Валютная политика России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 18:09, курсовая работа

Описание

Цель работы: анализ валютной политики РФ.
Для решения поставленной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
изучить понятие, виды, формы и механизмы реализации валютной политики;
рассмотреть валютное регулирование и валютный контроль как основа валютной политики;
проанализировать российскую денежно-кредитную и валютную политику в условиях кризиса;
выделить критерии оценки эффективности валютной политики государства;
раскрыть направления развития валютной политики России в 2010-2012 гг.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………….. 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВАЛЮТНОЙ ПОЛИТИКИ ……………………... 5
1.1. Понятие, виды, формы и механизмы реализации валютной политики 5
1.2. Валютное регулирование и валютный контроль как основа
валютной политики …………………………………………………………………. 12
2. ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ
И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В БУДУЩЕМ ………………………………….. 23
2.1 Российская денежно-кредитная и валютная политика в условиях кризиса ………. 23
2.2 Критерии оценки эффективности валютной политики государства …………….. 28
2.3. Направления развития валютной политики России в 2010-2012 гг. …………….. 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………… 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………………….. 36

Работа состоит из  1 файл

Валютная политика России.doc

— 243.50 Кб (Скачать документ)

Агенты валютного контроля вправе требовать представления только тех документов, которые непосредственно  относятся к проводимой валютной операции.

Все документы  должны быть действительными на день представления агентам валютного  контроля. По запросу агента валютного  контроля представляются надлежащим образом  заверенные переводы на русский язык документов, исполненных полностью  или в какой-либо их части на иностранном языке. Документы, исходящие от государственных органов иностранных государств, подтверждающие статус юридических лиц – нерезидентов, должны быть легализованы в установленном порядке. Иностранные официальные документы могут быть представлены без их легализации в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации. [1, с.6].

Документы представляются агентам  валютного контроля в подлиннике или в форме надлежащим образом  заверенной копии. Если к проведению валютной операции или открытию счета имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него.

Уполномоченные банки отказывают в осуществлении валютной операции в случае непредставления лицом  документов, требуемых на основании  части 4 настоящей статьи и настоящей части, либо представления им недостоверных документов.

Оригиналы документов принимаются  агентами валютного контроля для  ознакомления и возвращаются представившим  их лицам. В материалы валютного  контроля в этом случае помещаются заверенные агентом валютного контроля копии.

Налоговые органы, осуществляющие в  соответствии с настоящим Федеральным законом предварительную регистрацию, в пределах своей компетенции обязаны рассматривать заявления резидентов о предварительной регистрации, требуемой в соответствии с настоящим Федеральным законом, и принимать решение о предварительной регистрации либо об отказе в предварительной регистрации.

Агенты валютного контроля и  их должностные лица обязаны:

  1. осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;
  2. представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном актами валютного законодательства Российской Федерации и актами органов валютного регулирования.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны сохранять в соответствии с законодательством Российской Федерации коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий.

Органы и агенты валютного контроля при наличии информации о нарушении актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования лицом, осуществляющим валютные операции, или об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации, санкции к которому применяются в соответствии с законодательством Российской Федерации иным органом валютного контроля, передают органу валютного контроля, имеющему право применять санкции к данному лицу, следующую информацию:

  1. в отношении юридического лица - наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место государственной регистрации, его юридический и почтовый адреса, содержание нарушения с указанием нарушенного нормативного правового акта, дату совершения и сумму незаконной валютной операции или нарушения;
  2. в отношении физического лица - фамилию, имя, отчество, данные о документе, удостоверяющем личность, адрес места жительства, содержание нарушения с указанием нарушенного нормативного правового акта, дату совершения и сумму незаконной валютной операции или указанного нарушения.

Уполномоченные банки передают информацию в соответствии с частью 9 настоящей статьи в порядке, установленном  Центральным банком Российской Федерации.

Органы и агенты валютного контроля представляют органу валютного контроля, уполномоченному Правительством Российской Федерации, необходимые для осуществления его функций документы и информацию в объеме и порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, за неисполнение функций, установленных настоящим Федеральным законом, а также за нарушение ими прав резидентов и нерезидентов.

Права и обязанности резидентов и нерезидентов

Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, имеют право:

  • знакомиться с актами проверок, проведенных органами и агентами валютного контроля;
  • обжаловать решения и действия (бездействие) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • на возмещение в установленном законодательством Российской Федерации порядке реального ущерба, причиненного неправомерными действиями (бездействием) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц.

Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны:

  • представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 настоящего Федерального закона;
  • вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора;
  • выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

Резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов  органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ И

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В БУДУЩЕМ

 

    1. Российская денежно-кредитная и валютная политика

в условиях кризиса

 

Глобальный  финансовый и экономический кризис поразил все страны, но в России падение ВВП было более глубоким, чем в большинстве из них. Главная причина этого состоит в том, что мировой кризис усугубил наши внутренние серьезные проблемы, выявил ошибки и просчеты в экономической политике в целом и денежно-кредитной и валютной политике, в частности. Теперь на повестку дня первым пунктом поставлен вопрос о всесторонней модернизации страны, «необходимости и возможности обретения Россией статуса мировой державы на принципиально новой основе».

Эта цель была важнейшей  в Послании президента Федеральному Собранию. Для ее достижения, прежде всего, необходимо преодолеть последствия кризиса и встать на путь экономического роста и развития. Для этого требуются проведение адекватной экономической политики, одной из основных составляющих которой является эффективная монетарная, т.е. денежно-кредитная и валютная политика.

Глобальный  кризис развивался как финансовый, а затем экономический. Мировой кризис начинался не как валютный и не стал таковым. Современный кризис – это прежде всего кризис доллара, который пока является ведущей мировой валютой. Чрезмерная эмиссия доллара является фактором валютно-финансовой нестабильности, но это не главная причина глобального кризиса. Это не исключает возможности долларового кризиса и валютных потрясений в будущем. [9, с.35].

Мировой кризис является свидетельством крушения неолиберальной доктрины, одним из основных положений которой является отказ от государственного вмешательства в хозяйственную жизнь и от ее регулирования.

Основываясь на ложной неолиберальной доктрине, в последние десятилетия, прежде всего в США происходило «совершенствование» механизмов финансовых рынков, которое якобы способствовало лучшему распределению рисков и повышению устойчивости этих рынков. Но в действительности все происходит с точностью до наоборот. В основе глобального кризиса лежит фундаментальное неравновесие между реальным сектором экономики и ее финансовой сферой, а также турбулентность финансовых рынков. В результате такого отрыва финансовая сфера стала в значительной мере жить своей собственной жизнью и развиваться по своим законам.

Основой глобальной финансовой системы является кредит. Ключевая причина кризиса ликвидности, который был детонатором финансового и экономического кризиса – это провал новой модели кредитования, в которую были включены новые финансовые инструменты (прежде всего секьюритизация кредитов).

Все сказанное  имеет прямое и косвенное отношение к России с точки зрения влияния на состояние ее монетарной сферы, реального сектора, экономическую политику в целом и ее денежно-кредитную и валютную составляющие. Главное негативное влияние на российскую экономику и ее денежно-кредитную сферу оказали такие факторы, как массированный отток капитала из страны, падение капитализации фондового рынка, огромный частный внешний долг (и обострение проблемы его погашения и рефинансирования), падение цен на нефть, сокращение притока валюты от экспорта энергоносителей, очень высокая инфляция, снижение курса рубля и его покупательной силы.

Западные компании, пытаясь как-то поправить свое финансовое положение, стали продавать свои активы и выводить капиталы из стран с развивающимися рынками, к которым относится и Россия. Если в 2007 г. чистый приток капиталов в страну составил 83 млрд долл., то только в октябре 2008 г. его отток оценивался в 50 млрд. долл., а в 2009 г., по оценкам, он значительно превысит эту сумму. Из-за падения курса акций рынок ценных бумаг России в 2008 г. потерял 500-700 млрд долл.9.

Резкий рост спроса на иностранную валюту со стороны  банков и населения и снижение курса рубля Банк России вместо применения адекватных валютных ограничений стремился компенсировать активными валютными интервенциями, т.е. покупкой рублей на доллары [10, с.43].

Только за полгода (с августа 2008 г. по февраль 2009 г.) для  этого ему потребовалось потратить  около 200 млрд долл. из валютных резервов.

Косвенное воздействие  кризиса на Россию состоит в том, что ответственным за экономическую политику теперь необходимо задуматься над тем, как эффективнее отвечать на вызовы глобальной экономики и в то же время конструктивно решать внутренние текущие и системные проблемы. При этом ключевым вопросом является теперь уже вновь проверенное кризисом положение о том, что, по мнению Е.Примакова, «нельзя допустить резкого снижения удельного веса государства в регулировании экономики. Госрегулирование – это не антипод рыночного хозяйства, а его неотъемлемая часть». Только этот важнейший принцип экономической стратегии и политики России может обеспечить экономический рост и развитие на основе модернизации. В то же время применение такого подхода призвано дать простор для здоровой конкуренции, поставить заслон монополизму в производстве и торговле как главной причине инфляции в нашей стране. Таким образом, разумное государственное регулирование будет способствовать повышению эффективности денежно-кредитной политики.

В ответ на вызовы глобального кризиса правительство во взаимодействии с центральным банком начало осуществлять программу антикризисных мер. Как и в других странах, внимание было уделено прежде всего поддержке банковской системы. Совместно с Банком России правительство осуществляет меры по рефинансированию банковских кредитов. В 2008 г. для этого было выделено на возвратной основе из всех источников (включая бюджет, средства государственных корпораций и рефинансирование со стороны Банка России) более 2 трлн руб. В эту сумму включены различные виды кредитов и государственных гарантий по кредитам. В 2009 г. поддержка была продолжена в основном за счет ресурсов Банка России. Для этого предусмотрено выделение 495 млрд руб., в т.ч. 280 млрд руб. на капитализацию банков, 215 млрд руб. на предоставление средств из Фонда национального благосостояния.12 При этом предоставление государственной поддержки стремились увязывать с кредитованием реального сектора.

На увеличение ресурсной базы банков был направлен ряд решений Банка России. Коммерческим банкам были предоставлены беззалоговые кредиты, расширен ломбардный список Банка России для обеспечения дополнительных возможностей рефинансирования кредитных организаций, увеличены сроки предоставления кредитов, обеспеченных нерыночными активами (векселями, поручительствами, правами требования) [15, с.145].

Банк России усилил контроль за работой органов управления банков, получивших средства государственной поддержки, включая субординированные кредиты. В такие банки назначены уполномоченные представители Банка России. Контроль осуществляется по вопросам сумм кредитования, предоставления гарантий, управления активами и пассивами, вознаграждения органов управления банка. Важное значение имеет увеличение максимальной суммы возмещения по вкладам физических лиц с 400 тыс. руб. до 700 тыс. руб.

Информация о работе Валютная политика России