Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 11:49, курсовая работа
Транспорт Казахстана – сложная отрасль, осуществляющая свою деятельность во взаимодействии со всеми отраслями и экономическими секторами республики. Управление разными видами транспорта осуществляется в рамках нескольких министерств и ведомств, что предполагает тесную координацию и обеспечение методологического единства в подходах к стратегии развития.В Казахстане за последние годы было мало публикаций, посвященных анализу развития транспортной отрасли.
Целью данной курсовой работы является анализ современных тенденций развития, факторов, рисков и основных проблем экономики пассажирских и грузовых перевозок транспортной системы РК.
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы транспортного комплекса……………………………...6
1.1 Общая характеристика транспортной системы………………………………..6
1.2 Роль транспорта в развитии национальной экономики……………………….8
2. Анализ грузовых и пассажирских перевозок в РК на современном этапе
2.1 Основные результаты деятельности транспорта в 2009-2011 годах………..11
2.2 Динамика основных показателей грузовых и пассажирских
перевозок в РК……………………………………………………………………..12
3. Проблемные зоны грузовых и пассажирских перевозок и перспективы их реабилитации для ускорения развития отрасли………………………………….22
Заключение………………………………………………………………………….30
Список использованной литературы……………………………………………...35
3. Проблемные зоны грузовых и пассажирских перевозок и перспективы их реабилитации для ускорения развития отрасли
Наиболее значимой проблемой современного транспорта в Казахстане является высокая стоимость транспортных услуг, что определяет его более низкую конкурентоспособность по сравнению с системами транспорта развитых государств. Транспортная составляющая в Казахстане на товары, перевозимые железнодорожным транспортом, достигает 8% и на автотранспорте – 11% по сравнению с 4 – 4,8% в наиболее развитых станах. В среднем транспортная составляющая в конечной цене товара в ЕС достигает 8 – 9%. По планам ЕС к 2013 году показатель не будет превышать 5-7%.
По данным Всемирного Банка (ВБ) стоимость экспорта одного контейнера груза в Беларуси оценивается в сумму $1,8 тыс., в России – $1,85 тыс., в Казахстане – $3 тыс. То есть, отправить один контейнер из Казахстана обходится в полтора раза дороже, чем из России или Беларуси. Примерно такое же соотношение имеют сроки экспортных поставок. В Казахстане они наибольшие и достигают 81 день в сравнении с российскими сроками (36 дней) и белорусскими – (15 дней). По мнению финансовых аналитиков, казахстанская доля контейнерного грузопотока между Европой и Азией пока ниже 1%. Учитывая ситуацию в рейтинге ВБ «Ведение бизнеса-2011» по показателю «международная торговля» Беларусь занимает 128-е место, Россия – 162-е, а Казахстан – 183-е место.
Данный фактор является основным сдерживающим реализацию транзитного потенциала Казахстана. Высокая стоимость транспортных услуг (особо авиатранспорта) делает их недостаточно доступными для населения и субъектов МСБ, т.е. является сдерживающим фактором развития внутренней экономики Казахстана и роста экспортного потенциала, понижает конкурентоспособность казахстанских товаров на зарубежных рынках из-за высоких цен.
В современной экономике и международной торговле логистика играет огромную роль, т.к. работает на повышение эффективности перевозок. В Казахстане транспортная логистика пока слабо развита из-за отсутствия инфраструктуры (разветвленной системы логистических центров, работающих по международным стандартам и требованиям) и кадров. Однако логистика объявлена стратегическим приоритетом развития страны.
В связи с недостаточной квалификацией кадров, непрофессионально составленные бизнес-планы компаний по перевозке грузов часто отпугивают, а не привлекают потенциальных зарубежных клиентов. Проблема неразвитости логистики является второй по значимости проблемой транспортного комплекса Республики, которая влияет на удорожание перевозок.
Выступая в мае 2011 года на 24-м заседании Совета иностранных инвесторов в городе Астане, Президент РК Нурсултан Назарбаев поставил задачу сделать Казахстан к 2016 году мировым торгово-логистическим и деловым хабом. Тем самым Казахстан должен сделать качественный переход от «просто транспортной системы» к транслогистической системе.
Развитие логистики в Казахстане сдерживает недостаток квалифицированных кадров. В России подготовку кадров по этой специальности впервые начали в 2000 году. В настоящее время в 10 вузах имеются факультеты логистики и ведется подготовка высококвалифицированных специалистов. В Казахстане в Казахской академии транспорта и коммуникаций имеется специальность «организация перевозок и логистика на транспорте». Специальность была открыта в 2009 году и ближайший выпуск специалистов-бакалавров ожидается, соответственно, в 2013 году. Единственный в республике специализированный вуз по железнодорожному транспорту – КУПС РК не имеет такой специальности.
За последние тридцать лет транспортная составляющая в ценах на товары в развитых странах мира существенных изменений не претерпела. В абсолютном выражении расходы на транспорт продолжали увеличиваться. Развитие концепции логистики и ее практическая реализация в странах Западной Европы, США и Японии позволили снизить влияние транспортной составляющей на конечную цену продукта (в среднем от 5 до 40% себестоимости). Снижение затрат на транспорт для потребителя представляет собой фактор эффективности транспортных услуг. Рост эффективности транспорта влияет на общий рост и устойчивость развития экономики, повышение качества жизни населения.
Современный этап развития рыночной экономики Казахстана на транспорте пока не привел к эффективному взаимодействию различных видов транспорта на основе развития логистики. Соответственно в перспективе предполагается не просто развивать на конкурентной основе различные виды транспорта, но формировать оптимальные схемы перевозок грузов и пассажиров на основе опыта развитых государств, рекомендаций международных экспертов, учтенных пожеланий грузоотправителей, в рамках деятельности логистических центров, сеть которых в Казахстане формируется. В частности, переход к логистическим системам производства и поставки «точно вовремя», когда складские запасы сырья и ресурсов минимальны и последние используются в производственном цикле практически сразу при поставке, является ресурсом, снижающим цены на товары и услуги за счет сокращения транспортной составляющей.
В Казахстане на современном этапе имеют место существенные региональные несоответствия экономическим потребностям в развитии транспортной сети. Среди таких несоответствий в первую очередь необходимо отметить неравномерность загрузки транспортных путей. С одной стороны, это значительные перегрузки, характерные для крупных городов и основных республиканских магистралей. С другой стороны, это проблема доступности периферийных областей, районов и населенных пунктов к основным транспортным коммуникациям. Региональная неравномерность обеспеченности транспортной инфраструктурой консервирует дифференциацию уровней социально-экономического развития регионов. Общая недостаточная развитость дорожной сети и отсутствие тесного взаимодействия видов транспорта пока не позволяют быстро найти и реализовать альтернативные пути перемещения грузов или пассажиров.
Современный рынок труда требует от граждан быть мобильными в поиске работы и быть готовыми работать в другом населенном пункте, где имеется привлекательная для соискателя занятость. Неразвитость дорог местного значения сдерживает трудовую мобильность граждан, а также определяет доступность населению жизненно важных услуг: своевременное оказание медицинской помощи, доступность образовательных учреждений, объектов культурно-бытового назначения, торговых центров и т.д. Отдаленные районы Восточно-Казахстанской, Алматинской, Кызылординской и Карагандинской областей являются наиболее типичными регионами, соответствующими данным характеристикам.
Недостаточен
технологический уровень
Технико-экономические характеристики большинства эксплуатируемых транспортных средств, в том числе новых, поставляемых транспортным машиностроением республики, существенно ниже параметров, принятых в развитых государствах мира. Низкие технические характеристики, устаревший дизайн, малая комфортность транспортных средств, производимых в отечественном машиностроении, а также завезенных из государств ближнего зарубежья, ведут к предпочтительности приобретения транспортных средств в развитых государствах. Недостаточный платежеспособный спрос населения Казахстана не позволяет преимущественному большинству граждан, небольших организаций и компаний купить новые транспортные средства. В результате в Казахстане за последние годы произошел бум приобретения подержанных транспортных средств (самолетов, автобусов, грузовиков, специальной транспортной техники, но, в наибольшей мере, легковых автомобилей).
Следствием всех этих специфических особенностей развития транспорта в Казахстане являются: - недостаточное качество предоставляемых услуг; - высокий уровень транспортных издержек;
- высокий уровень транспортной аварийности и негативного экологического воздействия транспорта на окружающую природу, в т.ч. и на здоровье человека.
На международных транспортных рынках, в условиях постоянного ужесточения международных технических требований к транспортным средствам, последствием использования в Казахстане устаревшей транспортной техники и технологий является снижение конкурентоспособности отечественных перевозчиков. Порой это ведет к прямым запретам казахстанским транспортным компаниям работать в европейском транспортном пространстве (авиакомпании, транспортные компании, осуществляющие международные перевозки грузов).
Система транспорта Казахстана, являясь частью общего экономического комплекса, страдает от сдерживающих нефизических факторов, являющихся общими для всех секторов экономики: коррупция и бюрократические барьеры, несовершенное законодательство, низкая квалификация кадров и слабая система переподготовки, переобучения и повышения квалификации на протяжении жизни. Вопрос о низкой квалификации кадров в Казахстане неоднократно поднимался в выступлениях и публикациях зарубежных экспертов. В частности Глава ЕБРР Томас Миров 18 мая 2011года в Астане на заседании Совета иностранных инвесторов при Президенте РК заявил, что достигший множества успехов Казахстан должен решить еще некоторые проблемы. Одной из таковых является отсутствие квалифицированной рабочей силы, что служит помехой для экономического развития Казахстана.
Для транспортной отрасли Казахстана, постоянно функционирующей в условиях риска и повышенной опасности, данный вопрос является наиболее важным как с точки зрения безопасности, так и с точки зрения повышения эффективности и конкурентоспособности деятельности отрасли.
Результаты анализа современных тенденций развития транспортной инфраструктуры и основных фондов отрасли указывают на то, что имеющиеся проблемы приняли системный характер и требуют комплексного подхода к их решению.
Прогнозируемое возрастание спроса на перевозки всеми видами транспорта, на фоне отставания развития транспортной отрасли и диспропорций в ее развитии, создают угрозу экономическому росту и конкурентоспособности транспортной системы и развитию экономики Казахстана в целом, возможности реализовать транзитный потенциал страны. В этой связи необходимо решать задачу увеличения протяженности и оптимизации расположения транспортных путей, повышения их технического уровня, совершенствования организации транспортных процессов, формирования единой дорожной сети в пределах территории страны и регионов, развития международных транспортных коридоров, совершенствования систем безопасности дорожного движения.
Для определения перспективных направлений совершенствования транспортного комплекса Казахстана, по опыту развитых стран и результатам исследований в сфере транспорта и коммуникаций, необходимо провести комплексную оценку и анализ эффективности использования существующих транспортных сетей. Эти материалы послужат в качестве исходной информационной аналитической базы, на основе которой проводится оптимизация структуры транспортных путей в соответствии с планами развития территорий, переоценка роли транспорта в реализации современной стратегии Зеленого роста, оценка роли транспорта в повышении производительности труда путем более эффективного развития территорий (регионов), роста их экономического потенциала.
Для обеспечения развития транспортной отрасли и экономики республики в целом, повышения эффективности и качества транспортных услуг, привлечения инвестиций в обновление транспортных активов необходимо реформировать экономическую модель транспорта и совершенствовать институциональную структуру отрасли.
Технико-технологическую и организационную модернизацию транспортного комплекса республики целесообразно проводить по трем направлениям: переоснащение транспортного парка; техническое и технологическое совершенствование транспортной инфраструктуры; совершенствование организации перевозок с повсеместным внедрением логистических методов и совершенствованием управления отраслью и транспортными компаниями.
Для реализации такого рода задач необходимо комплексное и скоординированное развитие всех видов транспорта и связующих элементов транспортной инфраструктуры на основе долгосрочного комплексного плана строительства, ремонта и реконструкции дорог, а также их последующего содержания. Основную проблему составляет формирование устойчивых источников и достаточных объемов финансирования транспортной инфраструктуры (увеличение государственных инвестиций и привлечение частных).
Зарубежный опыт развитых стран, имеющих лучшую транспортную сеть, показывает, что развитие конкурентоспособной транспортной инфраструктуры, и прежде всего дорожного строительства, должно проходить с применением инновационных материалов и технологий. Соответственно, предусмотренное бюджетом Казахстана увеличение объемов финансирования программ развития транспортного комплекса будет реализовано эффективно при условии внедрения современных технологий дорожного строительства, учитывающих климатические и геофизические условия страны, с применением инновационных материалов и современной техники и технологий.
В Казахстане началось использование новейших информационных технологий в развитии транспортных систем и спутниковых систем мониторинга. Размер территории республики, суровость природно-климатических условий предполагают расширение этой практики не только в рамках транзитных перевозок грузов и пассажиров, но и в практике межрегиональных и региональных перевозок.
Развитие современных мультимодальных транспортных технологий позволяет оптимизировать и снизить транспортные затраты, повысить эффективность использования транспортной инфраструктуры, увязать между собой региональные и отраслевые производственные циклы и потребности в транспортировке. Данный вид перевозок востребован зарубежными заказчиками. В этой связи руководству отрасли целесообразно сконцентрировать внимание на формировании в республике полноценного комплекса мультимодальных транспортных перевозок и подготовке квалифицированных кадров для работы в данном комплексе. Таким образом, изменение экономических, организационных и технологических моделей производственного процесса входит в число условий, определяющих эффективное перспективное развитие транспортного комплекса.