Управление трудовым потенциалом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 16:50, реферат

Описание

1. Понятие и сущность трудового потенциала
2. Характеристика трудового потенциала работника
3. Основные компоненты трудового потенциала работника
4. Организационный механизм управления трудовым потенциалом организации
5. Программы стратегического управления трудовым потенциалом организации

Работа состоит из  1 файл

лекц.Управл.труд.потенц.doc

— 336.50 Кб (Скачать документ)

Пятый фактор – организация трудового процесса, связь с технологией, использование микроэлементного нормирования.

Определение требований к сотруднику, вытекающих из занимаемого им рабочего места, – составная часть определения потребности в персонале. Особенности формирования оптимальных условий труда в рыночной экономике подробно изучены в монографии Г.Э. Слезенгера[14]. Выявление резервов эффективного использования трудовых ресурсов – одна из целей управления на предприятии.

 

3. Основные компоненты трудового потенциала работника

Трудовой потенциал обладает количественной и качественной сторонами.

Количественная сторона трудового потенциала характеризуется следующими показателями: 1)              общей численностью трудоспособного населения; 2) количеством рабочего времени, которое отрабатывает трудоспособное население при сложившемся уровне интенсивности труда. Произведение этих показателей дает общую количественную характеристику трудового потенциала общества – определенный период времени, который может быть выражен в человеко-годах.

Качественная сторона трудового потенциала характеризуется следующими показателями: 1) уровнем состояния здоровья, физической дееспособности трудоспособного населения; 2) уровнем образовательной и квалификационной подготовки трудоспособного населения[15] (рисунок .2).

Следовательно, качественная сторона трудового потенциала  характеризуется совокупностью физического и духовного развития трудоспособного населения, что, в свою очередь, предопределяет уровень его трудовой активности. Количественная сторона трудового потенциала отражает его экстенсивный рост, а качественная сторона – интенсивный рост. Оптимальный процесс формирования и использования трудового потенциала  возможен через оптимизацию управления трудовыми ресурсами общества. Трудовой потенциал выступает важным элементом экономического потенциала общества.

Разные авторы сходятся во мнении относительно компонентов, индивидуальные характеристики которых, в результате формируют трудовой потенциал отдельного работника, однако предлагают различные их типологии. Наиболее структурированная и достаточно простая их них принадлежит Б.М. Генкину. Основными компонентами трудового потенциала он выделяет следующие: здоровье, нравственность и умение работать в коллективе, творческий потенциал, активность, организованность и ассертивность, образование, профессионализм, ресурсы рабочего времени[16].

 

Рис. 2. Структура трудового потенциала работника

 

Данная типология позволяет выявить спектр укрупненных, наиболее существенных характеристик трудового потенциала работника и провести первичную их оценку. Именно поэтому она удобна в применении, если перед менеджерами по персоналу стоит задача предварительного отбора кандидатур на вакантную должность.

Существует и несколько иной поход, предполагающий укрупнение детерминант трудового потенциала. Его приверженцами являются П.Э. Шлендер, Ю.П. Кокин и ряд других авторов. Данный подход предполагает рассмотрение достаточно объемных составляющих, таких как:

–        психофизиологический потенциал – способности и склонности человека, состояние его здоровья, работоспособность, выносливость, тип нервной системы и т.п.;

–        образовательно-квалификационный потенциал – объем, глубину и разносторонность общих и специальных знаний, трудовых навыков и умений, обусловливающий способность работника к труду определенного содержания и сложности;

–        личностный потенциал – уровень гражданского сознания и социальной зрелости, степень усвоения работником норм отношения к труду, ценностные ориентации, интересы, потребности и запросы в сфере труда, исходя из иерархии потребностей человека.

Преимущество этого подхода заключается в укрупнении и сокращении количества детерминант, что является положительным моментом при анализе такого вопроса как влияние отдельной составляющей на итоговый результат трудовой деятельности. По этим причинам, укрупненная типология используется при анализе трудового потенциала в разрезе различных профессий и специализаций работников.

Психофизиологический потенциал работника представляет собой интегральную характеристику естественной основы трудового потенциала индивида и прежде всего его здоровья. Здоровье – это особое состояние, гораздо более широкое, чем просто отсутствие болезни или физических дефектов. Это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, и в нашей стране подавляющее большинство ученых связывают понятие "здоровье" не только с физиологическими факторами, но и с социальными. Здоровый человек – человек, для которого характерны процессы развития психических, физиологических, биологических функций, его оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности активной жизни.

К числу важнейших факторов, определяющих психофизиологический потенциал, относится возраст. Как известно, возраст объединяет в себе две характеристики, одна из которых обозначается длительностью физического существования индивида, другая же - качественная ступень его биологического и социально-психофизиологического развития. Они определяют выполнение социальных функций и принятие индивидом социальных ролей, а следовательно, и форм деятельности. В результате возраст самым тесным образом переплетается с целым рядом других временных параметров, характеризующих социальное развитие личности (до определенного момента - уровень образования), а также общий трудовой стаж.

Можно сказать, что возрастная динамика трудовой активности рабочих проходит три основные этапа, на каждом из которых доминируют различные наборы факторов, no-разному сказывающихся на показателях трудовой деятельности мужчин и женщин.

Начало первого этапа (до 25 лет) совпадает с периодом более высокой социальной и психологической зрелости женщин, что предопределяет их более быструю профессиональную и производственную адаптацию. Примерно к 25 годам как мужчины, так и женщины осваивают основные профессиональные навыки, за счет чего обеспечивается качественный скачок в росте большинства частных показателей их трудовой активности. В этот же период средние уровни показателей производственной деятельности у мужчин и женщин заметно сближаются. Имеются основания полагать, что на этом этапе являются одинаково значимыми с одной стороны профессиональный стаж работника, способствующий освоению им профессии, а с другой – возраст как своеобразный социальный стаж, способствующий не только освоению основных профессиональных навыков, но и стимулирующий их реализацию в процессе трудовой деятельности.

Второй этап развития профессионально-производственной деятельности можно ограничить возрастными рамками от 25 до 40-45 лет. Этот этап характеризуется все более полной реализацией профессиональных и социальных навыков, приобретенных на первом этапе. У мужчин, как правило, наблюдается более сильный рост таких показателей, как творческий подход к выполнению трудовых функций и повышение качества выпускаемой продукции.

Третий, заключительный этап (от 45 лет и старше) выражается у женщин в большинстве своем существенным понижением уровней всех показателей производственной деятельности, у мужчин же это снижение менее ощутимо.

Под образовательно-квалификационного потенциалом (в дальнейшем сокращенно ОКП) понимается совокупность общеобразовательных и специальных знаний, способность выполнять труд различной степени сложности. Естественно, что на каждой ступени развития производства нормальное функционирование экономики возможно только при наличии трудового потенциала с соответствующим уровнем образования и квалификации. Достаточно высокий общеобразовательный уровень дает возможность участникам трудового процесса успешно справляться с решением возрастающих по сложности задач. Вместе с тем необходимо учитывать, что новый этап развития производства и кооперации груда сопряжен с возрастанием требований к агенту производства, уровню его знаний. Такое возрастание отражает общемировую тенденцию. В развитых странах запада подготовка квалифицированных рабочих организуется на базе общего (9-10 лет) образования и продолжается в профессиональных учебных заведениях и на производстве в течение 2-6 лет. Важно подчеркнуть при этом, что связь, возникающая в процессе расширения воспроизводства между уровнем развития вещественного фактора и образовательно-квалификационного потенциала работника имеет двусторонний характер. С одной стороны, совершенствование средств труда и структуры производства приводит к качественным сдвигам в ОКП, а с другой – рост ОКП работника является предпосылкой успешного внедрения в производство передовой техники и технологии. Таким образом, достигнутый уровень ОКП, будучи обусловленным научно-техническим прогрессом, служит одновременно условием его дальнейшего развертывания, а также определяет границы этого процесса в каждый конкретный период развития производства и социальной инфраструктуры общества.

С одной стороны, необходим определенный резерв, запас знаний для успешной адаптированности к условиям современного производства и для восприятия сложных средств производства. Зачастую складывается ситуация искусственного сдерживания профессионального развития персонала, когда примерно одинаков разряд работ и разряд рабочих. И все это приводит к отставанию в конечном счете образовательной и профессионально-квалификационной подготовки от потребностей производства и отсутствие стимулирования профессионального роста. В связи с этим можно говорить о необходимости создания института опережающего образования, благодаря которому были бы сформированы основы для ориентации работника на конечный результат развития интеллекта.

Но, с другой стороны, для успешной адаптации работника к условиям производственной деятельности требуется не столько "избыток образования", приобретенный до начала трудового пути (быстрый моральный износ знаний делает его в значительной степени бесполезным), сколько отлаженная система переподготовки и повышения квалификации кадров. Превышающий потребности экономики образовательно-квалификационный потенциал занятого населения зачастую приводит к нерациональному использованию рабочей силы. Невозможность использования в полной мере полученных знаний вызывает неудовлетворенность трудом, что в свою очередь обуславливает снижение его производительности, интереса к работе и таким образом приводит к значительным экономическим и социальным потерям.

С нашей точки зрения, оптимальным можно считать такое соответствие между уровнем производства и ОКП работников, когда компоненты ОКП находятся на уровне, соответствующем требованиям, предъявляемым к работнику современным состоянием научно-технического прогресса с учетом перспективы использования его достижений в конкретных производственных условиях. В зависимости от роли, выполняемой работником на производстве, следует обстоятельно определить его ОКП, возможности его повышения и полной реализации[17]. В данном случае речь идет о проблеме установления и поддержания динамического равновесия, соответствия между формированием и реализацией потенциала знаний и способностей субъекта труда.

Задача состоит не только в том, чтобы созданный материальный и духовный потенциал полностью реализовывался, что само по себе очень важно, но и в том, чтобы само накопление этого потенциала осуществлялось в условиях возможной и необходимой реализации. Следует осознать, что не всякое повышение уровня знания и способностей субъекта приводит автоматически к росту качества и действительному накоплению, проявляющемуся в увеличении эффективности труда, а только такое, которое обеспечивается соответствующими условиями реализации. Отсюда следует, что само по себе создание знаний и способностей вне указанного соответствия выступает лишь как номинальное накопление. Реальное же накопление происходит только при наличии данного соответствия. Такой подход подсказывает и подтверждает сама хозяйственная практика.

Для успешного участия в производственном процессе особенно важным является способность к самообразованию и умение пользоваться приобретенными знаниями и навыками к труду в реальной практике. Исследованиями современных ученых установлено, что на прирост квалификации влияет ряд факторов, в частности, возраст рабочего (около 1%); общий стаж рабочего (3%); профессиональный стаж (5%): общее образование в сочетании с заводской подготовкой (30%); общеобразовательная подготовка в совокупности с профессионально-техническим образованием (61%)[18].

Профессионально-квалификационная структура и уровень квалификации работников в огромной мере зависят от уровня общего образования. Высокая общеобразовательная подготовка создает прочную основу для роста не только производственной и общественной активности работников, что, в свою очередь, влияет на эффективность труда.

Чрезвычайно важным блоком в трудовом потенциале работника выступает блок его ценностных ориентации, которые подробно и наиболее полно представлены в монографии Адамчук В.В., Ромашова О.В., Сорокиной М.Е.[19] В наибольшей степени в нем концентрируются мотивы профессиональной деятельности, а также моральные и психологические свойства личности.

Думается что, для мотивационной сферы работников весьма актуально сочетание групп мотивов (в том числе материальные, комфортные, самореализаторские). Материальные мотивы выражают заинтересованность работника в реализации тех возможностей работы, которые могут предоставить в его распоряжение совокупность материальных благ, необходимую для удовлетворения насущных потребностей самого работника и членов его семьи. Комфортные мотивы выражают заинтересованность работника в благоприятных условиях работы, его стремление работать при высокой организации труда, удобном режиме, хорошей санитарно-гигиенической обеспеченности.

Возросшая в последнее время значимость данной группы трудовых мотивов во многом объясняется усложнением производственной среды с ее последствиями для физического и психического здоровья работника. Самореализаторские мотивы выражают заинтересованность работника в более полном использовании своих способностей и умений, его стремление к самостоятельности, к содержательной и ответственной работе, профессионально-квалификационному росту, активному участию в управлении производством.

Проблемы эффективной трудовой мотивации в условиях рыночной экономики подробно изучены В.В. Травиным, С.А. Дятловым, Т. Озерниковой, Е. Посадковым и др.[20]

Существование нескольких групп мотивов вполне объяснимо, поскольку человек включен в систему разнообразных отношений - с миром, с окружающими людьми, с обществом. Совокупность этих мотивов имеет сложную иерархическую структуру, которая различается в зависимости от конкретных ситуаций. Конструктивный подход к изучению механизма социального поведения предложен рядом социологов. Ими сформулирована концепция диспозиционной регуляции социального поведения личности. В соответствии с этой теорией человек обладает сложной системой диспозиций, т.е. предрасположенностей, регулирующих его поведение.

Информация о работе Управление трудовым потенциалом