Вертикальная интеграция: оценка эффективности и воздействия на структуру отраслевого рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 18:08, курсовая работа

Описание

Цель написания курсовой работы – изучить процесс вертикальной интеграции и оценить эффективность воздействия на структуру отраслевого рынка, в связи с чем можно сформулировать следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие вертикальной интеграции отраслевых рынков;
2. Осуществить организационно-экономическую характеристику и анализ;
3. Оценить эффективность деятельности предприятия .

Содержание

Введение 3
1. Вертикальная интеграция отраслевых рынков 5
1.1. Вертикальная интеграция и вертикальные ограничения 5
1.2. Стимулы и формы вертикальной интеграции 9
1.3. Последствия вертикальной интеграции 14
2. Оценка экономической деятельности ОАО «Лукойл»………………...…...17
2.1. Оценка экономической деятельности ОАО «Лукойл» 17
2.2. Оценка уровня затрат ОАО «Лукойл» 23
2.3. Оценка уровня реализации продукции ОАО «Лукойл» 25
3.Оценка эффективности деятельности ОАО «Лукойл» и воздействие на структуру отраслевого рынка 29
3.1. Расчет экономического эффекта деятельности ОАО «Лукойл» 29
3.2. Оценка воздействия ОАО «Лукойл» на структуру отраслевого рынка 31
3.3. Нефтедобывающая и нефтеперерабатывающия отрасли в России 32
Заключение……………………………………………………………………….35
Приложение А…………………………………………………………………...36
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

ИНЕВАТОВА.doc

— 357.00 Кб (Скачать документ)

      Затраты предприятий нефтехимии увеличились  на 48 млн. долл. США, или на 53,3%, по сравнению с 2007 г. На расходы в России оказали влияние рост производства, рост стоимости сырья и укрепление рубля. Несмотря на закрытие нефтехимических производственных мощностей Группы в Болгарии и на Украине, затраты за рубежом снизились незначительно в виду высокой доли постоянных расходов. В 2009 г. группа возобновила выпуск продукции на заводе «Карпатнефтехим Лтд.» на Украине после реконструкции и строительства линии по производству хлора и каустической соды. Расходы, связанные с подготовительными работами, выполненными перед запуском завода, были частично признаны в третьем квартале 209 г.

      Затраты по транспортировке нефти до НПЗ увеличились на 93 млн. долл. США, или на 13,1%, по сравнению с 2007 г., что связано с ростом транспортных тарифов в России и укреплением рубля. Кроме того, в 2009 г. мы начали поставки нашей нефти на нефтеперерабатывающий завод ТРН.

      Затраты предприятий энергетики увеличились  на 139 млн. долл. США по сравнению с 2007 г., или на 44,4%, в результате развития энергетического бизнеса группы, а также в результате укрепления рубля.

      Прочие  операционные расходы включают в  себя затраты добывающих и перерабатывающих предприятий Группы, не связанные с их основной деятельностью, а именно затраты, связанные с реализацией транспортных услуг, а также стоимость прочих товаров и т.п. Прочие операционные расходы включают в себя также затраты предприятий газопереработки, стоимость прочих товаров и услуг, реализуемых сбытовыми компаниями Группы, а также расходы непрофильных предприятий группы.

По сравнению  с 2007 г. прочие операционные расходы увеличились на 57 млн. долл. США, или на 5,6%. 

2.3 Оценка уровня  реализации продукции  ОАО «Лукойл» 

      Сектор  сбыта представляет особую важность для компании с точки зрения наличия гарантированных каналов реализации готовой продукции. Развивая этот сектор, ОАО «Лукойл» преследует цель создания дополнительной стоимости путем продажи своей продукции конечному потребителю по максимально возможной на рынке цене, а также стабилизации денежных потоков. Компания «Лукойл» занимается оптовой торговлей нефтью, нефтепродуктами, продукцией газо-переработки и нефтехимии, а также розничной торговлей нефтепродуктами и продукцией нефтехимии.

      Компания  продает основную часть нефти  на международном рынке, незначительные объемы реализуются также на внутреннем рынке. Около 65% нефтепродуктов также реализуются за рубежом.

      Исходя  из данных таблицы №4, за 2009 г. выручка от реализации увеличилась на 19 470 млн. долл. США, или на 34,3%, по сравнению с 2007 г. Выручка от продаж нефти увеличилась на 5 197 млн. долл. США, или на 35,0%, а выручка от продаж нефтепродуктов – на 13 236 млн. долл. США, или на 34,8%. Рост выручки был связан с резким ростом цен на углеводороды по сравнению с девятью 2007 г. Кроме того, укрепление рубля к доллару США также привело к росту в долларовом выражении нашей выручки, номинированной в рублях. 

Таблица №5 – Продажи по видам продукции компании ОАО «Лукойл» 

Продажи (млн. долл. США) 2007 год 2008 год 2009 год Темп роста, %
Нефть
Экспорт и продажи на международных рынках, кроме стран СНГ 13 199 16 235 18 628 141
Экспорт и продажи в странах СНГ 1 189 945 723 60
Продажи на внутреннем рынке 472 611 706 149
Итого 14 860 17 791 20 057 -
Нефтепродукты
Экспорт и реализация на международных рынках
Оптовая реализация 25 905 31 541 36 437 140
Розничная реализация 6 496 6 621 6 962 107
Продажи на внутреннем рынке  
Оптовая реализация 2 692 3 263 3 937 146
Розничная реализация 2 987 3 782 4 007 134
Итого 38 080 45 207 51 343 -
Продукты  нефтехимии
Экспорт и продажи на международных рынках 432 321 398 92
Продажи на внутреннем рынке 338 469 520 153
Итого 770 790 918 -
Газ и продукция его переработки
Экспорт и продажи на международных рынках 792 968 1 137 143
Продажи на внутреннем рынке 367 492 588 160
Итого 1 159 1460 1 725 -
Реализация  энергии и сопутствующих услуг 754 891 1 025 139
Прочие  продажи
Экспорт и продажи на международных рынках 764 726 701 91
Продажи на внутреннем рынке 415 487 503 121
Итого 1 179 1213 1 204 -
Всего продажи 56 802 67 352 76 272 -
 
 

      Выручка от продаж нефти выросла на 35,0%, в основном в результате роста цен реализации. За счет прекращения переработки нефти на сторонних НПЗ в России и Белоруссии высвободился дополнительный ресурс нефти для продажи на внутреннем рынке, в результате объём продаж нефти увеличился на 2,0%.

Реализация  нефтепродуктов за 2009 г. от оптовой реализации нефтепродуктов на международных рынках увеличилась на 10 532 млн долл. США, или на 40,7%, по сравнению с 2007 г. в основном за счёт роста средних цен реализации на 32,8%. При этом, несмотря наснижение производства нефтепродуктов на наших заводах в Болгарии и на Украине из-за капитального ремонта, начало переработки нефти на ТРН и расширение торговой деятельности привело к увеличению объёмов оптовых продаж на 5,9%.За 2009 г. реализация нефтепродуктов через нашу розничную сеть за пределами Российской Федерации увеличилась на 466 млн. долл. США, или на 7,2%, по сравнению с 2007 г. Положительный эффект роста средних цен реализации на 20,2% был нивелирован снижением объёмов реализации на 10,8%, что произошло в основном в результате реструктуризации нашей розничной сети в США.

      За 2009 г. выручка от оптовых продаж нефтепродуктов в России выросла на 1 245 млн. долл. США, или на 46,2%, по сравнению с 2007 г. в результате увеличения средних цен реализации на 31,2%. В результате снижения экспорта нефтепродуктов объём реализации в России вырос на 840 тыс. т, или на 11,5%. Снижение объёмов переработки на сторонних заводах в России было частично компенсировано увеличением закупок нефтепродуктов, в том числе и у этих НПЗ.

Выручка от розничной реализации нефтепродуктов в России за 2009 г. увеличилась на 1 020 млн. долл. США, или на 34,1%, по сравнению с 2007 г. в результате роста объёмов продаж (благодаря росту средней реализации через АЗС) и цен реализации. Эта выручка составила 50,4% совокупной выручки от продаж нефтепродуктов в России за 2009 г. (за 2008 г. – 52,6%).

      Выручка от продаж продуктов нефтехимии увеличилась за 2009 г. на 148 млн. долл. США, или на 19,2%, по сравнению с 2007 г. Снижение объёмов реализации за рубежом за счёт уменьшения переработки и закупок нефтехимической продукции было частично компенсировано ростом цен реализации. Рост выручки в России произошел благодаря увеличению цен реализации и укреплению рубля к доллару США.

      За 2009 г. продажи газа и продукции его переработки увеличились на 566 млн. долл.США, или на 48,8%, по сравнению с 2007 г. Выручка от продаж продукции газопереработки увеличилась на 352 млн. долл. США, или на 50,4%. Это произошло в основном в результате роста цен. Выручка от реализации продукции газопереработки в розницу увеличилась

до 360 млн. долл. США, или на 21,5%, также в результате роста цен. Эта выручка составила 37,6% и 46,9% от всей выручки от реализации продукции газопереработки за 2009 и 2007 гг. соответственно.

      Выручка от продаж природного газа составила 636 млн. долл. США, что на 43,6% больше, чем за 2007 г. Выручка от реализации природного газа на внутреннем рынке существенно выросла в результате роста добычи газа. Выручка от реализации природного газа за пределами России выросла по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. из-за пересчёта цен на газ по

проекту «Шах-Дениз» за 2007-2009 гг. на общую сумму 101 млн. долл. США. Эта дополнительная выручка была признана в третьем квартале 2009 г.

Основным  покупателем добытого нами в Российской Федерации природного газа является Газпром. Продажи природного газа Газпрому за девять месяцев 2009 г. составили 6 072 млн. куб. м газа (за 2007 г. – 4 208 млн. куб. м), а средняя цена реализации выросла до 35,00 долл./1 000 куб. м, или на 7,4%, что было связано с укреплением рубля.

      Мы  начали развивать энергетический бизнес в 2007 г. после приобретения ТГК-8. В результате выручка от реализации электроэнергии и тепловой энергии и сопутствующих услуг выросла за 2009 г. на 271 млн. долл. США, или на 35,9%. Tакже росту этой выручки способствовало укрепление рубля. В основном мы занимаемся реализацией энергии и сопутствующих услуг на

внутреннем  рынке. Выручка от реализации за рубежом  несущественна.

      Выручка от реализации прочей продукции включает в себя не топливную выручку нашей розничной сети, а также выручку от реализации производственными и сбытовыми компаниями группы услуг и товаров, не связанных с их основной деятельностью (таких как транспортные и

прочие  услуги).

      За 2009 г. прочие продажи увеличились на 25 млн. долл. США, или на 2,1%.Снижение выручки от оказания транспортных услуг за рубежом было компенсировано ростом не топливной розничной реализации. За 2009 г. выручка от продажи прочей продукции на наших АЗС составила 467 млн. долл. США, что на 48 млн. долл. США больше, чем в 2007 г.

      Исходя  из всего выше сказано можно сделать  выводы, что компания ОАО «Лукойл» занимает лидирующее место в нефтяной промышленности в России, а так  же конкурирует с крупными компаниями на мировом рынке. Нефтяная компания ОАО «Лукойл» успешно развивается и захватывает новые территории.  
 
 
 
 
 
 
 
 

3 Оценка эффективности  деятельности ОАО  «Лукойл» и воздействие  на структуру отраслевого  рынка 

3.1 Расчет экономического эффекта деятельности ОАО «Лукойл»

      Экономический эффект — разность между результатами деятельности хозяйствующего субъекта и произведенными для их получения затратами на изменения условий деятельности.

      Различают положительный и отрицательный  экономический эффект. Положительный экономический эффект достигается в случае, когда результаты деятельности предприятия (продукт в стоимостном выражении) превышают затраты. Этот эффект называется прибылью. Для его получения необходимо расширение производства, либо экономия ресурсов на единицу продукта, либо и то, и другое. Если затраты превышают результаты, имеет место отрицательный экономический эффект, то есть убыток. 

Таблица №6 – Показатели выручки и затрат на продукцию ОАО «Лукойл» 

Показатели 2007 год 2008 год 2009 год Темп роста, %
Нефть
Затраты(млн.долл.США) 2 154 2 431 2 756 127
Выручка(млн.долл.США) 14 860 17 791 20 057 134
Нефтепродукты
Затраты (млн.долл.США) 5 431 5 726 5 934 109
Выручка(млн.долл.США) 38 080 45 207 51 343 134
Нефтехимия
Затраты (млн.долл.США) 90 114 138 153
Выручка(млн.долл.США) 770 790 918 119
Газ
Затраты (млн.долл.США) 321 397 426 137
Выручка(млн.долл.США) 1 159 1 460 1 725 148
Энергетика
Затраты (млн.долл.США) 331 398 452 144
Выручка(млн.долл.США) 754 891 1 025 135
Прочая  деятельность
Затраты (млн.долл.США) 1 016 1 047 1073 105
Выручка (млн.долл.США) 1 159 1 460 1 725 148

Информация о работе Вертикальная интеграция: оценка эффективности и воздействия на структуру отраслевого рынка