Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2011 в 16:17, дипломная работа
Основной целью работы является обоснование целесообразности и необходимости совершенствования механизма валютного контроля и выработка предложений по повышению результативности таможенного валютного контроля за внешнеторговыми операциями.
Задачи работы:
а) исследование механизма валютного контроля за экспортными, импортными и бартерными операциями;
б) исследование деятельности отдела валютного контроля Брянской таможни;
в) анализ результатов работы отдела валютного контроля в зоне деятельности Брянской таможни;
г) выявление проблем осуществления валютного контроля;
д) предложения по усовершенствованию работы отдела валютного контроля.
Автор считает, что произошедшее в 2004 году законодательное изменение статуса таможенных органов в сфере валютного контроля с уровня органа валютного контроля до агента валютного контроля не способствует повышению качества и результативности его проведения по ряду позиций.
Во-первых, Федеральная таможенная служба России является правопреемником ГТК России. Сохранение за ФТС России статуса органа валютного контроля давало бы ей право издавать акты валютного контроля, отнесенные к её компетенции, в том числе и совместные с другими органами валютного контроля. Например, как ранее издавались совместные Инструкции ЦБ России и ГТК России № 86-И, № 91-И по контролю за экспортно-импортными операциями и другие документы. Теперь ФТС России не имеет права издавать акты органов валютного контроля.
Во-вторых, подчинение ФТС России в период с 2004 года до мая 2006 года Министерству экономического развития и торговли РФ ни в коей мере не должно было умалять роль ФТС России в сфере контроля за валютными операциями резидентов и нерезидентов, связанными с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, как специальной структуры по осуществлению контроля и надзора в области таможенного дела, по борьбе с контрабандой и т.д. Это не должно было служить основанием для понижения статуса ФТС России с категории органа валютного контроля до уровня агента валютного контроля. Ведь в аналогичной ситуации входящему в состав Министерства финансов РФ Росфиннадзору Правительством РФ наряду с функциями по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере предоставлены и функции органа валютного контроля.
В-третьих, ФТС России, как и все остальные таможенные органы, не может эффективно выполнять возложенные на нее функции по валютному контролю, не взаимодействуя тесно в первую очередь с банковскими структурами, в том числе с ЦБ России. Это нужно как для принятия нормативных документов по организации взаимодействия между ними в данной области, а для этого статус агента валютного контроля не дает ей права, так и для оперативного взаимодействия таможенных органов и уполномоченных банков по осуществлению валютного контроля за действиями участников ВЭД при перемещении ими товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ и своевременному и полному возвращению финансовых средств в страну.
В период, когда роли ФТС России как субъекта валютного контроля не была еще закреплена ни в новом Федеральном законе № 173-Ф3, ни в Таможенном кодексе РФ, Банк России, как орган валютного регулирования и орган валютного контроля, своими нормативными документами, такими как Положение Банка России от 01.06.2004г. №258-П и Инструкция ЦБ России от 15.06.2004 г. № 117-И, фактически сформировал в Российской Федерации обособленную систему банковского валютного контроля. Данными актами Банк России установил порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, без учета взаимодействия уполномоченных банков и таможенных органов. Эти нормативные акты Банка России практически разрушили ранее достигнутые совместными Инструкциями ЦБ России и ГТК России № 86-И и № 91-И результаты организации взаимодействия между банковскими структурами и таможенными органами по осуществлению таможенно-банковского валютного контроля.
В виду того, что пять лет действия новых Федеральных законов РФ в валютной и внешнеторговой областях, Таможенного кодекса РФ показали необходимость вносить в них изменения о повышении статуса Федеральной таможенной службы России с уровня агента валютного контроля до органа валютного контроля. Это позволит поднять роль ФТС России по контролю за перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, качество взаимодействия таможенных органов и банковских структур и, соответственно, результативность таможенно-банковского валютного контроля. Предоставление ФТС России статуса органа валютного контроля даст ей право издавать нормативные акты валютного контроля, отнесенные к ее компетенции, в том числе и совместные с другими органами валютного контроля, подобно ранее издававшимся совместным документам ЦБ России и ГТК России по контролю за экспортно-импортными операциями.
Представляется целесообразным внести эти изменения не только в Федеральный закон № 173-Ф3, но и в Таможенный кодекс РФ, чтобы закрепить за ФТС России статус органа валютного контроля, как это было в Таможенном кодексе РФ 1993 года, где валютному контролю, осуществляемому таможенными органами, был посвящен раздел VI, где в статье 198 было зафиксировано, что ГТК России является органом валютного контроля в Российской Федерации, а иные таможенные органы РФ являются агентами валютного контроля, подотчётными ему. В статье 199 определена и компетенция таможенных органов РФ, согласно которой они осуществляли валютный контроль за перемещением лицами через таможенную границу РФ валюты РФ, внутренних ценных бумаг, валютных ценностей, а также за валютными операциями, связанными с перемещением через указанную границу товаров и транспортных средств.
Это исключит необходимость постоянного внесения изменений в Таможенный кодекс РФ, как это делается в последнее время.
Наряду с проблемой повышения статуса ФТС России до уровня органа валютного контроля в настоящее время заслуживает внимания и вопрос создания рационального для современных условий механизма взаимодействия таможенных органов и банковских структур по осуществлению валютного контроля за внешнеторговыми операциями. Почти трехлетняя работа банковских структур и таможенных органов в автономных режимах с очевидностью показала, что разрушение ранее действовавшей системы таможенно-банковского валютного контроля привело к негативным последствиям. В настоящее время уполномоченные банки как агенты валютного контроля, организуют свою деятельность при осуществлении контроля валютных операций в соответствии с Инструкцией ЦБ России от 15.06.2004 г. № 117-И.
Валютный контроль в нашей стране в основном автоматизирован, но каждое ведомство, осуществляющее его, использует не связанные друг с другом информационные системы. Вместо четкого обмена информацией по телекоммуникационной сети взаимодействие таможенных органов и уполномоченных банков реализуется сегодня чаще всего посредством письменных запросов, что не позволяет им осуществлять оперативно валютный контроль и решать возложенные на них задачи в полном объеме. На смену систематическому обмену электронной информацией между данными субъектами валютного контроля теперь пришли запросы по отдельным, сомнительным валютным операциям. Отсутствие определенной системы взаимодействия и обмена информацией между уполномоченными банками и таможенными органами является существенным упущением реализуемой сегодня политики валютного регулирования и требует скорейшей правовой доработки.
В этих условиях представляется целесообразным внести дополнение в ранее названный пункт 6 статьи 22 Федерального закона № 173-ФЗ, поручив разработку установленного порядка передачи уполномоченными банками информации, необходимой таможенным органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля, не только ЦБ России, а совместно Правительству РФ и ЦБ России. Тогда этот вопрос можно будет сдвинуть с «мертвой точки», так как Правительство РФ, по мнению автора, больше, чем ЦБ России, заинтересовано в установлении тесного взаимодействия данных структур для наведения порядка в валютной сфере, тем более что ФТС России в настоящее время находится в непосредственном подчинении Правительству РФ.
Во многом большие объемы незаконного оттока капитала из страны в последние три-четыре года можно объяснить разрозненными действиями субъектов валютного контроля, созданных новым валютным законодательством, за осуществляемыми участниками ВЭД валютными операциями. Действительно, в принятом Федеральном законе от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ первоначально в качестве агентов валютного контроля были определены только уполномоченные банки. Потом в течение 2004 - 2005 годов в этот закон в качестве агентов валютного контроля были дополнительно включены сначала таможенные, а затем и налоговые органы, т.е. законодатель вспомнил о государственных структурах, контролирующих валютные операции, после коммерческих структур - уполномоченных банков.
Как
агенты валютного контроля, уполномоченные
коммерческие банки и таможенные
органы обязаны тесно
В
виду всех этих изменений следует
полагать, что в условиях действия
нового валютного законодательства
целесообразно было бы создать и
новую систему таможенно-
За
основу новой системы взаимодействия
таможенных и банковских структур можно
взять схему таможенно-
Введение
новой системы таможенно-
Исходя из этого, ни в коем случае нельзя ликвидировать существующую систему валютного контроля в России, ее необходимо реформировать с учетом задач настоящего времени и ближайшей перспективы. И здесь предлагаемая схема ТБНВК актуальна. С учетом требований Всемирной торговой организации по либерализации внешнеторгового и валютного законодательства, для вступления в нее России, данную схему условно можно назвать таможенно-банковско-налоговый валютный мониторинг (ТБНВМ), отказавшись в стране в законодательном порядке от уголовного преследования участников ВЭД за нарушение правил международной торговли и валютных операций и перейдя к эффективным мерам административного воздействия (предупреждения, штрафы, лишение лицензий и т.д.).
Развивая
взаимодействие таможенных органов
с уполномоченными банками в
решении данной проблемы существенную
помощь здесь могло бы оказать
укрепление сотрудничества таможенных
органов с другими
Учитывая
то, что в действующем
Автор считает, что с государственной точки зрения назрела необходимость создания в стране единой информационной базы данных, которая бы отражала совершение правонарушений и преступлений в сфере валютного и налогового законодательства, которой могли бы в пределах своей компетенции пользоваться в необходимых случаях правоохранительные и экономические ведомства. Для этого целесообразно создать в стране единый информационно-аналитический центр для ФСБ России, МВД России, Генеральной прокуратуры РФ, ЦБ России, ФНС России, ФТС России, Росфиннадзора, Росфинмониторинга и других заинтересованных ведомств. Дублирования в их работе можно избежать, так как в соответствующих законах и положениях определены преступления и правонарушения, отнесенные к компетенции каждой из данных структур.