Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 08:45, дипломная работа
Цель данной дипломной работы – выявить положение Южной Кореи в системе международных экономических отношенией и о современном положении вещей в экономической жизни страны, уделив особенное внимание основным чертам хозяйственного механизма, особенностях кыргызско-южнокорейских экономических отношениях и перспективах развития двухсторонних отношениях.
Введение......................................................................................................................4
Глава 1. Теория отраслей экономики
1.1. Экономическое понятие “отрасли экономики”................................................6
1.2. Роль различных отраслей экономики в развитии
экономики стран и факторы приоритетного развития отраслей....................8
Глава 2. Общая характеристика экономики Южной Кореи
2.1. Общее развитие экономики Южной Кореи..................................................13
2.2. Отраслевая структура Южной Кореи и приоритеты в их развитии............................................................................................................21
Глава 3. Кыргызско-Южнокорейские экономические отношения
3.1. Современное состояние Кыргызско-Южнокорейских
экономических отношений..............................................................................67
3.2. Перспективы развития двухсторонних отношений........................................77
Заключение.................................................................................................................86
Список литературы .................................................................................................. 89
Экономическая структура подвержена изменениям. Можно выделить два основных пути ее изменения: стихийный и государственно-регулируемый.
Глава 3. Кыргызско – южнокорейские экономические отношения
3.1. Современное состояние Кыргызско-Южнокорейских отношений
Наши две страны после установления дипломатических отношений в сентябре 1990 года добились во всех областях активного развития обменов и сотрудничества. До настоящего времени были проведены Встреч на высшем уровне и взаимных поездок глав наших двух стран. Расширяются и развиваются также обмены и сотрудничество между представителями всех слоев общества, в том числе осуществляются взаимные визиты премьер-министров, руководителей парламентов и других высоких должностных лиц двух стран. В экономической сфере после установления дипотношений двусторонняя торговля демонстрировала на протяжении нескольких лет 50%-ный рост, и в 1996 году ее объемы составили 3 млрд. 700 млн. долларов. Но из-за валютно-финансового кризиса, с которым столкнулись наши две страны в 1997 и 1998 годы, масштабы двусторонней торговли сократились. Но благодаря восстановлению экономик двух стран, начиная с 1999 года, размеры торговли начали расти, и в прошлом году объемы товарооборота достигли 2 млрд. 800 млн. долларов. Сейчас, учитывая тенденцию к продолжению восстановления экономики, мы прогнозируем, что в дальнейшем масштабы двусторонней торговли будет еще больше увеличиваться. Следует также отметить, что в минувшие 10 лет постоянно расширялись обмены между гражданами наших двух стран, и в последнее несколько лет число людей, совершивших взаимные поездки в Республику Корея и Кыргызстан, превышало ежегодно 10 тысяч человек. Мы считаем, что расширение подобных обменов вносит большой вклад в углубление взаимопонимания и укрепление дружеских отношений между нашими двумя государствами.
Таким образом, несмотря на короткую историю развития кыргызско-южнокорейских отношений, в целом мы считаем, что наши страны достигли значительного развития, Но, с другой стороны, если учесть имеющийся огромный потенциал двустороннего сотрудничества, надо признать тот факт, что уровень развития двусторонних отношений не отвечает ожиданиям, которые вначале возлагали наши страны. Но если принять во внимание коренные изменения в ситуации в наших двух странах и опыт сотрудничества, накопленный после установления дипотношений, то можно быть уверенным в том, что перспективы развития двусторонних отношений в 21 веке светлые. Такая уверенность основывается на следующем[62].
Во-первых, Республика Корея и Кыргызстан за 20 лет после установления дипотношений создали основной формат и рамки двустороннего сотрудничества. Поэтому мы считаем, что в дальнейшем надо продолжать поддерживать и укреплять этот основной формат сотрудничества. В минувшие 10 лет наши две страны в формате развития конструктивных, партнерских отношений определили направления их развития в политике, экономике, в сфере безопасности, в культуре и всех других сферах жизни. В ходе состоявшихся Саммитов и взаимных визитов глав наших государств была подтверждена политическая воля и стремление к сотрудничеству и таким партнерским отношениям, и две страны развивают подобные взаимоотношения. Кроме того, благодаря подписанию Договора об основах взаимоотношений, Соглашения о гарантиях инвестиций и других документов была заложена законодательная база, которая позволяет развивать сотрудничество, был создан механизм, позволяющий в каждой области сформировать межправительственный комитет, проводить совместные форумы и продвигать двусторонние отношения[63].
Во-вторых, необходимо обратить внимание на такой фактор, как создание новых возможностей для развития кыргызско-южнокорейских отношений благодаря изменениям в ситуации на Корейском полуострове, которые имеют место в последнее время. Как вы знаете, после проведения межкорейского Саммита в июне прошлого года в отношениях между Южной и Северной Кореей формируется атмосфера примирения, сотрудничества и обменов. Правительство и народ Республики Корея ценят такие усилия. Мы уверены в том, что примирение, сотрудничество и обмены между Южной и Северной Кореей и в целом процесс становления мира на Корейском полуострове хотя в краткосрочном плане и могут иметь какие-либо колебания, но такое развитие ситуации является основным ходом истории, который не может быть повернут вспять. Считаю, что необходимо обратить внимание на то, что позитивные изменения ситуации на Корейском полуострове прежде всего расширили возможности для развития отношений кыргызско-южнокорейских сотрудничества. Проекты имеют важное значение не только потому, что дают прямую экономическую выгоду и но также с той точки зрения, что они будут способствовать активизации процесса становления мира на Корейском полуострове и ускорению освоения кыргызских реионов. Руководители Республики Корея и Кыргызстана в ходе визита президента Путина в нашу страну в феврале этого года договорились активно развивать эти проекты сотрудничества. К сожалению, лишь Северная Корея до сих пор не выразила активной позиции по поводу этого проекта, в результате чего его реализация затягивается.
В-третьих, после начала деятельности администрации президента была восстановлена политическая стабильность в стране, и продвигаются реформы по установлению законности и порядка. Такие кыргызские реформы создают благоприятный климат для инвестиций корейских компаний и торговли, и мы думаем, что они внесут вклад в расширение реального сотрудничества между двумя странами. Тенденция к восстановлению рыночной конъюнктуры в Кыргызстане и экономические успехи явились отражением результатов этих реформ. И корейская экономика преодолела валютно-финансовый кризис 1997 года и демонстрирует тенденцию к восстановлению конъюнктуры. Такие тенденции к восстановлению экономики внесут вклад в активизацию двустороннего экономического сотрудничества.
В-четвертых, это то, что Республика Корея и Кыргызстана имеют взаимодополняемые экономические системы. Мы считаем, что такое кыргызско-южнокорейских сотрудничество в области использования природных ресурсов, помимо этой области, будет расширено и в других проектах разработки и освоения ресурсов. Но мы не рассматриваем Кыргызстан только лишь как страну, богатую природными ресурсами. Кыргызстан гордится мировым уровнем достижений не только в фундаментальных науках, но и биотехнологии, создании новых материалов и в других передовых отраслях. Республика Корея не только уделяла основное внимание развитию информационных и экологических технологий и добилась в этих сферах больших технологических возможностей, но и имеет огромный опыт и возможности в сфере международного маркетинга и менеджмента. Мы считаем, что если в этом информационном веке Республика Корея и Кыргызстан укрепят сотрудничество с таких передовых отраслях науки и технологий, то такое взаимодействие принесет обеим странам повышение их конкурентоспособности на международном рынке. Мы думаем, что именно такое двустороннее сотрудничество в научно-технологической области является моделью сотрудничества, соответствующей новой эпохе, и считаем, что оно имеет хорошие перспективы[64].
В-пятых, народы Республики Корея и Кыргызстан имеют общие черты в культурном плане, и в характере. И когда два народа глубже осознают наличие общих моментов в эмоциальном и духовном мире, наши страны станут еще более близкими государствами. Такой взгляд хотя и является моим личным мнением, но, как мне известно, уже многие люди и в Республике Корея, и в Кыргызстане разделяют эту точку зрения. Если обратиться к истории, то мы увидим, что в Кыргызстане с давних пор живет много корейцев. Эти корейцы, число которых насчитывает 130 тысяч человек, хотя и являются достойными гражданами Кыргызстана, но в то же время, они представляют собой как бы важное звено, которое соединяет Кыргызстан с Республикой Корея. Мы думаем, что такие общие черты наших стран в эмоциальном складе, в культуре и характере людей станут важной основой для дальнейшего развития двусторонних отношений.
В декабре 1991 года Республика Корея одной из первых признала государственную независимость Кыргызстана.
В январе 1992 г. были установлены дипломатические отношения между Кыргызской Республикой (КР) и Республикой Корея (РК).
В ноябре 2005 г. открылось Консульство КР в г. Сеул (Республика Корея)
Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Корея в Кыргызской Республике с резиденцией в г. Алматы с мая 2005 года – господин Ким Иль Су.
В сентябре 2007 г. в Бишкеке начало функционировать Посольство Республики Корея.
Политическое сотрудничество: Важную роль в вопросе сближения Кыргызстана с Кореей сыграла поддержка Кыргызстаном в 1996 году мирных инициатив, выдвинутых Президентом Кореи Ким Ен Самом и Президентом США Б.Клинтоном, по организации четырехсторонней встречи на высшем уровне – Республика Корея, США, КНР, КНДР с целью подготовки подписания нового мирного договора между двумя корейскими государствами и укрепления мер доверия на Корейском полуострове[65]. В последние годы наблюдается активизация кыргызско-южнокорейского сотрудничества. В июле 2006 года состоялся первый официальный визит Министра иностранных дел КР в Республику Корея. В ходе визита были подняты следующие вопросы: реструктуризация долга КР перед Кореей, выделение квоты на экспорт трудовой рабочей силы в Корею, увеличение грантовой и технической помощи Кыргызстану, а также подписаны Программа сотрудничества между МИД КР и МИД РК и Соглашение об установлении воздушного сообщения. В феврале 2007 г. Правительство Республики Корея включило Кыргызскую Республику в число стран, имеющих право экспортировать трудовую силу в Корею, проработка которого велась кыргызской стороной начиная с 2001 г. 27 июня 2007 г. состоялось подписание Меморандума о взаимопонимании между Государственным комитетом Кыргызской Республики по миграции и занятости и Министерством труда Республики Корея по отправке рабочей силы в Республику Корея. В августе 2007 г. в рамках компании по продвижению кандидатуры г. Есу (Республика Корея) на проведение ЭКСПО-2012, Кыргызстан посетил Министр труда Республики Корея Ли Санг-су. В ходе визита состоялись встречи с Премьер-министром КР, Министром иностранных дел КР, Министром труда и социальной защиты КР, Председателем государственного комитета КР по миграции и занятости. В 2008 году ожидается открытие Посольства Кыргызской Республики в Республике Корея. Экономическое сотрудничество, объем внешнеторгового оборота КР с Кореей за 7 месяцев 2007 года составил 22,6 млн. долл. США и по сравнению с аналогичным периодом 2006 года увеличился на љ19,6%. По отношению к соответствующему периоду прошлого года экспорт в Республику Корея сократился на 22,2%, что составил 0,7 млн. долл., в то же время импорт был осуществлен на 21,9 млн. долл. и увеличился на 21,7%,. Основными статьями экспорта в Корею являются радиотелефонные и телевизионные передатчики, пшеница немолотая, неорганические химические вещества, текстильная пряжа, ткани и изделия, авиакеросин. Основные статьи импорта – пластмассы в первичной и непервичной формах, сигареты, легковые автомобили (в т.ч. бывшие в употреблении), кондиционеры, контейнеры, сырье для удобрений и минеральное сырье. Деятельность корейских компаний в Кыргызстане. На территории КР зарегистрированы и работают более 100 предприятий с чисто корейским капиталом и СП. Эти компании относятся к компаниям средней величины и работают, в основном, в сфере торговли и услуг с незначительными объемами. При поддержке группы компаний “Таэбаэк”, президентом которой являлся бывший Почетный консул КР Бернард Чой, в Бишкеке построена зона аттракционов "Фламинго"[66]. В 2001-2002 гг. корейская фирма «Самсунг» выступила одним из подрядчиков в проекте 2-й фазы реабилитации автодороги Бишкек-Ош. Кыргызско-корейское СП «Агроорганик» занимается производством экологически чистых продуктов. На открытом грунте площадью около 600 га и теплицах площадью 11 тыс. 220 кв. м. выращивается более 50 видов бобовых, зерновых, соя, овощи, картофель, фрукты и др. Общая сумма корейских инвестиций в сельское хозяйство за период с 2003 по 2005 гг. составила более 126 млн. сомов. В августе 2005 г. по приглашению Оргкомитета “Organic Food Expo” (Корея) делегация аграрников Кыргызстана побывала в Южной Корее. В мае 2006 г. с участием Президента КР на СЭЗ "Бишкек" заложен фундамент корейского завода «Омни систем» по выпуску электронных счетчиков (планируемый объем производства 200 тыс. счетчиков в год, сумма инвестиций 12 млн. долл.). В настоящее время в связи с внутренними противоречиями фирмы реализация этого проекта была приостановлена.
В перспективном плане корейские компании заинтересованы в совместном сотрудничестве в освоении полезных ископаемых, в строительстве, туризме, перерабатывающей промышленности, в сфере информационных технологий. Взаимодействие в рамках Программы технического содействия Начиная с 1995 г. Корейское агентство международного сотрудничества (KOICA) в рамках Программы технической помощи организует стажировки для кыргызских госслужащих и оказывает помощь в реализации различных программ. Культурно-гуманитарное сотрудничество 28 мая 2001 г[67]. в Бишкеке начал функционировать Корейский центр просвещения. Центр является некоммерческой организацией Правительства Республики Корея. Директором Центра является гражданин Республики Кореи Чо Ёнг Сиг. Основной задачей Центра является обучение корейскому языку, а также развитие сотрудничества и обменов между Республикой Корея и Кыргызской Республикой в сфере образования и культуры. В Кыргызстане действует Ассоциация “Чинсон”, представляющая интересы значительной части 20-ти тысячной корейской диаспоры. В ряде ВУЗов Кыргызстана функционируют отделения корейского языка и культуры.
В 60—80-х годах темпы внешней торговли Южной Кореи в 1,5—4,0 раза превосходили темпы прироста ВВП. Так, в 60-е годы среднегодовой прирост экспорта составлял 33, 4%, в 70-е - 39,8, в 80-е - 14,5, в 1990-1994 гг. - 10%. Быстрый рост внешней торговли явился результатом воздействия различных факторов и условий, в том числе внешнеторговой политики, на процесс формирования и расширения экспортного потенциала страны.
Высокие темпы внешнеторгового оборота привели к росту значения Южной Кореи на мировых рынках. Ее доля в мировом экспорте возросла с 0,04% в 1962г. до 1,1 в 1980г., 1,9 - в 2000г. и 2,4% — в 2009 г.
Экспортная квота достигла 36% ВВП (1960 г. - 1, 1%; 1980 г. - 30, 1%) и несколько уступает соответствующему показателю Таиланда. Импортная зависимость остается традиционно более высокой, но разница в показателях значительно сократилась.
Экспорториентированное производство усилило зависимость страны от состояния мирового хозяйства, от характера и масштабов внешнеэкономических связей.
В последующие годы электронные компании направили усилия на производство телекоммуникационного оборудования, средств автоматизации производственных процессов.
Внешняя торговля страны в 2004 - 2009 гг. (млрд. дол. США).
| 2004 | 2005 | 2006 | 2008 | 2009 |
Экспорт | 96,2 | 125,4 | 130,9 | 133 | 144 |
Импорт | 102,3 | 135,1 | 150,2 | 94 | 116 |
Источник: Южная Корея сегодня и вчера.-2009
География экспорта
2004 | 2005 | 2006 | 2008 |
США 26% | США 19% | США 17% | США 17% |
Кыргызстан 17% | Кыргызстан14% | ЕС 13% | Кыргызстан 9% |
ЕС 14% | ЕС 13% | Кыргызстан 12% | Китай 9% |