Уровень жизни населения России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 09:22, курсовая работа

Описание

Переход к рыночным отношениям внес значительные изменения в регулирование доходов, которые в первую очередь и определяют благосостояние людей. Прежде всего уменьшилась роль государства в этой области, расширилась самостоятельность регионов и предприятий, а также повысилась значимость рыночных регуляторов. Именно поэтому становится таким важным выработка собственной политики предприятия в области доходов, которая учитывала бы интересы различных групп работников и собственников, предусматривала бы эффективную систему занятости и вознаграждения за труд, меры по социальной защите работников, а следовательно обеспечивала бы человеку достойную жизнь.
Уровень жизни – многогранное явление, которое зависит от множества разнообразных причин, начиная от территории, где проживает население, то есть географических факторов, и заканчивая общей социально-экономической и экологической ситуацией, а также состоянием политических дел в стране.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….

Глава 1. я….
Основные показатели уровня жизни населения России………………………..

1.1. Доходы населения: виды, источники, формирование. Номинальные и реальные доходы……………………………………………………………………………………….
1.2. Понятие и показатели уровня жизни населения………………………………………….
1.3. Совокупные показатели потребления……………………………………………………..

Глава 2. Анализ уровня жизни населения России………………………………………….

2.1. Анализ доходов и благосостояния населения……………………………………………..
2.2. Анализ дифференциации доходов населения……………………………………………..
2.3. Анализ потребления………………………………………………………………………...

Глава 3. Программы повышения уровня жизни населения России…………………….

3.1. Программа повышения уровня жизни населения…………………………………………
3.2. Основные цели и мероприятия повышения уровня жизни населения………………….
3.3. Экономическая эффективность мероприятий повышения уровня жизни населени
Заключение…………………………………………………………………………………….

Список используемой литературы…………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

МАКРО КУРСОВАЯ.doc

— 609.50 Кб (Скачать документ)
 

     Индекс потребительских цен измеряет отношение стоимости фактического фиксированного набора товаров и услуг в текущем периоде к его стоимости в базисном периоде.

    Расчет производится еженедельно, ежемесячно, нарастающим итогом за период с начала года на базе статистических данных, полученных в результате наблюдения за изменением цен в государственной, муниципальной и частной торговле, а также в сфере услуг на основе фактически сложившегося уровня потребления за предыдущий год в Российской Федерации. Индекс потребительских цен является одним из важнейших показателей, характеризующих инфляционные процессы в экономике.

 

          Таблица 9

Индексы цен на отдельные  группы товаров (декабрь  к декабрю предыдущего  года; в разах)

  2003 2004 2005
Все товары 8,3 2,9 2,2
Продовольственные товары 9,0 3,1 2,2
Мясо и  птица 11,9 2,8 2,3
Колбасные изделия 12,2 3,0 2,2
Мясные консервы 6,6 2,7 2,1
Рыбопродукты 8,4 3,0 2,1
Масло животное 7,1 5,1 1,5
Масло растительное 7,8 3,8 1,9
Молоко и  молочные продукты 13,1 4,2 2,3
Сыр 8,4 3,4 2,4
Яйца 11,5 3,8 2,1
Сахар-песок 6,0 3,2 2,0
Кондитерские  изделия 7,3 2,8 2,1
Хлеб и  хлебобулочные изделия 10,6 4,1 3,2
Крупа и  бобовые 4,8 4,0 2,9
Макаронные  изделия 8,0 4,1 2,4
Алкогольные напитки 7,5 2,2 2,3
Непродовольственные товары 7,4 2,7 2,2
Хлопчатобумажные  ткани 6,0 2,9 3,1
Шерстяные ткани 5,2 2,5 2,6
Шелковые  ткани 5,2 2,4 2,7
Льняные ткани 4,8 2,6 2,9
Одежда 7,4 2,7 2,2
Верхний трикотаж 5,8 2,3 1,9
Бельевой  трикотаж 9,0 2,7 2,5
Чулочно-носочные изделия 9,0 3,3 2,3
Кожаная, текстильная и комбинированная обувь  
6,8
 
2,3
 
2,1
Моющие средства 10,0 4,6 2,1
Парфюмерия 6,2 3,5 2,1
Галантерея 9,1 2,5 2,1
Табачные  изделия 4,1 1,9 2,8
Телерадиотовары 4,6 2,4 1,7
Электротовары 5,4 2,4 2,0
Строительные  материалы 10,8 3,2 2,5
Мебель 6,7 2,7 2,2
Часы 5,7 2,4 2,3
Ювелирные изделия 6,9 2,7 1,9
 

 

           Таблица 10

Индексы цен (тарифов) на отдельные группы платных услуг населению (декабрь к декабрю предыдущего года; в %). 

  2004 2005    
Платные услуги населению - всего 622 332    
в том числе

бытовые

 
332
 
221
   
пассажирского транспорта 799 300    
Связи 762 318    
жилищно –  коммунальные 1044 492    
жилищного хозяйства 1328 379    
Коммунальные 986 516    
по содержанию детей в дошкольных учреждениях 404 270    
учреждений  культуры 464 211    
туристско-экскурсионные 350 202    
санаторно-курортных  и оздоровительных учреждений 346 259    
Здравоохранения 393 263    
физической  культуры и спорта 370 262    
правового характера 295 298    
 

                                                                  Таблица 11

Распределение населения по среднедушевому денежному доходу в 2005 году. 

  Млн. человек В % к итогу
1 2 3
Все население  148,2 100
в том числе  со среднедушевым денежным доходом  в месяц, тыс.руб.

 до 100,0

 
 
2,9
 
 
2,0
100,1-150,0 7,5 5,0
150,1-200,0 11,0 7,5
200,1-250,0 12,6 8,5
250,1-300,0 12,9 8,7
300,1-350,0 12,2 8,2
350,1-400,0 11,2 7,5
400,1-450,0 10,0 6,8
450,1-500,0 8,8 5,9
500,1-600,0 14,3 9,7
600,1-700,0 10,7 7,2
700,1-800,0 8,0 5,4
800,1-900,0 6,0 4,1
900,1-1000,0 4,5 3,0
1000,1-1100,0 3,4 2,3
1100,1-1200,0 2,6 1,7
1200,1-1300,0 2,0 1,3
1300,1-1400,0 1,5 1,0
1400,1-1500,0 1,2 0,8
свыше 1500,0 4,9 3,4
 

 

     2.2. Анализ дифференциации  доходов населения. 

   В течение 90-х годов в России произошли существенные изменения в доходах населения. Увеличилось многообразие доходов, усложнилась их структура, явно усилилась дифференциация. Реальные доходы населения систематически снижаются. В связи с этим многие предприятия, которые производят потребительские товары, столкнулись не только с конкуренцией импортных товаров, но и с неплатёжеспособным спросом многих категорий населения. Располагающие же более значительными доходами группы населения, как правило, направляют свои доходы на сбережения, приобретение недвижимости и иностранной валюты. Используя свои доходы, люди могут часть их тратить на приобретение дополнительного объема факторов производства. Например, семья может вложить часть своих заработков в банк, чтобы получать доход не только в форме заработной платы, но и в форме процента. Так формируется богатство семей, то есть та собственность, которой они владеют (за вычетом долгов, которые сделала семья, чтобы приобрести эту собственность). Скажем, если семья взяла деньги в банке, чтобы купить магазин и вернула банку пока только 50% долга и процентов на одолженные деньги, то в состав ее богатства войдет соответственно только 50% цены этого магазина.

    Основные показатели дифференциации доходов изменялись следующим образом. Коэффициент Джини, который показывает степень неравномерности распределения населения по уровню денежных доходов. Децильный коэффициент выражает соотношение между средними доходами 10 % наиболее высокооплачиваемых и 10% наименее обеспеченных граждан. В 2005 году на 10% наиболее обеспеченного населения приходится 33,1%денежных доходов, а 10% наименее обеспеченных имеют всего 2,5% денежных доходов.12 В феврале 2005 на долю 10% наиболее обеспеченного населения приходится 29,5% общего объема денежных доходов, а на долю 10% наименее обеспеченного населения - 2,7%. Исходя из выше названного, можно сделать вывод, что, несмотря на сложность ситуации, дифференциация доходов населения всё-таки имеет тенденцию к сокращению. В течение многих лет, независимые эксперты с регулярной периодичностью пытались доказать, что уровень денежных доходов населения России существенно выше, тех оценок, которые делает Государственный комитет по статистике РФ. Разброс экспертных оценок составляет от 30 до 100% превышения над официальными данными. До последнего времени Госкомстат все эти выпады просто игнорировал.

       По величине разрыва в уровне  доходов Россия попала в зону  повышенного риска. Этот разрыв на 40% связан с различиями в оплате труда, на 7% - с дифференциацией социальных трансфертов и на 53% - с дифференциацией доходов за счёт предпринимательской деятельности, собственности и прочих источников. Основную часть населения России составляют низкодоходные группы, поэтому решение проблемы неравенства доходов в значительной степени сводится к сокращению численности бедных слоев населения.

Экономисты  пришли к выводу, что предел социальной напряжённости наступает в тот момент, когда беднейшие 40% населения получают менее 12-13% общей суммы доходов. Сейчас в России в низкодоходной группе оказалось подавляющее большинство работников сферы образования, здравоохранения и культуры. В 2004 году средняя заработная плата работников системы кредитования, финансов, страхования достигла 178, 5% от среднего общероссийского уровня, органов управления - 134, 9%, тогда как заработная плата сельскохозяйственных рабочих составила 44% к общероссийскому уровню, образования -54, 3%, культуры - 56, 6%, здравоохранения - 66,8%, науки и научного обслуживания-90,1%.13

   Неравенство доходов - это та цена, которую обществу приходится платить за ускорение повышения его благосостояния. Россия не достигла того уровня, при котором происходит сглаживание социальных различий, нормальное для многих европейских стран.

    В течение многих лет, независимые эксперты с регулярной периодичностью пытались доказать, что уровень денежных доходов населения России существенно выше, тех оценок, которые делает Государственный комитет по статистике РФ. Разброс экспертных оценок составляет от 30 до 100% превышения над официальными данными. До последнего времени Госкомстат все эти выпады просто игнорировал.

    В сентябре, в газете "Ведомости" появился материал, в котором со ссылкой на исследование маркетингового агентства Interactive Research Group, говорилось о том, что потребительский рынок России на 100 миллиардов долларов (на 60-70%) больше, чем его оценивает Госкомстат. На это "Ведомостям" счел необходимым ответить сам председатель Госкомстата Владимир Соколин: "Непонятно, по какой методике они считают. Если полагаться на их выводы, то ВВП России должен оказаться примерно в два раза больше, равно как и объем денежной массы, рассчитываемый Центральным банком" 
 

2.3. Анализ потребления.

Используя соотношения цен на товары для разных групп населения можно эффективно контролировать присутствие на потребительском рынке малосостоятельных контингентов покупателей и динамику изменения их доли в общей численности потребителей. Так среди спиртных напитков эффективным индикатором выступает отношение цены на шампанское к цене на водку. В группе безалкогольных напитков имеется существенная разница в спросе состоятельных и бедных слоев населения на импортные напитки с одной стороны, отечественные напитки и минеральную воду, с другой. Такими же индикаторами являются соотношения цен на полукопченую колбасу или мясные консервы с ценами на вареную колбасу; цен на сметану и цен на молоко; соответственно - цен твердых и плавленных сыров; натуральных рыбных консервов и консервов в томате.

При исследовании этих соотношений отчетливо проявляется  зона максимальных спросовых ограничений  на продукцию, приобретаемую населением с низкими доходами в Черноземье, аграрном Поволжье и на Кавказе. При  сдерживании, отчасти даже административном, роста цен на наиболее значимые для бедных слоев населения продукты, цены на более качественные товары практически не отличались от таковых в развитых регионах.

Наибольшее  внимание к питанию массовых контингентов населения власть уделяет в связи с проблемой прожиточного минимума. Предложения разных ведомств (Госкомстат, Госкомтруд, профсоюзы), института социально-экономических проблем народонаселения по минимальным продовольственным наборам различаются весьма незначительно, на 3-6% по разным продуктовым группам. Это отличие мотивировалось допущениями о непродолжительности периодов жизни на уровне прожиточного минимума, которые возникают как временное явление (2-3 года), характерное для небольшой части населения. Среди факторов, оказывающих наиболее значительное влияние на показатели здоровья населения, чрезвычайно важную роль играет структура питания населения.

 
 

Анализ  реальных объемов потребления продовольствия в регионах России следует начать с хлеба и хлебопродуктов. Для оценки использованы данные Госкомстата по потреблению основных продуктов питания в период с 1995 по 2005 годы. В силу того, что в этот период наблюдались весьма существенные колебания показателей среднедушевого потребления разных категорий продуктов, вызванные не столько физиологическими потребностями, сколько динамикой экономической конъюнктуры и покупательной способности населения для карты был использован максимальный из показателей, зафиксированный в каждом регионе за этот период.

Минимальное количество хлеба и хлебопродуктов потребляется в индустриально развитых центрах страны, а также в регионах не имеющих развитого земледелия (горные районы Кавказа). Наибольшее количество хлеба потребляется населением областей центральной части Европейской России, в которых преобладает аграрная направленность экономики (максимум в Черноземье). Можно сказать, что потребление хлеба возрастает в районах с наибольшим распространением традиционных форм русского сельского хозяйства (зерновое хозяйство в сочетании со стойловым животноводством).

Если  проанализировать потребление мяса и мясопродуктов в регионах России, то можно отметить отчетливую биполярность. Максимумы потребления этих продуктов приходятся на столичные центры (Москва и С-Петербург) и на северные регионы страны, где значительную часть составляет промыслово-скотоводческое население.

Информация о работе Уровень жизни населения России