Транснациональные корпорации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2011 в 20:01, курсовая работа

Описание

Объект исследования - транснациональные корпорации (ТНК) как движущая сила процесса транснационализации - повышения доли международного движения капитала, труда и прочих ресурсов в современной мировой экономике.

Предмет исследования - динамика развития ТНК.

Цель данной работы состоит в выявлении тенденций развития ТНК как субъектов мирового экономического процесса.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая теорорган.doc

— 229.50 Кб (Скачать документ)

       Децентрализация управления привела к сокращению финансово-экономического контроля со стороны головного офиса и большей маневренности зарубежных подразделений в принятии решений. Несмотря на это, централизация управления, существовавшая в течение многих лет, привела к тому, что многие ТНК имеют по прежнему четко выраженную вертикальную структуру управления с жестко иерархичностью и делегированием полномочий от высшего звена управления к низшему. Вертикальная интеграция позволяет ТНК управлять как основным бизнесом компании, так и сопряженными сферами деятельности преимущественно на технологически последовательных стадиях производства. Необходимость диверсификации производства, внедрения в новые сферы деятельности вызвала изменения в структуре управления ряда ТНК. В компаниях стала успешно внедряться матричная структура управления. При этом ряд ТНК счел эту форму управления излишне громоздкой, что побудило к возврату к более простым формам вертикальных и горизонтальных связей (3, с.228).

       В настоящее время принято выделять следующие типы ТНК:

    • горизонтально интегрированные корпорации с предприятиями, выпускающими большую часть продукции. Например, производство автомобилей в США или сеть предприятий «Fast Food»;
    • вертикально интегрированные корпорации, объединяющие при одном собственнике и под единым контролем важнейшие сферы в производстве конечного продукта. В частности, в нефтяной промышленности добыча сырой нефти часто осуществляется в одной стране, рафинирование - в другой, а продажа конечных нефтепродуктов - в третьих странах;
    • диверсифицированные транснациональные корпорации, которые включают в себя национальные предприятия с вертикальной и горизонтальной интеграцией. Типичным примером корпорации такого типа является швейцарская корпорация «Nestle», имеющая более 90% своего производства за рубежом и занятая ресторанным бизнесом, производством продуктов питания, реализацией косметики, вин и т.д.

       Таким образом, мы видим, что организация внутрифирменного управления в рамках ТНК представляет собой постоянно развивающийся процесс, соответствующий происходящим в производстве ТНК изменениям. 

       В западной экономической литературе можно встретить множество названий международных монополий: многонациональные корпорации, интернациональные корпорации, транснациональные корпорации, глобальные корпорации и др.

       Считаем, что наиболее целесообразно придерживаться следующей классификации: все корпорации можно разделить на национальные и транснациональные, а транснациональные, в свою очередь, на интернациональные, многонациональные (мультинациональные) и глобальные корпорации. Все эти четыре вида корпораций отражают в действительности этапы их развития: от национальной к интернациональной компании, от интернациональной к многонациональной и от последней к глобальной корпорации. Остановимся на рассмотрении видов ТНК (см. таблицу 3). Сравнение различных видов ТНК достаточно интересно, тем более что российские крупнейшие компании в лучшем случае находятся на начальном этапе развития международных корпораций и представляют из себя интернациональные корпорации. Сравнивая виды ТНК, значительное внимание уделим, прежде всего, принципам взаимоотношений между материнской компанией и дочерними предприятиями. В зависимости от этого в теории ТНК выделяются следующие типы взаимоотношений (или даже типы ТНК): этноцентрический, полицентрический, региоцентрический и геоцентрический.

Таблица 3. 

Характеристика  видов ТНК 

Характеристические признаки Интернациональные корпорации Многонациональные корпорации Глобальные  корпорации
1. Тип  взаимоотношений материнской компании  и зарубежных филиалов Этноцентрический Полицентрический  или региоцентрический Геоцентрический
2. Ориентация Абсолютный  прирост материнской компании, зарубежные филиалы создаются, как правило, только для обеспечения снабжения  или сбыта. Объединение компаний ряда стран на производственной или  научно-технической основе. Большая  степень независимости при проведении операций в каждой из стран. Филиалы крупны и осуществляют разнообразные виды деятельности, в т.ч. и производственную. Интеграция  воедино деятельности, осуществляемой в разных странах. Например, в разных странах могут производиться  составные части одного изделия. Материнская компания рассматривает себя не как центр, а как одну из составных частей корпорации.
3. Отношение  к зарубежному рынку Зарубежные  рынки рассматриваются только как  продолжение рынка базирования  материнской компании. Зарубежные  рынки часто рассматриваются как более важный сектор деятельности ТНК по сравнению с внутренним рынком. Ареной деятельности является весь мир.
4. Уровень  централизации принятия управленческих  решений Высокая централизация  принятия управленческих решений на уровне материнской компании. Децентрализация отдельных функций управления. Делегирование  полномочий дочерним фирмам. Управленческие решения принимаются на основе тесной координации между материнской  компанией и филиалами. Высокая децентрализация  принятия решений при тесной координации между материнской компанией и филиалами
5. Контроль  за деятельностью зарубежных  филиалов Сильный контроль со стороны материнской компании. Филиалы, как  правило, автономны. Филиалы, как  правило, автономны
6. Кадровая  политика  Предпочтение отдается соотечественникам в зарубежных филиалах. Работники страны базирования ТНК назначаются на все возможные посты за рубежом. В зарубежных филиалах преобладают местные менеджеры. Местные кадры принимающей страны назначаются на ключевые посты. Лучшие работники из всех стран назначаются на любые посты.
7. Организационная  структура Сложная оргструктура материнской компании простая у  зарубежных филиалов. Оргструктура  с высоким уровнем независимости  филиалов. Весьма сложная  оргструктура с автономными филиалами.
8. Информационные  потоки Большой объем  приказов и распоряжений в адрес  филиалов. Небольшой поток  информации материнской компании и  из нее, небольшой поток между  филиалами. Значительные  потоки информации материнской компании и из нее и между всеми филиалами.
 

       Интернациональные корпорации - это национальные монополии с зарубежными активами. Их производственная и торгово-сбытовая деятельность выходит за пределы одного государства.

       Правовой  режим ТНК предполагает деловую  активность, осуществляемую в различных странах посредством образования в них зарубежных филиалов в виде структурных подразделений без юридической самостоятельности и дочерних компаний. Эти компании имеют относительно самостоятельные службы производства и сбыта готовой продукции, научно-исследовательских разработок.

       В целом они составляют крупный  производственно-сбытовой комплекс с  правом собственности над акционерным  капиталом только представителей страны-учредителя.

       Для интернациональных компаний характерен этноцентрический тип (ethnocentric) взаимоотношений. При нем высшее руководство ориентируется на абсолютный приоритет базовой (материнской) фирмы.

       При этноцентрическом типе зарубежные рынки  остаются для корпораций, прежде всего  продолжением внутреннего рынка  страны базирования материнской компании. ТНК создают филиалы за рубежом главным образом для обеспечения себе надежных поставок дешевого сырья или для обеспечения зарубежных рынков сбыта. Для этого типа ТНК характерно принятие управленческих решений преимущественно в материнской компании, предпочтение соотечественникам в зарубежных филиалах. Таким образом, отличительными чертами интернациональной корпорации являются высокая централизация принятия решений и сильный контроль за деятельностью зарубежных филиалов со стороны материнской компании. В России накопленный опыт отношений родительских компаний с зарубежными филиалами относится преимущественно к рассматриваемому виду ТНК.

       Многонациональные (мультинациональные) корпорации (МНК) - это собственно международные корпорации, объединяющие национальные компании ряда государств на производственной и научно-технической основе.

       Многонациональная компания допускает большую степень  независимости при проведении операций в каждой из стран.

       В качестве примера такой компании можно привести уже упомянутый выше англо-голландский концерн «Royal Dutch Shell», существующий с 1907 года. Современный капитал этой компании делится в пропорции 60:40. Примером многонациональной корпорации является широко известная в Европе швейцарско-шведская компания ABB (Asea Brown Bovery), специализирующаяся в области машиностроения, электронной инженерии. ABB имеет несколько филиалов в виде совместных предприятий и в странах СНГ.

       Для мультинациональных корпораций характерны полицентрический (polycentric) или региоцентрический типы взаимоотношений материнской и дочерних компаний. Полицентрический тип характеризуется тем, что внешний рынок - это не менее, а часто и более важный сектор деятельности ТНК по сравнению с внутренним рынком. У этих ТНК зарубежные филиалы крупнее и разнообразнее, они не столько продают продукцию материнской компании, сколько производят ее на месте в соответствии с потребностями их рынков. В зарубежных филиалах преобладают местные менеджеры, сами филиалы автономны. Этот вид ТНК характеризуется достаточно высоким уровнем децентрализации функций управления, делегированием полномочий дочерним фирмам.

       При региоцентрическом подходе ТНК  ориентируется уже не на рынки  отдельных стран, а на регионы, например, на всю Западную Европу, а не на Францию или Великобританию. Хотя зарубежные филиалы и в этом случае размещаются в отдельных странах, но они ориентируются на весь регион. Этот вид ТНК особенно популярен в интеграционных группировках и поэтому может представлять особый интерес для тех российских ТНК, которые делают ставку на рынок СНГ.

       С точки зрения международного права, отличительными признаками МНК являются:

    • ориентация, в первую очередь, на зарубежные рынки;
    • наличие многонационального акционерного капитала;
    • существование многонационального руководящего центра;
    • комплектование администрации иностранных филиалов кадрами, знающими местные условия.

       К глобальной корпорации относят такую, которая интегрирует воедино хозяйственную деятельность, осуществляемую в разных странах. Подобная компания проектирует изделие или схему оказания услуг применительно к определенному сегменту мирового рынка либо в разных странах производит составные части одного изделия.

       Глобальные  корпорации возникли в 80-е годы и  продолжают набирать силу. Они представляют всю мощь современного мирового финансового капитала. В наибольшей степени к глобализации тяготеет химическая, электротехническая, электронная, нефтяная, автомобильная, информационная, банковская и некоторые другие отрасли.

       Для наиболее зрелого типа ТНК - глобальных корпораций - характерен геоцентрический (geocentric) подход к взаимоотношениям между материнской компанией и ее филиалами. Эти ТНК являются как бы децентрализованной федерацией региональных филиалов. Материнская компания рассматривает себя не как центр ТНК, а лишь как одну из ее частей. Ареной деятельности геоцентрической ТНК является весь мир. Лишь компания, высший управленческий персонал которой придерживается геоцентрической позиции, может именоваться многонациональной или глобальной.

       Вообще, границы между этими группами международных компаний весьма подвижны, возможен переход одной формы в другую. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Роль и место  ТНК в современной  экономике 

2.1. Тенденции в развитии  ТНК 

       По  мере изменения ситуации в мире эволюционирует стратегия ТНК, их деятельность приобретает качественно новые формы и черты. Общей мировой тенденцией 90-х гг. 20 века является опережающий рост прямых иностранных инвестиций (ПИИ) по сравнению с международной торговлей. Основные инвесторы - ТНК - прочно заняли центральное место в процессе интернационализации мировой экономики, стали основным механизмом укрепления хозяйственной взаимозависимости между отдельными государствами. Поэтому и основные тенденции развития международных компаний просматриваются, прежде всего, через призму проблемы ПИИ. 

Таблица 4.

Прямые  иностранные инвестиции и международное  производство,

1986-1996 гг. (4, с.4)

 
  Среднегодовые темпы роста, %
1986—1990 гг. 1991—1996 гг. 1995 г. 1996 г.
Вывоз капитала в форме ПИИ 24,4 17,1 32,6 10,3
ВВП 10,7 6,4 9,5 6,6
Экспорт товаров и услуг 14,3 7,4 16,2 4,5
 

       Анализ  регионального распределения ПИИ, их масштабы, динамика роста обнаруживают следующую закономерность: ведущая, преобладающая роль принадлежит  в этом процессе наиболее развитым индустриальным странам, причем в качестве не только доноров, но и реципиентов. Чем больше развита в экономическом отношении та или иная страна, тем больше участвует она в современных условиях в двустороннем движении прямых инвестиций.

Информация о работе Транснациональные корпорации