Теория налообложения. Пути совершенствования налоговой системы республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 00:54, курсовая работа

Описание

Как известно, государственные объекты не могут функционировать без какого-либо финансирования, а так как большинство этих объектов являются не коммерческими, обеспечить себя с финансовой стороны они не в состоянии. В связи с этим, пожалуй, единственный способ существования этих объектов лежит через налоговую систему – единственный способ финансирования данных объектов.

Содержание

Реферат…………………………………………………………………………….3
Введение…………………………………………………………………………..4
Глава 1. Теоретические основы налогообложения……………………………..5
1.1 Экономические функции налогов и их сущность…………………………..5
1.2 Элементы налогов и налоговая терминология……………..……………...10
1.3 Классификация налогов……………………………………………………..14
Глава 2. Общая характеристика налоговой системы РБ……………………....20
Глава 3. Анализ налоговой системы РБ. Направления ее дальнейшего развития……………………………………………………………………….….25
Заключение…………………………………………………………………...…..36
Список использованной литературы…………………………………………...37
Приложение

Работа состоит из  1 файл

Курсовая итог.doc

— 324.50 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3Классификация налогов

 

Классификация налогов – это группировка налогов по различным признакам. Для организации рационального управления налогообложением она имеет большое значение. Наибольшее распространение получило деление налогов по способу изъятия - на прямые и косвенные. В теории и прак­тике налогообложения существуют и другие не менее важные классификационные признаки. Эти признаки универсальны, а подведение под них тех или иных видов налогов и сборов за­висит от состояния общественно-экономических отношений в стране.

Состав налогов налоговой системы Беларуси можно клас­сифицировать определенным образом, объединив группы на­логов по классификационным признакам: объект обложения, особенности ставки, полнота прав соответствующих бюдже­тов в использовании поступающих налоговых сумм и др. Классификацию налогов Беларуси по основным классифика­ционным признакам можно представить следующим образом

 

КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВ

                            

КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ ПРИЗНАКИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По объекту обложения

 

 

По принад­лежности к уровню власти

 

 

По полноте права исполь­зования нало­говых сумм

 

 

 

В зависи­мости от источника уплаты

 

 

В зависи­мости от субъектов уплаты

 

 

 

                                               

 

 

 

имущество, земля, капитал, средства на потребление

 

 

республи­канские, местные

 

 

Закреплённые, регулирующие

 

 

зарплата, выручка, доход или прибыль, себестои­мость

 

 

физичес­кие лица, юридичес­кие лица

                                Рис.1. Классификационный состав налогов по признакам

                                                 

Данная классификация необходима как для составления на­логовых расчетов, составления отчетности с использованием машинной обработки данных, так и для проведения научно-практических исследований. Пользуясь такой классификаци­ей, можно определить роль каждого налога и налоговой группы по отношению к республиканскому бюджету, местным бюдже­там, по отношению к финансовому состоянию как налогопла­тельщиков, так и государства.

Классификация налогов по определенным признакам явля­ется значительным вкладом в систематизацию учета налогов и налоговых групп и на этой основе введение для налогоплатель­щиков классификационных кодификаторов и идентификационных номеров.

Классификационные кодификаторы позволяют получать оперативную информацию о состоянии налоговых процессов, вы­являть негативные стороны налоговой техники и исправлять их.

Классифицируя налоги по различным признакам, следует отметить, что по характеру взаимоотношений между государ­ством и субъектами налогов, т. е. по способу изъятия, различа­ют прямые и косвенные налоги.

Прямые налоги – это налоги, взимаемые государством не­посредственно с доходов или имущества налогоплательщика.

Прямые налоги делятся на реальные и личные.

Реальные налоги построены без учета личности платель­щика и уровня доходности объекта обложения. Сам факт нали­чия имущества является основанием для обложения. Первыми видами реальных налогов были поземельный и подомовой. К реальным налогам относятся также промысловый налог, на­лог на ценные бумаги.

Личные налоги – это налоги, взимаемые с доходов и имущества налогоплательщиков. В мировой практике нало­гообложения они представлены следующими видами: подо­ходный налоге населения, поимущественный налог, подуш­ный налог, налог с наследства и дарений, налог на прибыль с корпораций, налог на сверхприбыль, налог на прирост ка­питала и др.

Косвенные налоги – это налоги на товары и услуги, уста­навливаемые в виде надбавки к цене или тарифу и взимаемые в процессе потребления товаров и услуг.

Основными видами косвенных налогов являются акцизы, государственные фискальные монополии, таможенные пошли­ны и т.п.

В настоящее время акцизы делятся на индивидуальные (об­ложение по сырью, по полуфабрикатам, по готовой продукции, по  мощности оборудования) и универсальные (универсальный косвенный налог часто называют налогом с оборота). Универ­сальные косвенные налоги делятся на однократные, многократ­ные и налог на добавленную стоимость. 

Государственные фискальные монополии делятся на полные и частичные, в зависимости от полной или частичной монополии государства на производство и продажу некоторых товаров (спиртных напитков, табачных изделий, соли, спичек пива) с целью увеличения за этот счет доходов государственного бюджета.

Самую сложную структуру имеют таможенные пошлины Они классифицируются по различным признакам. Наиболее распространенной является классификация по следующий четырем признакам:

   1)по происхождению: внутренние, транзитные, экспортный
(вывозные) и импортные (ввозные);

   2)по целям взимания: фискальные, протекционные, сверхпротекционные, уравнительные, антидемпинговые, дискриминационные, преференциальные и статистические;

  3)по характеру взимания (по ставкам): специфические, адвалорные (взимаемые в процентном отношении к таможенной
стоимости товара) и кумулятивные (смешанные) таможенный
пошлины;

  4)по характеру отношений: конвенционные и автономные

Конвенционная пошлина представляет собой платеж по международному договору, устанавливающий принципы таможенного режима присоединившихся к конвенции стран с общими правилами осуществления таможенного контроля и взимания таможенных пошлин.

Автономная пошлина – вид таможенного тарифа, который устанавливается правительством страны в законодательном! порядке; для него характерны более высокие ставки в отличие от договорного тарифа.

Таможенные пошлины бывают возвратные и дифференциальные.

Таможенная пошлина возвратная – сумма ввозных таможенных пошлин, подлежащая возврату при вывозе продукции полученной в результате переработки ввезенного товара; при меняется как способ повышения конкурентоспособности.

Таможенная пошлина дифференциальная – вид пошлины, предусматривающий различные ставки на один и тот же товар, например, импортируемый из разных стран либо экспортируемый в разное время года.

Одним из классификационных признаков налогов являете их деление на общие и специальные (целевые).

Общие налоги - налоги, которые обезличиваются и поступают в единую кассу государств. Они предназначены для общегосударственных мероприятии.

Специальные целевые налоги – налоги, которые имеют строго определенное назначение и обычно формируют внебюд­жетные фонды (пенсионный, социального страхования, обяза­тельного медицинского страхования, дорожные фонды и др.). Такое деление сложилось исторически, когда не существовало бюджета, а функционировали различные фонды, счета и дей­ствовали преимущественно целевые налоги.

В зависимости от органа, который взимает налог и в распо­ряжение которого он поступает, налоги классифицируются следующим образом:

   а) поскольку в унитарных (единых) государствах бюд­жетная система состоит,  как правило,  из двух основных звеньев – республиканского бюджета и местных бюджетов – существуют государственные налоги, устанавливаемые верховной властью, взимаемые на основе государственного законодательства и поступающие в госбюджет, и местные налоги, взимаемые местными органами самоуправления на со­ответствующей территории и поступающие в местные бюд­жеты.

Такая бюджетная система функционирует во Франции, Италии, Японии, где имеются центральный и местные бюдже­ты. Аналогичным является бюджетное устройство и в Респуб­лике Беларусь;

  б) в федеральных государствах бюджетная система состоит
из трех основных звеньев. В США, например, есть федераль­ный бюджет, бюджеты штатов (членов федерации) и местные бюджеты. Аналогичная бюджетная система в Германии, где членами федерации являются земли, имеющие бюджеты зе­мель. В России существует также трехзвенное бюджетное устройство: федеральный бюджет, региональные бюджеты (цен­тральные бюджеты субъектов федерации) и местные бюджеты.
   Соответственно и налоги в федеральном государстве делятся
на федеральные налоги, налоги субъектов федерации, местные
налоги.

В последние годы появился особый вид межгосударствен­ных налогов. В Европейском сообществе действует единый на­лог на импортную продукцию (из третьих стран) сельскохо­зяйственного производства, средства которого поступают в бюджет этого сообщества.

Возможно появление особых видов межгосударственных налогов в рамках СНГ для финансирования совместных межго­сударственных программ.

Классификация налогов по классификационному признаку, отражающему полноту прав использования налогов сумм, различает налоги в качестве закрепленных и регулирующих.

Закрепленные налоги представляют собой налоги, которые полностью в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной либо долговременной основе поступают в соответствующий бюджет, за которым они закреплены.

Регулирующие налоги - налоги, используемые для регулирования поступлений в нижестоящие бюджеты в виде процентных отчислений от налогов по ставкам (нормативам), утверждений в установленном порядке на очередной финансовый год.

Классификация налогов может быть осуществлена и в зависимости от трех способов налогоизъятия.

Первый способ (кадастровый) предполагает использование кадастра (реестра, описи), содержащего перечень типичных сведений об оценке и средней доходности объекта обложения (земли, домов), которые используются при исчислении соответствующего налога. Так, для поземельного налога в зарубежных странах действует земельный кадастр, при составлении которого типичные участки земли группируются в зависимости от качества, местоположения, использования. Для каждой группы устанавливается средняя доходность на единицу площади за ряд лет, остальные земельные участки приравниваются к той или иной категории, для которой установлена ставка налога с единицы площади. Земельные кадастры устанавливаются государственными органами.

На таких же принципах построен и используется для исчисления налога на землю земельный кадастр в Беларуси. В нем представлен систематизированный свод, перечень сведений, данных о земле как средстве производства, о земельных угодьях, а также приводится описание земельных угодий, участков, указывается их площадь и место расположения, конфигурация, качество, оценка стоимости. Однако такой подход к составлению земельного кадастра имеет определенные недостатки. Во-первых, его cоставление требует длительного времени, во-вторых, данные кадастровых оценок быстро устаревают вследствие изменения ценности земли и инфляции. В прошлом кадастры широко использовались для переписи лиц при обложении подушным налогом.

Второй способ (декларационный) предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы официального заявления -декларации о величине объекта обложения, в которую, как правило, включают данные о доходах и расходах плательщика источниках доходов, налоговых льготах и порядке исчисле­ния оклада налога. Этот способ учитывает недостатки предыду­щего, но создает условия для уклонения от уплаты налога, пос­кольку контроль финансовых органов за субъектом ослабевает.

Третий способ (административный) предполагает исчисле­ние и изъятие налога у источника образования объекта обложения, обычно осуществляемые бухгалтерией предприятия или другим органом, который выплачивает налог. Таким путем взи­маются подоходный налог, налог с доходов по ценным бумагам и др. В данном случае налог удерживается бухгалтерией до выпла­ты дохода, что исключает возможность от его уклонения. Сумма изъятого налога переводится сборщиком-предприятием сразу в бюджет. В современных условиях этот способ часто сопровожда­ется последующей подачей декларации в налоговые органы.

Применяются следующие методы уплаты налога:

  1)наличный платеж, когда плательщик вносит в казну госу­дарства определенную сумму денег в наличной форме;

  2)безналичный платеж, когда происходит перечисление че­рез банк со счета клиента на счет бюджета;

  3)гербовыми марками, т.е. с помощью покупки плательщи­ком специальных марок и наклеивания их на официальный до­кумент, после чего документ имеет законную силу. [1, 5, 6, 9]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. Общая характеристика налоговой системы Республики Беларусь

 

Под налоговой системой государства понимается совокуп­ность налогов, пошлин и сборов, установленных на его террито­рии и взимаемых с целью создания централизованного общего­сударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокуп­ность принципов, способов, форм и методов их взимания. Налоговая система государства должна строиться исходя знаний фундаментальных закономерностей распределительных отношений, их влияния на процесс развития экономики      Налоговедение, постигая экономические закономерности, определяет организационно-правовые принципы функционирования налоговой системы, формирует конкретные методики исчисления отдельных налоговых платежей.[10]

Информация о работе Теория налообложения. Пути совершенствования налоговой системы республики Беларусь