Валютный контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2011 в 16:17, дипломная работа

Описание

Основной целью работы является обоснование целесообразности и необходимости совершенствования механизма валютного контроля и выработка предложений по повышению результативности таможенного валютного контроля за внешнеторговыми операциями.
Задачи работы:
а) исследование механизма валютного контроля за экспортными, импортными и бартерными операциями;
б) исследование деятельности отдела валютного контроля Брянской таможни;
в) анализ результатов работы отдела валютного контроля в зоне деятельности Брянской таможни;
г) выявление проблем осуществления валютного контроля;
д) предложения по усовершенствованию работы отдела валютного контроля.

Работа состоит из  1 файл

валютный контроль.doc

— 227.00 Кб (Скачать документ)
 

Оглавление 

 

    Введение

     Становление российской экономики, развитие внешнеэкономической  деятельности страны невозможны без  развитого финансового рынка, составной  частью которого является валютный рынок. Являясь формой организации движения валютных ценностей в Российской Федерации, валютный рынок в последние годы развивался быстрыми темпами: появились новые уполномоченные банки, валютные биржи, валютные отделы на фондовых биржах, широкая сеть обменных пунктов, растет объем валютной выручки предприятий от экспорта товаров, работ и услуг.

     Актуальность  темы обусловлена необходимостью выявления  причин, условий и факторов, приводящих к изменению валютной политики в  стране, и выработки на этой основе предложений по созданию комплексной системы валютного контроля, адекватной происходящим переменам в экономической ситуации в России. Валютный контроль является инструментом денежно-кредитной политики, частью механизма финансовой стабилизации, развития внешней торговли и экономического роста.

     Происходящая  в настоящее время либерализация  валютного законодательства в целом  соответствует ситуации, сложившейся  в экономике страны. Однако меры валютного контроля, принятые в законодательном  порядке государством, еще недостаточно проработаны как в институциональном, так и в организационно-методическом плане. Принимаемые государством усилия по совершенствованию механизма валютного контроля за внешнеторговыми операциями, введение в действие новых федеральных законов в данной сфере деятельности и Таможенного кодекса РФ свидетельствуют о том, что экспортно-импортные операции остаются трудно контролируемыми. Это в значительной мере связано с имеющимися противоречиями в действующем валютном законодательстве, с разделением механизма валютного контроля по осуществлению внешнеторговых операций между таможенными органами и банковскими структурами, что привело к его ослаблению.

     С момента введения в действие механизма валютного контроля за поступлением экспортной выручки, основным способом сокрытия валютных средств за рубежом стали импортные операции. Появилась необходимость контролировать не только экспортные, но и импортные сделки.

     Введенная в начале 90-х годов система таможенно-банковского валютного контроля  за внешнеторговыми операциями с расчетами в иностранной валюте, а с 2000 года и в валюте РФ, дала свои определённые результаты. Объем незаконного вывоза капитала из России сократился в несколько раз, снизился процент нерепатриации экспортной валютной выручки, увеличилось поступление валюты в страну, вырос объем таможенных платежей, перечисляемых в доходную часть федерального бюджета РФ.

     Основной  целью  работы является обоснование  целесообразности и необходимости  совершенствования механизма валютного  контроля и выработка предложений по повышению результативности таможенного валютного контроля за внешнеторговыми операциями.

     Задачи работы:

     а) исследование механизма валютного  контроля за экспортными, импортными и  бартерными операциями;

     б) исследование деятельности отдела валютного контроля Брянской таможни;

     в) анализ результатов работы отдела валютного  контроля в зоне деятельности Брянской таможни;

     г) выявление проблем осуществления  валютного контроля;

     д) предложения по усовершенствованию работы отдела валютного контроля.

     Предметом исследования являются понятие, сущность, источники и субьекты валютного  контроля, а также механизм его  реализации.

     Работа  состоит из введения, основной части  и заключения . Основная часть подразделяется на три главы. В первой главе рассматривается механизм валютного контроля за экспортными, импортными и бартерными операциями, а также роль таможенных органов в системе валютного контроля. Во второй главе рассматриваются перспективы развития системы валютного контроля в РФ, и указываются основные проблемы осуществления валютного контроля на сегодняшний день. В заключении приведены выводы и предложения по совершенствованию системы валютного контроля, перспективы развития таможенного контроля РФ.

    Глава 1.  Валютный контроль во внешнеторговом обороте

    1.1. Понятие и сущность валютного контроля

     Валютный  контроль - политика ограничений на движение капиталов и иных валютных операций, необходим для предотвращения оттока валютных ценностей.1 Валютное регулирование имеет сложную структуру и базируется на властных предписаниях государства, основа которых - законодательные, административные, экономические и организационные меры, направленные на установление такого порядка проведения валютных операций, который обеспечивал бы защищенность национальных интересов России в валютной сфере от внутренних и внешних угроз. В настоящее время в России действует совместная система таможенно-банковского валютного контроля, который осуществляется по трем направлениям:

     а) экспортный валютный контроль

     б) импортный валютный контроль

     в) валютный контроль за внешнеторговыми  бартерными сделками.

     Экспортный  валютный контроль направлен на недопущение  сокрытия валютной выручки от экспорта товаров и обеспечение своевременного и полного ее поступления в  РФ и зачисления на валютный счет экспортера.

     При помощи импортного валютного контроля осуществляется контроль за соответствием  сумм платежей в иностранной валюте, переведенной в оплату за импортируемые  товары, стоимости фактически ввезенных  в Россию товаров.

     Основной задачей валютного контроля за внешнеторговыми бартерными сделками является контроль за соответствием объемов экспортируемых за границу и импортируемых в обмен в Россию товаров, работ и услуг.

    1.2 Этапы развития  валютного контроля  в Российской Федерации

     Система валютного регулирования и валютного контроля России прошла в своем развитии несколько этапов.

     Первый  этап (1917-1986) характеризовался существованием жесткой государственной валютной монополии, что означало исключительное право государства на проведение всех кредитных, расчетных и других финансовых операций, связанных с иностранными государствами, фирмами, юридическими и физическими лицами.

     Непосредственное  осуществление валютной монополии, включающее исключительное право на совершение сделок с золотом, серебром и металлами платиновой группы в монетах, слитках и сыром виде, а также с иностранной валютой, платежными документами в иностранной валюте было возложено на Государственный банк РСФСР, позже - на Госбанк СССР. Международные расчеты СССР, в том числе расчеты и кредитование по внешней торговле, а также ряд других валютных операций, которые до этого совершались Управлением иностранных операций Госбанка СССР, были переданы Внешторгбанку СССР.

     Валютная  монополия была теснейшим образом  связана с монополией внешней торговли, поскольку предполагала полную централизацию валютных доходов от экспорта, а также централизованное финансирование импорта. Право выступать в роли продавца и покупателя на внешнем рынке принадлежало в течение этого периода Государственному комитету СССР по внешним и экономическим связям и Министерству внешней торговли СССР.

     Государственный монополизм царил и на внутреннем валютном рынке, существовавшем тогда  в зачаточной форме. Право на совершение на территории СССР операций по покупке  у организаций и граждан, а также по продаже им валютных ценностей являлось исключительным правом Госбанка СССР.

     Таким образом, сформировавшаяся в рассматриваемый  период система характеризовалась  практически полной изолированностью внутреннего товарного денежного  рынка от мировых рынков товаров, услуг и капиталов; централизацией управления валютными ресурсами государства; минимальным числом непосредственных участников внешнеэкономической деятельности; запретом на владение и обращение валютных ценностей внутри страны.

     Второй  этап развития системы валютного регулирования и валютного контроля начался в конце 1980х годов с децентрализации и либерализации внешнеэкономической деятельности, когда значительное число хозяйствующих субъектов, как и внешнеторговые объединения, получили право прямого выхода на внешний рынок.

     Предприятия-экспортеры стали получать в свое распоряжение иностранную валюту, зачислявшуюся  в специальные валютные фонды, формировавшиеся  на основе долгосрочных нормативов. В  условиях начавшегося бурного развития совместного предпринимательства на территории России число участников внешнеэкономической деятельности существенно возросло.

     Стремление  к сохранению важной роли государства  и упорядочению отношений в сфере  внешней торговли проявилось в том, что в декабре 1988 - марте 1989 годов было введено лицензирование экспорта и импорта ряда товаров с одновременным квотированием стоимости объемов операций по отдельным товарным позициям.

     В то же время усиливались и либеральные  тенденции: с января 1991 года всем юридическим лицам - резидентам был открыт свободный доступ на внутренний валютный рынок.

     В процессе валютно-финансовой интеграции страны с мировой экономикой в  результате начавшейся в 1990 году широкомасштабной реформы банковской системы была отменена монополия Внешэкономбанка СССР на проведение валютных операций.

     Существовавшие  ранее ограничения на участие  зарегистрированных на территории РСФСР  юридических лиц во внешнеэкономической  деятельности, в том числе и  посреднической, были отменены Указом Президента РСФСР от 15.11.1991 г. № 213 «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР». В соответствии с данным Указом граждане, а также юридические лица независимо от формы собственности получили право на проведение валютных операции и на открытие валютных счетов в уполномоченных банках.

     Беспрецедентное расширение круга предприятий-экспортеров  и банков, осуществляющих их валютное обслуживание, постепенно привело к  пониманию необходимости специального регулирования валютных отношений, создания унифицированных правил проведения валютных операций, придания одному из органов государственной власти полномочий органа валютного регулирования.2

     В результате, в марте 1991 года был принят Закон СССР № 1982-1 «О валютном регулировании», который и явился началом третьего этапа развития системы валютного регулирования и валютного контроля.

     Закон 1991 года стал первым универсальным  документом, в котором была предпринята  попытка комплексно урегулировать  все важнейшие стороны валютных отношений субъектов внешнеэкономической деятельности, благодаря чему были установлены основные принципы и порядок проведения валютных операций на территории СССР, разграничены полномочия государственных органов и определены функции банковской системы в области валютного регулирования и валютного контроля. Впервые в юридическую практику были введены такие понятия валютного регулирования, как «валютные ценности», «валюта СССР», «иностранная валюта», «резиденты», «нерезиденты», «валютные операции», «текущие валютные операции», «валютные операции, связанные с движением капитала».

     Этим  Законом намечены основные цели и  направления валютного контроля, введены понятия органа валютного  контроля, а также положения об отчетности по валютным операциям и  ответственности за нарушение валютного  законодательства.

     Начало  новому, четвертому этапу развития российской системы валютного регулирования и валютного контроля положило вступление России в Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и Международную ассоциацию развития в июне 1992 года. Российское государство было поставлено перед качественно новыми проблемами самостоятельного вхождения в мировое экономическое пространство на основах равноправия и соответствия жестким стандартам. Первым шагом на этом пути стало принятие 9 октября 1992 года Закона Российской Федерации от 9 октября 1992 года № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле».

     Данный  этап охарактеризовался переходом  от стадии установления общих принципов  осуществления валютных операций к  специальному регулированию их конкретных видов, а также включением в систему валютного контроля практически всех значимых видов валютных отношений (импортных, бартерных, валюто-обменных, связанных с обращением драгоценных металлов).

Информация о работе Валютный контроль