Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2011 в 16:17, дипломная работа
Основной целью работы является обоснование целесообразности и необходимости совершенствования механизма валютного контроля и выработка предложений по повышению результативности таможенного валютного контроля за внешнеторговыми операциями.
Задачи работы:
а) исследование механизма валютного контроля за экспортными, импортными и бартерными операциями;
б) исследование деятельности отдела валютного контроля Брянской таможни;
в) анализ результатов работы отдела валютного контроля в зоне деятельности Брянской таможни;
г) выявление проблем осуществления валютного контроля;
д) предложения по усовершенствованию работы отдела валютного контроля.
Совершенствование информационного обмена с другими компетентными органами может быть обеспечено путем разработки совместных стандартов и методик, определяющих единый порядок и требования к выполнению процедур информационно-оперативного взаимодействия с ними. В связи с тем, что экономические преступления не знают границ, для успешной работы таможенным органам требуется налаживание самых прочных контактов с таможенными и правоохранительными структурами, как в ближнем, так и в дальнем зарубежье.
Добиться уменьшения количества нарушений валютного законодательства можно также путем активизации борьбы с так называемыми «фирмами-однодневками».
Практика работы таможенных органов показывает, что часто внешнеторговые валютные операции совершаются с участием фиктивных предприятий. Простота и доступность регистрации юридических лиц, отсутствие должного учета и контроля за учредителями таких предприятий создают условия, при которых дешевле создать новое предприятие, чем платить налоги (НДС, акциз и таможенные пошлины). Чаще всего они создаются для осуществления крупных одноразовых валютных операций. Рост числа фирм, зарегистрированных на подставных лиц или с использованием подложных документов, утраченных паспортов российских граждан представляют определенную опасность для экономики России. Участвуя во внешнеэкономической деятельности, фиктивные фирмы нередко совершают валютные аферы, подрывая престиж нашей страны.
В
целях единообразного проведения проверок
подразделениями валютного
Для
упорядочивания осуществления контроля
уполномоченными банками и
В целях обеспечения регулярности получения информации из Росфиннадзора о суммах взысканных штрафах, а также определения объема информации предоставляемой таможенными органами, необходимо подписать дополнительное соглашение об информационном обмене на Федеральном уровне.
В целях упорядочения осуществления валютного контроля при проведении проверок соблюдения участниками ВЭД валютного законодательства в части зачисления валютной выручки в счет произведенного экспорта и по выполнению обязанности по возврату в РФ денежных средств, уплаченных нерезиденту за неввезенный на таможенную территорию РФ товар, необходимо установить определенные сроки поступления валютной выручки, либо ввоза товаров, или на законодательном уровне установить определенные условия, которые должен содержать раздел «Расчеты» или «Поставка товара» внешнеэкономического договора.
Чтобы повысить результативность проводимых проверок участников ВЭД и избежать их уклонение от ответственности, целесообразно ввести в Инструкцию Банка России от 15.06.2004 г. № 117-И «О порядке предоставления…» в форму паспорта сделки графу «Срок поступления валютной выручки» и обязать участников ВЭД в определенные сроки предоставлять в уполномоченные банки дополнительные соглашения к внешнеэкономическому договору, изменяющие сроки поступления валютной выручки.
В целях сокращения сроков проведения целевых проверок необходимо разработать и утвердить порядок взаимодействия отделов валютного контроля на внутренних и пограничных таможнях, получение информации о дате фактического вывоза товаров с таможенной территории РФ, например, посредством электронной почты или иным способом.
С учетом положений КоАП и в целях единообразного проведения проверочной деятельности подразделениями валютного контроля, по фактам полноты зачисления в установленные сроки валютной выручки от экспорта товара необходимо разработать конкретную технологию, определяющую последовательность действий при проведении проверок, по результатам которой оформляется акт, далее в случае выявления нарушения, возбуждается дело об АП и оформляется определение или протокол (учитывая сроки, установленные для возбуждения дела, немедленно или 2 суток-ст.28.5 КоАП) и технологию передачи в Росфиннадзор информации (учитывая сроки для передачи, определенные ст. 28.8 – в течение суток). Подобный документ уже существовал ранее: это совместное письмо Банка Росси и ГТК России от 01.10.1998 г. № 266-Т и № 01-23/20506 соответственно, положения которого на данный момент не применяется.
Во
избежание ситуаций неоднозначного
прочтения нормативных
В настоящее время единственной в стране системой сплошного автоматизированного контроля является система валютного контроля в отношении экспорта, импорта товаров и бартерных сделок, услуг, результатов интеллектуальной деятельности. Ею охвачено до 80 % экспортных операций и большинство импортных и бартерных операций.
Учитывая значительные изменения в валютном законодательстве в последние четыре года: распространение валютного контроля на расчеты в валюте РФ, сокращение сроков проверок по предполагаемым фактам нарушения валютного законодательства, одновременно являющимися нарушениями таможенных правил, можно сделать вывод об улучшении эффективности системы валютного контроля.
Главным недостатком существующей системы валютного контроля в РФ на сегоднящний день является слабое взаимодействие таможенных органов с уполномоченными банками. Несмотря на то, что первые играют важную роль в системе валютного контроля, без уполномоченных банков данный контроль не смог бы существовать.
Учитывая то, что в настоящее время в Федеральном законе № 173-ФЗ определены в качестве агентов валютного контроля уполномоченные банки, таможенные и налоговые органы, представляется целесообразным в новую схему ТБВК включить и налоговые органы, назвав ее системой таможенно-банковско-налогового валютного контроля (ТБНВК). Таким образом, будет замкнута полная цепочка валютного контроля, которая даст возможность агентам валютного контроля отслеживать государственную регистрацию физических и юридических лиц и их учет, осуществлять сравнение контрактной стоимости поставленных по экспорту или импорту товаров и, поступивших за них сумм платежей, дат платежей и поставок, а также оценивать реальные объемы нерепатриации валютной выручки.
Внедрение автоматизированной системы оперативного обмена и обработки информации по проводимым резидентами и нерезидентами валютным операциям позволит заменить ныне действующий механизм взаимодействия агентов валютного контроля посредством письменных запросов по отдельным сомнительным операциям на механизм сплошного автоматизированного контроля, повысить его эффективность и оперативность.
Среди других путей повышения эффективности валютного контроля за внешнеторговыми операциями следует выделить активизацию борьбы с так называемыми «фирмами-однодневками» путем ужесточения разрешительной процедуры деятельности фирм, получения лицензии и усиления государственного контроля за ними. Положительную роль здесь может сыграть использование таможенными органами информационных баз ЦБ России, ФНС России, Росфинмониторинга, Росфиннадзора, МВД России, Минэкономразвития РФ и других структур в выявлении и пресечении правонарушений, связанных с проведением внешнеторговых операций. Заслуживает внимания также создание в стране единого информационно-аналитического центра по данному вопросу.
1. Конституция Российской Федерации: Закон Российской Федерации от 12.12.1993
2. Таможенный кодекс РФ от 28.05.2003 N 61-ФЗ (принят ГД ФС РФ 25.04.2003)
3. Уголовный кодекс: Закон Российской Федерации № 63-ФЗ от 13.06.1996 (ред. от 05.06.2006 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 25. – Ст. 2954
4. Кодекс
об административных
5. Гражданский кодекс: Закон Российской Федерации № 51–ФЗ от 30.11.1994 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. − № 32. – Ст. 3301
6. Федеральный закон № 164–ФЗ от 08 декабря 2003 г. "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности"
7. Федеральный закон № 173-ФЗ от 10.12.2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле»
8. Федеральный закон № 118-ФЗ от 20 сентября 2004 г. «О внесении изменений в кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и таможенный кодекс Российской Федерации»
9.
Постановление Правительства
10. Указ Президента РФ № 1209 от 18 сентября 1996 г. «О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок»
11. Приказ
ФТС № 1057 от 04 сентября 2007 г. «Об
утверждении инструкции о
12. Приказ
ФТС № 1647 от 28 декабря 2007 г.
«Об организации работы по
выявлению нарушений валютного
законодательства при
13. Положение
ЦБ № 258–П от 01.06.2004 г. «О
порядке представления
14. Инструкция ЦБ РФ № 117–И от 15 июня 2004 г. «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок»
15. Антонов В.А. Мировая валютная система и международные расчеты: учебник / В.А. Антонов. – М.: ТЕИС, 2000.
16. Валютное
регулирование и валютный
17. Крашенинников В.М. Валютное регулирование в системе государственного управления экономикой: учебник М.: ЗАО «Издательство Экономика», 2003.
18. Крашенинников В.М. Валютное регулирование и валютный контроль: учебник М.: Экономист, 2005. .
19. Наумов
В.В. Валютный контроль
20. Основы таможенного дела: учебник / под общ. ред. В. Г. Драганова; Рос. тамож. Акад. ГТК РФ. – М.: Экономика, 1998.
21.Хаменушко
И.В. Валютный контроль в
22. Комментарий к федеральному закону «О валютном регулировании и валютном контроле» / Под ред. М.Ю. Тихомиров. – М., 2004
23. Иванов,
В.В. Валютный контроль // Таможенное
регулирование. Таможенный
24. Рик,
Т.А. Валютный контроль и