Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 00:54, курсовая работа
Как известно, государственные объекты не могут функционировать без какого-либо финансирования, а так как большинство этих объектов являются не коммерческими, обеспечить себя с финансовой стороны они не в состоянии. В связи с этим, пожалуй, единственный способ существования этих объектов лежит через налоговую систему – единственный способ финансирования данных объектов.
Реферат…………………………………………………………………………….3
Введение…………………………………………………………………………..4
Глава 1. Теоретические основы налогообложения……………………………..5
1.1 Экономические функции налогов и их сущность…………………………..5
1.2 Элементы налогов и налоговая терминология……………..……………...10
1.3 Классификация налогов……………………………………………………..14
Глава 2. Общая характеристика налоговой системы РБ……………………....20
Глава 3. Анализ налоговой системы РБ. Направления ее дальнейшего развития……………………………………………………………………….….25
Заключение…………………………………………………………………...…..36
Список использованной литературы…………………………………………...37
Приложение
[2].
В первом полугодии текущего года несколько ослабла роль косвенных налогов, за счет которых сформировано 43,2% доходной части консолидированного бюджета РБ, или 16,8% ВВП (в первом полугодии прошлого года – 49,2% и 18,6% ВВП соответственно). Поступления косвенных налогов в сопоставимых ценах сократились на 1,2%.(см. приложение Б)
Центральное место в группе косвенных налогов традиционно занимает НДС, который формирует более 55% всех косвенных доходов источников. Темп роста поступлений по данному налогу составил 105,5%, а его доля в ВВП – 9,3% и по сравнению с прошлым годом снизилась на 0,4 процентных пункта. Такая тенденция объясняется опережающей динамикой ВВП (темп роста – 108,6%) по сравнению с темпом роста НДС. (см. приложение В)
Вторыми по значимости среди косвенных налогов являются платежи, исчисленные из выручки от реализации продукции, темп роста которых составил 89,7%. При этом их удельный вес в ВВП в первом полугодии 2007г. сократился по сравнению с аналогичным периодом 2006 г. на 0,7 процентных пункта и составил 3,4%. Подобная динамика связана с освобождением от налогообложения организаций в части выручки, полученной от реализации нефтепродуктов, в соответствии с Указом Президента РБ от 17.01.2007 №31 «О некоторых вопросах налогообложения нефтепродуктов».
Поступления акцизов в первом полугодии 2007 г. сократились на 14,4%, что обусловлено законодательным снижением в среднем в 2,5 раза ставок акцизов на автомобильное топливо. Вследствие этого доля акцизов в ВВП уменьшилась на 0,8 процентных пункта и составила 2,9%.
По остальным видам косвенных налогов (налог с продаж, налог на услуги, отчисления в дорожный фонд) удельный вес в ВВП не изменился по сравнению с первым полугодием 2006 г.
Помимо косвенных налогов существенный вклад в формирование доходов бюджета вносят прямые налоги и сборы. Их поступления увеличились по сравнению с первым полугодием 2006 г. на 5,1%, вместе с тем и доля в ВВП сократилась на 0,3 процентных пункта и составила 9,5%. Снижение удельного веса прямых налогов и сборов в структуре налоговой нагрузки на экономику обусловлено опережающей динамикой ВВП (темп роста – 108,6%). (см. приложение Г)
По группе смешанных налогов в первом полугодии 2007 г. прослеживалась отрицательная динамика поступлений (темп роста – 69%), а их удельный вес в ВВП сократился на 1,5 процентных пункта и сложился на уровне 2,7%. (см. приложение Д)
Подобная динамика обусловлена отменой в 2007 г. единого платежа от фонда заработной платы, который в 2006 г. обеспечивал 0,9% ВВП.
В первом полугодии 2007 г. темп роста поступлений группы прочих налоговых доходов, сборов и пошлин составил 222,1%. В результате за счет указанных доходных источников сформировано 6,7% ВВП, что на 3,4 процентных пункта выше, чем в аналогичном периоде 2006 г. (см. приложение Е) [2]
В разрезе основных налогов структура консолидированного бюджета (без доходов государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов и ФСЗН) за 2001-2007 годы по основным налогам представлена в табл. 2.. В первом полугодии 2007 года по сравнению с аналогичным периодом 2006 года удельный вес НДС в структуре консолидированного бюджета увеличился с 28,7% до 29,6%, прямые налоги на доходы и прибыль – с 10,8% до 11,5%, подоходный налог сократился с 9,8% до 9,6%, акцизы увеличились – с 14% до 14,4%. Удельный вес доходов от внешней торговли и внешнеэкономических операций также вырос - с 12% до 12,2%, а вот доли текущих и капитальных неналоговых доходов и обязательных платежей сократились на 0,7 и 0,1 п.п. соответственно.[3, 4, 7]
Таблица 2 .
Динамика структуры доходов консолидированного бюджета
за 2001-2007 гг., %
Показатели | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
НДС | 30,7 | 30,2 | 28,8 | 27,9 | 32,1 | 28,7 | 29,6 |
Налоги на доходы и прибыль | 16,6 | 12,7 | 13,4 | 15,6 | 16,1 | 10,8 | 11,5 |
Подоходный налог | 11,3 | 10,8 | 10,2 | 10,3 | 10,3 | 9,8 | 9,6 |
Акцизы | 9,4 | 8,3 | 8,4 | 8,2 | 7,5 | 14 | 14,4 |
Доходы от внешней торговли | 6,4 | 7,3 | 9,6 | 8,0 | 9,2 | 12 | 12,2 |
Текущие неналоговые доходы и обязательные платежи | 5,3 | 5,3 | 6,0 | 6,9 | 6,7 | 6,4 | 5,7 |
Капитальные неналоговые доходы | 1,3 | 6,3 | 0,5 | 0,2 | 0,1 | 0,3 | 0,2 |
Прочие поступления в бюджет | 19,1 | 19,1 | 23,1 | 22,9 | 18,0 | 18,0 | 16,8 |
Итого доходов (без доходов гос. целевых бюджетных и внебюджетных фондов и ФСЗН) | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
[3, 4, 7]
Что касается налоговых поступлений, то сезонность в их динамике наблюдается не столь очевидно. Это обусловлено дифференциацией налоговых баз и, соответственно, видов налогов, а также присутствием в структуре обязательных платежей налогов, не связанных с ВВП (экологический, земельный налоги и т.д.). Как следствие, во втором полугодии динамика ВВП, как правило, опережает динамику налоговых поступлений, а их доля во вновь созданной в экономике стоимости по сравнению с началом года снижается.[7]
В январе-июне 2007 года в консолидированный бюджет поступило 17430,9 млрд. рублей доходов с учетом доходов Фонда социальной защиты населения (далее – ФСЗН), или 50,5% годового плана. Из них на долю НДС, налога на прибыль, акцизов и подоходного налога приходится 41,6%. При этом 19,1% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на расходы ФСЗН профинансированы в сумме 16666,6 млрд. рублей, что составляет 46,3% годового плана. В реальном выражении это на 16,4% больше, чем за январь-июнь 2006 года при реальном росте доходов на 13,2%. Профицит консолидированного бюджета за январь-июнь 2007 года составил 764,2 млрд. рублей, или 2,0% к ВВП (за январь-июнь 2006 года профицит – 2,2% к ВВП, за январь-июнь 2005 года – 3,4% к ВВП).
Данные анализа налоговых поступлений свидетельствуют о том, что централизация доходов бюджета к ВВП (с учетом недоимки и ФСЗН) в первом полугодии 2007 года по сравнению с первым полугодием 2006 года сократилась с 51,2% до 50,9%, или на 0,3 п.п. Удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП снизился с 50,5% до 50,3% в сравниваемых периодах (падение – на 0,2 п.п.), а недоимка – с 0,7 % до 0,6% ВВП (падение – на 0,1 п.п.), табл. 3. По данным Министерства по налогам и сборам, задолженность по платежам в бюджет по состоянию на 1 июля 2007 года составила 213,4 млрд. рублей и сократилась по сравнению с началом года на 18,8%. Отношение недоимки к скользящим годовым доходам консолидированного бюджета (без ФСЗН) уменьшилось с 0,89% на 1.07.2006 г. до 0,71% на 1.07.2007 г. [3, 4, 7]
Таблица 3.
Динамика централизации доходов консолидированного бюджета
Показатели |
Ед. изм. | 2005 г., январь-июнь | 2006 г., январь-июнь | 2007 г., январь-июнь |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. Валовой внутренний продукт | млрд. руб. | 28108,3 | 34502,4 | 35921,3 |
2. Доходы консолидированного бюджета (с государственными.. целевыми бюджетными и внебюджетными фондами и ФСЗН) | млрд. руб. | 14351,9 | 17430,9 | 18060,5 |
3. Недоимка по доходам и поступлениям | млрд. руб. | 295,2 | 227,8 | 213,4 |
4. Уд. вес недоимки по доходам и поступлениям к доходам консолидированного бюджета | % | 2,1 | 1,3 | 1,2 |
5. Централизация с учетом недоимки | % | 52,1 | 51,2 | 50,9 |
в том числе: |
|
|
|
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
уд. вес доходов консолидированного бюджета в ВВП (централизация) | % | 51,1 | 50,5 | 50,3 |
уд. вес недоимки в ВВП | % | 1,0 | 0,7 | 0,6 |
Одним из факторов повышения уровня централизации бюджетных средств в ВВП является показатель энергетичности доходов, характеризующий воздействие автоматических и дискреционных эффектов на доходы бюджета. Данный показатель рассчитывается как отношение процентного роста налоговых поступлений к процентному росту ВВП. Расчеты показывают, что за первое полугодие 2007 года коэффициент энергетичности доходов составил 1,01, что свидетельствует, во-первых, о более быстром темпе роста реальных доходов консолидированного бюджета по отношению к темпу роста ВВП (на 1 п.п.), и, во-вторых, что рост ВВП на единицу ведет к росту налоговых поступлений в бюджет (для сравнения отметим, что в первом полугодии 2006 года коэффициент энергетичности доходов был 1,03).
Ниже приводится анализ структуры консолидированного бюджета (с учетом доходов ФСЗН) по новой бюджетной классификации за сопоставимые периоды 2005-2007 годов, табл. 4.[7]
Как видно из таблицы, в январе-июне 2007 года налоговые доходы снизились на 6,8 п.п. по сравнению с январем-июнем 2006 года, а неналоговые – сократились на 0,6 п.п., а взносы на государственное социальное страхование возросли на 7,3 п.п.
Таблица 4.
Динамика структуры доходов консолидированного бюджета
за январь-июнь 2005-2007 гг., %
Показатели | январь-июнь 2005 г. | январь-июнь 2006 г. | январь-июнь 2007 г. |
1 | 2 | 3 | 4 |
Налоговые доходы – всего | 70,2 | 70,7 | 63,9 |
в том числе: |
|
|
|
Прямые налоги на доходы и прибыль | 15,6 | 16,1 | 10,5 |
в т.ч. - подоходный налог | 5,8 | 6,5 | 7,4 |
1 | 2 | 3 | 4 |
Налоги на фонд заработной платы | 1,8 | 1,8 | 1,6 |
Налоги на собственность | 3,7 | 3,4 | 3,1 |
Налоги на товары и услуги | 39,1 | 38,4 | 37,4 |
в т.ч. – НДС | 19,1 | 19,1 | 18,9 |
- акцизы | 4,5 | 7,2 | 8,2 |
Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности | 5,8 | 5,6 | 6,8 |
Взносы на государственное социальное страхование | 23,5 | 25,1 | 32,4 |
Неналоговые доходы | 6,2 | 4,3 | 3,7 |
Итого доходов | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
Налоговая система Беларуси за последние 12 лет существенно изменилась. Тем не менее, по своим основным характеристикам она значительно отличается от применяемой в экономически развитых странах.[7]
Эти отличия носят как системный, так и методологический характер. К системным, в частности, можно отнести:
1). Количество применяемых в Беларуси налогов, сборов, различных отчислений и платежей, имеющих налоговый характер, более чем в 3 раза превышает стандартный минимум, который считается оптимальным. Это приводит к избыточному налоговому давлению на реальный сектор экономики, инвестиции и экспорт. Кроме того, сохраняются такие "вредные" налоги, которые взимаются непосредственно с выручки и оказывают наиболее сильное искажающее воздействие на экономику. Предусматривая многократное налогообложение одних и тех же элементов стоимости товаров и услуг, так называемые оборотные налоги к тому же не учитывают наличия у предприятий реальной прибыли, необоснованно завышают цены и уменьшают конкурентоспособность продукции на внутреннем и внешних рынках.
Практически все страны, включая Россию, давно отказались от таких налогов. Наличие в Беларуси оборотных налогов и платежей (к ним, в частности, относятся целевые сборы в местные бюджетные фонды стабилизации экономики (ставка 1%); отчисления в республиканский фонд поддержки производителей сельхозпродукции (ставка 1%); налог с пользователей автомобильных дорог (ставка 1%); целевые сборы на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда (ставка 1%), и на финансирование жилищно-инвестиционных фондов со ставкой 0,5%) как раз и является одной из причин снижения рентабельности и увеличения числа убыточных предприятий, скопления остатков готовой продукции на складах, сокращения экспорта из-за ценовой неконкурентоспособности белорусских товаров.
Помимо этих платежей излишнее налоговое давление создают и отчисления в инновационные фонды, сфера использования которых постоянно расширяется и ставки колеблются от 3 до 30%, а также многочисленные и высокие налоги на фонд заработной платы (в частности, чрезвычайный налог) и мелкие специальные сборы в отдельных отраслях (например, отчисления в фонд строительной науки). Как правило, в соседних странах таких сборов и отчислений нет. Требует серьезного упорядочения и сокращения и применяемая система регистрационных и лицензионных сборов. И по количеству, и по размерам в других странах эти сборы обычно меньше.
Существенные проблемы для ценовой конкурентоспособности, особенно в текущем году, создает и такой местный сбор, как налог с продаж в розничной торговой сети, который сейчас приобрел фактически универсальный характер. В экономически развитых странах одновременное применение двух универсальных (т.е. охватывающих все товары и услуги) налогов с оборота, тем более с высокими ставками, никогда не практикуется. Введение в 2003г. наряду с НДС со стандартной ставкой в размере 20% еще и налога на продажу в розничной торговой сети практически на все отечественные и импортные товары с дифференцированными ставками (2, 5, 10 и 15%) имеет значительные инфляционные последствия.