Уровень жизни населения России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 09:22, курсовая работа

Описание

Переход к рыночным отношениям внес значительные изменения в регулирование доходов, которые в первую очередь и определяют благосостояние людей. Прежде всего уменьшилась роль государства в этой области, расширилась самостоятельность регионов и предприятий, а также повысилась значимость рыночных регуляторов. Именно поэтому становится таким важным выработка собственной политики предприятия в области доходов, которая учитывала бы интересы различных групп работников и собственников, предусматривала бы эффективную систему занятости и вознаграждения за труд, меры по социальной защите работников, а следовательно обеспечивала бы человеку достойную жизнь.
Уровень жизни – многогранное явление, которое зависит от множества разнообразных причин, начиная от территории, где проживает население, то есть географических факторов, и заканчивая общей социально-экономической и экологической ситуацией, а также состоянием политических дел в стране.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….

Глава 1. я….
Основные показатели уровня жизни населения России………………………..

1.1. Доходы населения: виды, источники, формирование. Номинальные и реальные доходы……………………………………………………………………………………….
1.2. Понятие и показатели уровня жизни населения………………………………………….
1.3. Совокупные показатели потребления……………………………………………………..

Глава 2. Анализ уровня жизни населения России………………………………………….

2.1. Анализ доходов и благосостояния населения……………………………………………..
2.2. Анализ дифференциации доходов населения……………………………………………..
2.3. Анализ потребления………………………………………………………………………...

Глава 3. Программы повышения уровня жизни населения России…………………….

3.1. Программа повышения уровня жизни населения…………………………………………
3.2. Основные цели и мероприятия повышения уровня жизни населения………………….
3.3. Экономическая эффективность мероприятий повышения уровня жизни населени
Заключение…………………………………………………………………………………….

Список используемой литературы…………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

МАКРО КУРСОВАЯ.doc

— 609.50 Кб (Скачать документ)

Величина  прожиточного минимума за III квартал 2006 года 
(по состоянию на 29 января 2007 года
)               рублей в месяц

  Все 
население
В том числе по социально-демографическим  группам
трудоспособное 
население
пенсионеры дети
Российская  Федерация ... ... ... ...
Центральный 
федеральный округ
       
Белгородская  область 2884 3118 2276 2866
Брянская  область 2856 3062 2335 2823
Владимирская  область 3222 3468 2693 3059
Воронежская область 2791 3067 2176 2750
Ивановская  область 2942 3206 2277 2956
Калужская область 3207 3470 2582 3124
Костромская область 2904 3188 2250 2775
Курская область 2724 2989 2218 2494
Липецкая  область 2621 2876 1958 2629
Московская  область 3830 4267 2831 3605
Орловская область 2635 2870 2235 2466
Рязанская область 2984 3230 2443 2921
Смоленская  область 3181 3429 2546 3136
Тамбовская  область 2473 2740 1925 2441
Тверская  область 3029 3347 2361 2988
Тульская  область 2786 3104 2170 2829
Ярославская область 2931 3273 2158 2874
г.Москва 5124 5795 3533 4381
Северо-Западный 
федеральный округ
       
Республика  Карелия 3670 4040 2847 3347
Республика  Коми 4525 4868 3500 4333
Архангельская область 3993 4358 3142 3746
Вологодская область 3529 3843 2754 3315
Калининградская область 3646 3933 2879 3422
Ленинградская область 3261 3477 2414 3178
Мурманская  область 5287 5464 4435 5247
Новгородская  область 3200 3524 2430 3192
Псковская область 2935 3221 2324 2766
г.Санкт-Петербург 3497 3989 2580 3062
Ненецкий  авт.округ 5783 6317 4313 5601
Южный 
федеральный округ
       
Республика  Адыгея 2880 3123 2352 2822
Республика  Дагестан 2416 2567 1846 2305
Республика  Ингушетия 2766 3016 2177 2523
Кабардино-Балкарская Республика 2504 2693 1896 2406
Республика  Калмыкия 2623 2837 2076 2537
Карачаево-Черкесская Республика 2628 2854 2142 2467
Республика  Северная Осетия - Алания 2579 2781 2095 2466
Чеченская Республика1) 3012 3333 2294 2769
Краснодарский край 3172 3402 2641 3061
Ставропольский  край 2970 3216 2328 2846
Астраханская  область 2783 3040 2089 2653
Волгоградская область 2726 2965 2148 2724
Ростовская  область 3021 3274 2364 2970
Приволжский 
федеральный округ
       
Республика  Башкортостан 2967 3171 2439 2887
Республика  Марий Эл 2737 2952 2041 2667
Республика  Мордовия 2788 3038 2141 2693
Республика  Татарстан 2749 3027 1989 2720
Удмуртская  Республика 3011 3217 2412 2866
Чувашская Республика 2736 2932 2197 2679
Кировская область 3055 3343 2306 3049
Нижегородская область 3260 3524 2612 3199
Оренбургская  область 2712 2944 2075 2683
Пензенская  область 2955 3202 2395 2832
Пермская  область1) 3428 3666 2756 3296
Самарская область 3731 4124 3008 3522
Саратовская область 2875 3141 2169 2879
Ульяновская область 2930 3158 2332 2836
Коми-Пермяцкий  авт.округ2) 2801 3078 2055 2789
Уральский 
федеральный округ
       
Курганская  область 2967 3241 2287 2843
Свердловская  область 3436 3711 2720 3270
Тюменская область 3265 3463 2475 3250
Челябинская область 2967 3232 2188 2986
Ханты-Мансийский авт.округ - Югра 5113 5380 4172 4848
Ямало-Ненецкий авт.округ 6000 6209 4420 5688
Сибирский 
федеральный округ
       
Республика  Алтай 3849 4125 3013 3604
Республика  Бурятия 3508 3791 2690 3339
Республика  Тыва 3301 3534 2520 3198
Республика  Хакасия 3236 3463 2474 3270
Алтайский край 2947 3155 2358 2871
Красноярский край 3725 4050 2675 3611
Иркутская область 3354 3591 2618 3221
Кемеровская область 2974 3221 2138 2995
Новосибирская область 3684 3966 2937 3627
Омская  область 3368 3584 2784 3246
Томская область 3557 3817 2693 3400
Читинская область 3495 3738 2683 3343
Агинский  Бурятский авт.округ 3331 3640 2692 3093
Таймырский (Долгано-Ненецкий) авт.округ  7086 7499 5235 6628
Усть-Ордынский  Бурятский авт.округ ... ... ... ...
Эвенкийский авт.округ 6591 6893 5479 6164
Дальневосточный 
федеральный округ
       
Республика  Саха (Якутия) 5403 5848 4054 5099
Приморский  край 4342 4672 3351 4175
Хабаровский край 4789 5141 3608 4604
Амурская  область 4303 4615 3275 4139
Камчатская  область 6673 7324 5023 6403
Магаданская область 5318 5624 3806 5187
Сахалинская область 5921 6264 4882 5533
Еврейская авт.область 3887 4241 3125 3637
Корякский авт.округ 9232 9651 8082 9123
Чукотский авт.округ 8147 8416 6341 8075
  1. Величина прожиточного минимума установлена Распоряжением губернатора Пермского края от 20.10.06г. № 346-р 
    по Пермской области, т.к. закон "О потребительской корзине в Пермском крае" находится в стадии принятия.
  2. Величина прожиточного минимума установлена Постановлением главы Администрации округа от 05.10.06г. № 274.
 

    Наборы  продуктов и услуг, входящих в  «потребительскую корзину», должны систематически пересматриваться. При этом принципиальное значение для определения стоимости «потребительской корзины» имеет выбор цен на товары и услуги.

    Индекс  потребительских цен прожиточного минимума является относительной величиной. Он характеризует изменение стоимости минимальной «потребительской корзины», а также показывает, насколько дороже или дешевле стали реальные условия жизни для низкодоходной части населения. Индекс рассчитывается по формуле Ласпейреса.

    С этих позиций определяется индексация доходов, минимального уровня заработной платы, осуществляется использование различных шкал индексации в зависимости от уровня оплаты труда. В результате может применяться:

    - полная индексация. Она осуществляется  в точном соответствии с индексом потребительских цен на товары и услуги;

    - частичная индексация. Она осуществляется  в определенной пропорции к  индексу цен.

    Чем выше уровень индексации доходов, тем  более существенное влияние она  оказывает на развитие инфляционных процессов, тем медленнее рассасывается неудовлетворенный спрос. На практике полная индексация не используется ни в одной стране. Частичная компенсация может быть весьма гибкой и дифференцироваться в зависимости от уровня оплаты труда по отраслям, отдельным группам населения, с учетом необходимости перераспределения рабочей силы и т. п.

    Особенно  остро вопрос об индексации стоит  в отношении тех групп населения, которые имеют фиксированный  уровень доходов или рост доходов  которых значительно отстает  от увеличения стоимости жизни (прежде всего малообеспеченные слои населения). В этих условиях необходимы дотации к растущим розничным ценам.

    Дотации к розничным ценам являются результатом  отклонения цен на ряд товаров  ниже их стоимости. Величина дотации  определяется как разница между издержками и розничными ценами на определенный круг товаров: мясо-молочная продукция, овощи, отдельные сорта рыбы, товары детского ассортимента, медикаменты и др. Ценовые дотации сознательно используются государством для поддерживания стабильного уровня розничных цен на особо важные предметы потребления. Дажб если растут издержки на их производство, потребление населения поддерживается на должном уровне. Таким образом, дотации есть метод перераспределения ресурсов государства в пользу населения.

Источниками дотаций являются налог на добавленную стоимость, акцизный налог. Данные виды налогов представляют собой результат отклонения цен на ряд товаров выше общественных затрат на их производство. Величина указанных налогов определяется как разница между розничными ценами и издержками производства для определенного круга предметов потребления: товары длительного пользования, продукция легкой промышленности, социально вредные товары (алкоголь, табак) и др. Эти налоги балансируют спрос и предложение, обеспечивают устойчивое поступление части доходов населения в государственный бюджет. Налоги используются государством в качестве инструмента перераспределения доходов в макроэкономике.

    Таким образом, важно учесть все факторы, формирующие динамику потребительских цен и соответственно стоимость жизни населения. Только в этом случае могут быть определены масштабы инфляции, приняты необходимые меры по ее сдерживанию. Необходимо отказаться от политики «скрытой» инфляции. Надо открыто признать ее наличие и перейти к политике управляемой инфляции. Это будет означать контролируемый умеренный рост цен, нейтрализацию ее последствий и влияния на уровень доходов и потребления населения. Критерием эффективного управления инфляцией может быть только рост реальных доходов населения. Только на этой основе

может быть разработан действительный механизм социального контроля и социальной защиты населения от инфляционных тенденций.

    В повышении уровня жизни населения  в современных условиях возрастает роль социальной сферы. В ней реализуются важнейшие принципы развития человеческой личности. К ним относятся:

    1) социальная справедливость, или  степень социального равенства  людей. Она включает их равноправное  отношение к средствам производства, равноправное участие в распределении  материальных благ, создание равных «стартовых» условий развития для молодежи, равные политические права и личные свободы, единство для всех прав и обязанностей;

    2) социальные гарантии. К ним относятся  право на труд, удовлетворение  потребностей в медицинском обслуживании, в образовании, жилье, материальном обеспечении, содействии в культурном росте и отдыхе;

    3) повышение материального и культурного  уровня жизни всех членов общества, улучшение условий труда и  быта, решение экологических проблем  и охрана природы;

    4) гуманизация общественных отношений на производстве, в общественно-политической жизни, в быту. Данное направление обеспечивает гармоничное сочетание многообразных интересов;

    5) развитие социальной активности  всех членов общества. Оно предполагает  раскрытие и использование всех созидательных способностей человека, сочетание потребления материальных благ с богатой духовной жизнью;

    6) гражданская сплоченность всех  составляющих общество социальных  слоев и групп, усиление социальной  однородности общества.

    Совершенствование социальной сферы открывает путь к формированию нового образа жизни, к реализации принципа социальной справедливости, к улучшению условий труда и жизни людей.

 

     Глава 2. Анализ уровня жизни населения  России. 

    2.1. Анализ доходов  и благосостояния  населения. 

    Денежные  доходы населения включают оплату по труду всех категорий населения, премии, постоянные надбавки к заработной плате и средства на командировочные  расходы, пенсии, пособия и стипендии, поступления от продажи продуктов  сельского хозяйства, поступления из финансовой системы и прочие.

          Денежные расходы  населения включают расходы населения  на покупку товаров и оплату услуг, обязательные платежи  и разнообразные  взносы, прирост сбережений во вкладах  и ценных бумагах.

          Среднемесячная заработная плата работающих в отраслях экономики определена делением начисленного фонда оплаты труда на среднегодовую численность работающих (Таблица 3). Пособия, получаемые работающими из средств социального страхования, в фонд оплаты труда и среднюю заработную плату не включаются.

          Покупательная способность  денежных доходов населения –  отражает потенциальные возможности  населения по приобретению товаров  и услуг и выражается через  товарный эквивалент среднемесячных денежных доходов населения.

          Средний размер назначенной месячной пенсии пенсионера, установленный в соответствии с Законом РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», определяется делением общей суммы назначенных месячных пенсий на соответствующую численность пенсионеров.

          Индекс потребительских  цен характеризует изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления.

          Система индексов цен, рассчитываемых органами статистики, включает в себя индексы цен и  тарифов на товары и услуги на потребительском рынке, цен производителей на промышленную продукцию, цен на приобретаемые предприятиями материально-технические ресурсы, цен реализации сельскохозяйственной продукции, цен в капитальном строительстве, тарифов на грузовые перевозки. Эти индексы рассчитываются по данным наблюдения за ценами товаров-представителей по выборочному кругу предприятий всех типов и форм собственности.

 

               Таблица 3

Денежные  доходы и расходы  населения. 

  2002 2003 2004 2005
Доходы:        
Млрд.руб.

в % к предыдущему  году

7099,9

в 8,5 р.

79949,0

в 11,3 р.

364834,1

в 4,6 р.

942354,3

в 2,6 р.

Расходы:        
на  покупку товаров и оплату услуг

млрд. руб.

в % к предыдущему  году

 
5174,7

в 10 р.

 
55066,4

в 10,6 р.

 
235427,0

в 4,3 р.

 
663757,9

в 2,8 р.

Обязательные  платежи и добровольные взносы

млрд. руб.

в % к предыдущему  году

 
 
580,6

в 8,4 р.

 
 
6087,1

в 10,5 р.

 
 
24778,9

в 4,1 р.

 
 
63473,9

в 2,6 р.

Накопление  сбережений во вкладах и ценных бумагах

млрд. руб.

в % к предыдущему  году

 
 
337,7

207,4

 
 
4959,2

в 14,7 р.

 
 
23681,5

в 4,8 р.

 
 
46971,0

в 2,0 р.

Покупка валюты

млрд. руб.

в % к предыдущему  году

 
39,2

-

 
6426,8

164,0

 
64552,2

в 10,0 р.

 
135007,0

в 2,1 р.

Превышение  денежных доходов над расходами:

млрд. руб.

в % к предыдущему  году

 
 
967,7

в 11,9 р.

 
 
7409,5

в 7,7 р.

 
 
16394,5

в 2,2 р.

 
 
33144,5

в 2,0 р.

Информация о работе Уровень жизни населения России