Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 18:09, курсовая работа
Цель работы: анализ валютной политики РФ.
Для решения поставленной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
изучить понятие, виды, формы и механизмы реализации валютной политики;
рассмотреть валютное регулирование и валютный контроль как основа валютной политики;
проанализировать российскую денежно-кредитную и валютную политику в условиях кризиса;
выделить критерии оценки эффективности валютной политики государства;
раскрыть направления развития валютной политики России в 2010-2012 гг.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………….. 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВАЛЮТНОЙ ПОЛИТИКИ ……………………... 5
1.1. Понятие, виды, формы и механизмы реализации валютной политики 5
1.2. Валютное регулирование и валютный контроль как основа
валютной политики …………………………………………………………………. 12
2. ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ
И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В БУДУЩЕМ ………………………………….. 23
2.1 Российская денежно-кредитная и валютная политика в условиях кризиса ………. 23
2.2 Критерии оценки эффективности валютной политики государства …………….. 28
2.3. Направления развития валютной политики России в 2010-2012 гг. …………….. 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………… 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………………….. 36
В области валютной политики следует отметить совершенно оправданный переход с октября 2008 г. к «мягкой девальвации рубля и расширение границ колебаний его курса к доллару и евро. Принятые меры позволили преодолеть самую острую фазу кризиса. Однако они носили экстренный и краткосрочный характер и не могли существенным образом повлиять на положение в реальном секторе экономики. Для этого необходимы, прежде всего, крупные долгосрочные инвестиции, в основе которых в значительной мере лежат сбережения домашних хозяйств, т.е. граждан. За январь-сентябрь 2009 г. по сравнению с соответствующим периодом 2008 г. ВВП сократился почти на 12%, промышленное производство – на 13,5%, а инвестиции в основной капитал – на 19%.
Среди первоочередных задач развития России президент в своем Послании отметил необходимость укрепления финансовой системы. В проекте «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 год и период 2011 и 2012 годов» Банка России и правительства поставлена цель снизить инфляцию в 2010 г. до 9-10%, в 2011 г. –до 7-8%, в 2012 – до 5-7%.
В среднесрочной
перспективе система
Принципиально важное значение имеет подготовка к переходу на таргетирование инфляции, т.е. к «модели», применяемой в развитых экономиках. При этом устанавливается количественная цель (темп инфляции) и с помощью средств денежно-кредитной политики обеспечивается ее достижение. До сих пор в России одним из основных макроэкономичесчких «параметров» является валютный курс доллара к рублю.
В перспективе, как уже отмечалось, все большую роль будет играть процентная ставка, отражающая реальную цену денег в стране [18, с.19].
Политика валютного курса Банка России в 2010-2012 гг. будет направлена на сглаживание существенных колебаний курса к корзине основных мировых валют. В этот период Банк России видит в качестве своей задачи создание условий для постепенного сокращения прямого вмешательства в процесс курсообразвоания. При этом параметры курсообразования при переходе к новой модели денежно-кредитной политики будут определяться с учетом задач по сдерживанию инфляции и обеспечению условий для диверсификации экономики.
Для достижения поставленных правительством и Банком России задач предстоит решить ряд назревших взаимосвязанных проблем. В первую очередь к ним относятся кредитование реального сектора, невозврат кредитов и «плохие» долги, проблема «длинных» денег.
На уровне коммерческих банков, по утверждению представителей Банка России, ликвидности более чем достаточно. В то же время на уровне предприятий денег не хватает. Банкам выгоднее инвестировать средства в ценные бумаги и валюту, а предприятия они кредитуют неохотно. Одна из основных причин такой ситуации состоит в том, что банки не уверены в кредитоспособности предприятий, находящихся в сложном финансовом положении. В этих условиях повышаются кредитные риски и стоимость кредита.
Определенную тревогу вызывает сокращение кредитного портфеля банков при одновременном росте просроченной задолженности. «Просроченные долги банков по кредитам, выданным компаниям, населению и другим банкам, к 1 ноября достигли 1 трлн руб., или 5,1% от кредитного портфеля».16 Доля самых «плохих» долгов, по данным Банка России, составляет около 10%. Эксперты считают, что для банковской системы это не опасно. В то же время это негативно влияет на реальный сектор, который нуждается в кредитах.
Для смягчения
остроты проблемы «длинных» денег
(необходимых для
В перспективе повышение эффективности денежно-кредитной и валютной политики во многом будет зависеть от развития так называемого трансмиссионного механизма, т.е. системы передачи импульсов этой политики на экономику в целом, ее реальный сектор и финансовые рынки. Этот механизм призван обеспечить соединение и взаимодействие денежного предложения и спроса на деньги, влияет на цены, финансовые активы, в которые вкладываются сбережения. Одной из важнейших функций этого механизма, в конечном счете, является обеспечение стабильности рубля, снижение темпов инфляции. Трансмиссионный механизм должен быть органически связан с уже упомянутой системой таргетирования инфляции (обеспечивая достижение намеченного темпа роста цен), которая позволит повысить доверие экономических агентов к монетарной политике и улучшить макроэкономическую динамику. [11, с.102].
Функционирование монетарной сферы, адекватное задачам обеспечения экономического роста и развития на основе модернизации и применения новейших технологий, помимо других факторов, возможно только в том случае, если экономика в должной мере будет насыщена деньгами, которые будут эффективно использоваться. Следует отметить, что уровень монетизации экономики России (т.е. отношение денежной массы к ВВП) снизился с 40% в 2007 г. до 11% в начале 2009 г.
В развитых странах этот показатель составляет 75-140%. Денежное «малокровие» приводит ко все большему использованию суррогатов денег, прежде всего векселей. Для того чтобы обеспечить достаточную монетарную базу экономики, видимо, придется переосмыслить систему удовлетворения спроса на деньги. Для этого необходимо, чтобы эмиссия рублей не зависела главным образом от динамики валютных резервов, а курс рубля так сильно не зависел от цены на нефть в долларах. При этом, видимо, целесообразно временно ввести контроль за определенными формами трансграничного движения капитала, препятствующий его оттоку, а также принять меры по эффективному стимулированию прямых иностранных инвестиций в российскую экономику [3, с.148].
Необходимым условием денежно-кредитного регулирования является «подключение» к нему рынка государственных облигаций. Это позволит сделать денежно-кредитный инструментарий более гибким и действенным.
Эффективная денежно-кредитная «надстройка» – это важнейший фактор перехода к новой «модели» развития российской экономики, основанной не на высоких ценах на нефть и дешевых иностранных кредитах, а на инновационном прорыве и активной структурной и промышленной политике, которые позволят отойти от примитивной структуры экономики, поднять ее на уровень современных научно-технологических достижений, обеспечить конкурентоспособность продукции обрабатывающей промышленности на мировом рынке.
Необходимость всестороннего исследования проблемы оценки и повышения эффективности экономической политики не вызывает сомнения, так как это позволяет определить, насколько реально удовлетворены запросы общества. С практической точки зрения оценка эффективности экономической политики необходима в целях осмысления принятых решений, то есть насколько правильно были выбраны действия, а в дальнейшем – на основании полученных данных разработать мероприятия и предложения по повышению уровня эффективности экономической политики.
Валютная политика как вид экономической политики государства представляет собой совокупность мероприятий, осуществляемых в сфере международных валютно-экономических отношений в соответствии с текущими и стратегическими целями страны. [15, с.79]. Она направлена на достижение главных целей экономической политики: обеспечить устойчивость экономического роста, сдержать рост безработицы и инфляции, поддержать равновесие платежного баланса. Направление и формы валютной политики определяются валютно-экономическим положением стран и эволюцией мирового хозяйства. Поэтому на разных исторических этапах цели и задачи валютной политики могут отличаться. К ним можно отнести преодоление валютного кризиса, обеспечение валютной стабилизации, переход к конвертируемости национальной валюты и либерализацию валютных операций.
При определенных условиях эти цели могут противоречить друг другу, что приводит к общей неэффективности применения инструментов экономической политики. В период кризиса 2008 года Банк России сначала наполнил ликвидностью банковскую систему, а затем пытался защитить курс рубля, что привело к переводу ликвидности в валюту и девальвации. Кроме официальных целей, перед Банком России стоят еще и неофициальные цели поддержания сбалансированного государственного бюджета [2], что выражается в неофициальном доминировании целей фискальной политики над валютной и денежно-кредитной политикой.
Поэтому, подходя к формулировке целей, необходимо руководствоваться тем, чтобы цели были содержательными, адекватными, измеримыми и иметь срок исполнения.
Я. Тинберген и Г. Тейл в своих работах показали, что наибольшая эффективность конкретных инструментов экономической политики достигается тогда, когда число инструментов соответствует числу целей.
Применяться для достижения данной цели должен именно тот инструмент, который наиболее целесообразен для достижения этой цели. Поэтому, подходя к оценке эффективности валютной политики, необходимо четко определить, целесообразно ли применять конкретные ее инструменты к целям, которые ставят власти.
Согласно исследованиям В. Гайкунаса, количество основных целей экономической политики не должно превышать 5-7 [3, с. 147], в противном случае резко растет показатель взаимодействия этих целей. Иными словами, несмотря на различное содержание целей, невозможно одновременно, контролируя все направления движения, достигнуть более 5-7 значимых вариантов, поскольку в противном случае резко возрастают транзакционные издержки, существенно снижается контроль и управляемость, подбор инструментов воздействия на цели становится невозможным по причине возникновения задач большей размерности с перекрещивающимися целями.
Таким образом, наибольшая эффективность экономической политики достигается тогда, когда все цели и инструменты максимально согласованны между собой и не противоречат друг другу. Отсюда следует, что оценить эффективность политики валютного курса невозможно без учета других направлений экономической политики.
При этом эффективность отдельных инструментов возрастает, если их цели комплиментарны, и наоборот, если цели противоположны, будет наблюдаться обратная ситуация.
Таблица 1.
Официальные цели курсовой и денежно-кредитной политики
Банка России в 2000-2010 гг.
Год |
Цели денежно-кредитной политики |
Цели курсовой политики |
1 |
2 |
3 |
2000 |
Снижение темпов инфляции |
Стабильность национальной валюты, пополнение валютных резервов |
2001 |
Снижение темпов инфляции |
Стабильность национальной валюты, недопущение резкого укрепления рубля, пополнение валютных резервов |
2002 |
Снижение темпов инфляции |
Стабильность национальной валюты, недопущение резкого укрепления рубля, пополнение валютных резервов |
2003 |
Снижение темпов инфляции |
Стабильность национальной валюты, недопущение резкого укрепления рубля + общие цели – создание условий для устойчивого экономического роста |
2004 |
Снижение темпов инфляции, создание условия для экономического роста |
Стабильность национальной валюты, недопущение резкого укрепления рубля с учетом баланса выгод для конкурентоспособности экспорта и создания условий для модернизации технологической базы экономики |
2005 |
Снижение темпов инфляции, создание условия для экономического роста |
Стабильность национальной валюты, недопущение резкого укрепления рубля, снижение инфляции и сохранение конкурентоспособности отечественного производства |
2006 |
Снижение темпов инфляции, создание условия для экономического роста |
Стабильность национальной валюты, достижение баланса по целям снижения инфляции и сдерживания укрепления рубля |
2007 |
Снижение темпов инфляции, создание условия для экономического роста |
Стабильность национальной валюты, достижение баланса по целям снижения инфляции и сдерживания укрепления рубля |
2008 |
Снижение темпов инфляции |
Стабильность национальной валюты |
2009 |
Снижение темпов инфляции, устойчивость банковской системы, создание условий для выхода из кризиса |
Стабильность финансовой системы, сглаживание влияний внешних шоков на экономику, противодействие оттоку капитала |
2010 |
Снижение темпов инфляции и стимулирующая монетарная политика |
Стабильность национальной валюты |
Исходя из вышесказанного, можно предположить, что применение каждого отдельного инструмента и всех их в совокупности не должно снижать общую эффективность экономической системы. То есть применение конкретного инструмента по достижению цели не должно препятствовать другим инструментам выполнять свои цели, снижая общую эффективность системы. С учетом данного предположения целеполагательный критерий оценки эффективности курсовой политики будем определять эффективность экономической политики.
Государствами – членами Евразийского экономического сообщества проводится активная работа в направлении развития и углубления сотрудничества в валютной сфере на фоне постепенной либерализации национальных валютных систем. В частности, значительные усилия были направлены на обеспечение внутренней конвертируемости национальных валют, снятие ограничений на использование валют других государств по текущим платежам, введение единого обменного курса по текущим операциям платежного баланса. Были проведены мероприятия по обеспечению допуска банков-нерезидентов на внутренние валютные рынки, отмене ограничения на ввоз и вывоз национальных валют уполномоченными банками, заключены двусторонние соглашения о взаимной конвертируемости и стабилизации курсов национальных валют, а также соглашения об устранении двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал. Проводится работа по гармонизации банковского, инвестиционного законодательства и расширению сотрудничества стран в этих сферах с целью формирования институциональных основ валютно-финансовой интеграции в Сообществе. Необходимость интенсификации этой работы становится еще более актуальной в свете работы по формированию Единого экономического пространства, которое должно быть создано к 2012 году [10, с. 43].
Как отмечается в исследовании Евразийского банка развития «Система индикаторов евразийской интеграции», «...в сфере монетарной политики второе десятилетие после распада СССР стало периодом сближения» для всех стран на постсоветском пространстве». Согласно исследованиям Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, развитие интеграционных процессов на постсоветском пространстве будет способствовать росту экономики стран: к 2015 году Россия за счет интеграционного фактора может получить рост ВВП 7,4 % от современного уровня, Беларусь – 14,3 %, Казахстан – 4,5 %.
Динамика развития экономик стран ЕЭП, характеризовавшаяся в период кризиса 2008-2009 годов замедлением, а по отдельным показателям – спадом (снижение стоимостных объемов экспорта и импорта в среднем по странам составило 30–35%), сменилась в 2010 году фазой активизации, продемонстрировав рост ВВП в среднем по странам почти 5%, а рост внешней и взаимной торговли стран ЕЭП составил 30 и 20% соответственно. Безусловно, не последнюю роль в этом оживлении сыграла благоприятная конъюнктура мирового рынка энергоносителей. Спад в реальном секторе экономики оказал дополнительное дестабилизирующее давление на национальные валюты стран.