Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 11:49, курсовая работа
Транспорт Казахстана – сложная отрасль, осуществляющая свою деятельность во взаимодействии со всеми отраслями и экономическими секторами республики. Управление разными видами транспорта осуществляется в рамках нескольких министерств и ведомств, что предполагает тесную координацию и обеспечение методологического единства в подходах к стратегии развития.В Казахстане за последние годы было мало публикаций, посвященных анализу развития транспортной отрасли.
Целью данной курсовой работы является анализ современных тенденций развития, факторов, рисков и основных проблем экономики пассажирских и грузовых перевозок транспортной системы РК.
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы транспортного комплекса……………………………...6
1.1 Общая характеристика транспортной системы………………………………..6
1.2 Роль транспорта в развитии национальной экономики……………………….8
2. Анализ грузовых и пассажирских перевозок в РК на современном этапе
2.1 Основные результаты деятельности транспорта в 2009-2011 годах………..11
2.2 Динамика основных показателей грузовых и пассажирских
перевозок в РК……………………………………………………………………..12
3. Проблемные зоны грузовых и пассажирских перевозок и перспективы их реабилитации для ускорения развития отрасли………………………………….22
Заключение………………………………………………………………………….30
Список использованной литературы……………………………………………...35
Реформирование казахстанской модели международной торговли также является объективным условием развития транспорта. В частности, это переход к международной и межрегиональной торговле на основе формирования интеграционных торговых связей. Стабильность и плановый, регулируемый характер торговых связей позволяют оптимизировать объем транспортных операций и перевозок, влияют на удлинение протяженности континентальных транспортных сетей, сокращение периода доставки товаров. Интеграционные союзы позволяют эффективнее использовать действующие сети и строить новые на базе систем международных транспортных коридоров.
События последних двух десятилетий независимого развития постсоветских государств позволяют переоценить ситуацию вокруг транспортных маршрутов, связывающих Центрально-Азиатский и Каспийский регион с внешним миром и соединяющих отдельные страны этого региона между собой. При этом необходимо признать, что проблематика новых транспортных маршрутов и международных коридоров оказалась в центре внимания не только стран региона, заинтересованных в развитии торговых и других социально-экономических связей государств, субъектов сферы бизнеса или других контактов отдельных хозяйствующих субъектов.
К данному региону направлены экономические и политические устремления глобальных или региональных внешних сил на уровне международных организаций, отдельных государств, международных компаний и других заинтересованных лиц. При этом цели и принципы их участия в формировании транспортных путей, либо воздействия на процесс их организации, основываются чаще на эгоистическом стремлении выдавить конкурента, получить доступ к ценному сырью или рынку сбыта и т.д.
Потому часть разрекламированных в качестве бизнес проектов новых транспортных магистралей так и не были реализованы. Причиной является то, что доминирующей составляющей проекта был политический компонент. В качестве наиболее ярких примеров можно привести проекты: «Набукко», «Евразийский транспортный коридор», программы: «ТРАСЕКА», «ИННОГЕЙТ» и ряд других.
Формирование транспортной политики в регионе Центральной Азии и Кавказа исторически всегда испытывало влияние доминирующей политики и интересов государств.
На этапе социалистической экономики сдерживалось развитие транспортного сообщения между Азербайджаном и Казахстаном, республиками Средней Азии и государствами, расположенными южнее их границ. Современный этап развития характеризуется стремлением всех государств Каспийского региона и Центральной Азии интенсифицировать торгово-экономические связи, что требует формирования новой транспортной инфраструктуры. Кроме того, государства этого региона стремятся реализовать выгодность географического положения от использования транзитного статуса. Казахстан в этой связи реализует идею многовекторности развития экономических и транспортных связей, что позволяет поддерживать баланс экономических и политических интересов государства во взаимодействии с внешним миром.
Обобщая результаты анализа общей ситуации развития транспортного комплекса Казахстана, следует отметить следующие основные тенденции и рекомендации:
1. Транспорт Республики Казахстан развивался на протяжении последнего десятилетия достаточно интенсивно для обеспечения потребностей внутренней экономики и в рамках участия Казахстана в международных связях. Отрасль выполняет важные экономические и социальные функции в экономике республики и регионов. Территориальное размещение транспорта неравномерно.
2. В сравнении
с развитыми государствами,
3. Основными сдерживающими факторами в развитии транспортного комплекса являются: - слабо развитая транспортная инфраструктура и устаревший транспортный парк, обновление которого происходит медленно; - недостаток квалифицированных кадров для транспорта и логистики, подготовленных по международным стандартам обучения и неразвитость системы переобучения и повышения квалификации на протяжении жизни; - недостаточные инвестиции в отрасль в целом и особо в развитие авиационного, автомобильного и водного транспорта; - недостаточное применение инноваций, зарубежного опыта.
4. Для обеспечения
успешного перспективного
5. Необходимо также формировать отраслевую систему обучения, переобучения и повышения квалификации на протяжении жизни для работников транспорта и сферы логистики с учетом международного опыта.
Рекомендации
Заключение
В Республике продолжается
последовательная работа по дальнейшему
развитию и совершенствованию
Железнодорожный транспорт Республики Казахстан уже сегодня имеет достаточный потенциал перевозок грузов в контейнерах в экспортном сообщении, помимо этого, в целях реализации утвержденного Правительством Плана по созданию и развитию кластера «транспортная логистика», Министерством транспорта и коммуникаций Республики Казахстан разработана Программа контейнеризации грузовых перевозок.
Активно реализуется завершающий этап Программы реформирования отрасли железнодорожного транспорта Казахстана. Следует отметить, что достаточно успешно и в короткие сроки проведены радикальные преобразования.
На базе национальной
железнодорожной компании «Казахстан
темир жолы» сформирован
В инвестиционных программах компании «Казахстан темир жолы» предусмотрено обновление вагонного парка путем закупа новых вагонов у заводов - изготовителей и модернизация существующего вагонного парка, с размещением заказов по капитальному ремонту и восстановлению на отечественных и зарубежных заводах.
Перед крупными компаниями - экспортерами поставлена конкретная задача - приобретать собственный подвижной состав. Экономические предпосылки для такой работы в стране созданы. Уже сейчас более 160 компаний имеет собственный подвижной состав. Это более 26 тысяч вагонов, треть общего парка и почти 30% грузооборота.
Транспорт Казахстана – важная и быстро развивающаяся отрасль экономики Казахстана. Часть видов транспорта характеризуется монопольным положением ограниченного количества компаний на рынке услуг (авиатранспорт, железнодорожный и трубопроводный транспорт), другая часть (автомобильный и водный транспорт) отличаются наличием конкурентной среды.
Ускоренное развитие отрасли началось в связи с экономическим кризисом, заставившим переоценить экономическую политику в государстве и приступить к мерам по диверсификации экономики, переводе ее на инновационное развитие. В реализации этих задач, а также в развитии международных экономических связей Казахстана на постсоветском пространстве и с государствами дальнего зарубежья транспорту придается особое значение.
Транспорт является престижной отраслью в экономике, т.к. обеспечивает работникам повышенный по сравнению со средним республиканским уровнем доход от трудовой деятельности. Транспортные услуги отличаются стабильной востребованностью всех отраслей экономики и населением. Однако транспорт Казахстана, не смотря на некоторые достигнутые успехи, не отличается пока стабильностью и устойчивостью деятельности, а потому нуждается в координации и поддержке развития, усилении государственного регулирования.
Развитие экономических связей Казахстана предъявляет особые, международные требования к уровню развития транспорта и состоянию его инфраструктуры, квалификации кадров, занятых в транспортной отрасли. В этой связи в последние годы разработаны и приняты ряд отраслевых стратегических документов по развитию транспорта в целом как отрасли, и отдельных видов транспорта, а также по развитию транспортной инфраструктуры. Пересматривается транспортное законодательство с учетом международных конвенций, договоров, законов, правил и нормативов, принятых в развитых государствах мира, международных транспортных союзах и организациях, где эффективности работы отрасли, безопасности транспортировки грузов и пассажиров придается важнейшее значение. Особые требования предъявляются к внедрению жестких экологических нормативов работы транспортных средств, качества топлива и безопасности технологий, снижающих экологическую нагрузку транспорта на окружающую среду.
Транспорт – сложная и ресурсоемкая отрасль, тесно связанная со всеми другими отраслями экономики и хозяйствующими субъектами. В этой связи приобретает значение развитие межотраслевой координации использования транспорта, развитие маркетинга транспортных услуг и транспортной логистики. До последнего времени этим вопросам не уделялось достаточного внимания, что и сформировало ряд серьезных диспропорций в развитии транспорта, повлиявших на доступность, своевременность и качество транспортных услуг экономическим субъектам и населению.
Результаты проведенного исследования позволили определить роль и место современного транспорта в экономике Казахстана, выявить основные проблемы, узкие места и диспропорции развития, разработать предложения по преодолению существующих барьеров и ускорению перспективного развития отрасли в соответствии с потребностями экономики РК.
Основными проблемами, затрудняющими развитие транспорта в Казахстане на современном этапе, являются:
– Высокая стоимость транспортных услуг, что определяет более низкую конкурентоспособность отрасли по сравнению с системами транспорта развитых государств, а также недоступность для большинства населения и МСБ использования транспортных услуг по потребности (в особенности услуг авиатранспорта). Данный фактор является сдерживающим в развитии внутренней экономики Казахстана и в росте экспортного потенциала, понижает конкурентоспособность казахстанских товаров на зарубежных рынках из-за высоких цен. Для населения это сдерживающий фактор повышения трудовой мобильности, образовательного потенциала, сохранения и поддержания родственных и дружеских связей.
Ситуация также связана с низким платежеспособным спросом большинства населения, недостаточной устойчивостью экономического положения сектора МСБ.
– Современный этап развития рыночной экономики Казахстана пока не привел к достаточной межотраслевой координации и прогнозированию потребностей в транспортных услугах на основе маркетинга, а также к эффективному взаимодействию различных видов транспорта на основе развития логистики. В этой связи в Казахстане отмечается недостаток вагонов и зерновозов. Имеют место порожние пробеги железнодорожных вагонов, перевозки пустых контейнеров, нерациональное использование грузовых автомобилей. Неравномерную нагрузку имеет городской пассажирский транспорт. Слабо развиты перевозки грузов авиатранспортом.
– Уровень развития транспортной инфраструктуры недостаточен для обеспечения растущих потребностей экономики в перевозках грузов и пассажиров, тем более недостаточен с учетом перспективного роста экономики. Имеют место существенные региональные несоответствия потребностям в развитии транспортной сети и неравномерность загрузки транспортных путей (перегрузки в крупных городах и на основных магистралях и проблема доступности периферийных областей, районов и населенных пунктов к основным транспортным коммуникациям). Темпы и качество нового строительства и ремонта транспортных сетей отстают от потребностей и международных нормативов.
– Подвижной парк транспортных средств в Казахстане является в значительной мере устаревшим на всех видах транспорта и его обновление происходит медленно. В связи с низким платежеспособным спросом населения и недостаточными финансовыми ресурсами хозяйствующих субъектов, стремительный рост насыщенности Казахстана транспортными средствами происходил за счет приобретения подержанных самолетов, автобусов, грузовиков, специальной транспортной техники и, в особенности, легковых автомобилей.
– Недостаточен технологический уровень существуют их в Казахстане транспортных систем и их управления. В отрасль медленно внедряются инновации, происходит распространение прогрессивного зарубежного опыта. В транспортной инфраструктуре на данном этапе характерно отставание в применении современной организации и управления перевозками грузов и пассажиров, передовых технологий строительства и ремонта транспортных сетей, а также в информатизации управленческих и контрольных процессов.
– Транспортная отрасль в целом обеспечена кадрами, однако уровень квалификации кадров недостаточен для повышения эффективности работы отрасли и внедрения новых методов организации и технологий перевозок. Особо отмечается недостаток квалифицированных кадров для транспорта и логистики, подготовленных по международным стандартам обучения и неразвитость системы переобучения и повышения квалификации на протяжении жизни.