Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 09:22, курсовая работа
Переход к рыночным отношениям внес значительные изменения в регулирование доходов, которые в первую очередь и определяют благосостояние людей. Прежде всего уменьшилась роль государства в этой области, расширилась самостоятельность регионов и предприятий, а также повысилась значимость рыночных регуляторов. Именно поэтому становится таким важным выработка собственной политики предприятия в области доходов, которая учитывала бы интересы различных групп работников и собственников, предусматривала бы эффективную систему занятости и вознаграждения за труд, меры по социальной защите работников, а следовательно обеспечивала бы человеку достойную жизнь.
Уровень жизни – многогранное явление, которое зависит от множества разнообразных причин, начиная от территории, где проживает население, то есть географических факторов, и заканчивая общей социально-экономической и экологической ситуацией, а также состоянием политических дел в стране.
Введение………………………………………………………………………………………….
Глава 1. я….
Основные показатели уровня жизни населения России………………………..
1.1. Доходы населения: виды, источники, формирование. Номинальные и реальные доходы……………………………………………………………………………………….
1.2. Понятие и показатели уровня жизни населения………………………………………….
1.3. Совокупные показатели потребления……………………………………………………..
Глава 2. Анализ уровня жизни населения России………………………………………….
2.1. Анализ доходов и благосостояния населения……………………………………………..
2.2. Анализ дифференциации доходов населения……………………………………………..
2.3. Анализ потребления………………………………………………………………………...
Глава 3. Программы повышения уровня жизни населения России…………………….
3.1. Программа повышения уровня жизни населения…………………………………………
3.2. Основные цели и мероприятия повышения уровня жизни населения………………….
3.3. Экономическая эффективность мероприятий повышения уровня жизни населени
Заключение…………………………………………………………………………………….
Список используемой литературы…………………………………………………………
Величина
прожиточного минимума
за III квартал 2006 года
(по состоянию на 29 января 2007
года)
рублей в месяц
|
Наборы продуктов и услуг, входящих в «потребительскую корзину», должны систематически пересматриваться. При этом принципиальное значение для определения стоимости «потребительской корзины» имеет выбор цен на товары и услуги.
Индекс
потребительских цен
С этих позиций определяется индексация доходов, минимального уровня заработной платы, осуществляется использование различных шкал индексации в зависимости от уровня оплаты труда. В результате может применяться:
- полная индексация. Она осуществляется в точном соответствии с индексом потребительских цен на товары и услуги;
- частичная индексация. Она осуществляется в определенной пропорции к индексу цен.
Чем выше уровень индексации доходов, тем более существенное влияние она оказывает на развитие инфляционных процессов, тем медленнее рассасывается неудовлетворенный спрос. На практике полная индексация не используется ни в одной стране. Частичная компенсация может быть весьма гибкой и дифференцироваться в зависимости от уровня оплаты труда по отраслям, отдельным группам населения, с учетом необходимости перераспределения рабочей силы и т. п.
Особенно
остро вопрос об индексации стоит
в отношении тех групп
Дотации к розничным ценам являются результатом отклонения цен на ряд товаров ниже их стоимости. Величина дотации определяется как разница между издержками и розничными ценами на определенный круг товаров: мясо-молочная продукция, овощи, отдельные сорта рыбы, товары детского ассортимента, медикаменты и др. Ценовые дотации сознательно используются государством для поддерживания стабильного уровня розничных цен на особо важные предметы потребления. Дажб если растут издержки на их производство, потребление населения поддерживается на должном уровне. Таким образом, дотации есть метод перераспределения ресурсов государства в пользу населения.
Источниками дотаций являются налог на добавленную стоимость, акцизный налог. Данные виды налогов представляют собой результат отклонения цен на ряд товаров выше общественных затрат на их производство. Величина указанных налогов определяется как разница между розничными ценами и издержками производства для определенного круга предметов потребления: товары длительного пользования, продукция легкой промышленности, социально вредные товары (алкоголь, табак) и др. Эти налоги балансируют спрос и предложение, обеспечивают устойчивое поступление части доходов населения в государственный бюджет. Налоги используются государством в качестве инструмента перераспределения доходов в макроэкономике.
Таким образом, важно учесть все факторы, формирующие динамику потребительских цен и соответственно стоимость жизни населения. Только в этом случае могут быть определены масштабы инфляции, приняты необходимые меры по ее сдерживанию. Необходимо отказаться от политики «скрытой» инфляции. Надо открыто признать ее наличие и перейти к политике управляемой инфляции. Это будет означать контролируемый умеренный рост цен, нейтрализацию ее последствий и влияния на уровень доходов и потребления населения. Критерием эффективного управления инфляцией может быть только рост реальных доходов населения. Только на этой основе
может быть разработан действительный механизм социального контроля и социальной защиты населения от инфляционных тенденций.
В повышении уровня жизни населения в современных условиях возрастает роль социальной сферы. В ней реализуются важнейшие принципы развития человеческой личности. К ним относятся:
1)
социальная справедливость, или
степень социального равенства
людей. Она включает их
2)
социальные гарантии. К ним относятся
право на труд, удовлетворение
потребностей в медицинском
3)
повышение материального и
4) гуманизация общественных отношений на производстве, в общественно-политической жизни, в быту. Данное направление обеспечивает гармоничное сочетание многообразных интересов;
5)
развитие социальной
6)
гражданская сплоченность всех
составляющих общество
Совершенствование социальной сферы открывает путь к формированию нового образа жизни, к реализации принципа социальной справедливости, к улучшению условий труда и жизни людей.
Глава 2. Анализ уровня
жизни населения
России.
2.1.
Анализ доходов
и благосостояния
населения.
Денежные доходы населения включают оплату по труду всех категорий населения, премии, постоянные надбавки к заработной плате и средства на командировочные расходы, пенсии, пособия и стипендии, поступления от продажи продуктов сельского хозяйства, поступления из финансовой системы и прочие.
Денежные расходы населения включают расходы населения на покупку товаров и оплату услуг, обязательные платежи и разнообразные взносы, прирост сбережений во вкладах и ценных бумагах.
Среднемесячная
Покупательная способность денежных доходов населения – отражает потенциальные возможности населения по приобретению товаров и услуг и выражается через товарный эквивалент среднемесячных денежных доходов населения.
Средний размер назначенной месячной пенсии пенсионера, установленный в соответствии с Законом РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», определяется делением общей суммы назначенных месячных пенсий на соответствующую численность пенсионеров.
Индекс
Система индексов цен, рассчитываемых органами статистики, включает в себя индексы цен и тарифов на товары и услуги на потребительском рынке, цен производителей на промышленную продукцию, цен на приобретаемые предприятиями материально-технические ресурсы, цен реализации сельскохозяйственной продукции, цен в капитальном строительстве, тарифов на грузовые перевозки. Эти индексы рассчитываются по данным наблюдения за ценами товаров-представителей по выборочному кругу предприятий всех типов и форм собственности.
Таблица 3
Денежные
доходы и расходы
населения.
2002 | 2003 | 2004 | 2005 | |
Доходы: | ||||
Млрд.руб.
в % к предыдущему году |
7099,9
в 8,5 р. |
79949,0
в 11,3 р. |
364834,1
в 4,6 р. |
942354,3
в 2,6 р. |
Расходы: | ||||
на
покупку товаров и оплату услуг
млрд. руб. в % к предыдущему году |
5174,7 в 10 р. |
55066,4 в 10,6 р. |
235427,0 в 4,3 р. |
663757,9 в 2,8 р. |
Обязательные
платежи и добровольные взносы
млрд. руб. в % к предыдущему году |
580,6 в 8,4 р. |
6087,1 в 10,5 р. |
24778,9 в 4,1 р. |
63473,9 в 2,6 р. |
Накопление
сбережений во вкладах и ценных бумагах
млрд. руб. в % к предыдущему году |
337,7 207,4 |
4959,2 в 14,7 р. |
23681,5 в 4,8 р. |
46971,0 в 2,0 р. |
Покупка
валюты
млрд. руб. в % к предыдущему году |
39,2 - |
6426,8 164,0 |
64552,2 в 10,0 р. |
135007,0 в 2,1 р. |
Превышение
денежных доходов над расходами:
млрд. руб. в % к предыдущему году |
967,7 в 11,9 р. |
7409,5 в 7,7 р. |
16394,5 в 2,2 р. |
33144,5 в 2,0 р. |