 года № 11 отменена действовавшая ранее и доказавшая свою неэффективность система оказания субъектам хозяйствования финансовой помощи посредством предоставления льгот по налогам и таможенным платежам. Теперь государственная поддержка реального сектора экономики будет заключаться, в основном, в предоставлении отсрочки (рассрочки) уплаты налогов и сборов, налоговых кредитов и нормативного распределения выручки;
5) установления оптимального соотношения республиканских и местных налогов и сборов, а также обеспечения эффективного взаимодействия республиканского и местных бюджетов.[11]
Уже предпринимаются реальные действия по упрощению и универсализации налоговой системы Республики Беларусь.
По словам министра экономики Н. П. Зайченко: «В Беларуси в 2008 г. суммарная ставка оборотных налогов будет снижена с 3 до 2%, а ставка НДС увеличена с 18 до 20 %» [14]
По его словам, также будет отменен ряд неэффективных сборов. В результате налоговая нагрузка будет снижена на 0.1% ВВП. Несмотря на формально небольшое снижение Н. П. Зайченко подчеркнул, что это очень важный шаг, т.к. в отличие от оборотных налогов к НДС применяется зачетный метод исчисления, и снижение оборотных налогов на 1 % улучшит финансовое положение предприятий.
С 2008 г. предлагается отменить налог с пользователей автодорог в размере 1 % от выручки, уточнил министр.
В свою очередь Министр финансов Беларуси Н. П. Корбут на заседании президиума также сообщил о планах по снижению оборотных налогов до 2 % с компенсацией за счет увеличения НДС до 20 %. При этом глава финансового ведомства подчеркнул, что расходы дорожного фонда будут сохранены в полном объеме. В результате за счет этого налоговые доходы бюджета сократятся в следующем году почти на 120 млрд. руб.
Все это свидетельствует о том, что наша страна стремится к общеевропейской системе налогообложения, что создает предпосылки к дальнейшему экономическому развитию Республики Беларусь.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Под налогом, пошлиной, сбором понимается обязательный взнос в бюджет или во внебюджетный фонд, осуществляемый в порядке, определенном законодательными актами. Налоги бывают прямыми и косвенными они различаются по объекту налогообложения и по механизму расчета и взимания, по их роли в формировании доходной части бюджета.
Существует ряд общепризнанных принципов налогообложения, важнейшие их них: реальная возможность выплаты налога, его прогрессивный, однократный обязательный характер, простота и гибкость. Основные функции налогов - фискальная, социальная и регулирующая. Налоговая политика государства осуществляется при помощи предоставления физическим и юридическим лицам налоговых льгот в соответствии с целями государственного регулирования хозяйства и социальной сферы. Одним из главных элементов рыночной экономики является налоговая система. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система Беларуси была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.
Жизнь показала несостоятельность сделанного упора начисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу.
В целом из данной курсовой работы можно сделать следующие выводы:
1) В налоговой системе Республики Беларусь основными налогами являются косвенные и прямые.
2) В целях наиболее эффективного существования, любая налоговая система должна придерживаться определенных принципов.
3) Наиболее существенные поступления в бюджет Республики Беларусь поступают от косвенных налогов.
4) Наравне с пополнением бюджета, налоги выполняют стимулирующую, социальную, регулирующую, а также фискальную функцию.
5) Среди косвенных налогов наибольшее поступление приходится на налог на добавленную стоимость.
6) Налоговая система Республики Беларусь не идеальна и содержит ошибки и неточности, которые необходимо исправлять в наиболее краткие сроки.
7) В нашем государстве основные постулаты налогообложения установлены и регулируются налоговым кодексом Республики Беларусь.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1) Василевская Т. И., Стасенко В. А. Налоги Беларуси: теория, методика и практика. – Мн.: Белпринт, 1999 г.
2) Вестник министерства по налогам и сборам. №№ 38-40 (август 2007 г.), №№ 41-43 (сентябрь 2007 г.)
3) Закон Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2006 год».
4) Закон Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2007 год». 29 декабря 2006 года. № 191-3
5) Заяц Н. Е., Бондарь Т. Е. Налоги и налогообложение. 3-е издание, Минск, «Вышэйшая школа», 2006 г.
6) Заяц Н. Е. Теория налогов: учебник. – Мн.: БГЭУ, 2002 г.
7) Краткий статистический сборник
8) Макконелл К., Брю С. Экономикс. – М., 1999 г.
9) Налоги, налогообложение и налоговое законодательство/ под ред. Евстигнеева Е. Н. С-П., 2001 г.
10) Налоговый кодекс Республики Беларусь: общая часть. – Мн.: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2003 г.
11) Образкова Т. Налоговая система далека от совершенства.// Национальная экономическая газета. №№ 75-76, 2003 г.
12) Петрова Г. В. Налоговое право: учебник для вузов. 2-е издание, стереотип. –М.: Издательство Норма (Издательская группа Норма – Инфа – М), 2001 г.
13) Планово-экономический отдел. №7 (13 июля 2004 г.), № 11 (17 ноября 2004 г.)
14) Проект прогноза развития экономики Беларуси в 2008 г.
15) Экономика. Финансы. Управление. №8 (август 2006 г.)
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Налоги и сборы, уплачиваемые юридическими лицами Республики Беларусь
Платежи, уплачиваемые из выручки от реализации по факту ее получения (косвенные налоги) | Платежи включаемые в себестоимость продукции, робот, услуг | Платежи уплачиваемые из прибыли |
1. Налог на добавленную стоимость 2. Акцизы 3. Отчисления в республиканский бюджетный фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия 4. Налог на продажу 5. Таможенные сборы | 1. Отчисления в фонд социальной защиты населения 2. Плата за проезд по автомобильной дороге Брест-Минск-граница РФ 3. Плата за проезд по автомобильным дорогам общего пользования тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств 3. Платежи за землю 4. Налог за пользование природными ресурсами (экологический налог) 5. Госпошлина 6. Отчисления в инновационный фонд
| 1. Налог на недвижимость 2. Налог на доходы 3. Налог на прибыль 4. Налог на приобретение транспортных средств 5. Транспортный сбор 6. Сбор за право торговли 7. Местные налоги и сборы Финансовые санкции 9. Налог на развитие инфраструктуры города |