Транснациональные корпорации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2011 в 20:01, курсовая работа

Описание

Объект исследования - транснациональные корпорации (ТНК) как движущая сила процесса транснационализации - повышения доли международного движения капитала, труда и прочих ресурсов в современной мировой экономике.

Предмет исследования - динамика развития ТНК.

Цель данной работы состоит в выявлении тенденций развития ТНК как субъектов мирового экономического процесса.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая теорорган.doc

— 229.50 Кб (Скачать документ)

       Транснациональные корпорации - важнейшая составная часть международной иерархии в НИОКР, потому что для них проще доступ к финансовым ресурсам. Они обладают способностью охватить международный рынок научно-технических кадров, организовать НИОКР и применить технологические знания в глобальном масштабе. Как следствие, 400 крупнейших транснациональных компаний потратили на НИОКР в 1992-1993 гг. 173 млрд. долл. (23% мирового уровня) (9). 
 
 

2.3. ТНК в России  и странах СНГ 

       До  образования ФПГ в России уже  существовали собственные транснациональные корпорации. В качестве примера российской ТНК можно назвать государственный концерн «Нафта Москва» (бывший Союзнефтеэкспорт) со своими дочерними компаниями в Финляндии, Бельгии, Великобритании, Дании, Италии и других странах.

       Некоторые российские ТНК появились сравнительно недавно. К их числу можно отнести «Микрохирургию глаза» с большим количеством своих отделений по всему миру, «АвтоВАЗ», «ЛУКойл» (в ее состав входят российские нефтедобывающие, нефтеперерабатывающие предприятия и предприятия нефтяного машиностроения) и ряд других.

       Приватизация  в России сопровождается возникновением достаточно мощных организационно-хозяйственных  структур нового типа (государственных, смешанных и частных корпораций, концернов), способных успешно действовать на внутреннем и внешнем рынках, например, «Газпром», «Вымпел». Так, «Газпром» обеспечивает почти пятую часть всех потребностей Западной Европы в природном газе. Именно «Газпром» в 1996 году был единственной российской компанией, нашедшей отражение в рейтинге, публикуемом «Financial Times».

       Причем  за последний год «Газпром» умудрился  подняться с 421-го места на 91-е, а  в списке 500 крупнейших европейских  компаний в 1997 году занял почетное 23 место. Одним из факторов, укрепившим позиции «Газпрома», явился его союз с англо-голландской группой «Шелл». В соответствии с данными, опубликованными «Financial Times», рыночная капитализация «Газпрома» составляет 31,9 млрд. долл. (по оценке самого «Газпрома» - 2,3 млрд. долл.). Кроме «Газпрома», в рейтинге 500 крупнейших компаний мира в 1997 году дебютировало еще два представителя Российской Федерации - крупнейшая российская нефтяная компания «ЛУКойл» и «РАО ЕЭС России».

       В начале 90-х гг. сложилось понимание  того, что наиболее эффективным путем  создания и развития российских транснациональных компаний является институт финансово-промышленных групп (ФПГ).

       Что же понимается под финансово-промышленными  группами в России?

       Финансово-промышленная группа (ФПГ) - это совокупность юридических  лиц, действующих как основное и  дочерние общества, либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании ФПГ в целях технологической и экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.

       Среди участников ФПГ обязательно наличие  организаций, действующих в сфере  производства товаров и услуг, а также банков или иных кредитных организаций.

       Концепция создания финансово-промышленных групп  заключается в объединении предприятий  одной технологической цепочки, смежных и связанных производств, снабженческих и торгово-сбытовых предприятий и, что особенно важно, организаций, способных обеспечить финансирование, привлечь сторонних инвесторов. Одной из приоритетных задач ФПГ является координация деятельности входящих в нее предприятий, проведение единой ценовой политики, перераспределение финансовых и управленческих ресурсов, разработка инвестиционных программ, рассчитанных на улучшение состояния группы в целом, а не только отдельных предприятий.

       Общеэкономическая причина появления ФПГ - необходимость  новых организационно-хозяйственных  форм высокоинтегрированных межотраслевых корпораций в российской экономике. Другая группа причин связана с выходом России на международный рынок. Российские предприятия сталкиваются с возросшей конкуренцией на всех направлениях внутреннего и внешнего рынка. Реальная открытость российского рынка и не всегда адекватная открытость многих зарубежных рынков ставит задачу создания мощных хозяйственных структур, которые могли бы не только охватить внутренний национальный рынок, но и успешно конкурировать с международными корпорациями на внешнем рынке. Требования международной конкуренции диктуют необходимость коренной реорганизации предприятий, их технологического перевооружения. Для этого в первую очередь необходима концентрация инвестиционных ресурсов.

       Важным  стимулом для роста числа российских ФПГ стало Положение о финансово-промышленных группах и порядке их создания, утвержденное Указом Президента РФ 5 декабря 1993 г. Расширение экономической деятельности этих групп за границы России фактически превращает их в средние и крупные по мировым стандартам ТНК.

       Формирование  и развитие российских международных  корпораций может, таким образом, осуществляться двумя путями:

    • образование мощных национальных корпораций - ФПГ с последующей их экспансией на мировой рынок;
    • на базе имеющейся системы разделения труда и соответствующей ей кооперации производства между странами СНГ создание транснациональных ФПГ с участием финансово-экономических ресурсов партнеров из стран Содружества.

       На  начальном этапе создания и функционирования ФПГ определенное предпочтение отдается второму подходу. Во-первых, это объясняется нехваткой собственных средств и возможностей; во-вторых, создание таких компаний способствует поддержанию исторически сложившейся кооперации промышленного производства хозяйствующих субъектов стран Содружества, восстановлению и развитию интеграционных процессов между странами СНГ. Межгосударственный экономический комитет стран СНГ разработал Конвенцию о транснациональных корпорациях в странах СНГ,  которая была подписана в марте 1998 г. главами правительств семи государств СНГ (Армении, Белоруссии, Киргизии, Молдовы, России, Таджикистана и Украины). Ее цель - содействовать формированию транснациональных производственных структур в странах СНГ, проведению активной промышленной политики, привлечению инвестиций.

       Общим базовым нормативно-правовым документом считается подписанное в 1994 г. Соглашение о содействии в создании и развитии производственных, коммерческих кредитно-финансовых, страховых и смешанных транснациональных  объединений.

       В развитие его положений Россия заключила двусторонние соглашения с Белоруссией, Казахстаном, Узбекистаном, Киргизией и Таджикистаном.

       Отдельными  решениями Правительства РФ одобрено создание транснациональных ФПГ, например «Российский авиационный консорциум», «Международные авиадвигатели», в которую входят 50 предприятий оборонных комплексов Украины и России. В качестве транснациональной группы зарегистрирована ФПГ «Нижегородские автомобили» с участием 8 предприятий из пяти государств СНГ и Латвии. Активно реализуется программа создания ТФПГ в атомной энергетике, в которой участвуют Россия, Украина, Казахстан, в металлургии - между Украиной, Россией, Казахстаном.

       Большую активность в формировании транснациональной  корпорации проявляет Ингосстрах. В 1997 г. было подписано соглашение о создании Транснациональной страховой группы Ингосстрах. В нее объединились  27 страховых компаний из России, 16 стран ближнего и дальнего зарубежья. Суммарные активы участников группы составляют 600 млн. долларов. Компании обладают разветвленной сетью из 131 филиала и представительства.

       На  начало 1998 г. в России зарегистрировано 75 ФПГ. В их состав вошли 1150 промышленных предприятий и организаций, 160 финансово-кредитных  институтов. Общая численность персонала  приближается к 5 млн. человек.

       В перспективе с учетом потенциала российской экономики следует ориентироваться  на становление в ней 10-20 особо  мощных универсальных ТФПГ, 100-150 крупных  групп, сопоставимых по размерам с зарубежными  корпоративными объединениями и  способных контролировать до 50% промышленного производства, а входящие в их состав банки - до 70% банковских активов.

       Важным  является выделение в российском законодательстве понятий «транснациональная финансово-промышленная группа» и  «межгосударственная финансово-промышленная группа».

       ФПГ, среди участников которых имеются  юридические лица, находящиеся под  юрисдикцией государств-участников Содружества Независимых Государств, имеющие обособленные подразделения  на территории указанных государств либо осуществляющие на их территории капитальные вложения, регистрируются как транснациональные финансово-промышленные группы (ТФПГ).

       Роль  ТФПГ велика в интеграции экономик государств - участников СНГ. Они должны способствовать восстановлению и развитию в рамках новых хозяйственных структур исторически сложившейся кооперации промышленного производства.

       В случае создания ТФПГ на основе межправительственного  соглашения ей присваивается статус межгосударственной (международной) финансово-промышленной группы.

       Практика  показывает, что формирование транснациональных и международных ФПГ должно проходить два этапа. На первом создается российская ФПГ, на втором прорабатываются вопросы ее расширения за счет включения предприятий и финансово-кредитных структур других государств.  

Заключение 

       Транснациональные корпорации доказали свою жизнеспособность несмотря на расхождения в национальных законодательствах, различные уровни развития экономики и политических ориентиров. Разноскоростное развитие государств не является непреодолимым  препятствием для их тесного взаимодействия. Объективный характер интеграции определяется общностью исторических, географических, экономических и других факторов.

       Мировой опыт подтверждает жизненность и  эффективность объединения банковского  и промышленного капитала в рамках транснациональных корпораций, который позволяет ускорить оборачиваемость финансовых ресурсов, сократить издержки за счет развития внутри транснациональных корпораций систем взаимозачетов и платежей, увеличить доли ресурсов в денежной форме и мобильность перераспределения, возможность проведения крупных сделок, многовалютных операций. Возникновение транснациональных корпораций явилось не только закономерным шагом в развитии системы организационно-правовых форм общественного производства, но и необходимым этапом реорганизации промышленной структуры.

       Несмотря  на все это, существуют мнения, ставящие под сомнение целесообразность создания транснациональных корпораций. Однако, «практика - критерий истины», и на практике транснациональные корпорации несомненно доказали свое право на существование.

       Дебаты  относительно роли и практической деятельности ТНК стали в последнее время  значительно менее ожесточенными. Развивающиеся государства, в том  числе и новые индустриальные страны, сами создают ТНК, примерами  которых могут служить фирмы, основанные ОПЕК (Organization Petroleum Exporting Countries - OPEC) в странах с низкими ставками налогообложения, а также в Аргентине, Бразилии, Колумбии, Гонконге, Индии, Республике Корея, Перу, на Филиппинах, в Сингапуре и на Тайване, с целью стимулирования экспорта и инвестирования капитала за рубежом. Таким образом, хотя частные ТНК остаются весьма существенным фактором в мировой торговле и инвестициях, их восприятие в качестве так называемой угрозы суверенитету принимающих стран уступило место разумным ограничениям, а заодно стал более умеренным и фаворитизм в отношении национальных фирм.

       В целом динамику развития ТНК после  второй мировой войны можно представить  следующим образом. Их широкомасштабное наступление началось в 50-60-е годы с американских структур, затем охватило японские и немецкие. Английские, голландские и французские корпорации проявляли себя в тот период как более традиционные международные игроки. Промышленно-финансовые образования некоторых менее развитых государств также были вовлечены в процесс глобализации и укрепили свои международные позиции. В 80-е годы за ними последовали компании Южной Кореи и некоторых развивающихся стран.

       В 90-е годы экспансия ТНК усилилась. Во-первых, они сумели открыть для  себя некоторые новые регионы: с распадом Советского Союза и сменой ориентации в бывших социалистических странах система мирового рынка распространилась на значительные территории.

       Во-вторых, ускорилась глобализация финансового  сектора и интеграция финансовых рынков. Возникли огромные транснациональные финансовые конгломераты. Глобальные финансовые потоки стали значимым фактором международных экономических отношений.

       В-третьих, процессы приватизации и коммерциализации открыли новые рынки и отрасли, которые ранее были не доступны или же доступны с существенными ограничениями.

       В-четвертых, по ряду причин конкуренция ожесточилась. Особо значимыми факторами стали  распространение технологической  революции; конвергенция технологических  возможностей во многих отраслях производства, облегчающая быструю имитацию и появление различных видов товаров с лучшими качествами; слияния корпораций в мировом масштабе. Формирование новых рамок корпоративного сотрудничества и стратегических союзов усилило интенсивность и расширило территориальное распространение конкуренции. На рынке появились новые конкуренты, в частности из азиатских стран.

Информация о работе Транснациональные корпорации