Управление затратами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 21:35, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является разработка мероприятий, повышающих
эффективность управления затратами на предприятии.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
- определить затраты как управляемую экономическую категорию;
- рассмотреть концептуальные основы управления затратами;
- изучить основные приемы и методы управления затратами предприятия;
- применить изученные методы и приемы в усовершенствовании управления
затратами предприятия ОАО «Электроагрегат».

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 251.50 Кб (Скачать документ)

ресурсов.

Управление затратами  – это умение экономить ресурсы  и максимизировать отдачу

от них.

Одним из самых эффективных методов решения задач финансового анализа с целью

оперативного  и стратегического планирования служит операционный анализ,

называемы также  анализом «Издержки – Объем -Прибыль», отслеживающий

зависимость финансовых результатов бизнеса от издержек и объемов производства

(сбыта).

Операционный  анализ является составной частью управленческого  учета. Его

ключевыми элементами является: операционный рычаг, порог  рентабельности и

запас финансовой прочности. Названные элементы можно  дополнить маржинальным

доходом. Промежуточный  маржинальный доход – это результат  от реализации

товаров после  возмещения той части переменных и постоянных затрат, величина

которой потребуется  при производстве рассматриваемого изделия либо изменяется

с изменением объема выпуска.

Если анализ безубыточности позволяет определять и изучать точку

безубыточности (порог рентабельности, критический  объем производства и

продаж), запас  финансовой прочности (индекс безопасности), то более широкое

использование маржинального дохода в анализе позволяет также определить цену,

объем производства и продаж для получения планируемой  прибыли, обосновывать

выбор оборудования, технологий производства и т.п.

Обобщая вышеизложенное, следует сказать, что помимо оценки операционного

рычага, анализа безубыточности к операционному анализу можно также отнести

различные методы маржинально анализа; метод предельных затрат, изучающий

изменение общей  суммы затрат, полученное в результате увеличения выпуска

продукции на одно изделие при неизменных общих  факторах [19, с.101].

Важнейшей составляющей операционного анализа является разделение затрат на

переменные и  постоянные.

Переменные затраты  меняются в целом прямо пропорционально  изменениям объема

производства  товаров (работ, услуг). К ним относятся  затраты на сырье и

основные материалы, технологическое топливо  и энергию, основную заработную

плату производственных рабочих и т.п.

К постоянным относятся  затраты, общая величина которых  существенно не

меняется при  уменьшении или увеличении объема выпуска  продукции, в результате

чего изменяется их относительная величина на единицу  продукции. Это затраты

на отопление  и освещение помещений, заработная плата управленческого

персонала, амортизационные  отчисления и др.

Рассматривая  поведение переменных и постоянных издержек, необходимо

очерчивать релевантный  период: структура издержек неизменна  лишь в

определенном  периоде и при определенном количестве продаж.

Однако, следует  заметить, что такое деление издержек лишь на два вида иногда

оказывается недостаточным  для того, чтобы обеспечить обоснованность выработки

ценовой и ассортиментной политики, а именно – определить наиболее выгодный

ассортимент продукции  и оптимальные цены. Неточность возникает  из-за того,

что в практике случают ситуации, когда с вводом в производство нового вида

продукции или  при увеличении объемов выпуска  существующих изделий может

потребоваться увеличение части постоянных затрат. Указанная погрешность

сокращается при  делении затрат на прямые и косвенные  с последующим расчетом

промежуточной маржи как результата от реализации, полученного после вычитания

из выручки  прямых переменных и прямых постоянных затрат.

При этом прямыми  называют издержки, которые относятся  непосредственно к

данному изделию. Косвенные постоянные издержки –  это постоянные затраты всего

предприятия (кроме  прямых), например управленческие расходы  различных служб

предприятия на аренду, содержание административных зданий, их амортизацию,

расходы на научные  исследования и др. Косвенные затраты  трудно отнести к

конкретным видам  продукции, поэтому во многих случаях их относят на то или

иное изделие  пропорционально доле этого изделия  в стоимости общего объема

производства [10, с.182].

Следует отметить, что на выбор наилучшей структуры  издержек влияют многие

факторы, включая  долговременную стратегию продаж, ежегодные колебания

выручки, отношение  менеджмента к риску.

Критерием выбора наиболее прибыльной и рентабельной продукции могут служить

следующие показатели:

- валовая маржа  на единицу продукции;

- доля валовой  маржи в цене единицы продукции;

- валовая маржа  на единицу ограничивающего фактора.

Под ограничивающим фактором подразумевается производственный фактор

(оборудование, трудовые ресурсы), который определяет  технологические пределы

изменения ассортимента выпускаемой продукции.

Расчет валовой маржи основан на использовании методов калькулирования по

сокращенным затратам (в первую очередь – директ-костинг). Эти методы

позволяют включать в себестоимость продукции только те затраты, которые

непосредственно связаны с производством конкретных видов продукции (прямые

или переменные  в зависимости от выбранного метода калькулирования).

Остальные же списываются  на финансовые результаты без распределения  по

отдельным видам  продукции.

Следует отметить, что выбор того или иного метода расчета финансового

результата может  привести к значительным изменениям в ассортименте

производимой  продукции и, как следствие, к  снижению или повышению суммарной

прибыли предприятия [2, с.12].

Анализ структуры  стоимости позволяет принимать  и более глобальные решения.

Наиболее простым и широко используемым в мировой практике подходом к анализу

структуры стоимости  является так называемое «правило 50 процентов». Оно

находит свое применение в управлении ассортиментом продукции  предприятия.

Более подробно это правило будет рассмотрено далее.

     1.3. Управленческий учет как инструмент  управления затратами

Управленческий  учет – это вид учетной деятельности, который характеризуется

сбором, анализом, подготовкой и предоставление информации, необходимой для

принятия управленческих решений в области планирования, контроля, организации

и регулирования  деятельности предприятия в целом  и его отдельных

подразделений. Управленческий учет использует данные производственного учета,

в котором аккумулируется информация о затратах себестоимости продукции [5,

с.12].

В качестве информационной базы для финансового менеджмента  наибольший интерес

представляют  данные об уровне, динамике и структуре  себестоимости;

классификации затрат; показателях рентабельности.

В зависимости  от полноты включения различных групп затрат в себестоимость

продукции выделяют два основных метода учета затрат: учет по полной

себестоимости («абзорпшен-костинг»), называемый также  учетом поглощенных

издержек, и полной себестоимости («директ-костинг»).

При учете по полной себестоимости в себестоимость продукции включаются все

издержки предприятия  независимо от их деления на прямые и косвенные. Так как

косвенные расходы  распределяются по видам продукции  согласно определенной

базе, которая  определена приказом об учетной политике, а абсолютно точное

распределение невозможно, то существует искажение  реальной себестоимости

отдельных видов  продукции. В результате, и цены на эту продукцию, как

правило, получаются необоснованными, что обычно ведет  к подрыву

конкурентоспособности продукции.

Достоинства данного  метода заключаются в следующем:

- соответствие  сложившимся в России традициям  и требованиям нормативных актов

по финансовому  учету и налогообложению;

корректная оценка стоимости запасов незавершенной  и готовой продукции.

Учет по полной себестоимости широко распространен в нашей стране [1, с.35].

Наряду с учетом по полной себестоимости все чаще применяют учет по учетной

себестоимости. В соответствии с этим методом  на продукцию распределяют не все

издержки предприятия, а только их часть – переменные затраты, т.е.

изменяющиеся  пропорционально изменению объема выпуска. А постоянные затраты в

себестоимость продукции не включают, и относят  их на финансовый результат

того периода, когда они возникли [6, с.32].

Процесс учета  затрат по методу директ-костинг включает в себя два этапа (рис.

1):

Первый этап

«Расчет себестоимости»:      Виды продукции                   1

2        3

Доходы от реализации          х        х        х

Переменные затраты -           х        х        х

Маржинальный  доход =        х        х        х

Второй этап

«Расчет результата»:             Постоянные затраты                       х

Результат:                              Рентабельность производства    =  х

                    Рис. 1 Общая схема системы директ-костинг                   

На первом этапе  устанавливается связь объема производства готовой продукции с

прямыми (переменными) затратами, отражается рентабельность производства

отдельных видов  продукции. На втором этапе обобщенные на одном счете

постоянные расходы сопоставляются с вкладом, полученным от реализации каждого

вида продукции. Результат отражает рентабельность всего производства и

реализации. Таким  образом, эта система ориентирована  на реализацию [15,

с.138].

Преимущества  учета по усеченной себестоимости заключается в следующем:

- финансовый  результат по всему предприятия  и по отдельным видам продукции  не

зависит от выбора метода распределения постоянных затрат, что особенно важно

для предприятий  с широким ассортиментом продукции;

- возможность  сравнения себестоимости различных периодов только в части

Информация о работе Управление затратами