Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 12:22, курсовая работа
Целью данной работы является проблема формирования карьерной стратегии персонала на действующем предприятии в условиях современного развития рынка.
Исходя из выдвинутой цели, поставлены следующие задачи:
1. Определить специфику понятия «карьера», выявить основополагающие функции, цели и задачи.
Введение
I глава. Карьера. Цели, задачи, функции
1.1. Карьера. Направления и типы
1.2. Факторы формирования карьеры
1.3. Концепция управления карьерой и ее функции
1.4. Миссия, цели, задачи стратегии
II глава. Карьерная стратегия персонала как важный фактор стратегии предприятия
2.1. Классификация карьерной стратегии
2.2. Принципы и методы формирования и управления карьерной стратегии
2.3. Система функций управления карьерой
III глава. Организация управления карьерой как основополагающая функция менеджера
3.1. Планирование и прогнозирование управления карьерой персонала
3.2. Стратегический план карьерного развития: разработка, внедрение, контроль
3.3. Организация, контроль и регулирование управления карьерой персонала на предприятии
Заключение
Список использованной литературы
Оглавление
Введение
I глава. Карьера. Цели, задачи, функции
1.1. Карьера. Направления и типы
1.2. Факторы формирования карьеры
1.3. Концепция управления карьерой и ее функции
1.4. Миссия, цели, задачи стратегии
II глава. Карьерная стратегия персонала как важный фактор стратегии предприятия
2.1. Классификация карьерной стратегии
2.2. Принципы и методы формирования и управления карьерной стратегии
2.3. Система функций управления карьерой
III глава. Организация управления карьерой как основополагающая функция менеджера
3.1. Планирование и прогнозирование управления карьерой персонала
3.2. Стратегический план карьерного развития: разработка, внедрение, контроль
3.3. Организация, контроль и регулирование управления карьерой персонала на предприятии
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Термин «управление карьерой» для российской экономики достаточно новый, так как само управление карьерой как вид деятельности в нашей стране стало формироваться только с середины 90-х годов.
В отечественной литературе понятие «управление карьерой» подчас смешивают с понятиями «профессионально-
Между тем сегодня карьерное развитие персонала начинает играть все более важную роль в достижении организацией своих стратегических целей, ведь по мере того, как изменяются деятельность и структура организации, требуются постоянные изменения в моделях поведения персонала. В интересах как организации, так и персонала должны предприниматься последовательные усилия, противодействующие «моральному износу» человеческого капитала.
Очевидно, что вопросы управления карьерой нельзя решать на любительском уровне, к ним необходимо подходить сугубо профессионально.
Актуальность выбранной темы очевидна: в последнее время особое значение приобретают вопросы практического применения современных форм управления персоналом, позволяющих повысить социально-экономическую эффективность любого производства. Также, менеджерами современных предприятий осознается проблема формирования кадрового потенциала компании, без которого не возможно успешное существование компании в рамках жесткой рыночной конкурентной среде.
Целью данной работы является проблема формирования карьерной стратегии персонала на действующем предприятии в условиях современного развития рынка.
Исходя из выдвинутой цели, поставлены следующие задачи:
1. Определить специфику понятия «карьера», выявить основополагающие функции, цели и задачи.
2. выявить факторы, принципы и методы формирования карьерной стратегии персонала на предприятии.
3. Проанализировать функции предприятия и его первых руководителей, связанных с формирование системы управления карьерой.
4. Определить конкретные методы планирования и прогнозирования карьеры персонала, применяемые на практике.
5. Уточнить необходимые составляющие стратегического плана карьерного развития персонала.
6. выявить взаимосвязь между стратегическим планом карьерного роста сотрудника и стратегическими целями развития самого предприятия.
Теоретическая ценность данной работы заключается в осмыслении таких новых для российского бизнеса понятий как «карьерная стратегия» и «управление карьерой».
Практическая же ценность – в том, что в работе приведены конкретные методы организации процесса управления карьерой персонала, которые применимы для действующих на рынке предприятий.
Теоретической и методологической базой данного исследования послужили основные положения теории организации, теории управления, основ менеджмента, психологии, а также законов РФ и публикации отечественных и зарубежных авторов, посвященные исследованию мотивации к росту персонала.
Основными методами исследования и подходами являются:
- общенаучные методы исследования: диалектический, абстрактно-логический, индукции и дедукции, исторический, функционально-стоимостной и сравнительный анализ и синтез, метод экономико-статистических группировок и другие.
- системный подход, использованный при рассмотрении вопросов определения направлений формирования карьерной стратегии персонала.
- метод экспертных оценок.
Глава I. Карьера: цели, задачи, функции.
1.1.Карьера. Направления и типы.
Выбор той или иной программы поддержки карьеры осуществляется на основе анализа характера и содержания проблем, проявляющихся в середине профессиональной карьеры. Инструментом анализа проблем карьеры может служить бланк, разработанный финскими учеными [3]. С помощью этого бланка сотрудник с «синдромом сорокалетних» (сам или с помощью специалистов) получает возможность вербализовать свои проблемы и проанализировать ожидаемые пути самовыражения и удовлетворения трудом, определить наиболее важные объекты своего развития в ближайшее время и в перспективе, наметить направления подобного развития.
Внутриорганизационная карьера — это последовательная смена работником стадий использования возрастающего человеческого капитала в рамках одной организации. Она может быть:
а) вертикальной, или квалификационно-должностной. Это – индивидуальная последовательность важнейших перемен труда, связанных с изменением статуса работника
по вертикальной шкале сложности труда;
б) горизонтальной, или собственно профессиональной. Это – индивидуальная последовательность важнейших перемен труда, связанных с изменением статуса работника на одном иерархическом уровне (т.е. без переходов работника между рабочими местами различных социальных рангов) в стратифицированной системе трудовой
деятельности в организации. Горизонтальная внутриорганизационная карьера может проявляться, во-первых, в перемене профессии или функциональной области деятельности; во-вторых, в выполнении определенной служебной роли на ступени, не имеющей жесткого, формального закрепления в организационной структуре; в-третьих, в расширении задач на прежней ступени иерархии;
в) центростремительной, или социальной. Это - индивидуальная последовательность важнейших перемен труда, связанных с изменением социального статуса работника, его ценностных ориентации, оценки им своей роли в качестве работника в организации. Центростремительная внутриорганизационная карьера позволяет рационально маневрировать социально-экономическими рычагами, определяющими материальную и моральную заинтересованность и ответственность в труде.
Стадии использования человеческого капитала у работника, связанные с его переходом между рабочими местами в стратифицированной системе трудовой деятельности в организации, называются ступенями (стадиями) внутриорганизационной карьеры.
По скорости переходов между рабочими местами внутриорганизационная карьера может быть охарактеризована как стабильная, нормальная (равномерная) и стремительная. Если длительное время (семь-восемь лет) деятельность работника протекает в рамках одной должности, одного социального ранга, то принято говорить о стабильном характере карьеры. Если внутриорганизационная карьера связана с частой сменой (более одного раза в три года) рабочих мест, должностей, видов деятельности, то речь идет о стремительном характере карьеры. Если количество переходов не превышает одного раза в три года, то принято говорить о нормальном характере карьеры [11].
В зависимости от направленности ступеней внутриорганизационной карьеры («спад», «подъем») можно выделить шесть ее типов:
1) целевая карьера. Сотрудник раз и навсегда выбирает профессиональное пространство для своего развития, планирует соответствующие этапы своего продвижения к профессиональному идеалу и стремится к его достижению (рис. 1);
St |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Uk |
Рис. 1. Целевая карьера
Здесь и на рис. 2—6:
St — статус работника в организационной иерархии;
Uk — уровень компетентности работника.
2) монотонная карьера. Сотрудник намечает раз и навсегда желаемый профессиональный статус и по его достижении не стремится к движению в организационной иерархии даже при наличии возможностей для профессионального совершенствования и улучшения своего социально-профессионального статуса и материального положения (рис. 2);
St |
|
| |||
|
| ||||
|
|
| |||
|
|
| |||
|
|
|
| ||
| Uk |