Валютный контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2011 в 16:17, дипломная работа

Описание

Основной целью работы является обоснование целесообразности и необходимости совершенствования механизма валютного контроля и выработка предложений по повышению результативности таможенного валютного контроля за внешнеторговыми операциями.
Задачи работы:
а) исследование механизма валютного контроля за экспортными, импортными и бартерными операциями;
б) исследование деятельности отдела валютного контроля Брянской таможни;
в) анализ результатов работы отдела валютного контроля в зоне деятельности Брянской таможни;
г) выявление проблем осуществления валютного контроля;
д) предложения по усовершенствованию работы отдела валютного контроля.

Работа состоит из  1 файл

валютный контроль.doc

— 227.00 Кб (Скачать документ)
align="justify">     а) наблюдение;

     б) проверка;

     в) обследование;

     г) анализ;

     д) ревизия.

     Наблюдение  состоит в ознакомлении с деятельностью  объекта контроля без применения сложных приёмов получения и оценки информации. Проверка касается, как правило, специальных вопросов деятельности объекта, исследуемых на основе документов на предмет выявления нарушений законодательства. Различие между наблюдением и проверкой заключается в том, что наблюдение ведется при непосредственном участии самих подконтрольных субъектов, которые обязаны, например, предоставлять информацию о предстоящих валютных операциях, и несут ответственность за своевременность сообщения сведений и их достоверность. Проверки направлены на выявление уже совершенных нарушений, которые могут являться следствием не только ошибок, но и умышленных действий.8

     Наблюдение  и анализ преследуют цель не столько  выявления правонарушений, сколько  получения общей информации о ситуации в валютной сфере. Наблюдение призвано в первую очередь констатировать правомерное поведение участников валютных операций и во вторую - предупреждать совершение нарушений, которые становятся очевидными «автоматически» в силу самой процедуры наблюдения. Наиболее полное нормативное закрепление получил метод наблюдения за валютными операциями (например, нормативные акты Банка России, определяющие методику наблюдений уполномоченными банками за операциями клиентов).

     Сложившаяся, эффективно действующая, основанная на четком разграничении полномочий система контрольных органов полностью исключает возможность появления избыточных и дублирующих функций в валютной сфере.

     На  сегодняшний день Федеральная служба финансово-бюджетного надзора как  орган валютного контроля обладает полномочиями, включающими в себя следующее:

     а) проведение проверок соблюдения резидентами  и нерезидентами актов валютного  законодательства Российской Федерации  и актов органов валютного  регулирования;

     б) запрос и получение документов и информации, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов;

     в) возбуждение дел об административных правонарушениях, ответственность  за совершение которых предусмотрена  ст. 15.25, 17.7, 17.9,

     ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, 19.6, 19.7, 20.25 КоАП РФ;

     г) проведение проверок полноты, достоверности  учета и отчетности по валютным операциям  резидентов и нерезидентов;

     д) применение установленных законодательством  Российской Федерации мер ответственности  за нарушение актов валютного  законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

     е) выдача предписаний об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов  органов валютного регулирования.

     Располагая  сетью территориальных органов практически во всех регионах Российской Федерации, Росфиннадзор осуществляет валютный контроль независимо от места расположения хозяйствующего субъекта, его представительств и филиалов.

     Мировой опыт осуществления валютного контроля показывает, что глубина и методы проведения валютного контроля зависят от ряда факторов, определяющих состояние национальной экономики, степени культуры ведения бизнеса субъектами валютных отношений и определяется стратегией и тактикой проведения экономических преобразований. Существование валютного контроля обуславливается характером потребностей экономики страны в необходимости данного инструмента валютной политики, а также степенью и позицией интеграции в мировой экономической системе.

    1.3 Ответственность  за нарушение валютного законодательства

 

     Одним из возможных способов выявления  нарушений валютного законодательства является проведение целевых проверок соблюдения валютного и таможенного  законодательства РФ участниками внешнеэкономической  деятельности. Именно эта форма контроля позволяет вскрыть недостатки текущего и предварительного контроля, получить наиболее реальную картину внешнеторговых сделок, получить наиболее полные сведения об объектах контроля и степени законопослушности участников внешнеэкономической деятельности.

     Информационная  основу проверок участников внешнеэкономической деятельности составляют следующие группы документов и сведений:

     а) документы и сведения о деятельности организации, имеющиеся у контролирующих и правоохранительных органов (наименование, организационно-правовая форма, юридический и фактический адреса проверяемой организации, ее дочерних и зависимых организаций, фамилии руководителей, способы связи с ними, виды деятельности организации, финансовые и банковские реквизиты организации, в том числе наличие счетов и функционирование банка);

     б) документы бухгалтерского учета  и отчетности самой проверяемой  организации (первичные учетные  документы, регистры бухгалтерского учета  организации и третьих лиц, результаты предыдущих проверок организации, бухгалтерская отчетность);

     в) сведения о финансово-хозяйственной  деятельности организации, полученные от третьих лиц, с которыми организация  имеет хозяйственные связи, для  установления достоверности информации, отраженной в первичных документах организации, либо в случае отсутствия у нее надлежащих первичных документов;

     г)  финансовые требования и обязательства  организации.

     В случае выявления должностными лицами таможенных органов в указанных  проверках информации о нарушении  актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования данная информация (вместе с комплектом копий документов, содержащих данные о наличии события нарушения валютного законодательства) подлежит передаче в Росфиннадзор (его территориальные органы в субъектах РФ), который обладает правом применять санкции за нарушения валютного законодательства.

     Вопросы ответственности за нарушение актов  валютного законодательства и актов  органов валютного регулирования  регулируются правовыми актами как  административного, так и уголовного права.

     Уголовная ответственность за невозвращение  из-за границы средств в иностранной  валюте предусмотрена Уголовным  кодексом РФ (ст. 193 - Невозвращение из-за границы средств в иностранной  валюте).9

     Невозвращение в крупном размере из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством РФ обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк РФ, - наказывается лишением свободы на срок до трех лет.

     Статьей 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП России) установлена ответственность за нарушение валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.10

     Объектом  правонарушений, предусмотренных статьей 15.25 КоАП России, выступают публичные правоотношения по обеспечению реализации единой государственной валютной политики, устойчивости валюты РФ и стабильности внутреннего валютного рынка РФ.

     Объективную сторону правонарушений, ответственность  за которые предусмотрена статьей 15.25 КоАП России, образуют противоправные деяния (действия или бездействие) лиц (субъектов), осуществляемые в нарушение норм права, установленных валютным законодательством РФ и актами органов валютного регулирования.

     Частью 1 статьи 15.25 КоАП России предусмотрена  ответственность за осуществление незаконных валютных операций.

     Согласно  части 1 статьи 15.25 КоАП России незаконными  валютными операциями являются валютные операции, запрещенные валютным законодательством  РФ, или валютные операции, осуществленные с невыполнением установленных требований об использовании специального счета и требований о резервировании, а равно списание и (или) зачисление денежных средств, внутренних и внешних ценных бумаг со специального счета и на специальный счет с невыполнением установленного требования о резервировании.

     В настоящее время требования об обязательном использовании специальных счетов и требования о резервировании не установлены, в связи с чем  часть 1 статьи 15.25 КоАП России может  быть применена только в случае осуществления  валютных операций, запрещенных валютным законодательством РФ.

     Статьей 9 Федерального закона от 10.12.2003 г. N 173 - ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон) запрещены валютные операции между резидентами, за исключением операций, предусмотренных указанной статьей.

     Частью 3 статьи 10 Закона установлено, что валютные операции между нерезидентами на территории РФ в валюте РФ осуществляются через банковские счета (банковские вклады), открытые на территории РФ. Из этого следует, что расчеты между нерезидентами в наличной валюте РФ на территории РФ запрещены.

     Субъектами  правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП России, являются граждане, лица, осуществляющие предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица, и юридические лица, как резиденты, так и нерезиденты.

     Предметом административного правонарушения данной категории является вся вывозимая  валюта, которая подлежит изъятию  в качестве меры обеспечения по делу об административном правонарушении.

     Частью 4 статьи 15.25 КоАП России установлена ответственность за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

     В случае, если в соответствии с условиями  внешнеторгового договора (контракта) продавцу-резиденту причитаются денежные средства за переданный нерезиденту товар за вычетом банковских расходов и комиссий, то незачисление на счет данного резидента предусмотренных внешнеторговым договором (контрактом) сумм комиссионного вознаграждения и банковских расходов в иностранной валюте или валюте РФ не будет являться нарушением валютного законодательства РФ. Например, при наличии соответствующего условия во внешнеторговом договоре (контракте) может быть признано обоснованным неполучение денежных средств, являющихся комиссией иностранных банков за проведение банковских операций по переводу денежных средств.

     Таким образом, зачисление денежных средств  на счет в уполномоченном банке или  возврат их в РФ после возбуждения  дела об административном правонарушении не должно вести к прекращению производства по делу, а учитываются лицом, рассматривающим дело об административном правонарушении, как обстоятельство, смягчающее административную ответственность.

     При совершении деяния, предусмотренного частью 4 или 5 статьи 15.25 КоАП России, дело об административном правонарушении возбуждается по каждому случаю невыполнения резидентом обязанности, установленной статьей 19 Закона (по каждому случаю нарушения сроков расчетов (ввоза товаров), предусмотренных внешнеторговыми договорами (контрактами)).

     Субъектами  правонарушений, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 15.25 КоАП России, являются только резиденты - лица, осуществляющие предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица, и юридические лица. Частью 6 статьи 15.25 КоАП России предусмотрена ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок.

     В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 24 Закона резиденты и нерезиденты, осуществляющие в РФ валютные операции, обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.

Информация о работе Валютный контроль