Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2011 в 20:01, курсовая работа
Объект исследования - транснациональные корпорации (ТНК) как движущая сила процесса транснационализации - повышения доли международного движения капитала, труда и прочих ресурсов в современной мировой экономике.
Предмет исследования - динамика развития ТНК.
Цель данной работы состоит в выявлении тенденций развития ТНК как субъектов мирового экономического процесса.
В сырьевом секторе доминирующим фактором транснационализации корпораций является поиск более дешевых ресурсов. Исходным пунктом служат инвестиции в другие страны, что в дальнейшем формирует торговые потоки. Фирма для получения доступа к зарубежному сырью сразу осуществляет прямые инвестиции и начинает экспортировать это сырье из принимающей страны. Таким образом, отправной точкой служат ПИИ, а внешнеторговые потоки являются производными от них.
В секторе услуг выход фирм на мировой рынок с самого начала требует создания зарубежных филиалов, которые на месте оказывают клиентам соответствующие услуги. Необходимость непосредственного присутствия фирм сферы услуг на рынках других стран предопределила фундаментальные сдвиги в структуре ПИИ в пользу этого сектора. Но в структуре самого сектора происходят серьезные изменения - благодаря развитию телекоммуникаций обеспечивается растущая «транспортабельность» информационных услуг. В результате потребность в ПИИ при оказании такого рода услуг снижается. Одновременно открывается дорога для международного бизнеса в новых видах услуг, например, в обработке информации или ведении бухгалтерского учета. Иными словами, речь идет о функциях, которые ранее обычно осуществлялись каждой компанией самостоятельно. Теперь же можно не содержать дорогостоящий штат собственных постоянных сотрудников, а по мере необходимости обращаться к высококвалифицированным услугам специализированных фирм, большинство из которых строит свою деятельность на транснациональной основе. Такая форма вложения капитала пока не характерна для развивающихся стран и Восточной Европы, так как требует определенного уровня развития технической базы информации и подготовки кадров, но нельзя исключать подобную возможность создания филиалов специальных компаний с использованием местной рабочей силы.
Интересна тенденция, наметившаяся в работе экспортных фирм по передаче части функций, относящихся к внутренней деятельности предприятия, другим, самостоятельным фирмам. При этом целью такой реорганизации может быть только повышение производительности. Опыт многих немецких предприятий по выделению из круга своих задач логистики (т. е. планирования и обеспечения материально-технического снабжения, включая оптимизацию транспорта, складирования, доставки, сбытовых операций) показал высокую эффективность данного процесса. Один из самых крупных проектов вычленения логистики осуществлялся в группе бумажных фабрик «Hannover Papier», принадлежащей южноафриканской компании «Saapi». Проект охватывал пять европейских фабрик и в качестве партнеров пять возглавляемых их владельцами средних транспортных предприятий, которые действовали как единое рабочее содружество. В результате значительно ускорились сроки доставки готовой продукции потребителю, а общие расходы на логистику снизились на 10%. Занимающаяся кофе фирма «Tchibo», желая сохранить свое влияние на продажу продукции, свой логистический центр в Мекленбурге (Передней Померании) передала другой компании (49% - транспортно-экспедиционному агентству «Kuehne & Nagel»), сохранив за собой 51% акций (7, с. 17). Главное преимущество такого процесса - то, что в среднесрочной и долгосрочной перспективе сокращаются расходы за счет более эффективного использования транспортных мощностей, лучшего технического и организационного управления логистикой (например, систем управления складами). Передача сферы логистики внешней фирме снижает расходы на предприятии, позволяет сконцентрировать силы на решении основных задач и улучшает обслуживание. Такой путь облегчает завоевание новых рынков, увеличение объема экспорта и снижение экспортных издержек. Можно рассматривать его как одно из новых явлений в тактике ТНК, приемлемых для российских фирм (следует сразу использовать наиболее удачные и современные методы). Главное здесь - доверие партнеров и правильное оформление договоров.
Таким образом, связь ПИИ и экспорта в деятельности ТНК неоднозначна и должна рассматриваться на уровне отдельных рынков и отраслей. Можно с уверенностью констатировать два факта: во-первых, внешняя торговля обычно перерастает в прямые инвестиции и, во-вторых, в целом ПИИ способствуют расширению торговых операций. Общим результатом становится дальнейшая интенсификация международного экономического взаимодействия. Традиционная схема взаимосвязи торговли и ПИИ уступает место комплексным взаимосвязям, где растущее значение приобретают международные торговые потоки внутри системы ТНК, т. е. между родительскими фирмами и их зарубежными филиалами, и между самими филиалами (для ТНК США - доля внутрикорпоративных поставок в 1993 г. составила 60% в общем объеме экспорта из их зарубежных филиалов). Расширение масштабов международного разделения труда в рамках ТНК базируется на горизонтальной и вертикальной интеграции производственной, исследовательской, сбытовой и другой деятельности разбросанных по разным частям мира подразделений фирм.
Для стратегии ТНК 90-х гг. 20 века характерны следующие черты:
Во-первых, рост межфирменных слияний и приобретений других фирм как способ приобретения производственных мощностей за рубежом для поддержания и усиления своей международной конкурентоспособности. Особенно наглядно этот процесс проявился в Западной Европе, где в 1995 г. объем продаж фирм в иностранное владение составил 50 млрд. дол., а приобретение иностранных фирм превысило 66 млрд. дол. Слияния и поглощения конкурирующих компаний затронули в 90-е гг. 20 века крупнейшие ТНК: «Даймлер-Бенц» и «Крайслер», борьба «Фольксвагена» и «БМВ» вокруг «Роллс-Ройс», слияние аэрокосмических компаний «Боинг» и «Макдоннел-Дуглас», в результате поставившее под контроль до 70% мирового рынка гражданских самолетов. Стратегические альянсы между ТНК, как правило, являются долгосрочными и охватывают в разных случаях различные стадии всей цепочки - от научных разработок до совместного производства и сбыта.
Следовательно, тенденцией развития ТНК в современных условиях является сочетание конкуренции и сотрудничества. То и другое дает положительные результаты, если опирается на экономические достижения и преимущества каждого из участников. Отсюда следуют выводы и для российских компаний: рассчитывать на успех в конкуренции на мировом рынке трудно, а вот в сфере сотрудничества, несомненно, есть возможности и перспективы.
Во-вторых, в отраслевом аспекте внимание ТНК все более привлекают сфера услуг и инфраструктуры, которые ранее мало интересовали международные компании и были преимущественно сферами деятельности естественных монополий (это прежде всего телекоммуникации). В настоящее время они превратились в конкурентные отрасли с большим потенциалом для прибыльного инвестирования. Например, среди крупнейших ТНК США вперед выдвигаются новые компании в области телекоммуникаций и информационных технологий, такие как «Microsoft», «Oracle», «Netscare», которые основываются, прежде всего, на концепции единого программного обеспечения. Поколение молодых предприятий, работающих в сети «Интернет», сразу получили доступ к мировому информационному пространству. Роль пионеров в новейших информационных технологиях изначально определяет глобальную, транснациональную стратегию компаний. Укрепляя позиции на переднем крае науки в области биотехнологий, генной инженерии, мобильной связи, фирмы США создали консорциумы предприятий «Iridium», «Global Star», «Teledisc».
Возникают новые методы проектного финансирования в сфере инфраструктуры, в частности по схемам:
что позволяет мобилизовать капитал ТНК для ее развития. Дальнейшее участие ТНК может быть связано с привлечением инвестиций в такие проекты, как создание научных парков, зон переработки на экспорт, учреждений по подготовке кадров.
В-третьих,
для инвестиционной активности ТНК
в развивающихся странах
2.2.
Статистика динамики
развития ТНК
Подчеркивая роль, которую играют транснациональные корпорации в глобальной экономике, проанализируем публикуемые в мировой печати статистические данные.
Так, по данным ООН, которая традиционно изучает деятельность ТНК, к концу 90-х гг. в мире функционировало около 60 тыс. международных компаний (8, с. 14). Они контролировали за пределами своих стран до 250 тыс. дочерних предприятий. Их семейство за последние двадцать пять лет разрослось более чем в 8,5 раза (в 1970 г. было зарегистрировано лишь 7 тыс. подобных фирм), при этом необходимо отметить, что термин «транснациональная корпорация», «многонациональная компания» (multinational corporation, multinational enterprise, MNC) как общепринятый стал применяться только с 1960 года.
ТНК контролируют до 40% промышленного производства в мире, половину международной торговли. Объем произведенной продукции на предприятиях ТНК ежегодно превышает 6 трлн. долларов. На них работают 73 млн. сотрудников, т.е. каждый десятый занятый в мире, исключая сельское хозяйство. Численность персонала транснациональных фирм очень велика. Приведем лишь отдельные примеры: в компании «General Motors» работает порядка 647 тыс. человек, «Ford Motor» - 372 тыс. человек, «Siemens» - 379 тыс. человек.
ТНК,
использующие дешевую рабочую силу,
в большинстве случаев
На конец 80-х - начало 90-х годов 20 века насчитывалось 600 корпораций с суммой продаж более 1 млрд. долларов, которые образовывали так называемый «Клуб миллиардеров». В середине 90-х годов количество миллиардеров значительно превысило 1000. У лидера по объему продаж среди всех ТНК - «General Motors» - этот показатель в 1997 году составил 160 млрд. долларов. И еще 10 компаний в мире в 1997 году превысили рубеж продаж в 100 млрд. долларов (из них: 3 компании США, 6 - Японии и одна из Европы). Интересно отметить, что суммарный валовый доход двух лидеров среди ТНК - «General Motors» и «Ford Motor» - превышает объем продаж десяти крупнейших французских, десяти английских и шести германских компаний.
500 самых мощных ТНК реализует 80% всей произведенной продукции электроники и химии, 95% фармацевтики, 76% продукции машиностроения. 85 из них контролирует 70% всех заграничных инвестиций.
ТНК охватывают 90% мировой торговли пшеницей, кукурузой, лесоматериалами, табаком, джутом и железной рудой, 85% - медью и бокситами, 80% - чаем и оловом, 75% - натуральным каучуком и сырой нефтью.
В зарубежной печати периодически публикуются рейтинги крупнейших компаний, составленные в зависимости от различных факторов. Достаточно представительным является ранжирование компаний, отражаемое в газете «Financial Times» и журнале «Industry Week». Так, рейтинги, публикуемые газетой «Financial Times» заслуженно признаются одними из самых полных. В этих рейтингах ежегодно выделяется 500 лидеров мировой экономики в зависимости от размера рыночной капитализации, т.е. стоимости, полученной как произведение числа выпущенных акций компанией и их рыночной цены.
Журнал «Industry Week» совместно с рейтинговыми агентствами Dun & Bradstreet и Moody’s Investors Service ежегодно публикует рейтинги 1000 крупнейших в мире производственных компаний, преимущественно сосредоточенных в обрабатывающей промышленности. В качестве основного критерия при ранжировании компаний в этом случае рассматривается валовая прибыль (объем продаж).
По
прогнозам западных экономистов, к
началу 21 века в условиях глобальной
экономики установится
Основная часть международных корпораций сосредоточена в США, странах ЕС и Японии. Объем произведенной продукции на предприятиях этих корпораций ежегодно превышает 1 трлн. долл., на них работает 73 млн. сотрудников.
Достаточно широкая отраслевая структура производства ТНК представлена в диаграмме 1.
Наблюдается
тенденция увеличения зарубежных инвестиций
в сферу услуг и технологически
интенсивное производство. Одновременно
снижается их доля в добывающей промышленности,
сельском хозяйстве и ресурсоемком производстве.
Диаграмма 1.
По
данным американского журнала «
ТНК являются, как правило, многономенклатурными корпорациями, их деятельность диверсифицирована. Каждая из 500 крупнейших транснациональных корпораций США имеет в среднем подразделения в 11 отраслях, а наиболее мощные охватывают по 30-50 отраслей. В группе 100 ведущих промышленных фирм Великобритании многоотраслевыми являются 96, в Германии - 78, во Франции - 84, в Италии - 90. Шведский автомобильный концерн «Вольво», например, помимо широко известных во всем мире автомобилей производит моторы для катеров, авиационные двигатели, продукты и даже пиво. Эта корпорация насчитывает более 30 крупных дочерних компаний разного профиля в Швеции и несколько десятков за рубежом.