Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 08:10, реферат
Анализ производственных затрат, основанный на данных оперативного учета, занимает одно из важнейших мест в анализе экономической деятельности предприятия, т.к. является основой для контроля за эффективностью деятельности предприятия и эффективностью использования производственных ресурсов.
В данной работе рассматриваются основные способы распределения затрат при калькулировании себестоимости продукции, плюсы и минусы того или иного способа, при тех или иных видах производства, в зависимости от его типа, а также от отраслевой принадлежности предприятия. Также рассматриваются основные способы и методы анализа затрат на производство на промышленном предприятии, вопросы и проблемы, возникающие в связи с анализом.
Введение 3
Глава 1. Учет затрат на производство 6
1.1. Состав затрат на производство 6
1.2. Группировки производственных затрат 10
1.3. Классификация производственных затрат 11
1.4. Основные принципы калькулирования в условиях применения различных методов производственного учета 16
1.4.1 Позаказный метод учета затрат 17
1.4.2. Попередельный метод учета затрат 18
1.4.3. Попроцессный метод учета затрат 19
1.4.4. Нормативный метод учета затрат 20
1.5. Сводный учет затрат на производство и калькулирование отчетной себестоимости 22
1.5.1. Варианты сводного учета производственных расходов 22
1.5.2. Способы калькуляционных работ 23
1.5.3. Калькулирование отчетной себестоимости 25
Глава 2. Анализ структуры затрат на производство продукции 28
2.1. Анализ структуры расходов и затрат предприятия 28
2.2.Анализ динамики затрат на производство и реализацию продукции 36
2.3. Анализ изменения себестоимости и затрат 38
2.4. Влияние объема производства на себестоимость единицы продукции и всего выпуска 43
2.5. Анализ затрат с учетом международных стандартов 45
Заключение 47
1.5.2. Способы калькуляционных работ
Сочетание различных
признаков объектов учета затрат
и калькулирования
1. коэффициентный способ калькулирования;
2. способ суммирования затрат;
3. способ прямого расчета;
4. способ исключения затрат на побочную
продукцию;
5. способ пропорционального распределения
затрат;
6. комбинированный способ калькулирования.
Под приемом калькулирования понимают распределение затрат, учтенных на определенном объекте, между разными объектами калькулирования.
1. Коэффициентный
способ калькулирования
Индексное распределение отклонений от
норм и изменений норм правомерно, так
как индексы имеют равное отношение ко
всем изделиям, входящим в однородную
группу. При этом не должны нарушаться
принципы формирования объектов учета
затрат — однородных групп изделий.
2. Способ суммирования затрат является основным в добывающих отраслях, энергетике при учете затрат по процессам и производственным участкам или цехам, в машиностроении — при учете затрат по частям изделий или машинокомплектам и узлам. Фактическая себестоимость единицы продукции определяется путем суммирования затрат по процессам технологического цикла или по машинокомплектам в разрезе калькуляционных статей и деления полученных сумм на фактическое количество выпущенной продукции.
3. Способ прямого
расчета предполагает деление
всех затрат по изделиям в
разрезе статей калькуляции на
фактическое количество
4. Способ исключения затрат на побочную продукцию распространен в химической, нефтедобывающей, пищевой промышленности, черной и цветной металлургии и ряде других отраслей, в которых продукты разделяются на основные, побочные и отходы. Побочные продукты и отходы оцениваются при выполнении калькуляционных расчетов по твердым, установленным в плане расчетным ценам. Из общих затрат, учтенных по видам основной продукции, вычитается стоимость побочной продукции и отходов без их отдельного калькулирования.
По своей сущности данный способ сравнительно прост. Однако с развитием комплексных производств с безотходной технологией неизбежно возникают сложности отнесения продукции к основной и побочной. Поэтому сфера применения этого способа калькулирования сужается. Комплексные производства сталкиваются с необходимостью поиска новых способов калькулирования.
5. Способ пропорционального
распределения затрат наиболее
приемлем в производствах
6. Комбинированный
способ калькулирования
Порядок обобщения
затрат определяется в зависимости
от применяемого варианта сводного учета
производственных затрат. Существуют
предусмотренные действующими руководящими
документами варианты сводного учета
затрат на производство — полуфабрикатный
и бесполуфабрикатный. Полуфабрикатный
вариант предполагает параллельный учет
движения остатков незавершенного производства
в бухгалтерии и оценку каждого наименования
деталей и сборочных единиц цехов-изготовителей
по фактической цеховой себестоимости,
что в связи с целым рядом объективных
производственно-
1.5.3. Калькулирование отчетной себестоимости
Некоторые организации
с успехом применяют
В межинвентаризационный
период остатки незавершенного производства
на конец месяца определяются расчетным
способом как разница между валовыми
затратами на производство, дополненными
стоимостью незавершенного производства
на начало месяца, и суммой, состоящей
из стоимости товарного выпуска и неисправимого
брака (все показатели оцениваются по
нормативной себестоимости). При таком
способе учета затраты в незавершенном
производстве не имеют прямого отношения
к натуральным остаткам незаконченной
обработкой продукции. Поэтому при отсутствии
надлежащего учета отклонений от текущих
норм, контроля за выработкой и движением
незавершенного производства, своевременным
оформлением брака и других потерь часть
фактических затрат «оседает» в затратах
на незавершенное производство. В результате
происходят искусственное завышение остатков
незавершенного производства и занижение
фактической себестоимости товарного
выпуска, что усугубляется в случае завышения
текущих норм и нормативов.
Иначе говоря, неучтенные (недокументированные)
отклонения от текущих норм в значительных
суммах становятся неизбежными и выявить
их можно только при инвентаризации незавершенного
производства. Такие искажения себестоимости
продукции могут стать постоянными, поскольку
инвентаризации заделов проводятся зачастую
некачественно.
В связи с
этим трудно переоценить необходимость
совершенствования оперативного учета
внутри- и межцехового движения продукции.
Задача состоит в том, чтобы оперативно
выявлять возникающие «разрывы» баланса
поданного в производство количества
материалов и изготовляемой из него продукции
по всему технологическому маршруту. Оперативный
контроль за межцеховым движением деталей
и узлов можно осуществлять путем ежедневного
составления балансов деталей по технологическим
операциям и центрам ответственности
согласно данным приемо-сдаточных накладных
(дуаль-карт, план-карт), массивов нормативно-справочной
информации и ежедневных остатков продукции.
Разумеется, нет необходимости в составлении
балансов на всю номенклатуру деталей
и сборочных единиц — достаточно будет
балансов только по наиболее материалоемкой
продукции, причем не исключаются другие
критерии выборки.
Количество деталей на внутримесячную
дату определяют суммированием остатка
деталей на начало отчетной даты и количества
выработанной цехом (участком) и принятой
от других цехов продукции и вычитанием
из полученного итога сданных цехам-потребителям
или на склад забракованных, утраченных
деталей.
Балансовый контроль важно дополнить
непрерывными (в течение года) выборочными
инвентаризациями по той же номенклатуре
продукции, по которой составляются ежедневные
балансы. Подобные проверки нетрудоемки,
но весьма эффективны в системе внутрихозяйственного
контроля. По накопительным данным составляется
месячная машинограмма-отчет «Движение
деталей и сборочных единиц по цеху, заводу»,
в которой по приходу показываются коды
деталей, узла, исполнителя, операции,
цеха-поставщика, прочего прихода, количество
по приходу, остаток на начало месяца,
всего; по расходу — код потребители, количество
сданной продукции, код сборочной единицы,
количество на сборку узлов, сдано в изолятор
брака, прочие списания (по коду статьи,
количество), итого по расходу; остаток
на конец месяца. Месячный баланс деталей
и сборочных единиц используется для оценки
незавершенного производства. Составление
ежедневных и месячных балансов, проверенных
выборочными инвентаризациями, позволяет
существенно повысить достоверность сводного
учета затрат на производство и отказаться
от трудоемких сплошных месячных инвентаризаций,
заменив их квартальными и даже полугодовыми[5].
Обобщение затрат на производство осуществляется по цехам и заводу в целом по кодам объектов учета затрат, статьям калькуляции, подгруппам статей, валовым затратам и списаниям на товарный выпуск по нормам, изменениям норм и отклонениям от них. Итоговые данные свода затрат должны точно совпадать с данными синтетического счета 20 «Основное производство».
Ведомость сводного учета затрат в целом по цеху, а затем и заводу представляет собой оборотную ведомость по счету 20. В ней отражаются остатки незавершенного производства на начало и конец месяца; обороты по дебету (валовые затраты на производство по текущим нормам, изменениям, отклонениям от норм); обороты по кредиту (списание на товарный выпуск по нормам, изменениям норм, отклонениям от них; на окончательный брак по нормам; на прочие списания).
Для бухгалтерского
обобщения затрат на производство и
исчисления фактической производственной
себестоимости товарной продукции в целом
по организации при наличии журнально-ордерной
формы бухгалтерского учета может применяться
регистр бухгалтерского учета, аналогичный
журналу-ордеру 10.
Основанием записей на бухгалтерских
счетах в этом регистре являются данные
ведомостей 12 и 15. Журнал-ордер 10 представляет
собой таблицу: по вертикали — дебет счетов
затрат, включая счета 96 «Резерв предстоящих
платежей» и 97 «Расходы будущих периодов»;
по горизонтали — кредит счетов амортизации,
хозяйственных ресурсов и расчетов (обязательств);
в его трех разделах приводятся обобщенные
по дебету счетов с кредита счетов данные
о производственных затратах в той последовательности,
в которой ведется учет затрат на производство,
затем рассчитываются учтенные в первом
разделе затраты по экономическим элементам
и в заключение составляется расчет фактической
производственной себестоимости товарной
продукции основного, вспомогательного
и обслуживающего производства, а затем
— всей товарной продукции, произведенной
организацией за отчетный период.
Глава 2. Анализ структуры затрат на производство продукции
2.1. Анализ структуры расходов и затрат предприятия
Анализ структуры затрат предприятия проводится на основе данных бухгалтерского учета и управленческой отчетности, представленных соответствующими службами предприятия. Этот вид анализа также достаточно трудоемок, особенно на этапе сбора информации, и потребует существенных затрат времени как экспертов, так и сотрудников экономических служб. Однако он является, пожалуй, наиболее информативным для оценки эффективности деятельности предприятия и разработки перспективных планов его развития, поскольку позволяет выявить резервы снижения себестоимости и соответственно повышения рентабельности компании. В зависимости от величины компании и ресурсов, которые она может направить на проведение аналитических процедур и сбор информации, анализ может проводиться очень подробно или по укрупненным статьям, однако в том или ином объеме, с той или иной регулярностью анализ структуры расходов и затрат проводится практически всеми предприятиями.
Анализ может проводиться в трех направлениях:
. по статьям расходов или затрат или по элементам;
. по изделиям;
. по центрам затрат или видам деятельности.
Анализ расходов и анализ затрат требуют для своего проведения разной информации и по-разному расставленных акцентов. Так, анализ расходов более важен для регулирования денежного потока компании, а анализ затрат и себестоимости - для формирования бухгалтерской отчетности. Однако методики их проведения аналогичны, и в конечном итоге выводы, сделанные по результатам проведения аналитических процедур характеризуют эффективность управления предприятием. Поскольку исторически так сложилось, что в анализе финансово-хозяйственной деятельности российских предприятий бухгалтерским аспектам отводится большее внимание, нежели управленческим, имеет смысл более подробно рассмотреть именно анализ затрат и себестоимости.
Наиболее полезную информацию даст такой анализ, если он ведется одновременно в двух срезах: по центрам затрат, структурным единицам или видам деятельности в разрезе статей или элементов.
Любое предприятие имеет более или менее сложную организационную структуру. Если на предприятии есть несколько цехов, подразделений департаментов, дивизионов, групп или иных структурных единиц, выпускающих разную продукцию, состав затрат в этих структурных подразделениях будет существенно различаться. В этом случае изучение структуры затрат, проведенное на уровне всего предприятия, в целом будет гораздо менее аналогичным и полезным с управленческой точки зрения, чем анализ по отдельным подразделениям.
С другой стороны,
анализ затрат некоторых структурных
подразделений, в первую очередь
вспомогательных производств и
административных единиц с небольшой
численностью персонала и сравнительно
небольшими бюджетами, потребовав немалых
трудозатрат, тоже мало что даст для определения
перспектив предприятия и процедур планирования.
Информацию, наиболее полезную для принятия
решений и планирования дальнейшей деятельности
предприятия, дает анализ затрат, проведенный
не по всем единицам, выделенным в структуре
предприятия, а по так называемым центрам
затрат.
Выделение их на каждом предприятии - процесс
достаточно субъективный, а проводится
он в рамках процедур управленческого
учета. Обычно в центры затрат выделяют
все основные производства предприятия.
Вспомогательные, побочные производства,
административные, управленческие и другие
структурные единицы группируются в центры
затрат тем или иным способом в зависимости
от их функций, роли в структуре предприятия
и величины бюджетов.