Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 18:56, реферат
Целью исследования данной темы является теоретическое обоснование выбора, который делает потребитель, формулировка и доказательство основных законов такого выбора.
Задачи исследования: изложить законы потребительского поведения, связать их между собой, показать закономерности возникновения тех или иных потребительских реакций.
Введение.........................................................................................................................................2
1. Экономические блага и их классификация.............................................................................3
1.1. Классификация экономических благ....................................................................................6
2. Экономические теории и модели потребительского выбора................................................7
2.1. Предпосылки теории потребительcкого выбора.................................................................7
2.2. Цель и основа выбора потребителя.......................................................................................7
2.3. Модель поведения потребителя............................................................................................8
2.4. Особенности потребительского спроса................................................................................9
2.5. Бюджетное ограничение......................................................................................................10
3. Неэкономические факторы потребительского выбора........................................................12
3.1. Классификация неэкономических факторов потребительского выбора.........................12
3.1.1. Факторы культурного порядка.........................................................................................12
3.1.2.Факторы социального порядка..........................................................................................13
3.1.3.Личностные факторы..........................................................................................................13
3.1.4.Факторы психологического порядка................................................................................14
Заключение...................................................................................................................................16
Список литературы.......................................
По аналогии с
При совершенной
1.1. Классификация
экономических благ.
рис.1
На данном рисунке представлены рычажные
весы, отражающие двойственность благ.
При этом на рисунке показан случай, когда
однотипное благо (1-4) в левой части рычажных
весов, полностью соизмеримо со своим
взаимодополнительным благом в правой
части рычажных весов, т.е. эти блага соотносятся
между собой по "курсу конвертации"
1:1.
2. Экономические
теории и модели потребительского выбора.
2.1. Предпосылки
теории потребительcкого выбора.
Теория потребительского выбора изучает, каким образом потребитель формирует свою потребительскую корзину, т. е. набор товаров и услуг, который он покупает, и каким образом формируется спрос на товары из этого набора.
Теория потребительского выбора исходит из следующих предпосылок.
Таким образом, цель потребителя заключается в максимизации полезности от приобретения товаров при ограничении со стороны дохода.
Существуют две теории потребительского выбора.
2.2. Цель
и основа выбора потребителя.
Полезность - субъективная оценка свойств блага данным индивидом. Тесно связана с понятием «стоимость» (ценность). Разные школы по-разному трактуют эту связь.
Например, физиократы связывали
ценность с объективно
Эту зависимость в
2.3.
Модель поведения потребителя.
В прошлом деятели рынка
Управляющим приходится все
Основной вопрос: как именно реагируют
потребители на разные
Именно поэтому и фирмы и
научные работники тратят так
много усилий на исследование
зависимостей между
Рисунок 1. Простая модель покупательского поведения.
На нем показано, что побудительные
факторы маркетинга и прочие
раздражители проникают в "
На рис. 2 эта же модель представлена
в развернутом виде. В левом
прямоугольнике - побудительные факторы
двух типов. Побудительные
Рисунок 2. Развернутая модель покупательского поведения.
Задача деятеля рынка - понять,
что происходит в "черном
ящике" сознания потребителя
между поступлением
Таким образом, мы можем
- выбирая
блага для потребления,
- поведение
потребителя является
- потребитель
стремится максимизировать
- на
выбор потребителя и его
- при
выборе благ возможности
Модель поведения потребителя представляет собой связанные между собой общие принципы поведения потребителя на рынке, включающие в себя, прежде всего, максимизацию совокупной полезности, закон убывающей предельной полезности и бюджетное ограничение.
Изложенная
выше модель поведения потребителя
является простейшей моделью. Некоторые
положения этой модели слишком абстрактны.
Например, трудно представить, что, съев
два беляша, мы мысленно определили количество
полученного удовлетворения; более того,
мы вряд ли думали о максимизации полезности
в данном случае. Тем не менее, эта упрощенная
модель поведения потребителя является
очень полезной, многое объясняет в поведении
покупателей на рынке, в том числе и то,
от чего зависит спрос на товары.
2.4.
Особенности потребительского спроса.
Наряду с общими принципами
выбора рационального
Функциональным спросом является такая часть спроса, которая обусловлена потребительскими свойствами, присущими самому экономическому благу (товару или услуге).
Нефункциональным спросом
1
В нефункциональном спросе с
известной долей условности
1. Эффект присоединения к большинству.
Потребитель, стремясь не отставать от других, приобретает то, что покупают другие. Он зависит от мнения других потребителей, и эта зависимость прямая. Поэтому под эффектом присоединения к большинству понимается эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что потребитель, следуя общепринятым нормам, покупает тот же самый товар, который покупают другие.Поэтому кривая спроса здесь более эластична, чем в том случае, когда этот вид нефункционального спроса отсутствует.
2. Эффект сноба.
В этом случае у потребителя доминирует стремление выделиться из толпы. И здесь отдельный потребитель зависит от выбора других, но эта зависимость обратная. Поэтому под эффектом сноба понимается эффект изменения спроса из-за того, что другие люди потребляют этот товар. Обычно реакция направлена в противоположную сторону по отношению к общепринятой. Если другие потребители увеличивают потребление данного товара, то сноб его сокращает. Поэтому, если доминирует эффект сноба, кривая спроса становится менее эластичной. Покупатель-сноб ни за что не купит то, что приобретают все.
3. Эффект Веблена. Именем Т. Веблена Лейбенстайн называет престижное или демонстративное потребление,когда товары или услуги используются не по прямому назначению, а для того, чтобы произвести неизгладимое впечатление. Цена товара в этом случае складывается из двух составных частей: реальной и престижной. Поэтому под эффектом Веблена понимается эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что товар имеет более высокую (а не более низкую) цену. Эффект Веблена похож на эффект сноба. Однако принципиальное различие заключается в том, что эффект сноба зависит от размеров потребления остальных, тогда как эффект Веблена зависит прежде всего от цены. Если доминирует эффект Веблена, то кривая потребительского спроса менее эластична и имеет участки с положительным наклоном.