Универсальные услуги связи. Организация универсального обслуживания. Регулирование деятельности операторов универсального обслуживани

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 19:36, реферат

Описание

Организация универсального обслуживания требует дополнительных ресурсов, изыскание и эффективное использование которых позволит наиболее полно реализовать задачи всеобщего доступа к телекоммуникационной инфраструктуре.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………….……………………………………………………..………………2
ЧАСТЬ 1. ОРГАНИЗАЦИЯ УНИВЕРСАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
1.1. Международная практика универсального обслуживания……………………………3
1.2. Что же такое универсальные услуги связи?....................................................................5
1.3. Внедрение в Российской Федерации системы универсального обслуживания в области электросвязи…………………………………………………………………….………9
1.3.1. Трудности становления УУС……………………………..…………………9
1.3.2. Почему «пробуксовывают» УУС в 2007-2008 годах………………….....11
1.3.3. Итоги реализации первого этапа……………………………….………….13
1.3.4. Отчет Россвязи о развитии универсального обслуживания в РФ…….…15
ЧАСТЬ 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ УНИВЕРСАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В ОБЛАСТИ ЭЛЕКТРОСВЯЗИ
2.1. Задачи государственного регулирования……………………………………………..18
2.2. Макро-экономические и отраслевые предпосылки организации универсального обслуживания в телекоммуникационном секторе РФ……………………………………….19
2.3. Действующая законодательная и нормативная база, регламентирующая оказание универсальных услуг…………………………………………………………………………..20
ЧАСТЬ 3. РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРОВ УНИВЕРСАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
3.1. Принципы и порядок формирования резерва универсального обслуживания……..22
3.2. Алгоритм формирования тарифов на УУС…………………………………………...25
3.3. Возмещение убытков операторам универсального обслуживания………….………27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....……………………………….……………………………………………30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………..……………………..31

Работа состоит из  1 файл

Универсальные услуги связи 2011 год реферат.docx

— 232.25 Кб (Скачать документ)

 

 

ЧАСТЬ 3. РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРОВ УНИВЕРСАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

 

3.1. Принципы и порядок формирования резерва универсального обслуживания

В соответствии с п.1 ст. 59 федерального закона № 126-ФЗ «О связи», резерв универсального обслуживания формируется в целях  обеспечения возмещения операторам универсального обслуживания убытков, причиняемых оказанием универсальных  услуг связи.

Ст. 60 указанного закона предусматривает:

1. Источниками формирования РУО  являются обязательные отчисления (неналоговые платежи) операторов  сети связи общего пользования...

2. Базой расчета обязательных  отчислений (неналоговых платежей) являются доходы, полученные в  течение квартала от оказания  услуг связи абонентам и иным  пользователям в сети связи  общего пользования, за исключением  сумм налогов, предъявленных оператором  сети связи общего пользования  абонентам и иным пользователям  в сети связи общего пользования  в соответствии с законодательством  Российской Федерации о налогах  и сборах. Доходы определяются  в установленном в Российской  Федерации порядке ведения бухгалтерского  учета. 

3. Ставка обязательного отчисления (неналогового платежа) оператора  сети связи общего пользования  устанавливается в размере 1,2 процента.

4. Размер обязательного отчисления (неналогового платежа) оператора  сети связи общего пользования  рассчитывается им самостоятельно  как соответствующая указанной  в пункте 3 настоящей статьи ставке  процентная доля доходов, определяемых  в соответствии с настоящей  статьей.

5. Операторы сети связи общего  пользования не позднее тридцати  дней со дня окончания квартала, в котором получены доходы, обязаны  осуществлять обязательные отчисления (неналоговые платежи) в резерв  универсального обслуживания. Отсчет  кварталов ведется с начала  календарного года.

6. В случае, если обязательные  отчисления (неналоговые платежи)  операторов сети связи общего  пользования в резерв универсального  обслуживания не осуществлены  в установленные сроки или  осуществлены в неполном объеме, федеральный орган исполнительной  власти в области связи вправе  обратиться в суд с иском  о взыскании обязательных отчислений (неналоговых платежей).

Постановлением Правительства  Российской Федерации от 24 января 2008 г. №23  утверждены изменения, которые  вносятся в перечни лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих  услуг связи, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации  от 18 февраля 2005 г. №87 "Об утверждении  перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий".  Изменения  ввели обязательное условие осуществления  деятельности по оказанию соответствующих  услуг связи Операторов связи: «Представление сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в РУО в порядке и по форме, которые установлены федеральным  органом исполнительной власти в  области связи». Причем п. 2 установил, что «оказание услуг связи  операторами связи, получившими  лицензии на соответствующие виды деятельности до вступления в силу настоящего Постановления, осуществляется с учетом изменений, которые вносятся указанным Постановлением».

Иными словами предоставление сведений о базе расчета отчислений в РУО  становится условием осуществления  деятельности всех без исключения Операторов связи, вне зависимости от наличия  такой обязанности в лицензии.

Порядок предоставления сведений о  базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в РУО утвержден  приказом Минкомсвязи РФ от 16.09.2008 г.  № 41. Форма предоставления сведений приведена в Приложении N 1 к Порядку.

В соответствии с Порядком, вышеуказанные  сведения направляются в Федеральное  агентство связи по адресу 123375, Москва, Тверская,д.7 на бумажных носителях, а  электронная копия в формате xls направляется на электронный адрес mailto:fasbuh@minsvyaz.ru.

Ответственность за неуплату. Если Оператор связи с 31.10.2008 г. оказывает услуги связи, но не представляет в Россвязь сведений о базе расчета отчислений в РУО в порядке и по форме, установленным приказом Минкомсвязи РФ от 16.09.2008 г.  № 41, то такая деятельность подпадает под ст. 14.1. Кодекса об административных правонарушениях РФ (ответственность за деятельность, связанную с нарушение лицензионных условий) и может повлечь наложение административного штрафа на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей и предписание Роскомнадзора. Здесь следует отметить, что законодательством не установлена административная (и тем более, уголовная) ответственность за неуплату платежей, но лишь за не предоставление сведений о базе расчета в РУО. Также законодательством РФ не установлено административной ответственности за неверно рассчитанную сумму отчислений.

В соответствии со вторым предложением п. 2 ст. 59 ФЗ «О связи» «Правильность  и своевременность осуществления  операторами сети связи общего пользования  обязательных отчислений (неналоговых  платежей) в резерв универсального обслуживания контролируются федеральным  органом исполнительной власти в  области связи».

В соответствии с п.6. ст. 60 ФЗ «О связи» неуплата в установленные сроки  или оплата не в полном объеме может  повлечь судебное разбирательство, на что и указывает Россвязь в  рассылаемых письмах. Однако в настоящее  время судебная практика по данному  вопросу отсутствует. Обычно в ответ  на письмо Россвязи Оператор платит. Предположу, что в случае не оплаты отчислений в РУО следующим шагом Россвязи может быть доведение сведений о  неплательщиках до Роскомнадзора. И  в соответствии с п. 4 ст. 27 ФЗ «О связи» ответом Роскомнадзора может  быть предупреждение о приостановлении  действия лицензии и предписания  о неисполнении обязательных требований ст. 60 .  А неисполнение предписания  может в соответствии с п./п. 3 п. 2 ст. 37  повлечь приостановление  действия лицензии.

По сути, создание резерва универсального обслуживания эквивалентно введению очередного налога на операторов связи: сумма отчислений установлена равной 1,2% от разности между доходами, которые получены оператором при оказании телекоммуникационных услуг в сети связи общего пользования, и доходами от услуг присоединения  и пропуска графика в той же сети. В США операторы вносят в  аналогичный резерв общедоступности  услуг 4,7--5% от суммы каждого счета. Во Франции операторы отчисляют  в специализированный фонд 3% своей  выручки, в Норвегии -- 2,4%.

Фактический размер возмещаемых убытков  не может превышать суммы, которая  зафиксирована в договоре с победителем  конкурса. На практике он вычисляется  как подтвержденная аудитом разность между доходами и расходами, связанными с оказанием универсальных услуг.

Введение процедуры возмещения убытков вызывает множество вопросов. Нельзя исключить ситуацию, в которой  сумма средств, аккумулированных в  резерве универсального обслуживания (который, кстати, по оценкам Мининформсвязи Российской Федерации в 2009 году составил около 4 млрд рублей, а в 2010пополнился еще на 7,2 млрд руб.), окажется меньшей, чем совокупный размер возмещаемых убытков. Каким образом государство будет покрывать дефицит -- за счет повышения нормы отчислений операторов, за счет государственного бюджета или за счет привлечения дополнительных источников финансирования? Не меньше вопросов вызывает и ситуация, при которой в резерве универсального обслуживания останется немалый излишек.

3.2. Алгоритм формирования тарифов на универсальные услуги связи

Установление и регулирование  тарифов на универсальные услуги связи также является одним из ключевых вопросов, решаемых при организации  универсального обслуживания. Совершенно ясно, что цены на данный вид услуг  подлежат государственному регулированию, так как в условиях рынка компании заботятся об удовлетворении спроса, а не потребностей в услугах связи.

В соответствии с принятыми Правилами  государственного регулирования тарифов на универсальные услуги связи, государственному регулированию подлежат тарифы на предоставление местных телефонных соединений с использованием таксофонов и тарифы на услуги по передаче данных и предоставлению доступа к сети Интернет с использованием пунктов коллективного доступа.

Согласно этому же документу, предполагается рассчитывать тариф за одну минуту местного телефонного соединения с  использованием таксофона как отношение  минимального из установленных Федеральной  службой России по тарифам размера  абонентской платы в субъекте РФ к среднемесячному объему местных  телефонных соединений абонентов сети местной телефонной связи, учитываемых  при расчете указанной абонентской  платы. Тариф за 1 МБ информации рассчитывается, исходя из скорости передачи данных 19,2 кбит/с и стоимости 1 мин. местного телефонного соединения.

В формализованном виде расчет тарифов  на универсальные услуги связи можно  представить следующим образом:

— для одной минуты местного телефонного  соединения;

что после вычислений дает ТМб=7,11хTмин  для 1 МБ информации при оказании услуг  по передаче данных и доступа к  сети Интернет, где Тмин и ТМБ  — величины тарифов за одну минуту местного телефонного соединения и 1 МБ информации соответственно; Табмин — минимальный размер месячной абонентской  платы в данном субъекте РФ; VT —  среднемесячный объем местного трафика  от одного абонента телефонной сети (в  минутах); 8, 60, 1024 — коэффициенты для  перевода кбит в кБ, секунд в минуты и кБ в МБ соответственно.

Несомненным преимуществом предлагаемого  порядка определения тарифов  является дешевизна универсальных  услуг (для расчета используется минимальный размер абонентской  платы в субъекте РФ). К недостаткам  установленной методики расчета  можно отнести следующее:

  • в удаленных районах доля местного трафика ниже, чем в крупных городах. Это может привести к необоснованному завышению тарифов;
  • относительная дороговизна 1 МБ данных. Так, при стоимости одной минуты местного телефонного соединения в 0,3 руб., стоимость 1 МБ трафика составит 2,13 руб. при среднем тарифе за такой же объем информации у Интернет-провайдеров в настоящее время 0,9 — 1,6 руб.;
  • неясным остается порядок пересмотра тарифов на универсальные услуги. По логике первой формулы, увеличение местного трафика приводит к снижению тарифа и наоборот — снижение разговорной активности абонентов (а такое возможно на фоне стремительного развития сетей сотовой подвижной связи) может повлечь увеличение тарифа.

Каков же должен быть подход к определению  тарифа на универсальные услуги связи? На взгляд ведущих экономистов в отрасли связи, установление той или иной величины тарифа на универсальную услугу должно быть обусловлено, во-первых, ее социальной значимостью и, во-вторых, платежеспособностью потребителей в конкретной местности.

Так, установив таксофон в небольшом  сельском населенном пункте, оператор вряд ли решится взимать плату  за обращение в экстренные специальные  службы. С другой стороны, плата за междугородные и международные  разговоры должна быть значительно  выше местных и внутризоновых  соединений, но с возможностью использования  услуги call-back — звонка за счет вызываемого  абонента.

В крупных городах, где население  отличается относительно высокой платежеспособностью, целесообразно было бы установить тарифы, близкие к себестоимости оказания универсальных услуг. При этом для  обеспечения всеобщей доступности  данных услуг можно использовать функцию call-back, карты оплаты различного номинала и т. п.

Что касается определения тарифов  на самую "популярную" услугу —  предоставление местного телефонного  соединения, то здесь ключевыми факторами  должны быть следующие:

  • доля расходов на данные услуги в бюджете среднего по уровню доходов домохозяйства (d), %;
  • средний доход домохозяйства (D), руб./мес;
  • разговорная активность (средняя продолжительность одного разговора) потребителей в данной местности (tcp), мин.

В упрощенном виде взаимосвязь между  перечисленными факторами можно  выразить формулой:

dхD = Тмин х tср х 100%, или  в виде неравенства:

Так как в приведенных соотношениях величины D, tcp и d изменяются во времени (инфляционные процессы, рост/снижение доходов населения, увеличение/снижение разговорной активности), тарифы должны периодически пересматриваться.

В 2009 году Россвязью проведен анализ соотношения тарифов на универсальные услуги связи по предоставлению доступа к сети Интернет и тарифов на аналогичные услуги связи, предоставляемые операторами связи в различных регионах. Результат показал, что существующий уровень тарифов на универсальные услуги связи существенно превышает среднерыночные. Например, тарифы, применяемые в соответствии с Правилами операторами универсального обслуживания на территории Центрального федерального округа, составляют от 3,82 до 10,04 руб/МБайт, в то время как рыночные тарифы для физических лиц, применяемые различными операторами связи на данной территории, колеблются в пределах от 0,13 до 0,81 руб/МБайт. Максимальный на сегодня действующий тариф для физических лиц на территории Дальневосточного федерального округа /в Магаданской области/ в два раза ниже минимального тарифа на универсальные услуги связи в Центральном федеральном округе.

Фактически существующие тарифы на универсальные услуги связи по предоставлению доступа к сети Интернет являются сегодня заградительными и делают доступ к информации с помощью  ПКД практически недоступным  для широких слоев населения, в первую очередь в сельской местности.

В настоящее время Россвязью  подготовлены предложения по изменению  существующего порядка расчетов тарифов на универсальные услуги связи по предоставлению доступа  к сети Интернет. Предлагаемая корректировка  Правил позволит снизить тарифы более  чем в 10 раз по отношению к существующим тарифам и довести их до уровня среднерыночных.

3.3. Возмещение убытков операторам

Определение величины возмещения убытков  оператору универсального обслуживания является важнейшим аспектом не только для оценки эффективности функционирования системы универсального обслуживания, но также для прогнозирования финансовых результатов операторов. При этом особенно важным является метод расчета размера возмещения.

Информация о работе Универсальные услуги связи. Организация универсального обслуживания. Регулирование деятельности операторов универсального обслуживани