Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 08:45, дипломная работа
Цель данной дипломной работы – выявить положение Южной Кореи в системе международных экономических отношенией и о современном положении вещей в экономической жизни страны, уделив особенное внимание основным чертам хозяйственного механизма, особенностях кыргызско-южнокорейских экономических отношениях и перспективах развития двухсторонних отношениях.
Введение......................................................................................................................4
Глава 1. Теория отраслей экономики
1.1. Экономическое понятие “отрасли экономики”................................................6
1.2. Роль различных отраслей экономики в развитии
экономики стран и факторы приоритетного развития отраслей....................8
Глава 2. Общая характеристика экономики Южной Кореи
2.1. Общее развитие экономики Южной Кореи..................................................13
2.2. Отраслевая структура Южной Кореи и приоритеты в их развитии............................................................................................................21
Глава 3. Кыргызско-Южнокорейские экономические отношения
3.1. Современное состояние Кыргызско-Южнокорейских
экономических отношений..............................................................................67
3.2. Перспективы развития двухсторонних отношений........................................77
Заключение.................................................................................................................86
Список литературы .................................................................................................. 89
Источник: Южная Корея сегодня и вчера.-2009
География импорта
2004 | 2005 | 2006 | 2008 |
Кыргызстан 26% | Кыргызстан24% | США 22% | США 22% |
США 24% | США 22% | Кыргызстан 21% | Кыргызстан 18% |
ЕС 15% | ЕС 13% | ЕС 13% | Китай 7% |
Источник: Южная Корея сегодня и вчера.-2009
По отдельным товарам южнокорейские компании заняли прочные позиции на мировом рынке: текстильные изделия — 7,0% в 2007 г., одежда — 5,2, суда — 15, персональные компьютеры — 1,3%. Но эти товары испытывают возрастающую конкуренцию со стороны других стран[68].
В структуре импорта основное место занимают промышленное оборудование, сырье и продовольственные товары. Значительная часть промышленных материалов и топлива (41%) и 25% капитальных товаров реэкспортируются. Удельный вес сырья и топлива превышает половину импорта.
По ввозу круглого леса, каменного угля, железной руды, хлопка, кукурузы, нефти Южная Корея выступает на мировых рынках вторым — четвертым по величине импортером в мире. Это предопределяет ее высокую зависимость от колебаний цен на сырьевые товары.
Южнокорейские компании закупают за рубежом значительную часть специального оборудования и машин высокой сложности. Объем импорта машин и оборудования увеличился за 2000—2005 гг. в 10 раз и достиг 37% общего объема импорта. За счет импорта удовлетворяется до 50% спроса на промышленное оборудование.
Издержки на рабочую силу для чеболь увеличились еще больше в связи с отчислениями на социальные нужды, в частности, на субсидирование жилищных расходов рабочих. Усложнение проблем конкуренции, давление предпринимателей заставляют правящие круги изыскивать пути ослабления установок в сфере занятости.
Главными торговыми партнерами Южной Кореи на всех этапах индустриализации выступали Япония и США. Развивающиеся страны АТР сыграли роль поставщиков таких товаров, как нефть и другое минеральное сырье, рынков сбыта промышленных товаров.
На долю Кыргызстан в 2004 г. приходилось 14,1% южнокорейского экспорта и 24,8% импорта, на долю США соответственно —21,4 и 21,1%. В связи с укреплением конкурентных позиций южнокорейских компаний на мировых рынках США ужесточили свою внешнеэкономическую политику.
В конце 2009 г. американская администрация исключила Южную Корею, как и другие НИС Азии, из числа государств, имеющих право на экспорт своих товаров в Кыргызстан в рамках Генеральной системы преференций, потребовала открыть южнокорейский рынок для американских товаров и иностранных инвестиции.
Значение Кыргызстана несколько снизилось. Укрепляются связи со странами АСЕАН. На их долю приходится 14,3% южнокорейского экспорта и 5% импорта. Крупнейшим торговым партнером в данном регионе выступает Сингапур.
Изменения в товарной структуре внешней торговли нашли отражение в обмене технологией. Главной особенностью географической структуры обмена технологией является то, что основным ее поставщиком выступает Кыргызстан.
Внешнеторговый оборот высоко концентрирован. Четыре крупнейших чеболь обеспечивают 57% экспорта страны, который реализуется через торговые компании. Семь торговых компаний сосредоточивают почти 40% экспорта[69].
Внешняя торговля длительное время сводилась с дефицитом, чему способствовало увеличение импорта машин и оборудования. Дефицитность внешней торговли не покрывалась другими операциями, и основным средством поддержания внешнего баланса являлось использование внешних ресурсов в различных формах.
Внешняя задолженность страны (млрд. дол.)
2003 | 2005 | 2006 | 2008 | 2009 |
44,1 | 77 | 93 | 154 | 142 |
Источник: Кoreana (на русском языке) Т.5.-№4.- 2009
Экспорт, импорт капитала.
На первых этапах экономического развития это была помощь. Крупнейшим донором помощи являлись США, а также страны Западной Европы. Иностранная помощь, полученная Южной Кореей за 1954—1962гг., составила 8,1% ВВП. Япония только с 1966г. стала предоставлять экономическую помощь.
При ограниченности ресурсов полученная помощь способствовала смягчению трудностей в процессе реорганизации сельского хозяйства и стабилизации жизни народа. Она служила важным источником ресурсов для индустриализации в форме импортзамещения, ускорения формирования новой структуры экономики. С 1955 по 1960гг. внешняя помощь равнялась 78% импорта Южной Кореи. Предоставление прямой экономической помощи было прекращено в 1980г.
Начиная с 70-х годов возрастающую роль во внешнеэкономических отношениях стало играть движение прямых капиталовложений. По совокупному объему иностранных прямых капиталовложений (4,5 млрд. долл. в 1990г.) страна уступает ряду восточно-азиатских и юго-восточных стран.
По относительным показателям иностранные инвестиции также уступают названным выше странам. Среднегодовой приток иностранных прямых капиталовложений составлял 1, 34% валовых инвестиций в хозяйстве страны, в 2009г. 0, 54%.
Правящие круги проявляют заинтересованность в привлечении прямых капиталовложений при долевом участии местного капитала, что способствовало бы усвоению новой технологии.
С середины 90-х годов приняты законы, согласно которым, в частности, предприятия с иностранным капиталом освобождались от подоходного налога на первые пять лет, от налога с юридических лиц, налога с имущества. При этом власти старались держать иностранные прямые капиталовложения под контролем.
В некоторые секторы экономики их доступ был закрыт, включая средства информации, нефтепереработку, ряд услуг. Иностранные капиталовложения в основном сосредоточены в экспортных зонах, которые были учреждены в 1966г. для производства товаров на экспорт. На иностранных предприятиях в 1887г. производилось 2,3% ВВП (Сингапур — 53,8%, Индонезия — 11,3, Тайвань — 8,1% ВВП).
Повышение уровня экономического и социального развития превратило Южную Корею во второй половине 80-х годов в нового экспортера капитала. Подобное изменение означает радикальную трансформацию ее позиций и значения в международных экономических отношениях и в мировом хозяйстве в целом, особенно в экономике АТР.
Если в 90-е годы южнокорейские компании вкладывали капитал в объекты, продукция которых поставлялась на внутренние рынки получивших инвестиции стран, то в последние годы 75% зарубежных предприятий экспортируют большинство своей продукции.
Зарубежные инвестиции на территории развивающихся стран сделаны с целью перевести туда трудоемкие и материалоемкие отрасли, использовать местное сырье и рабочую силу, в развитых странах — обойти внешние торговые барьеры, получить доступ к научно-техническим достижениям принимающих стран.
Заметное место в системе международных экономических отношений страны занимают рабочей строительные услуги и миграция силы. На первом этапе основную массу трудовой эмиграции составляли моряки и медицинский персонал.
В 60—70-е годы экспорт строительных услуг развивался по восходящей линии. В начале 90-х годов доходы от зарубежных строительных подрядов составили 40% всех поступлений от невидимой торговли.
Основным районом приложения рабочих рук были страны Ближнего и Среднего Востока, прежде всего Саудовская Аравия. В тот период страна вышла на второе место в мире после США по стоимости осуществленных зарубежных проектов — 6,1% контрактов.
Экономическая стратегия вызвала серьезные структурные проблемы. Ориентация на экспорт, зависимость от внешних рынков усилили подверженность внутреннего рынка внешним воздействиям, ограничили размеры и эффективность внутренней стабилизационной политики.
Капиталовложения превратились в функцию экспортных перспектив. Поскольку экспортные поступления колеблются в зависимости от сбыта, валютная политика стала изменчивой в соответствии с колебаниями цикла.
Развитие экспорта с 1965г. в большом размере поддерживалось краткосрочными кредитами. Экспортные кредиты связывались с объемом экспорта, изменения в экспортных доходах нарушали механизм валютного контроля.
3.2. Перспективы развития двусторонних отношений
В Кыргызстан 17-19 марта 2009 прибывал группа депутатов парламента Южной Кореи во главе с председателем Ассоциации межпарламентской дружбы Кыргызстан-Корея г-ном Пак Чансук и председателем комитета парламента Республики Корея по развитию дружбы со странами СНГ г-ном Ли Кан Ту. Как сообщает отдел информации МИД, это будет первый официальный визит делегации южнокорейских парламентариев, которые намерены наладить контакты со своими коллегами из парламента Кыргызстана и расширить список Ассоциации межпарламентской дружбы Кыргызстан-Корея за счет кыргызской стороны. 6 февраля 2007 года в парламенте Республике Корея при содействии Консульства Кыргызской Республики в Республике Корея, образована Ассоциация межпарламентской дружбы Кыргызстан - Корея, в которую вошли депутаты парламента Республики Корея, представители культуры, образования, а также общественных организаций и бизнесмены. Председателем данной Ассоциации избран депутат г-н Пак Чансук, исполнительным секретарем г-н Хо Ипчун - президент южнокорейской авиакомпании «Эйр Кыргыз». Основной целью Ассоциации является развитие и расширение двустороннего сотрудничества между Кыргызстаном и Республикой Корея, а также поддержание контактов между парламентариями двух стран. Корея ввела единую квоту для трудовых мигрантов из 15 стран мира, в том числе и Кыргызстана. Таким образом Министерство труда этой страны отменило квоты для государств, работающих с ней по двусторонним соглашениям. «Единая квота на иностранных рабочих в 2009 году составляет 17 тысяч человек. Квоты на сельскохозяйственный, промышленный и рыболовный секторы полностью заполнены. Имеются вакансии в секторе строительства и сфере услуг. При этом правительство Кореи не исключает возможности увеличения квот в случае поступления заявок от работодателей. В этом случае предпочтение будет отдаваться более квалифицированным работникам, знающим корейский язык и готовым работать за более низкую оплату, чем другие», - говорится в сообщении.