Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 18:56, реферат
Целью исследования данной темы является теоретическое обоснование выбора, который делает потребитель, формулировка и доказательство основных законов такого выбора.
Задачи исследования: изложить законы потребительского поведения, связать их между собой, показать закономерности возникновения тех или иных потребительских реакций.
Введение.........................................................................................................................................2
1. Экономические блага и их классификация.............................................................................3
1.1. Классификация экономических благ....................................................................................6
2. Экономические теории и модели потребительского выбора................................................7
2.1. Предпосылки теории потребительcкого выбора.................................................................7
2.2. Цель и основа выбора потребителя.......................................................................................7
2.3. Модель поведения потребителя............................................................................................8
2.4. Особенности потребительского спроса................................................................................9
2.5. Бюджетное ограничение......................................................................................................10
3. Неэкономические факторы потребительского выбора........................................................12
3.1. Классификация неэкономических факторов потребительского выбора.........................12
3.1.1. Факторы культурного порядка.........................................................................................12
3.1.2.Факторы социального порядка..........................................................................................13
3.1.3.Личностные факторы..........................................................................................................13
3.1.4.Факторы психологического порядка................................................................................14
Заключение...................................................................................................................................16
Список литературы.......................................
Наряду с социальными эффектами, связанными с внешними воздействиями на полезность со стороны отдельных индивидов и групп, X. Лейбенстайн выделяет спекулятивный и нерациональный спрос.
Спекулятивный спрос возникает в обществе с высокими инфляционными ожиданиями, когда опасность повышения цен в будущем стимулирует дополнительное потребление (покупку) товаров в настоящем.
Нерациональный спрос — это незапланированный
спрос, возникший под влиянием сиюминутного
желания, внезапного изменения настроения,
прихоти или каприза, спрос, который нарушает
предпосылку о рациональном поведении
потребителя. Следует, однако, заметить,
что многие люди в большей или меньшей
степени подвержены вспышкам нерационального
спроса и часто совершают покупки, о которых
нередко жалеют в дальнейшем.
2.5.
Бюджетное ограничение.
Кривые безразличия отражают предпочтения
потребителя, то есть его потребности.Помимо
этого при анализе потребительского выбора
следует принимать во внимание его возможности,
а именно его бюджетное ограничение.
Бюджетное ограничение характеризует
реальную покупательную способность потребителя
(I) с учётом величины и соотношения цен
покупаемых товаров. Графически бюджетное
ограничение выражается в виде бюджетной
линии – отрезка прямой, все точки на
которой показывают комбинации благ, которые
потребитель в состоянии приобрести при
данных ценах при полном расходовании
его дохода. Угол наклона бюджетной линии
(tg
) определяется обратным отношением цен
товаров (PF/PC).
Изменение дохода вызывает
I = Рх Х + Рy Y
PF*F – затраты на питание;
PC*C
– затраты на одежду.
3. Неэкономические
факторы потребительского выбора.
3.1. Классификация
неэкономических факторов потребительского
выбора.
Потребители принимают свои решения не
в вакууме. На совершаемые ими покупки
большое влияние оказывают факторы культурного,
социального, личного и психологического
порядка (см. рис. 1). В большинстве своем
это факторы, не поддающиеся контролю
со стороны деятелей рынка. Но их обязательно
следует принимать в расчет.
Рисунок 1. Факторы, оказывающие влияние на покупательское поведение.
3.1.1.
Факторы культурного порядка.
- культура;
Культура - основная первопричина, определяющая потребности и поведение человека.
Человеческое поведение - вещь
в основном благоприобретенная.
Ребенок усваивает базовый
- субкультура;
Любая культура включает в себя более мелкие составляющие, или субкультуры, которые предоставляют своим членам возможность конкретного отождествления и общения с себе подобными. В крупных сообществах встречаются группы лиц одной национальности, скажем ирландцев, поляков или русских, проявляющих четкие этнические вкусовые пристрастия и интересы. Отдельные субкультуры со своими специфическими предпочтениями и запретами представляют собой религиозные группы, такие, как группы католиков, православных, иудеев. Четко выделяющимися культурными склонностями и отношениями характеризуются расовые группы, скажем арабов и уроженцев Востока. Свои отличные от прочих субкультуры со своим специфическим образом жизни в каждом отдельном случае имеют и географические районы.
- социальное положение.
Почти в каждом обществе существуют различные общественные классы.
Для общественных классов
Целевой общественный класс
3.1.2.Факторы
социального порядка.
Поведение потребителя определяется также
и факторами социального порядка, такими,
как референтные группы, семья, социальные
роли и статусы.
- референтные группы;
Особенно сильное влияние на поведение человека оказывают многочисленные референтные группы.
Референтные группы - группы, оказывающие прямое (т.е. при личном контакте) или косвенное влияние на отношения или поведение человека.
Группы, оказывающие на человека прямое влияние, называют членскими коллективами.
Это группы, к которым индивид принадлежит и с которыми он взаимодействует.
Некоторые из этих коллективов являются первичными, и взаимодействие с ними носит довольно постоянный характер. Это семья, друзья, соседи и коллеги по работе. Первичные коллективы обычно бывают неформальными. Кроме того, человек принадлежит к ряду вторичных коллективов, которые, как правило, более формальны и взаимодействие с которыми не носит постоянного характера. Это разного рода общественные организации типа религиозных объединений, себе, поскольку он, как правило, стремится "вписаться" в коллектив. И, в-третьих, группа подталкивает индивида к комфортности, что может повлиять на выбор им конкретных товаров и марок.
- семейное положение;
Сильное влияние на поведение покупателя могут оказывать члены его семьи. Семья наставляющая состоит из родителей индивида. От них человек получает наставления о религии, политике, экономике, честолюбии, самоуважении, любви. Даже в том случае, когда покупатель уже не взаимодействует тесно со своими родителями, их влияние на его неосознанное поведение может все еще оставаться весьма значительным. В странах, где родители и дети продолжают жить вместе, родительское влияние может быть определяющим.
Более непосредственное влияние на повседневное покупательское поведение оказывает порожденная семья индивида, т.е. его супруг и дети. Семья - самая важная в рамках общества организация потребительских закупок, и ее подвергают всестороннему изучению. Деятелей рынка интересуют роли мужа, жены и детей и то влияние, которое каждый из них оказывает на покупку разнообразных товаров и услуг.
- роли и статусы.
Индивид является членом множества социальных
групп. Его положение в каждой из них можно
охарактеризовать с точки зрения роли
и статуса. Каждой роли присущ определенный
статус, отражающий степень положительной
оценки ее со стороны общества. Человек
часто останавливает свой выбор на товарах,
говорящих о его статусе в обществе. Так,
президенты фирм ездят на автомобилях
"Мерседес" или "Кадиллак", носят
дорогие, прекрасно сшитые костюмы. Деятели
рынка осознают потенциальные возможности
превращения товаров в символы статуса.
Однако подобные символы оказываются
различными не только для разных общественных
классов, но и для разных географических
районов.
3.1.3.Личностные
факторы.
С возрастом происходят изменения в ассортименте
и номенклатуре приобретаемых людьми
товаров и услуг. В первые годы человеку
нужны продукты детского питания. В годы
взросления и зрелости он питается самыми
разнообразными продуктами, в пожилом
возрасте - специальными диетическими.
С годами меняются и его вкусы.
Характер потребления зависит
и от этапа жизненного цикла семьи. В таблице
2 перечислены девять этапов с указанием
финансового положения и типичных товарных
предпочтений семьи на каждом из них. Деятели
рынка нередко определяют свои целевые
рынки по этому признаку и разрабатывают
соответствующие интересам конкретного
этапа товары и целенаправленные маркетинговые
планы.
В некоторых работах последнего
времени классификацию проводят по психологическим
этапам жизненного цикла семьи. Взрослый
человек переживает в своей жизни определенные
периоды трансформации. Так, Петрова Лена
может превратиться из удовлетворенного
заведующего и довольной жены в неудовлетворенного
человека, ищущего новый способ проявления
и развития своих способностей. Деятели
рынка должны учитывать меняющиеся потребительские
интересы, которые могут оказаться связанными
с переходными периодами в жизни взрослого
человека.
Определенное влияние на характер приобретаемых
человеком товаров и услуг оказывает род
его занятий. Рабочий может покупать рабочую
одежду, рабочую обувь, коробки для завтрака,
принадлежности для игры в кегли. Президент
фирмы может покупать себе дорогие синие
костюмы, путешествовать самолетом, вступать
в члены привилегированных загородных
клубов, купить себе большую яхту. Деятель
рынка стремится выделить такие группы
по роду занятий, члены которых проявляют
повышенный интерес к его товарам и услугам.
Фирма может даже специализироваться
на производстве товаров, нужных какой-то
конкретной профессиональной группе.
3.1.4.Факторы
психологического порядка.
-мотивация;
-восприятие;
-усвоение;
-убеждения;
-отношения.
В любой данный момент времени
человек испытывает множество разнообразных
нужд. Некоторые из них имеют биогенную
природу, т.е. являются следствиями таких
состояний внутренней физиологической
напряженности, как голод, жажда, дискомфорт.
Другие психогенны, т.е. являются результатами
таких состояний внутренней психической
напряженности, как нужда в признании,
уважении, духовной близости. Большинство
этих нужд оказываются не достаточно интенсивными,
чтобы мотивировать человека на совершение
действия в любой данный момент времени.
Нужда, достигшая достаточно высокого
уровня интенсивности, становится мотивом.
Мотив – нужда, ставшая столь настоятельной,
что заставляет человека искать пути,
способы её удовлетворения.
Удовлетворение нужды снижает
испытываемую индивидом внутреннюю напряженность.
Психологи разработали ряд теорий
человеческой мотивации. Самые популярные
из них – теория Зигмунда Фрейда и теория
Авраама Маслоу – предполагают совершенно
разные выводы для деятельности по исследованию
потребителей и маркетингу.
Теория мотивации Фрейда.
Фрейд
считал, что люди в основном не сознают
тех реальных психологических сил, которые
формируют их поведение, что человек, растет,
подавляя при этом в себе множество влечений.
Эти влечения никогда полностью не исчезают
и никогда не находятся под полным контролем.
Они проявляются в сновидениях, оговорках,
невротическом поведении, навязчивых
состояниях и, в конце концов, в психозах,
при которых человеческое «эго» оказывается
не в состоянии сбалансировать мощные
пульсы собственного «ид» с гнетом «супер-эго».
Таким образом, человек не отдает
себе полного отчета в истоках собственной
мотивации.
При исследователи мотивации сделали ряд интересных, а подчас и странных заключений относительно того, что может влиять на сознание потребителя при совершении им тех или иных покупок. Так, они считают, что:
Теория мотивации Маслоу.
Авраам Маслоу попытался объяснить, почему
в разное время людьми движут разные потребности.
Почему один человек тратит массу времени
и энергии на самосохранение, а другой
– на завоевание уважения окружающих?
Ученый считает, что человеческие потребности
располагаются в порядке иерархической
значимости от наиболее до менее настоятельных.
По степени значимости потребности располагаются
в следующем порядке: физиологические
потребности, потребности самосохранения,
социальные потребности, потребности
в уважении и потребности в самоутверждении.
Человек будет стремиться удовлетворить
в первую очередь самые важные потребности.
Как только ему удается удовлетворить
какую-то важную потребность, она на время
перестает быть движущим мотивом. Одновременно
появляется побуждение к удовлетворению
следующей по важности потребности.
Например, голодающего человека
не интересуют ни события, происходящие
в мире искусств, ни то, как на это смотрят
и в какой мере уважают окружающие, ни
то, чистым ли воздухом он дышит. Но по
мере удовлетворения очередной наиболее
важной потребности на первый план выходит
следующая за ней.