Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 18:08, курсовая работа
Цель написания курсовой работы – изучить процесс вертикальной интеграции и оценить эффективность воздействия на структуру отраслевого рынка, в связи с чем можно сформулировать следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие вертикальной интеграции отраслевых рынков;
2. Осуществить организационно-экономическую характеристику и анализ;
3. Оценить эффективность деятельности предприятия .
Введение 3
1. Вертикальная интеграция отраслевых рынков 5
1.1. Вертикальная интеграция и вертикальные ограничения 5
1.2. Стимулы и формы вертикальной интеграции 9
1.3. Последствия вертикальной интеграции 14
2. Оценка экономической деятельности ОАО «Лукойл»………………...…...17
2.1. Оценка экономической деятельности ОАО «Лукойл» 17
2.2. Оценка уровня затрат ОАО «Лукойл» 23
2.3. Оценка уровня реализации продукции ОАО «Лукойл» 25
3.Оценка эффективности деятельности ОАО «Лукойл» и воздействие на структуру отраслевого рынка 29
3.1. Расчет экономического эффекта деятельности ОАО «Лукойл» 29
3.2. Оценка воздействия ОАО «Лукойл» на структуру отраслевого рынка 31
3.3. Нефтедобывающая и нефтеперерабатывающия отрасли в России 32
Заключение……………………………………………………………………….35
Приложение А…………………………………………………………………...36
Список используемой литературы
Одним из важнейших стимулов к вертикальной интеграции выступает возможность крупной компании организовать эффективную ценовую дискриминацию. На практике достижение слагаемых успеха ценовой дискриминации требует от компании разработки определенных способов формирования взаимоотношений со своими потребителями, одним из которых является вертикальная интеграция или вертикальный контроль.
Существенным мотивом к вертикальной интеграции может служить возможность диверсификации компании, поскольку создаваемые на промежуточных стадиях производства комплектующие и детали могут использоваться в других изделиях. Одна из последних тенденций в сфере производства состоит в стремлении к выпуску разнообразных товаров на базе использования однотипных комплектующих. Диверсификация как инвестиционная стратегия направлена на уменьшение риска и рост фирмы, поскольку:
- вертикально интегрированные компании в условиях постоянно трансформирующейся структуры рынка и частого появления новых прибыльных сфер приложения капитала получают возможность переключиться на более рентабельные направления;
- позволяет быстрее и эффективнее внедрять технические достижения: улучшив один комплектующий элемент, можно использовать его в нескольких изделиях сразу (это характерно для практики южно-корейских «чеболи», аналога наших ФПГ);
- вертикальная интеграция способствует разработкам новых материалов, технологий, обеспечивающих обновление ассортимента. Поскольку диверсификация позволяет снизить риск хозяйствования, то это особенно важно в условиях расширения деятельности.
В рамках вертикальной интеграции или контроля компания- производитель может способствовать преодолению морального ущерба потребителя. Дело в том, что часто крупная компания- монополист реализует свою продукцию при помощи розничных торговцев, которые являются совершенными конкурентами. Последние устанавливают цены на уровне своих предельных издержек по реализации продукта и не склонны предоставлять дополнительные услуги по реализации (информирование потребителя о качестве, доставка, реклама, сервис). В этом случае производитель может установить для продавца цену, превышающую предельные издержки последнего, чтобы стимулировать розничного торговца расходовать средства на рекламу, улучшать обслуживание и информирование потребителя о качественной стороне товара.
Стремление
к экономии финансовых ресурсов активной
фирмой также может быть мотивом для вертикальной
интеграции, поскольку появляется возможность
эффективного финансового управления.
Во-первых, это позволит снизить некоторые
налоговые отчисления, что может быть
достигнуто, например, за счет того, что
исчезает налогооблагаемая база для налога
с оборота. Поскольку этот налог взимается
при каждой сделке, то на конечной стадии
производства база налога содержит уже
уплаченные налоги на предыдущих стадиях.
При вертикальной интеграции сокращается
число сделок и снижаются расходы на этот
налог. Во- вторых, в результате перераспределения
прибыли между структурными подразделениями
вертикально интегрированной структуры
появляется возможность снизить налогооблагаемую
базу по налогу на прибыль. В-третьих, в
рамках технологической цепочки у компании
не возникают дебиторская и кредиторская
задолженности между предприятиями на
разных стадиях производства; следовательно,
нет необходимости инвестирования финансовых
ресурсов в закупки дополнительных ресурсов
и средства находятся в «связанном» состоянии
менее продолжительное время.
1.3
Последствия вертикальной
интеграции
Важным последствием вертикальной интеграции крупных фирм является усиление их рыночной власти. Это происходит благодаря тому, что они получают существенную экономию в издержках, а в итоге могут снижать цены и увеличивать рыночную долю продаж. Однако такой результат нельзя оценивать как отрицательный. Дело в том, что на современных рынках решающим является технологическое лидерство, которое можно получить за счет вложений в инновационное развитие и монопольной прибыли. Усовершенствование технологий позволяет более рационально использовать ресурсы. Кроме того, рыночная власть в таких условиях перестает быть постоянной, а ее усиление можно расценить негативно, если она ведет к сужению рынка, сокращению выпуска и росту цен.
В отрасли, где осуществляется вертикальная интеграция одних предприятий, возрастают барьеры входа для других. Это может быть вызвано, в частности, тем, что для своих подразделений компания устанавливает более низкую внутреннюю цену, чем для конкурентов на последующих стадиях. В результате цена на конечную продукцию у вертикально интегрированной фирмы ниже, чем у конкурентов. В такой ситуации неинтегрированные фирмы в отрасли должны осуществлять инвестиции в вертикальную интеграцию или искать способы установления вертикального контроля. Следствием для входящих в отрасль фирм станет повышение капитальных затрат, что и является основной причиной повышения барьеров вступления в отрасль.
Важный результат вертикальной интеграции для фирмы состоит в снижении затрат. Основная причина такого преимущества — ликвидация эффекта «двойной маржинализации», когда при интеграции предприятий устраняются монопольные надбавки на каждой последовательной стадии производства конечного продукта. Кроме того, в рамках объединения предприятий в единую технологическую цепочку появляется возможность оптимизировать перемещение сырья, полуфабрикатов, готовой продукции, исключив при этом все лишние операции. Благодаря улучшению координации ранее разрозненных стадий производства продукции удается наладить четкую взаимосвязь разных этапов производства, существенно снизить издержки складирования и хранения запасов между последовательными операциями, предотвратить остановки производства. Вследствие полной загрузки мощностей снижаются расходы на необходимое оборудование компании.
Крупная вертикально интегрированная компания способна проводить эффективную ценовую дискриминацию потребителей, что часто ведет к вытеснению конкуренции на данном рынке товара. Как известно, вертикально интегрированному монополисту выгодно назначать более высокие цены на рынке А с низкой эластичностью и низкие — на эластичном рынке В. Однако он может приобрести одну из фирм в отрасли с низкой эластичностью и только для нее назначить более низкую цену, а для всех остальных компаний на рынках А и В назначить цену, по которой реализовался продукт на рынке А. Теперь на рынке В фирмы не смогут покупать товар по столь высокой цене, поэтому они будут вынуждены покинуть рынок либо стать звеном вертикальной интеграции.
Вертикальная интеграция способствует снижению потерь благосостояния, которые связаны с функционированием на рынке компаний с монопольным ценообразованием. Прежде всего при вертикальном объединении устраняются монопольные надбавки, которые устанавливали разрозненные производители на последовательных стадиях производства. В свою очередь, как было показано, это ведет к снижению цен, росту выпуска и одновременно к увеличению прибыли монополии. Кроме того, за счет снижения цен возрастает и потребительский излишек.
Вертикально
интегрированные структуры, вбирают
в себя стадии производства, характерные
порой для других отраслей. Иными словами,
активная фирма становится участником
не одного, а нескольких рынков. При вертикальной
интеграции усиливается рыночная власть
активной фирмы, но она ослабевает на отраслевом
рынке. Это проявляется двояко: с одной
стороны, увеличивается доля фирмы на
отраслевом рынке и сокращается сфера
рыночного механизма перераспределения
ресурсов, а с другой — вертикально интегрированная
фирма с помощью инструмента вертикальных
ограничений также вмешивается в функционирование
рыночного механизма, оказывая на него
влияние своим поведением. Таким образом,
рост степени рыночной власти вертикально
интегрированных активных фирм осуществляется
как за счет сужения сферы функционирования
рыночного механизма, так и вследствие
ввода вертикальных ограничений. Вместе
с тем вертикально интегрированные фирмы,
хотя и имеют склонность к монополизации
рынка, все же на первых этапах своего
развития способствуют увеличению выпуска
конечной продукции и снижению различных
видов издержек.
2
Оценка экономической
деятельности ОАО
«Лукойл»
2.1
Организационно-экономическая
характеристика ОАО
«Лукойл»
Нефтяная
компания ОАО «Лукойл» сформировалась
на основе Государственного концерна «Лукойл»
(«Лангепас-Урай-
В соответствии
с Указом Президента РФ № 1403 от 17.11.92 «Об
особенностях приватизации и преобразования
в акционерные общества государственных
предприятий, производственных и научно-производственных
объединений нефтяной, нефтеперерабатывающей
промышленности и нефтепродуктообеспечения»
постановлением Совета Министров - Правительства
РФ № 229 от 05.04.93 было учреждено акционерное
общество открытого типа «Нефтяная компания
«Лукойл».
Уставной
капитал НК «Лукойл» сформирован за счет
вклада учредителей путем внесения в него
акций акционерных обществ, созданных
в качестве дочерних предприятий компании
в соответствии с Указом Президента РФ
№ 1403 от 17.11.92 «Об особенностях приватизации
и преобразования в акционерные общества
государственных предприятий, производственных
и научно-производственных объединений
нефтяной, нефтеперерабатывающей промышленности
и нефтепродуктообеспечения»: «Лангепаснефтегаз», «
Компания ОАО «Лукойл» - одна из крупнейших международных вертикально интегрированных нефтегазовых компаний. Основными видами деятельности компании являются разведка и добыча нефти и газа, производство нефтепродуктов и нефтехимической продукции, а также сбыт произведенной продукции. Основная часть деятельности Компании в секторе разведки и добычи осуществляется на территории Российской Федерации, основной ресурсной базой является Западная Сибирь. ОАО «Лукойл» владеет современными нефтеперерабатывающими, газоперерабатывающими и нефтехимическими заводами, расположенными в России, Восточной Европе и странах ближнего зарубежья. Основная часть продукции Компании реализуется на международном рынке. Компания ОАО «Лукойл» занимается сбытом нефтепродуктов в России, Восточной и Западной Европе, странах ближнего зарубежья и США
ОАО «Лукойл» быстро развивалась, консолидируя разрозненные активы. Это сопровождалось ростом объемов производства, расширением ресурсной и сбытовой базы, диверсификацией и глобализацией бизнеса, улучшением корпоративных стандартов.
ОАО «Лукойл» является второй крупнейшей частной нефтегазовой компанией в мире по размеру доказанных запасов углеводородов. Доля компании в общемировых запасах нефти составляет около 1%, в общемировой добыче нефти - около 2,4%. Компания играет ключевую роль в энергетическом секторе России, на ее долю приходится 18,6% общероссийской добычи и 18,9% общероссийской переработки нефти.
По
состоянию на начало 2010 года доказанные
запасы нефти компании составляли 13 696
млн. барр., доказанные запасы газа – 22
850 млрд. фут, что в совокупности составляет
17 504 млн. барр. н.э.
Таблица
№ 1 – Показатели финансово- экономической
деятельности ОАО «Лукойл»
Наименование показателя | 2007 год | 2008 год | 2009 год | Темп роста,% |
Стоимость чистых активов, млрд. руб. | 330,8 | 389,2 | 423 ,1 | 127 |
Отношение суммы привлеченных средств к капиталу и резервам, % | 130,1 | 131,25 | 131,71 | 101 |
Отношение
суммы краткосрочных |
111,8 | 115,6 | 118,18 | 105 |
Покрытие платежей по обслуживанию долгов, % | 299,78 | 301,42 | 314,58 | 104 |
Уровень просроченной задолженности, % | 0,01 | 0,01 | 0,01 | 100 |
Оборачиваемость дебиторской задолженности, раз | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 100 |
Доля дивидендов в прибыли, % | 95,32 | 96,54 | 97,97 | 102 |
Производительность труда, тыс. руб./чел | 100 943 | 98 496 | 16 151 | 16 |
Амортизация к объему выручки, % | 0,99 | 0,99 | 0.99 | 100 |
Исходя из данных таблицы №1 следует что, стоимость чистых активов по состоянию на 2009 г. составила 423,1 млрд. руб., что на 92,3 млрд. руб. больше по сравнению с 2007 годом. Это обусловлено получением компанией чистой прибыли в 2009 г. в размере 136,5 млрд. руб.
В 2009 г. значения показателей отношений суммы привлеченных средств и суммы краткосрочных обязательств к капиталу и резервам составили 131,7% и 118,2% соответственно, по сравнению с 2007 г. 130,1% и 111,8%. Рост этих показателей объясняется тем, что задолженность по краткосрочным займам, полученным от компаний группы, увеличилась, а чистые активы компании практически не изменились.
Оборачиваемость дебиторской задолженности за 2009 г. не изменилась по сравнению с 2007 г. и составила 0,3 (в годовом выражении).
Производительность труда за 2009 г. составила 16 151 тыс. руб./чел. (в годовом выражении), что меньше в 16 раз 2007 г. Резкое снижение этого показателя начиная с первого квартала 2009 г. объясняется уменьшением выручки Компании в результате изменения бизнес-схемы реализации нефти в группе «Лукойл».
ОАО
«Лукойл» крупнейшая российская нефтяная
бизнес-группа с выручкой более 80 млрд.
долл. и чистой прибылью более 7 млрд. долл.
Таблица
2 – Анализ эффективности использования
основных фондов ОАО «Лукойл»
Показатели | 2007 год | 2008 год | 2009 год | Темп роста, % |
Стоимость
основных фондов
(тыс. руб.) |
15857074 | 18521702 | 26617898 | 167 |
Выручка
от реализации
(тыс. руб.) |
22172422 | 41533467 | 35507098 | 160 |
Прибыль
от реализации
(тыс. руб.) |
4597930 | 5896998 | 4614944 | 100 |
Фондоотдача | 1,4 | 2,24 | 1,33 | 95 |
Фондоемкость | 0,75 | 0,45 | 0,75 | 105 |
Фондовооруженность | 12675,5 | 14149,5 | 19177,2 | 151 |
Фондорентабельность, % | 29 | 32 | 17 | 58 |