Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 11:49, курсовая работа
Транспорт Казахстана – сложная отрасль, осуществляющая свою деятельность во взаимодействии со всеми отраслями и экономическими секторами республики. Управление разными видами транспорта осуществляется в рамках нескольких министерств и ведомств, что предполагает тесную координацию и обеспечение методологического единства в подходах к стратегии развития.В Казахстане за последние годы было мало публикаций, посвященных анализу развития транспортной отрасли.
Целью данной курсовой работы является анализ современных тенденций развития, факторов, рисков и основных проблем экономики пассажирских и грузовых перевозок транспортной системы РК.
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы транспортного комплекса……………………………...6
1.1 Общая характеристика транспортной системы………………………………..6
1.2 Роль транспорта в развитии национальной экономики……………………….8
2. Анализ грузовых и пассажирских перевозок в РК на современном этапе
2.1 Основные результаты деятельности транспорта в 2009-2011 годах………..11
2.2 Динамика основных показателей грузовых и пассажирских
перевозок в РК……………………………………………………………………..12
3. Проблемные зоны грузовых и пассажирских перевозок и перспективы их реабилитации для ускорения развития отрасли………………………………….22
Заключение………………………………………………………………………….30
Список использованной литературы……………………………………………...35
Согласно действующей
практике регулирования тарифы дифференцированы
в зависимости от вида сообщения
и рода груза. В результате доходы
от перевозок различаются в зависимости от сегмента
рынка, определяемого видом сообщения
и родом груза.
Из указанных сегментов перевозок можно
выделить три группы:
1 группа - низкодоходные
перевозки: каменный уголь (
2 группа - высокодоходные
перевозки: нефтяные грузы (
3 группа - самоокупаемые
перевозки: каменный уголь (
В настоящее
время Акционерное общество «Национальная
компания «Қазақстан темiр жолы» (далее
- АО «НК «КТЖ») является единственным
перевозчиком грузов на рынке РК. При
этом для осуществления перевозок АО «НК
«КТЖ» использует подвижной состав АО
«Локомотив», АО «Қазтемiртранс», инвентарные
вагоны других железнодорожных администраций
и частный парк вагонов операторских компаний.
В 2007 году создано дочернее общество Открытого
акционерного общества «Российские железные
дороги» (далее - ОАО «РЖД») - операторская
компания ОАО «Первая грузовая компания»
с капиталом в 200 тысяч грузовых вагонов.
Данное решение позволило ОАО «РЖД» вывести
часть инвентарного парка из-под государственного
регулирования цен на свои услуги и установить
свободное ценообразование.
В 2010 году в ОАО
«РЖД» создана ОАО «Вторая
грузовая компания» (аналогичная ОАО
«Первая грузовая компания») и планируется
передача оставшегося российского
инвентарного парка вагонов.
Это принципиально меняет ситуацию
на рынке перевозок грузов на пространстве
СНГ и РК в частности.
Таблица 2- Перевезено грузов по сообщениям
Показатели |
Ед. |
Период | ||
2010 г. |
2011 г. |
За 11 месяцев | ||
внутриреспуб- |
млн. |
140,0 |
131,5 |
126,9 |
экспорт |
93,4 |
85,6 |
86,9 | |
импорт |
20,0 |
15,8 |
15,1 | |
транзит |
14,8 |
12,7 |
В 2010 году инвестиции в развитие железнодорожной инфраструктуры составило 63,3 млр. тенге, из них:
29,0 млрд. тенге средства республиканского бюджета (строительство железнодорожной линии Жетыген - Коргас);
7,5 млрд. тенге
собственные средства АО «НК
«КТЖ» (строительство
Таблица 3- Инвестиции с 2009 до 2014 годов с учетом ежегодного повышения тарифов
Наименование |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
Итого |
Стоимость, млрд. тенге |
||||||
Магистральная |
60,6 |
65,5 |
86,9 |
78,4 |
92,1 |
383,5 |
Локомотивное |
17 |
29,7 |
40,4 |
55,7 |
77,2 |
220 |
Вагонное |
12,9 |
23,1 |
77 |
32,5 |
72 |
217,5 |
Всего |
90,5 |
118,3 |
204,3 |
166,6 |
241,3 |
821 |
7,8 млрд. тенге заемные средства (1,5 млрд. тенге - строительство железнодорожной линии Жетыген - Коргас; 6,3 млрд. тенге - строительство железнодорожной линии Узень - государственная граница с Туркменистаном);
19,0 млрд. тенге средства республиканского бюджета (строительство железнодорожной линии Узень - государственная граница с Туркменистаном).
До 2015 года планируется оздоровить 3088 км магистральной сети, приобрести 357 ед. локомотивов и 20 500 грузовых вагонов.
Таблица 4- Основные инфраструктурные проекты
№ |
Проекты |
Протяжен- |
Стоимость |
Источник |
Сроки |
Строительство железнодорожных линий | |||||
1 |
Узень - |
146 |
65 |
Республи- |
2009-2011 |
2 |
Коргас - |
293,2 |
153,2 |
Республи- |
2009-2012 |
3 |
Ералиево - |
14,4 |
7,5 |
Концессия |
2011-2013 |
4 |
Бейнеу - |
988 |
343,9 |
Не |
2015-2019 |
В железнодорожной отрасли недостаточно развита сеть железных дорог, растет износ основных средств, дефицит пассажирского подвижного состава; низкий уровень сервиса и отсутствие конкуренции; недостаточное финансирование обновления и развития железнодорожного транспорта; действующие принципы тарифообразования и механизм регулирования исключают ориентированность перевозчика на клиента. Необходимо максимально эффективно реализовать транзитный потенциал страны и привлечь новых (частных) субъектов на развитие железнодорожных линий, которые в свою очередь позволят сформировать конкурентную среду в транспортно-коммуникационном комплексе и увеличить парк транспортных средств.
Экономическая
политика, допускающая на протяжении
многих лет перекрестное субсидирование пассажирских перевозок
за счет грузовых, а также других отраслей
экономики (горнодобывающий, строительный
и агропромышленный комплекс) за счет
падения железнодорожных тарифов относительно
роста цен, приводит к «вымыванию» активов
отрасли и ухудшению качества транспортной
инфраструктуры государства.
Накопленный износ основных фондов отрасли
создает опасность потери технологической
устойчивости железнодорожного транспорта
и определяет значительную потребность
в инвестициях в обновлении вырабатывающих
свой ресурс подвижного состава и объектов
инфраструктуры.
Эффективность железнодорожного транспорта,
существующий ассортимент, доступность
и качество услуг, предоставляемых пользователям,
уровень внедрения инноваций в деятельность
не в полной мере отвечают современным
требованиям рынка.
Учитывая значение
работы железнодорожного транспорта для
всех отраслей экономики государства
Министерством транспорта и коммуникаций
РК совместно с АО «НК «КТЖ», была
проведена масштабная, системная
работа по разработке комплексных подходов по дальнейшему
развитию железнодорожного транспорта
РК, составивших основу раздела железнодорожного
транспорта Программы по развитию транспортной
инфраструктуры Республики Казахстан
на 2010 - 2014 годы, утвержденной постановлением
Правительства РК от 30 сентября 2010 года
№ 1006.
При этом основными задачами настоящей
программы являются завершение процесса
реформирования на основе корректировки
действующей институциональной структуры
и реформы экономической модели отрасли.
Предусматривается полное разделение
естественно-монопольной деятельности
(услуги МЖС) и перевозочной деятельности,
дерегулирование тарифа на перевозочную
деятельность, 100 % субсидирование убытков
перевозчика, связанных с перевозкой пассажиров
по социально значимым маршрутам и т.д.
Также, программой
предусматривается создание условий
для привлечения частной
Таблица 5- Вагоны по состоянию на 1 ноября 2011 года:
Наименование |
инвентарный |
рабочий парк |
нерабочий |
пассажирские
вагоны, |
1785 |
1557 |
228 |
грузовые вагоны, ед. |
53 328 |
46 036 |
7 292 |
Вместе с тем реализация Программы развития железнодорожного транспорта сталкивается с системными сложностями. Выбытие подвижного состава по сроку службы и техническому состоянию значительно опережает темпы обновления. Для поддержания имеющегося парка необходима ежегодная замена порядка 3 тыс. выбывающих из строя вагонов. В 2010 году дефицит пассажирских вагонов составлял 315 ед., в 2011 году – 583 ед., а к 2012 году может достигнуть 920 ед. Дефицит подвижного грузового состава превышает 20 тыс. вагонов.
Таблица 6- Дефицит пассажирских вагонов нарастающим итогом
Годы |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
дефицит |
411 |
448 |
522 |
730 |
877 |
С учетом роста перевозок и обновления старого парка, Казахстану до 2020 года необходимо около 75 тыс. новых вагонов. На их покупку потребуется не менее 500 млрд. тенге.
Таблица 7- Локомотивы по состоянию на 8 ноября 2011 года
Наименование |
Инвентарный |
Эксплуатиру- |
Неэксплуа- |
магистральные |
576,5 |
464 |
112,5 |
электровозы, ед. |
530,5 |
409 |
121,5 |
маневровые |
463 |
395 |
68 |
Несмотря на то, что сегодня на рынке действует около 190 компаний, владеющих собственными вагонами, это не решает проблемы. Во-первых, треть из них имеет небольшой парк вагонов (до пяти единиц). Во-вторых, из-за роста частного парка растет порожний пробег.
Высокий физический износ в отрасли создает риск потери технологической устойчивости железнодорожного транспорта. В частности, недостаточное инвестирование отрасли приводит к невыполнению нормативных ремонтов пути. Так, в 2008 году отремонтировано 626 км, в 2009 году – 486,6 км, в 2010−м всего 264,7 км, в 2011 – 478 км, тогда как требуется ежегодное обновление 1200-1300 км путей. Столь негативная динамика ремонта однозначно ведет к ускоренному износу железнодорожных путей, росту издержек и возможности аварий.
Переход к рыночной экономике потребовал реформирования железнодорожной отрасли. Так, согласно Программе реструктуризации железнодорожного транспорта на 2004-2006 годы, пассажирское хозяйство было разделено на отдельные предприятия: АО «Пригородные перевозки», ТОО «Компания «ЖолаушыларТранс», АО «Пассажирская лизинговая вагонная компания», АО «Багажные перевозки», АО «Вагон-сервис», АО «Вокзал-сервис» и т.п. В конкурентный сектор переданы ремонтные предприятия, в частную собственность и на баланс местных исполнительных органов отошли объекты водо- и теплоснабжения. Таким образом, некогда единая железнодорожная система оказалась раздроблена на отдельные предприятия – как частные, так и государственные. Тем не менее, улучшения сервиса и развития рыночных отношений в отрасли не произошло.
Таким образом, можно подвести промежуточный итог – в отрасли используются технически и морально устаревшие модели подвижного состава, путевой техники, изношенные конструкции путей, устаревшие технологии ремонта. Среди основных факторов, сдерживающих развитие отрасли, отмечаются: неконкурентные услуги, нехватка подвижного состава, высокая степень износа материальных активов (70% и выше), проблемы с сохранностью грузов при транспортировке, некачественный ремонт с использованием контрафактных запчастей, неполное покрытие дорожной сети электротягой.
Анализ качественного
состава персонала отрасли
Таблица 8- Оценка основных внешних и внутренних факторов. SWOT - анализ железнодорожного транспорта
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1) Доля железнодорожного 2)Наличие транзитных 3) Полная технологическая 4) Географический охват; 5)Безальтернативность 6) Резервы пропускной |
1) Значительный физический
и 2) Дефицит парка
подвижного 6)Несовершенная |
Возможности |
Угрозы |
1) Развитие механизма
ГЧП; 3) Стабильный
спрос на |
1) Потеря финансовой устойчивости
железнодорожного |