Теория потребительского поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 21:39, контрольная работа

Описание

Поведение типичного потребителя в рыночной экономике представляет существенный интерес. Суть теории такова: каким образом потребители будут расходовать свои денежные доходы между различными товарами и услугами, которые они могут купить. Чтобы это понять, необходимо проанализировать факторы, влияющие на поведение потребителя.
Max товаров и услуг при min расходов. Такое поведение потребителя рассматривается как разумное поведение. Типичный потребитель стремится получить за свои деньги «все, что можно», или, используя специальную терминологию, максимизировать совокупную полезность.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Основная часть:
Понятие потребностей, их виды……………………………………………4
Поведение потребителя………………………………………………………8
Теория определённой полезности………………………………………..10
«Эффект дохода»………………………………………………………13
«Эффект замещения»………………………………………………….13
Кривые безразличия…………………………………………………………15
Бюджетная линия…………………………………………………………….18
Заключение……………………………………………………………………20
Список используемой литературы……………………………………..…22

Работа состоит из  1 файл

МИКРОЭКОНОМИКА.docx

— 101.97 Кб (Скачать документ)

Если доход потребителя  снизится (например, до 420 долл.), то бюджетная линия сместится параллельно и вниз (рис.5.1.) и займет положение “с”. При увеличении же дохода потребителя бюджетная линия сместится параллельно вверх.

18

Изменение уровня цен может  по-разному повлиять на положение  бюджетной линии. Если цены на оба товара будут пропорционально возрастать, то бюджетная линия сместится параллельно и вниз, ибо такое поведение цен равнозначно снижению дохода потребителя. Наоборот, если цены на оба товара упадут, то это будет означать как бы рост дохода потребителя и бюджетная линия сместится параллельно вверх. Наиболее вероятен, однако, вариант, когда цены на товары будут меняться по отношению друг к другу. Предположим, что цены на одежду не меняются, а продукты питания становятся дешевле. В этом случае “X” при той же величине приобретаемых единиц одежды может покупать большее количество единиц питания. В этом случае бюджетная линия изменит свой наклон и вместо исходного положения “а'о” займет положение “аb”, как это показано на (рис.5.2.).

Бюджетные линии показывают все возможные комбинации 2-х и  более товаров, которые может  приобрести потребитель на данный доход  и данные цены.

Наклон бюджетной линии  зависит от отношения цены товара В к цене товара А. Изменение цен товара меняет положение бюджетной линии. Увеличение денежного дохода перемещает бюджетную линию вправо; уменьшение – влево. Изменение цен так же ведет к перемещению бюджетной линии. Снижение цен обоих товаров равносильно эффекту дохода. График смещается вправо (рис.5.2.)

19

Заключение

 

Итак, мы выяснили что любой товар обладает не только свойством удовлетворять человеческие потребности, но и свойством вступать в отношения с другими товарами, т.е. обмениваться на них. Способность товара к обмену в определенных количественных пропорциях представляет собой его меновую стоимость.

Теория предельной полезности—  направление в экономической науке, признающее принцип снижающейся предельной п полезности фундаментальным элементом теории ценности. Важным понятием в этой теории является полезность блага или товара — то есть его способность удовлетворять какой-нибудь человеческой потребности. Полезность является необходимым условием для того, чтобы какой-нибудь предмет приобрел меновую ценность. Понятие предельной полезности впервые введено современными экономистами, создавшими теорию ценности по предельной полезности. Под этим названием они разумеют наименее важный вид пользы, который приносит данное благо в сфере удовлетворения человеческих потребностей. Предельная полезность повышается при недостатке блага и понижается при его избытке.Эта теория базируются на различных предпосылках, отражают как бы разный круг экономических отношений.С одной стороны, когда речь идет о свободно воспроизводимых ресурсах, о массовом производстве, то основой цены выступает стоимость и теория стоимости дает исчерпывающие объяснения этого процесса. В условиях реальной ограниченности ресурсов больше подходит теория предельной полезности. В этих условиях только она способна объяснять особый порядок установления цен и т.д.

В последнее время теорию трудовой стоимости не очень жалуют в рамках экономической науки, что связано  с различными причинами, среди которых  идеологическая занимает далеко не последнее место.

С одной стороны, когда речь идет о свободно воспроизводимых ресурсах, о 

массовом производстве, то основой  цены выступает стоимость и теория стоимости дает исчерпывающие объяснения этого процесса. В условиях реальной ограниченности ресурсов больше подходит теория предельной полезности. В этих условиях только она способна объяснять особый порядок установления цен и т.д.

В реальной жизни для объяснения всего многообразия экономических процессов должны привлекаться как теория трудовой стоимости, так и теории предельной полезности, но не должно быть смешения этих теорий. Они должны дополнять друг друга для объяснения всего круга экономических отношений, но не в рамках определенного круга отношений, при действии только рассмотренной выше для каждой из них предпосылки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. — М., 1994.
  2. Орлов А.В. Очерки общей экономической теории. Рационалистический подход. — СПб., Изд-во СПбГПУ, 2004.
  3. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учебное пособие. Под ред. А.В.Сидоровича. – М.: Дело и Сервис, 2001.
  4. Экономика И. В. Липсиц. — 4-е изд., стер. — М. : Издательство «Омега-Л», 2009.
  5. Экономическая теория: Учебник. — Изд. испр. и доп. / Под общ. Э40 ред. акад. В.И. Видяпина, А.И.Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 672 с. - (100 лет РЭА им. Г.В. Плеханова).
  6. Электронный сайт http://www.studentbank.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Теория потребительского поведения