Теория налообложения. Пути совершенствования налоговой системы республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 00:54, курсовая работа

Описание

Как известно, государственные объекты не могут функционировать без какого-либо финансирования, а так как большинство этих объектов являются не коммерческими, обеспечить себя с финансовой стороны они не в состоянии. В связи с этим, пожалуй, единственный способ существования этих объектов лежит через налоговую систему – единственный способ финансирования данных объектов.

Содержание

Реферат…………………………………………………………………………….3
Введение…………………………………………………………………………..4
Глава 1. Теоретические основы налогообложения……………………………..5
1.1 Экономические функции налогов и их сущность…………………………..5
1.2 Элементы налогов и налоговая терминология……………..……………...10
1.3 Классификация налогов……………………………………………………..14
Глава 2. Общая характеристика налоговой системы РБ……………………....20
Глава 3. Анализ налоговой системы РБ. Направления ее дальнейшего развития……………………………………………………………………….….25
Заключение…………………………………………………………………...…..36
Список использованной литературы…………………………………………...37
Приложение

Работа состоит из  1 файл

Курсовая итог.doc

— 324.50 Кб (Скачать документ)

[2].

В первом полугодии текущего года несколько ослабла роль косвенных налогов, за счет которых сформировано 43,2% доходной части консолидированного бюджета РБ, или 16,8% ВВП (в первом полугодии прошлого года – 49,2% и 18,6% ВВП соответственно). Поступления косвенных налогов в сопоставимых ценах сократились на 1,2%.(см. приложение Б)

Центральное место в группе косвенных налогов традиционно занимает НДС, который формирует более 55% всех косвенных доходов источников. Темп роста поступлений по данному налогу составил 105,5%, а его доля в ВВП – 9,3% и по сравнению с прошлым годом снизилась на 0,4 процентных пункта. Такая тенденция объясняется опережающей динамикой ВВП (темп роста – 108,6%) по сравнению с темпом роста НДС. (см. приложение В)

Вторыми по значимости среди косвенных налогов являются платежи, исчисленные из выручки от реализации продукции, темп роста которых составил 89,7%. При этом их удельный вес в ВВП в первом полугодии 2007г. сократился по сравнению с аналогичным периодом 2006 г. на 0,7 процентных пункта и составил 3,4%. Подобная динамика связана с освобождением от налогообложения организаций в части выручки, полученной от реализации нефтепродуктов, в соответствии с Указом Президента РБ от 17.01.2007 №31 «О некоторых вопросах налогообложения нефтепродуктов».

Поступления акцизов в первом полугодии 2007 г. сократились на 14,4%, что обусловлено законодательным снижением в среднем в 2,5 раза ставок акцизов на автомобильное топливо. Вследствие этого доля акцизов в ВВП уменьшилась на 0,8 процентных пункта и составила 2,9%.

По остальным видам косвенных налогов (налог с продаж, налог на услуги, отчисления в дорожный фонд) удельный вес в ВВП не изменился по сравнению с первым полугодием 2006 г.

Помимо косвенных налогов существенный вклад в формирование доходов бюджета вносят прямые налоги и сборы. Их поступления увеличились по сравнению с первым полугодием 2006 г. на 5,1%, вместе с тем и доля в ВВП сократилась на 0,3 процентных пункта и составила 9,5%. Снижение удельного веса прямых налогов и сборов в структуре налоговой нагрузки на экономику обусловлено опережающей динамикой ВВП (темп роста – 108,6%). (см. приложение Г)

По группе смешанных налогов в первом полугодии 2007 г. прослеживалась отрицательная динамика поступлений (темп роста – 69%), а их удельный вес в ВВП сократился на 1,5 процентных пункта и сложился на уровне 2,7%. (см. приложение Д)

Подобная динамика обусловлена отменой в 2007 г. единого платежа от фонда заработной платы, который в 2006 г. обеспечивал 0,9% ВВП.

В первом полугодии 2007 г. темп роста поступлений группы прочих налоговых доходов, сборов и пошлин составил 222,1%. В результате за счет указанных доходных источников сформировано 6,7% ВВП, что на 3,4 процентных пункта выше, чем в аналогичном периоде 2006 г. (см. приложение Е) [2]

     В разрезе основных налогов структура консолидированного бюджета (без доходов государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов и ФСЗН) за 2001-2007 годы по основным налогам представлена в табл. 2..  В первом полугодии 2007  года  по сравнению с аналогичным периодом 2006 года удельный вес НДС в структуре консолидированного бюджета увеличился с 28,7% до 29,6%,  прямые налоги на доходы и прибыль –  с 10,8% до 11,5%, подоходный налог сократился с 9,8% до 9,6%, акцизы увеличились – с 14%  до 14,4%. Удельный вес доходов от внешней торговли и внешнеэкономических операций  также вырос  - с 12% до 12,2%, а вот доли текущих и капитальных неналоговых доходов и обязательных платежей сократились на 0,7 и 0,1 п.п. соответственно.[3, 4, 7]

Таблица 2 .

Динамика структуры доходов консолидированного бюджета

за 2001-2007 гг., %

Показатели

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

1

2

3

4

5

6

7

8

НДС

30,7

30,2

28,8

27,9

32,1

28,7

29,6

Налоги на доходы и прибыль

16,6

12,7

13,4

15,6

16,1

10,8

11,5

Подоходный налог

11,3

10,8

10,2

10,3

10,3

9,8

9,6

Акцизы

9,4

8,3

8,4

8,2

7,5

14

14,4

Доходы от  внешней торговли

6,4

7,3

9,6

8,0

9,2

12

12,2

Текущие неналоговые доходы и обязательные платежи

5,3

5,3

6,0

6,9

6,7

6,4

5,7

Капитальные неналоговые доходы

1,3

6,3

0,5

0,2

0,1

0,3

0,2

Прочие поступления в бюджет

19,1

19,1

23,1

22,9

18,0

18,0

16,8

Итого доходов  (без доходов  гос. целевых бюджетных и внебюджетных   фондов и ФСЗН)

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

[3, 4, 7] 

 

Что касается налоговых поступлений, то сезонность в их  динамике наблюдается не столь очевидно. Это  обусловлено дифференциацией налоговых баз и,  соответственно, видов налогов, а также присутствием в структуре обязательных  платежей налогов, не связанных с ВВП (экологический, земельный налоги и т.д.).  Как следствие, во втором полугодии динамика ВВП, как правило, опережает динамику налоговых поступлений, а их доля во вновь созданной в экономике стоимости по сравнению с началом года снижается.[7]

В январе-июне 2007 года в консолидированный бюджет поступило 17430,9 млрд. рублей доходов с учетом доходов Фонда социальной защиты населения (далее – ФСЗН), или 50,5% годового плана. Из них на долю НДС, налога на прибыль, акцизов и подоходного налога приходится 41,6%. При этом 19,1% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на расходы ФСЗН профинансированы в сумме 16666,6 млрд. рублей, что составляет 46,3% годового плана. В реальном выражении это на 16,4% больше, чем за январь-июнь 2006 года при реальном росте доходов на 13,2%. Профицит консолидированного бюджета за январь-июнь 2007 года составил 764,2 млрд. рублей, или 2,0% к ВВП (за январь-июнь 2006 года профицит – 2,2% к ВВП, за январь-июнь 2005 года – 3,4% к ВВП).

Данные анализа налоговых поступлений свидетельствуют о том, что централизация доходов бюджета к ВВП (с учетом недоимки и ФСЗН) в первом полугодии 2007 года по сравнению с первым полугодием 2006 года сократилась с 51,2% до 50,9%, или на 0,3 п.п. Удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП снизился с 50,5% до 50,3% в сравниваемых периодах (падение – на 0,2 п.п.), а недоимка – с 0,7 % до 0,6% ВВП (падение – на 0,1 п.п.), табл. 3. По данным Министерства по налогам и сборам, задолженность по платежам в бюджет по состоянию на 1 июля 2007 года составила 213,4 млрд. рублей и сократилась по сравнению с началом года на 18,8%. Отношение недоимки к скользящим годовым доходам консолидированного бюджета (без ФСЗН) уменьшилось с 0,89% на 1.07.2006 г. до 0,71% на 1.07.2007 г. [3, 4, 7]

Таблица 3. 

Динамика централизации доходов консолидированного бюджета

 

 

Показатели

 

Ед. изм.

2005 г.,

январь-июнь

2006 г.,

январь-июнь

2007 г., январь-июнь

1

2

3

4

5

1. Валовой внутренний продукт

млрд. руб.

28108,3

34502,4

35921,3

2. Доходы консолидированного бюджета (с государственными.. целевыми бюджетными и внебюджетными фондами и ФСЗН)

млрд. руб.

14351,9

17430,9

18060,5

3. Недоимка по доходам и поступлениям

млрд. руб.

295,2

227,8

213,4

4. Уд. вес недоимки по доходам и поступлениям к доходам консолидированного бюджета

%

2,1

1,3

1,2

5. Централизация с учетом недоимки

%

52,1

51,2

50,9

в том числе:

 

 

 

 

1

2

3

4

5

уд. вес доходов консолидированного бюджета в ВВП (централизация)

%

51,1

50,5

50,3

уд. вес недоимки в ВВП

%

1,0

0,7

0,6

 

Одним из факторов повышения уровня централизации бюджетных средств в ВВП является показатель энергетичности доходов, характеризующий воздействие автоматических и дискреционных эффектов на доходы бюджета.       Данный показатель рассчитывается как отношение процентного роста налоговых поступлений к процентному росту ВВП. Расчеты показывают, что за первое полугодие 2007 года коэффициент энергетичности доходов составил 1,01, что свидетельствует, во-первых, о более быстром темпе роста реальных доходов консолидированного бюджета по отношению к темпу роста ВВП (на 1 п.п.), и, во-вторых, что рост ВВП на единицу ведет к росту налоговых поступлений в бюджет (для сравнения отметим, что в первом полугодии 2006 года коэффициент энергетичности доходов был 1,03).

Ниже приводится анализ структуры консолидированного бюджета (с учетом доходов ФСЗН) по новой бюджетной классификации за сопоставимые периоды 2005-2007 годов, табл. 4.[7]

Как видно из таблицы, в январе-июне 2007 года налоговые доходы снизились на 6,8 п.п. по сравнению с январем-июнем 2006 года, а неналоговые – сократились на 0,6 п.п., а взносы на государственное социальное страхование возросли на 7,3 п.п.

 

Таблица 4.

Динамика структуры доходов консолидированного бюджета

за январь-июнь 2005-2007 гг., %

Показатели

январь-июнь 2005 г.

январь-июнь

2006 г.

январь-июнь 2007 г.

1

2

3

4

Налоговые доходы – всего

70,2

70,7

63,9

в том числе:

 

 

 

Прямые налоги на доходы и прибыль

15,6

16,1

10,5

в т.ч. - подоходный налог

5,8

6,5

7,4

1

2

3

4

Налоги на фонд заработной платы

1,8

1,8

1,6

Налоги на собственность

3,7

3,4

3,1

Налоги на товары и услуги

39,1

38,4

37,4

в т.ч. – НДС

19,1

19,1

18,9

- акцизы

4,5

7,2

8,2

Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности

5,8

5,6

6,8

Взносы на государственное социальное страхование

23,5

25,1

32,4

Неналоговые доходы

6,2

4,3

3,7

Итого доходов

100,0

100,0

100,0

 

Налоговая система Беларуси за последние 12 лет существенно изменилась. Тем не менее, по своим основным характеристикам она значительно отличается от применяемой в экономически развитых странах.[7]

Эти отличия носят как системный, так и методологический характер. К системным, в частности, можно отнести:

1). Количество применяемых в Беларуси налогов, сборов, различных отчислений и платежей, имеющих налоговый характер, более чем в 3 раза превышает стандартный минимум, который считается оптимальным. Это приводит к избыточному налоговому давлению на реальный сектор экономики, инвестиции и экспорт. Кроме того, сохраняются такие "вредные" налоги, которые взимаются непосредственно с выручки и оказывают наиболее сильное искажающее воздействие на экономику. Предусматривая многократное налогообложение одних и тех же элементов стоимости товаров и услуг, так называемые оборотные налоги к тому же не учитывают наличия у предприятий реальной прибыли, необоснованно завышают цены и уменьшают конкурентоспособность продукции на внутреннем и внешних рынках.

Практически все страны, включая Россию, давно отказались от таких налогов. Наличие в Беларуси оборотных налогов и платежей (к ним, в частности, относятся целевые сборы в местные бюджетные фонды стабилизации экономики (ставка 1%); отчисления в республиканский фонд поддержки производителей сельхозпродукции (ставка 1%); налог с пользователей автомобильных дорог (ставка 1%); целевые сборы на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда (ставка 1%), и на финансирование жилищно-инвестиционных фондов со ставкой 0,5%) как раз и является одной из причин снижения рентабельности и увеличения числа убыточных предприятий, скопления остатков готовой продукции на складах, сокращения экспорта из-за ценовой неконкурентоспособности белорусских товаров.

Помимо этих платежей излишнее налоговое давление создают и отчисления в инновационные фонды, сфера использования которых постоянно расширяется и ставки колеблются от 3 до 30%, а также многочисленные и высокие налоги на фонд заработной платы (в частности, чрезвычайный налог) и мелкие специальные сборы в отдельных отраслях (например, отчисления в фонд строительной науки). Как правило, в соседних странах таких сборов и отчислений нет. Требует серьезного упорядочения и сокращения и применяемая система регистрационных и лицензионных сборов. И по количеству, и по размерам в других странах эти сборы обычно меньше.

Существенные проблемы для ценовой конкурентоспособности, особенно в текущем году, создает и такой местный сбор, как налог с продаж в розничной торговой сети, который сейчас приобрел фактически универсальный характер. В экономически развитых странах одновременное применение двух универсальных (т.е. охватывающих все товары и услуги) налогов с оборота, тем более с высокими ставками, никогда не практикуется. Введение в 2003г. наряду с НДС со стандартной ставкой в размере 20% еще и налога на продажу в розничной торговой сети практически на все отечественные и импортные товары с дифференцированными ставками (2, 5, 10 и 15%) имеет значительные инфляционные последствия.

Информация о работе Теория налообложения. Пути совершенствования налоговой системы республики Беларусь