Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2011 в 16:17, дипломная работа
Основной целью работы является обоснование целесообразности и необходимости совершенствования механизма валютного контроля и выработка предложений по повышению результативности таможенного валютного контроля за внешнеторговыми операциями.
Задачи работы:
а) исследование механизма валютного контроля за экспортными, импортными и бартерными операциями;
б) исследование деятельности отдела валютного контроля Брянской таможни;
в) анализ результатов работы отдела валютного контроля в зоне деятельности Брянской таможни;
г) выявление проблем осуществления валютного контроля;
д) предложения по усовершенствованию работы отдела валютного контроля.
Введение Закона 1992 года впервые определило само понятие «валютного контроля», принципы осуществления валютных операций в Российской Федерации, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушения валютного законодательства.
Начиная с 1998 года можно говорить о вхождении России в пятый этап развития системы валютного регулирования и валютного контроля, который начался с ужесточения административных мер валютного контроля за репатриацией валютной выручки от экспорта и обоснованностью импортных платежей. Однако принятые в августе - сентябре 1998 года в связи с общеэкономическим, бюджетным и банковским кризисом меры Банка России по усилению экспортного и импортного валютного контроля оказались чрезвычайно жесткими, и под угрозой полного разрушения действующей системы внешней торговли они были вскоре отменены.
Начиная с 2001 года сложились предпосылки для формирования новой, либеральной тенденции в развитии системы валютного регулирования и валютного контроля, поскольку лишь такой подход позволяет создать необходимые условия для эффективной реализации экономического потенциала государства.
Унаследованная с советских времен громоздкая бюрократическая система валютного регулирования и валютного контроля не могла отвечать потребностям рыночной экономики. Либеральная концепция минимизации вмешательства государства в экономику в результате реформ валютного регулирования и валютного контроля стала основой для радикальной перестройки сложившегося в Российской Федерации порядка проведения валютных операций.
Итогом реформирования валютной системы России стало принятие Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон), в соответствии с которым отменены многие валютные ограничения и установлено, что валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением предусмотренных в самом Законе случаев.
Следует отметить, что, в отличие от аналогичного закона 1992 года, большинство норм Закона имеют прямое действие, что создает атмосферу стабильности, облегчает восприятие правил и обеспечивает субъектам рынка необходимую свободу для маневра. Резкое сокращение количества подзаконных актов позволило достигчь прозрачности системы валютного регулирования и валютного контроля, требование повышения степени которой становится все более актуальным с учетом процесса интеграции страны в мировую экономику.
Со времени вступления в силу Закона произошли существенные изменения, среди которых надо отметить общее оздоровление финансовой ситуации в Российской Федерации и укрепление национальной валюты. Известно, что лишь в условиях стабильно развивающейся экономики и эффективной финансовой системы возможна либерализация валютного регулирования, которая в свою очередь должна обеспечить ускорение темпов роста национальной экономики.
При данных условиях первоочередной целью валютного контроля становится решение таких задач, как создание максимально благоприятных условий для развития внешней торговли, привлечения внешних инвестиций, стимулирования инвестиционной активности, обеспечения финансовой стабильности.
Законом предусмотрена гибкая система установления и снятия ограничений на осуществление валютных операций, находящаяся в тесной взаимосвязи с уровнем развития национальной экономики и состоянием финансово-кредитной системы страны.
В связи с этим отдельные положения Закона начали применяться с 1 июня 2005 года, другие - только с 1 января 2007 года, в то время, как другие прекратили свое действие.
Так, с 1 июля 2006 года были сняты ограничения на резервирование средств участниками валютных расчетов при проведении любых операций движения капитала, требование об обязательном использовании специальных счетов при осуществлении отдельных видов валютных операций, регулируемых Банком России, а также снято ограничение обеспечения исполнения обязательств нерезидента перед резидентом при проведении валютных операций.
С 1 января 2007 года в Законе произошли существенные изменения, оказывающие влияние на права и обязанности граждан и юридических лиц, возникающие в связи с совершением валютных операций. Так, в частности, исключено понятие специального счета для осуществления по нему валютных операций в случаях, предусмотренных Законом (п. 10 ч. 1 ст. 1 Закона).
Утратили силу части 1, 2 и 3 статьи 8 Закона. Для резидентов, например, теперь не требуются больше специальные счета при совершении таких валютных операций, как расчеты и переводы при предоставлении кредитов и займов в иностранной валюте резидентами нерезидентам, а также резидентами от нерезидентов; операции с внешними ценными бумагами, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внешних ценных бумаг, и другие. Не требуются также специальные счета во многих случаях и для нерезидентов.
Прекратила действие также часть 4 статьи 8 Закона, согласно которой расчеты и переводы при предоставлении кредитов и займов в валюте РФ резидентами нерезидентам осуществлялись только путем зачисления суммы кредита или займа на банковский счет нерезидента в валюте Российской Федерации, открытый в уполномоченном банке. Отсюда следует, что теперь такие суммы могут зачисляться как на счет нерезидента в валюте РФ в уполномоченном банке на территории России, так и на счет нерезидента в валюте РФ, открытый в банке за пределами территории Российской Федерации.
В связи с отменой части 8 статьи 8 Закона расчеты между резидентами и нерезидентами по операциям с внутренними и внешними ценными бумагами могут по их свободному усмотрению осуществляться как в валюте Российской Федерации, так и в иностранной валюте. Банк России теперь не требует использования специального счета при совершении валютных операций между физическими лицами - резидентами и нерезидентами с внешними ценными бумагами на сумму свыше 150000 долларов в течение календарного года.
Не действует более статья 16 Закона, а вместе с ней и предусмотренная в этой норме возможность установления Банком России требования о резервировании со всеми подробностями, связанными с этим требованием.
Также с 1 января 2007 года утратила силу и статья 21 Закона, которая предусматривала обязательную продажу части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации, а также требование о предварительной регистрации в налоговых органах счета (вклада), открываемого в банках за пределами территории Российской Федерации, ранее установленное статьями 12 и 18 Закона.3
Как видим, Закон предусматривает гибкую систему установления и снятия валютных ограничений на осуществление валютных операций, ряд из которых рассматривался законодателем в качестве временных мер и действовал исключительно до 1 января 2007 года. Тем самым значительно расширены права российских участников внешнеэкономической деятельности и заложены основы для дальнейшей либерализации валютных отношений.
Постепенное,
поэтапное изменение системы
валютного регулирования и
Результатом преобразования системы валютного регулирования и валютного контроля стал переход от неправовых, разрешительных принципов к совершенно объективным и правовым, действующим во всем цивилизованном мире механизмам регулирования валютных операций.
Современная система российского валютного законодательства максимально упрощена, она не требует от субъектов внешнеэкономической деятельности серьезных трудовых, финансовых и временных затрат на изучение нормативной базы в области валютного контроля, наделяя их при этом широким кругом прав при осуществлении валютных операций, открытии и ведении счетов.
В
то же время упрощение порядка
осуществления валютных операций, открытия
и ведения счетов отнюдь не означает
смягчения мер
Одновременно
с реформированием нормативной
базы в валютной сфере происходила
перестройка институциональной
системы валютного контроля от нескольких
дублирующих полномочия друг друга
в сфере валютного контроля субъектов
к четко структурированной
Отмена ограничений в валютной сфере, рост и укрепление российской экономики в перспективе позволит в полном объеме перейти к полной конвертируемости рубля. Следует особо отметить, что либеральное законодательство подразумевает широкие возможности для участников внешнеэкономической деятельности.
При этом существенное изменение методов валютного регулирования, направленное на снятие излишнего административного давления на резидентов и нерезидентов, повышение инвестиционной привлекательности России не предполагает снижение нагрузки на органы и агентов валютного контроля. При таком подходе законодатель устанавливает необходимость четкого отлаженного механизма контроля со стороны государства.
Либерализация валютного законодательства Российской Федерации, заключающаяся в снятии таких ограничений, как резервирование, использование специального счета и т.д., не создает предпосылок для изменения системы валютного контроля в целом.
Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод о том, что либерализация валютного законодательства Российской Федерации, безусловно, способствует развитию различных направлений внешнеторговой деятельности, укреплению стабильности национальной валюты Российской Федерации и переходу к свободной конвертируемости рубля.
При этом валютная либерализация не приводит к отмене валютного контроля. Более того, увеличение объемов валютных операций, а также прав и свобод резидентов и нерезидентов, осуществляющих валютные операции на территории Российской Федерации, требует повышения эффективности валютного контроля - необходимости четкого реагирования со стороны государства, направленного на обеспечение защиты экономического суверенитета России, а также стабильности денежной системы и укрепления курса национальной валюты.
Реализация валютной политики государства, валютное регулирование, обеспечение режима, установленного для проведения валютных операций, невозможны без осуществления контроля за применением валютного законодательства РФ, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля, исполнением субъектами валютных правоотношений возложенных на них обязанностей. В теории права соответствующий вид контроля получил название валютный контроль.4
В самом общем виде валютный контроль можно охарактеризовать как деятельность государства в лице органов и агентов валютного контроля, направленную на обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении конкретных валютных операций. Более развернутое определение валютного контроля сформулировано И. В. Хаменушко как «особый вид деятельности государства и некоторых негосударственных организаций, уполномоченных и обязанных выполнять на территории РФ контрольные функции при осуществлении операций, связанных с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, ввозом и пересылкой в РФ, вывозом и пересылкой из РФ валютных ценностей, а также операций нерезидентов в валюте Российской Федерации».5
Исходя из изложенного, целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства РФ, а также актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля при осуществлении валютных операций.
Принципы валютного контроля в Федеральном законе № 173-ФЗ прямо не закреплены (ст. 3 содержит единые принципы, распространяющиеся в равной степени как на валютное регулирование, так и на валютный контроль). Однако путем толкования его норм можно выделить следующие принципы:
а) законность состоит в требовании неукоснительного соблюдения норм валютного законодательства РФ, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля при проведении контрольных мероприятий;
б) обязательность заключается в том, что осуществление контрольных мероприятий является не правом, а обязанностью органов валютного контроля и агентов валютного контроля (п. 1 ч. 7 ст. 23), при этом ответственность для органов валютного контроля, агентов валютного контроля и их должностных лиц устанавливается не только за нарушение ими прав резидентов и нерезидентов, но и за неисполнение функций, установленных указанным Федеральным законом (ч. 12 ст. 23);