Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 16:50, реферат
1. Понятие и сущность трудового потенциала
2. Характеристика трудового потенциала работника
3. Основные компоненты трудового потенциала работника
4. Организационный механизм управления трудовым потенциалом организации
5. Программы стратегического управления трудовым потенциалом организации
Пятый фактор – организация трудового процесса, связь с технологией, использование микроэлементного нормирования.
Определение требований к сотруднику, вытекающих из занимаемого им рабочего места, – составная часть определения потребности в персонале. Особенности формирования оптимальных условий труда в рыночной экономике подробно изучены в монографии Г.Э. Слезенгера[14]. Выявление резервов эффективного использования трудовых ресурсов – одна из целей управления на предприятии.
3. Основные компоненты трудового потенциала работника
Трудовой потенциал обладает количественной и качественной сторонами.
Количественная сторона трудового потенциала характеризуется следующими показателями: 1) общей численностью трудоспособного населения; 2) количеством рабочего времени, которое отрабатывает трудоспособное население при сложившемся уровне интенсивности труда. Произведение этих показателей дает общую количественную характеристику трудового потенциала общества – определенный период времени, который может быть выражен в человеко-годах.
Качественная сторона трудового потенциала характеризуется следующими показателями: 1) уровнем состояния здоровья, физической дееспособности трудоспособного населения; 2) уровнем образовательной и квалификационной подготовки трудоспособного населения[15] (рисунок .2).
Следовательно, качественная сторона трудового потенциала характеризуется совокупностью физического и духовного развития трудоспособного населения, что, в свою очередь, предопределяет уровень его трудовой активности. Количественная сторона трудового потенциала отражает его экстенсивный рост, а качественная сторона – интенсивный рост. Оптимальный процесс формирования и использования трудового потенциала возможен через оптимизацию управления трудовыми ресурсами общества. Трудовой потенциал выступает важным элементом экономического потенциала общества.
Разные авторы сходятся во мнении относительно компонентов, индивидуальные характеристики которых, в результате формируют трудовой потенциал отдельного работника, однако предлагают различные их типологии. Наиболее структурированная и достаточно простая их них принадлежит Б.М. Генкину. Основными компонентами трудового потенциала он выделяет следующие: здоровье, нравственность и умение работать в коллективе, творческий потенциал, активность, организованность и ассертивность, образование, профессионализм, ресурсы рабочего времени[16].
Данная типология позволяет выявить спектр укрупненных, наиболее существенных характеристик трудового потенциала работника и провести первичную их оценку. Именно поэтому она удобна в применении, если перед менеджерами по персоналу стоит задача предварительного отбора кандидатур на вакантную должность.
Существует и несколько иной поход, предполагающий укрупнение детерминант трудового потенциала. Его приверженцами являются П.Э. Шлендер, Ю.П. Кокин и ряд других авторов. Данный подход предполагает рассмотрение достаточно объемных составляющих, таких как:
– психофизиологический потенциал – способности и склонности человека, состояние его здоровья, работоспособность, выносливость, тип нервной системы и т.п.;
– образовательно-
– личностный потенциал – уровень гражданского сознания и социальной зрелости, степень усвоения работником норм отношения к труду, ценностные ориентации, интересы, потребности и запросы в сфере труда, исходя из иерархии потребностей человека.
Преимущество этого подхода заключается в укрупнении и сокращении количества детерминант, что является положительным моментом при анализе такого вопроса как влияние отдельной составляющей на итоговый результат трудовой деятельности. По этим причинам, укрупненная типология используется при анализе трудового потенциала в разрезе различных профессий и специализаций работников.
Психофизиологический потенциал работника представляет собой интегральную характеристику естественной основы трудового потенциала индивида и прежде всего его здоровья. Здоровье – это особое состояние, гораздо более широкое, чем просто отсутствие болезни или физических дефектов. Это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, и в нашей стране подавляющее большинство ученых связывают понятие "здоровье" не только с физиологическими факторами, но и с социальными. Здоровый человек – человек, для которого характерны процессы развития психических, физиологических, биологических функций, его оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности активной жизни.
К числу важнейших факторов, определяющих психофизиологический потенциал, относится возраст. Как известно, возраст объединяет в себе две характеристики, одна из которых обозначается длительностью физического существования индивида, другая же - качественная ступень его биологического и социально-
Можно сказать, что возрастная динамика трудовой активности рабочих проходит три основные этапа, на каждом из которых доминируют различные наборы факторов, no-разному сказывающихся на показателях трудовой деятельности мужчин и женщин.
Начало первого этапа (до 25 лет) совпадает с периодом более высокой социальной и психологической зрелости женщин, что предопределяет их более быструю профессиональную и производственную адаптацию. Примерно к 25 годам как мужчины, так и женщины осваивают основные профессиональные навыки, за счет чего обеспечивается качественный скачок в росте большинства частных показателей их трудовой активности. В этот же период средние уровни показателей производственной деятельности у мужчин и женщин заметно сближаются. Имеются основания полагать, что на этом этапе являются одинаково значимыми с одной стороны профессиональный стаж работника, способствующий освоению им профессии, а с другой – возраст как своеобразный социальный стаж, способствующий не только освоению основных профессиональных навыков, но и стимулирующий их реализацию в процессе трудовой деятельности.
Второй этап развития профессионально-
Третий, заключительный этап (от 45 лет и старше) выражается у женщин в большинстве своем существенным понижением уровней всех показателей производственной деятельности, у мужчин же это снижение менее ощутимо.
Под образовательно-
С одной стороны, необходим определенный резерв, запас знаний для успешной адаптированности к условиям современного производства и для восприятия сложных средств производства. Зачастую складывается ситуация искусственного сдерживания профессионального развития персонала, когда примерно одинаков разряд работ и разряд рабочих. И все это приводит к отставанию в конечном счете образовательной и профессионально-
Но, с другой стороны, для успешной адаптации работника к условиям производственной деятельности требуется не столько "избыток образования", приобретенный до начала трудового пути (быстрый моральный износ знаний делает его в значительной степени бесполезным), сколько отлаженная система переподготовки и повышения квалификации кадров. Превышающий потребности экономики образовательно-
С нашей точки зрения, оптимальным можно считать такое соответствие между уровнем производства и ОКП работников, когда компоненты ОКП находятся на уровне, соответствующем требованиям, предъявляемым к работнику современным состоянием научно-технического прогресса с учетом перспективы использования его достижений в конкретных производственных условиях. В зависимости от роли, выполняемой работником на производстве, следует обстоятельно определить его ОКП, возможности его повышения и полной реализации[17]. В данном случае речь идет о проблеме установления и поддержания динамического равновесия, соответствия между формированием и реализацией потенциала знаний и способностей субъекта труда.
Задача состоит не только в том, чтобы созданный материальный и духовный потенциал полностью реализовывался, что само по себе очень важно, но и в том, чтобы само накопление этого потенциала осуществлялось в условиях возможной и необходимой реализации. Следует осознать, что не всякое повышение уровня знания и способностей субъекта приводит автоматически к росту качества и действительному накоплению, проявляющемуся в увеличении эффективности труда, а только такое, которое обеспечивается соответствующими условиями реализации. Отсюда следует, что само по себе создание знаний и способностей вне указанного соответствия выступает лишь как номинальное накопление. Реальное же накопление происходит только при наличии данного соответствия. Такой подход подсказывает и подтверждает сама хозяйственная практика.
Для успешного участия в производственном процессе особенно важным является способность к самообразованию и умение пользоваться приобретенными знаниями и навыками к труду в реальной практике. Исследованиями современных ученых установлено, что на прирост квалификации влияет ряд факторов, в частности, возраст рабочего (около 1%); общий стаж рабочего (3%); профессиональный стаж (5%): общее образование в сочетании с заводской подготовкой (30%); общеобразовательная подготовка в совокупности с профессионально-техническим образованием (61%)[18].
Профессионально-
Чрезвычайно важным блоком в трудовом потенциале работника выступает блок его ценностных ориентации, которые подробно и наиболее полно представлены в монографии Адамчук В.В., Ромашова О.В., Сорокиной М.Е.[19] В наибольшей степени в нем концентрируются мотивы профессиональной деятельности, а также моральные и психологические свойства личности.
Думается что, для мотивационной сферы работников весьма актуально сочетание групп мотивов (в том числе материальные, комфортные, самореализаторские). Материальные мотивы выражают заинтересованность работника в реализации тех возможностей работы, которые могут предоставить в его распоряжение совокупность материальных благ, необходимую для удовлетворения насущных потребностей самого работника и членов его семьи. Комфортные мотивы выражают заинтересованность работника в благоприятных условиях работы, его стремление работать при высокой организации труда, удобном режиме, хорошей санитарно-гигиенической обеспеченности.
Возросшая в последнее время значимость данной группы трудовых мотивов во многом объясняется усложнением производственной среды с ее последствиями для физического и психического здоровья работника. Самореализаторские мотивы выражают заинтересованность работника в более полном использовании своих способностей и умений, его стремление к самостоятельности, к содержательной и ответственной работе, профессионально-
Проблемы эффективной трудовой мотивации в условиях рыночной экономики подробно изучены В.В. Травиным, С.А. Дятловым, Т. Озерниковой, Е. Посадковым и др.[20]
Существование нескольких групп мотивов вполне объяснимо, поскольку человек включен в систему разнообразных отношений - с миром, с окружающими людьми, с обществом. Совокупность этих мотивов имеет сложную иерархическую структуру, которая различается в зависимости от конкретных ситуаций. Конструктивный подход к изучению механизма социального поведения предложен рядом социологов. Ими сформулирована концепция диспозиционной регуляции социального поведения личности. В соответствии с этой теорией человек обладает сложной системой диспозиций, т.е. предрасположенностей, регулирующих его поведение.