Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 21:35, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является разработка мероприятий, повышающих
эффективность управления затратами на предприятии.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
- определить затраты как управляемую экономическую категорию;
- рассмотреть концептуальные основы управления затратами;
- изучить основные приемы и методы управления затратами предприятия;
- применить изученные методы и приемы в усовершенствовании управления
затратами предприятия ОАО «Электроагрегат».
составляют (1289106,24 руб. – 1259979,6 руб.) = 29126,64 руб.
Таким образом, искомое уравнение регрессии общепроизводственных расходов
будет иметь вид:
У = 29,13 тыс.руб. +
834,05 * Х
Далее необходимо рассчитать ключевые показатели операционного анализа
деятельности предприятия за 2000 год. Для этого воспользуемся общим
уравнением регрессии цехов и общепроизводственных расходов:
У = 1383,43 тыс.руб. + (Х*1158,05 тыс.руб.),
где
1383,43 тыс. руб. – это постоянные расходы,
а (Х*1158,05 + Материальные затраты) – это переменные расходы,
Х – объем производства.
Расчетные данные представлены в табл. 8 (прил. В). Рассчитаем силу
воздействия операционного рычага, порог рентабельности и запас финансовой
прочности за 2001
год для предприятия ОАО «
расчета кратко представим в таблице:
Показатель В тыс. руб. В процентах и в относительном выражении (К ВРП)
1. Выручка от реализации 237252 100% или 1
2. Переменные затраты 175303 73,9% или 0,739
3. Валовая маржа 61949 26,1% или 0,261
4. Постоянные затраты 16601 6,99% или 0,0699
5. Прибыль 45348 19,1%
или 0,191
Порог рентабельности = Постоянные затраты / Валовая маржа (в относительном
выражении. к ВРП) = 16601 тыс. руб. / 0,261 = 63605 тыс. руб.
Запас финансовой прочности = 237252 – 63605 = 173647 тыс. руб.
Запас финансовой прочности в % =
Сила воздействия операционного рычага =
Таким образом,
для предприятия ОАО «
выводы:
1) порог рентабельности, равный 63605 тыс. руб.,
показывает, что при этом количестве выручки предприятия не имеет ни убытков,
ни прибыли;
2)
запас финансовой прочности
т.е. выручка от реализации продукции может снизиться на 73,19%, но убытков
пока это не принесет,
3)
сила воздействия
1,36, а это означает, что если выручка увеличится, например, на 10%, то это
должно принести рост прибыли на 10% * 1,36 = 13,6%
3.3. Анализ чувствительности
прибыли предприятия к
операционного рычага
Для предприятия ОАО «Электроагрегат» необходимо провести анализ
чувствительности прибыли предприятия к 10-процентным изменениям основных
элементов операционного рычага и определим:
1. Цена реализации изменится на 10%, как изменится прибыль? На сколько
единиц продукции можно сократить объем реализации без потери прибыли?
2. Оценим влияние 10% изменения переменных расходов на прибыль.
3. Оценим влияние 10% изменения постоянных расходов на прибыль.
4. Оценим влияние 10% увеличения объема реализации.
Выбор именно 10-процентного изменения элементов операционного анализа
обусловлен среднеотраслевым показателем темпов роста выручки.
Воспользуемся нижеприведенными формулами вычисления объема реализации (К0
), обеспечивающего
постоянный результат при
операционного рычага:
-
если изменится цена
К0 = (Исходная сумма валовой маржи / Новый коэффициент валовой
маржи): Новая цена реализации
-
если изменяются постоянные
К0 = (Исходная сумма валовой маржи / исходный коэффициент валовой
маржи): Цена реализации
-
если изменяются переменные
К0 = (Исходная валовая маржа / Новый коэффициент валовой маржи).
Для выполнения анализа необходимо, прежде всего, определить по исходящим
данным роль
различных элементов
финансовых результатов
предприятия ОАО «
исходного положения:
Показатели Значения
Цена реализации 12,53047 тыс. руб. / шт.
Выручка от реализации 237252 тыс. руб. (100%)
Переменные издержки 175303 тыс. руб. (73,9%)
Валовая маржа 61949 тыс. руб. (26,1%)
Постоянные издержки 16601 тыс. руб. (6,99%)
Прибыль 45348 тыс. руб. (19,1%)
Средние переменные
издержки 9,2586 тыс. руб. / шт.
1.
Предположим, что цена
Новая цена реализации – 13,783515 т.р. / шт.
Переменные издержки – 175303 тыс. руб. (67,17%)
Валовая маржа – 85674 тыс. руб. (32,83%)
Постоянные расходы – 16601 тыс. руб. (6,36%)
Прибыль – 69073 тыс. руб. (26,47)
Определим, при каком объеме реализации можно получить прежний результат
прибыли (45348 тыс. руб.):
Показатели
Объем – 18934 шт;
Цена – 13,783517 т.р./шт. Объем, обеспечивающий неизменный результат 13689,99шт.; цена=12,53
тыс. руб. % тыс. руб. %
Выручка от реализации
продукции 260977 100 188699
Переменные издержки 175303 67,
Валовая маржа 85674 32,83 61949 32,83
Постоянные издержки 16601 6,
Прибыль 69073 26,47 45448 24,
Переменные издержки (при V = 13689,99) = Ср. переменные издержки * V
реализации = 9,2586 т.р. / шт. * 13689,99 шт. = 126750 т.р.
Таким образом, повышение цены на 10% компенсирует сокращение объема
реализации (18934 шт. – 13689,99 шт. = 5244,01 шт. или на 27,69%) и
увеличивает прибыль на 52,32%; если цена снизится на 10%, то предприятие
должно увеличить объем реализации на 55,38%.
2.
Проанализируем влияние
прибыль предприятия. Предположим, что благодаря повышению производительности
труда и более выгодным закупкам сырья и материалов предприятию ОАО
«Электроагрегат» удалось снизить переменные издержки на 10%. Определим
величину сокращения объема реализации, которую компенсирует данное снижение
переменных затрат (без потери прибыли).
Выручка от реализации – 237252 тыс. руб. (100%)
Новые переменные расходы – 157772,7 тыс. руб. (66,5%)
Валовая маржа – 79479,3 тыс. руб. (33,49%)
Постоянные расходы – 16601 тыс. руб. (6,99%)
Прибыль – 62 878 тыс. руб. (26,5%)
Новый объем реализации:
Показатели Объем – 18934 шт Объем, обеспечивающий неизменный результат 14762,2 шт.
тыс. руб. % тыс. руб. %
Выручка от реализации
продукции 237252 100 184958
Переменные издержки 157772,7
Валовая маржа 79479,3 33,49 61949 33,
Постоянные издержки 16601 6,
Прибыль 62878,3 26,5 45348 24,
Следовательно, снижение переменных издержек на 10% компенсирует сокращение
объема реализации на 4171,8 шт. (18934 – 14762,2) или на 22,033% и
увеличивает прибыль на 38,6572%. Анализ показывает, что при повышении
переменных издержек
на 10% предприятие ОАО «
увеличения объема реализации на 32% (чтобы компенсировать потерянную часть
дохода), или оно потеряет 38,65% своей прибыли.
3.
Рассмотрим изменение
рассматриваемому предприятию, благодаря новой организации своей деятельности
удалось снизить постоянные издержки на 10%. Тогда при первоначальном объеме
реализации прибыль должна возрасти на 4534,8 т.р. или на 10%. Определим
снижение объема реализации, на которое теперь может пойти предприятие для
достижения первоначальной прибыли 45348 т.р. После снижения постоянных
издержек требуется валовая маржа на уровне 60288,9 т.р. Тогда новый объем
реализации составит:
Аналогично, рост постоянных издержек предприятия может компенсировать путем
уменьшения объема реализации на 2,64%, так как в противном случае прибыль
снизится на 10%.
4.
Влияние изменения объема
проанализируем
с помощью эффекта
рычага равна (61949 т.р.: 45348) = 1,36. Предположим, предприятие ОАО
«Электроагрегат» увеличило объем реализации на 10%. Тогда выручка возрастет
на 10% также, а прибыль с учетом действия операционного рычага должна
увеличиться на (10% * 1,36) = 13,6
Проверка:
Выручка от реализации 2600977,2
Переменные издержки 192832,56
Валовая маржа 68144,64
Постоянные издержки 16601
Прибыль 51543,64
Прибыль действительно выросла на 13,6% или на 6195,64 тыс. руб.
Таким образом, для предприятия ОАО «Электроагрегат» можно сделать следующие
выводы: на основе проведенного анализа можно распределить элементы
рентабельности по степени их влияния на прибыль предприятия:
- повышение цены на 10% увеличивает прибыль на 52,32%, а
соответствующее снижение цены ухудшает результат на 52,32%;
-
изменение прибыли предприятия
при изменении переменных
составляет 38,65%;
- увеличение объема реализации продукции на 10% приводит к росту
прибыли предприятия на 13,66%;
-
из числа рассмотренных
оказывает изменение уровня постоянных издержек. 10% изменение этих расходов
приводит к
пропорциональному изменению
С помощью операционного анализа выявлена и взаимосвязь факторов цены и
переменных издержек с изменениями объема реализации:
- при снижении цены на 10% предприятие ОАО «Электроагрегат» должно
увеличить объем реализации на 55,38%, чтобы компенсировать потерю дохода, а
при увеличении цены на 10% можно сократить объем реализации на 27,69% без
негативных последствий для финансовых результатов предприятия;